Развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
статья (русский язык, 1,2,3,4 класс) по теме
В статье описаны упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения для развития воображения младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_voobrazheniya_mladshih_shkolnikov.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков. В проекте стандарта сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, – это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности; обладающий высоким уровнем развития интеллекта и всех психических процессов.
Изучая стандарты второго поколения, а именно примерные программы по учебным предметам, нельзя не обратить внимания на то, что одной из задач учебных курсов математики, русского языка, технологии, изобразительного искусства, литературного чтения, музыки является развитие воображения. А значит надо развивать у младших школьников воображение, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески.
Существует огромное количество приемов, игр, упражнений, направленных на развитие воображения младших школьников. Вот лишь несколько упражнений, которые можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения.
1. Сочинение загадок.
Загадка – это выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Конечно, каждый ребенок имеет большой опыт в разгадывании загадок. А вот знают ли дети, как они создаются?
Сочинение ассоциативных загадок.
На доске – таблица, которая заполняется по ходу сочинения загадки:
___________________________
На что похоже? | Чем отличается? |
Последовательность работы.
1. Выбрать объект (записывается на верхней строчке). Например, расческа.
2. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос «На что похож объект?» (3 – 4 сравнения) Например, расческа похожа на забор, на пилу, на травку.
3. Заполнить правую часть таблицы «Чем отличается?» Например: чем расческа отличается от забора? (через забор можно перелезть) Чем расческа отличается от пилы? (пилой можно пилить) Чем расческа отличается от травы? (трава растет)
4. Вставить слова-связки «как…», «…но не…».
5. Прочитать готовую загадку. Например: «Что это: как забор, но не перелезть; как пила, но не пилит; как трава, но не растет?»
Пример заполненной таблицы.
__расческа__
На что похоже? | Чем отличается? |
как забор | но не перелезть |
как пила | но не пилит |
как трава | но не растет |
Чтобы загадки получались интересными, нужно подбирать оригинальные, необычные сравнения.
Можно еще сочинять загадки по признакам и по действиям.
2. Игра «Составление изображений объектов».
Детям зачитывается описание внешности какого-либо героя, предмета. Предлагается нарисовать героя или предмет по описанию.
3. Приемы работы со сказками.
Огромное место в жизни любого человека занимают сказки. Сказки сопровождают нас от момента рождения до взросления, а иногда и до старости. Казалось бы, мы знаем их почти наизусть, что тут можно еще придумать. Но есть приемы, пользуясь которыми можно сочинять новые сказки на основе уже известных.
- Прием «Салат из сказок» предполагает соединение в одной сказке персонажей из разных сказок и придумывание их совместных приключений.
- Прием «Сказки наизнанку» - характеры (свойства) героев известной сказки меняются на противоположные. Нужно придумать, как изменится сюжет сказки.
- Прием «Что потом?» предлагает придумать продолжение известных сюжетов. Например: Лиса съела Колобка, что потом? Как Колобок себя вёл внутри Лисы? Может быть, он продолжал петь и мешал ей охотиться? А, может, он смог выскочить и убежать от Лисы, когда она зевнула?
- Прием «Сказки с тремя концами». Школьникам предлагается придумать несколько концов к известным сказкам. Оцениваются концы сказок с точки зрения разнообразия и отстройки от традиционного конца.
- Прием «Сочинение сказок». Школьникам предлагается придумать свою сказку с каким-нибудь известным сказочным героем — рассказать, что случится с этим персонажем, о чём мог бы рассказать этот человек, предмет или животное.
4. «Творческая ошибка».
Допустим, при написании слова «автомобиль» ученик ошибся и пропустил какую-нибудь букву или нечаянно вписал лишнюю. Получились слова: автомобил, автомобуль, автормобиль. Предложите ребятам подумать, какие это будут автомобили? Про каждую из машин можно сочинить какую-нибудь интересную историю.
5. «Круги на воде».
Все, наверное, не раз наблюдали, как от камня, брошенного в воду, расходятся по воде круги. Они вовлекают в свое движение различные окружающие предметы – тростинки, кораблик и другие, «дремавшие» до этого времени.
Так и от одного слова может начаться движение, привлекающее все новые и новые ассоциации и приводящие к целой истории.
Последовательность работы по этому приему такова:
1. Выбрать слово-«камень» (из 5 – 6 букв, не содержащее Й, Ы, Ь, Ъ), записать его буквы на доске в столбик.
2. Написать рядом с каждой буквой произвольные существительные, начинающиеся с данной буквы.
3. Составить рассказ с использованием всех слов. Название рассказа – исходное слово.
Слова могут быть такими:
Г | газета |
О | обед |
Р | рябина |
О | огород |
Д | девочка |
Как видите, это словарные слова, а значит использовать это упражнение можно во время словарной работы на уроках русского языка.
Период с пяти до пятнадцати лет ученые считают наиболее благоприятным для развития воображения. А значит, нельзя упускать возможностей в плане его развития, тем более что младшие школьники с удовольствием выполняют предлагаемые задания, участвуют в творческой деятельности.
Литература.
- Гин С.И. Мир фантазии. М.: Вита-Пресс, 2006.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
- Тамберг Ю.Г. Как научить ребёнка думать. Учебное пособие. СПб.: Издательство «Михаил Сизов», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять знания и умения, которые ...
Методы и приёмы обучения, способствующие развитию творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
Статья содержит материалы выступления на районном методическом семинаре учителей русского языка и литературы...
Влияние словарной работы на развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и чтения
Влияние словарной работы на развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и чтения...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
Поскольку у учащихся начальной школы происходит развитие причинного мышления,то цель предлагаемых заданий -развитие детской фантазии,умения сочинять сказки,стихи....
«Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения».
Опыт работы по развитию речи младших школьников....
Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Методическая разработка "Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
laquo;Уроки по развитию речи создают прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение и речь»...