«Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения».
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Опыт работы по развитию речи младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pchelintseva_zadorozhnyaya.docx | 783.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения».
Ростовская область, сл. Кашары
МБОУ Кашарская СОШ
Пчелинцева Светлана Алексеевна, Задорожняя Елена Васильевна
учителя начальных классов
Речь – это источник душевного богатства человека. Для того, чтобы речь была выразительной и правильно звучащей, нужно много работать как учащимся, так и учителю. Почему? Всем известно, что в конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная масса заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и родной культуре. Поэтому развитие речи детей младшего школьного возраста на уроках русского языка и литературного чтения на сегодняшний день имеет особую значимость. Давайте же посмотрим, какие загадки, пословицы и поговорки, шарады, считалки жили и живут на деревенских улицах и в городских дворах, в школах и в детских лагерях.
Загадка - что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки.
Загадки обогащают словарь детей за счет многочисленности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. В них присутствуют элементы соревнования (кто быстрее, кто больше назовет, кто правильнее и т.д.). В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. В процессе работы над разгадыванием школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Именно поэтому, мы на своих уроках часто используем различные виды загадок (метаграммы, логогрифы, ребусы, шарады и т. д).
Сейчас мы более подробно остановимся на каждом виде загадок.
Шарада – это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово.
Мой первый слог тягуч и сладок,
Второй частица, вместе зверь,
Живет в лесу, на улья падок.
Ну, угадал его теперь? ( медведь)
Метаграмма – это загадка, в которой из загаданного слова путем замены одной буквы на другую получается новое слово.
Мои кусты легко узнать:
Цвету я гроздьями весною;
Но замените мягкий знак
На букву А и я завою.
Логогриф – загадка, в которой при отнимании (прибавлении) слова или буквы получается загаданное слово.
Я – ядовитая змея,
Ты от меня погибнуть можешь.
Но если вставишь «У» в меня,
То пистолет в меня положишь.
Анаграмма - литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.
Задачу ты решишь свободно:
Я - небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца-
Во мне увидишь что угодно.
Так как мы ведём данную работу на уроках русского языка и литературного чтения, то особое внимание уделяем русским народным загадкам. Считаем, что если использовать малые формы фольклора на уроках, то уровень развития речи повысится.
Живая живулечка на живом стулечке. (Ребёнок на коленях взрослого.)
Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат. (Небо, звёзды, месяц.)
Заря-зоряница, красная девица,
По лесу ходила, ключи обронила.
Месяц видел, не сказал,
Солнце увидело, подняло. (Роса.)
Задания к загадкам помогают раскрывать межпредметные связи, расширяют развивающие и познавательные возможности урока.
Ни говорит, ни поет,
А кто к хозяину идет-
Она знать дает. (Собака)
- С какими орфограммами встретились в тексте загадки?
- Какие породы собак вы знаете?
- Слово собака собственное или нарицательное?
- Какой частью речи является данное слово?
Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. Дети считалки знают, любят и используют в играх. Мы с успехом используем в своей работе этот материал.
Я вчера летал в ракете,
На далёкой был планете,
Там обедал в синеве, А под вечер был в Москве.
Из ракеты той, друзья,
Самым первым вышел я.
В школе ученики овладевают учебно- научным стилем речи.
А вот развитие связной речи тормозится. Речь становится менее раскованной и эмоциональной. Решить эту проблему помогает участие в театральном кружке. Где ребенок пользуется диалогической речью.
В результате эти виды речи получают дальнейшее развитие. Ученики овладевают умением вести беседы по широкому кругу вопросов, связанных с жизнью класса, школы, страны, с изучением основ наук. Вся наша работа направлена на развитие родной красивой правильной связной речи у детей.
Как хотелось бы слышать вокруг себя выразительную, богатую и образную речь, речь без ошибок и недостатков, которые нужно искоренять!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
В статье описаны упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения для развития воображения младших школьников....
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять знания и умения, которые ...
Методы и приёмы обучения, способствующие развитию творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
Статья содержит материалы выступления на районном методическом семинаре учителей русского языка и литературы...
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка (литературного чтения).
Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья»....
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
Поскольку у учащихся начальной школы происходит развитие причинного мышления,то цель предлагаемых заданий -развитие детской фантазии,умения сочинять сказки,стихи....
Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Методическая разработка "Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...
Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
laquo;Уроки по развитию речи создают прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение и речь»...