Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
методическая разработка по русскому языку

Кочергина Ирина Владимировна

Методическая разработка "Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие культуры  речи младших школьников

на уроках русского языка и литературного чтения

       Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Речь –  это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания.

       Одна из главных задач начальной школы, на мой взгляд, научить детей мыслить, рассуждать, а размышляет лишь тот, кто умеет говорить.

       Среди коммуникативных свойств языка важнейшее место занимает его чистота. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слово чистота определяется как «чистое состояние, вид чего-нибудь». Чистота языка предполагает отсутствие  лишних слов, которые в специальной литературе определяются как слова«сорняки», слова«паразиты», вставочные слова, слова«пустышки», пустые слова. Как видим, все термины имеют ярко выраженную негативную окраску.

       Овладение речью на родном языке – сложный и длительный процесс, основы которого закладываются еще в дошкольном возрасте. Но особое место в нем занимает усвоение речи детьми в 6 - 9 летнем возрасте, когда у ребенка появляется интерес к живому слову, когда он хочет говорить и говорит, но правильно ли?

        Речь современных учащихся начальных классов — детей XXI в. — не блещет чистотой, наши дети мало общаются, много времени проводят у компьютеров, поэтому зачастую не в состоянии оформить свою мысль без слов«сорняков», которыми и заполняются паузы в речи. Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна. Отмечается влияние на литературный язык ненормированной разговорной речи. В качестве слов«сорняков» выступают самые обычные слова русского языка: да, э, вот, типа, так, как бы, ну, ну это, что ли, как его, это самое, в принципе, как бы. Одно дело, когда ученик говорит: «Я забыл выучить стихотворение». И совсем другое: «Это самое, я забыл, это самое, выучить, это самое, стихотворение». Среди вульгарных слов наиболее популярным в настоящее время является, например, слово блин, которое можно встретить в речи  школьников,

        Многим представляется, что работать над чистотой речи — значит формировать у детей только правильное произнесение всех звуков русской речи, учить правильной артикуляции при произнесении свистящих или шипящих. На  классных часах устраивать миниинсценировки с диалогами, наполненными бессмысленными словами «пустышками». Но это не так.

С чего начинается чистота речи?

Чистота речи начинается  с упражнений по развитию речи, чтобы ребёнок мог выражать свои мысли без вульгарных слов и слов «сорняков». 

Развивать речь – это значит делать ее более точной, логичной, выразительной, образной, связной, интонационно богатой.

В чем я вижу повышение эффективности уроков русского языка и литературного чтения  для развития речи школьников?

Во-первых, это целенаправленность.

1. С целью обогащения словесного запаса можно использовать  нестандартное начало урока:

а) назови слова близкие (противоположные) по значению;

1 класс. Русский язык. Игра «Сочиняем наоборот».

Жил был маленький мальчуган Толик – … громадный старик Анатолий.
Он был добрый и никогда не дергал девочек за косички –  Он был злой и всегда дергал бабушек за косички.
Он был очень аккуратный и мыл руки перед едой – Он был жутким неряхой и пачкал руки после еды.
Любил животных и старался накормить бездомных собак – Ненавидел животных и старался отобрать пищу у домашних животных.
2 класс. Литературное чтение. Л.Н.Толстой «Прыжок».

Грамматические задания.

Найти в тексте слова и выражения, близкие по смыслу данным:

Разбился насмерть –  вдребезги
Очень испугались – замерли от страха
Сильно разозлился – раззадориться

б) найти «лишнее» слово (дети должны выделить сходства, различия, что обосновывают связным высказыванием).

Литературное чтение. 2 класс.

М.Пришвин. «Ребята и утята».

Болото – уточка – шапка – кузня – прохожий.

Исключи лишнее слово. Почему ты так думаешь? 

2.  Словарная работа - это не эпизод в работе преподавателя, а систематическая  работа на каждом уроке русского языка. Обязательна работа со справочниками и словарями.

3. Эффективны  поэтические пятиминутки

В начале каждого урока по одному - два учащихся читают стихотворения, выученные ими наизусть или подготовленные для выразительного чтения; читают или пересказывают отрывок из текста понравившегося художественного произведения.

Использование поэтических пятиминуток приобщает учащихся к поэтике родного языка, развивает эстетический вкус учащихся, формирует языковую культуру.

Во-вторых, продуманность отбора материала. 

Если содержания всех упражнений подчинены одной теме – это позволит обогатить словарный запас детей. Обязательно для развития речи учащихся необходимо вводить пословицы, поговорки, крылатые выражения, так как они являются строительным материалом русского языка.

На уроках литературного чтения  тексты соотнесены  с пословицами и поговорками, отражающими основную мысль произведения:

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»); На языке медок, а на уме ледок (сказка «Лиса и тетерев»).

Основная работа с пословицами – это раскрытие их смысла, прямого и переносного.

Приведу некоторые виды работ с пословицами.

Перечитать пословицы и ответить, что можно узнать из пословиц о прошлом. Какие качества ценились в народе.

Провожу соревнования на знание пословиц. Распределяю между тремя рядами учащихся пословицы. Их нужно самостоятельно прочитать и определить, на какую  они тему, подвожу итог.

Ученик из первого ряда читает начало пословицы, ученик  из второго ряда заканчивает ее, а ученик из третьего ряда раскрывает смысл этой пословицы. Провожу викторины о пословицах.
Назови пословицы, чтобы в них были числа семь и один.

  • Семеро одного не ждут.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Семь бед – один ответ.
  • Семеро с ложкой, один с сошкой.

В – третьих, очень важно научить диалогу. Диалог – первая ступень развития связной речи ученика. Уроки литературного чтения располагают большими возможностями  для организации ролевых диалогов, для встреч литературных персонажей.

В качестве полезного вида по развитию речи я также предлагаю воспроизведение диалога литературных героев. Воспроизводя беседу литературных персонажей, учащиеся интенсивно обогащают свой лексический запас за счет использования словаря данного художественного текста и органически сочетают его с лексикой, которой владеют свободно.

Игра «Журналисты».

Тех, кто хочет побыть в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости (макет дерева). Остальные дети журналисты.
Задача «журналистов» – задать интересный, необычный вопрос героям.
Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.

В - четвёртых, важны нестандартные и творческие задания.

Такие задания вызывают у уч-ся большой интерес, пробуждают желание высказать свое мнение. А это очень важно - пробудить желание говорить, связно выразить свои мысли. Они  позволяют не только совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, но и развивают навыки связной речи.

Приемы работы над предложением:

1) распространение;
2) дополнение неоконченных предложений;
3) изменение порядка слов;
4) восстановление деформированного;
5) составление предложений по аналогии;
6) составление ответа на вопрос.

Виды творческих работ на уроках русского языка

1. Творческое списывание:

Обычно усложняется заданиями по развитию речи.

Задание должно быть четко сформулировано и разъяснено учащимся.

Тема урока: «Диалог».

Задание: Восстанови пропущенные реплики.

-  Да, на юге.

-  В Крыму.

-  Конечно, видел! Купался в нем!

-  Море огромное! На одном берегу стоишь, а другого даже не видно.

Тема урока: «Число имен существительных».

Задание: Продолжи ряд однородных членов, употребив имена существительные, имеющие форму одного числа.

В продовольственном магазине. На Садовой улице открылся новый продовольственный магазин. В нем три отдела. В первом отделе большой выбор молочных продуктов: кефир, ... , ... .Во втором отделе можно купить макароны,........ В третьем отделе вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты... .

2 .Работа с фразеологизмами.

Чтобы речь стала легкой, понятной, выразительной, не изобиловала бы лишними словами, следует, конечно, потрудиться. Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы

1.   Найди фразеологический оборот, составь с ним предложение: 

Она улыбается редко, ей некогда лясы точить.

2.   О ком так говорят?

Белая ворона                              звезд с неба не хватает

Гусь лапчатый                            правая рука

Желторотый птенец                   язык без костей

Собаку съел                               семь пядей во лбу

3. Замени фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке   (медленно)

Рукой подать            (близко)

Кривить душой        (лгать)

(слайд9)

3.Редактирование текста.

4.Распространение текста.

Пришла зима. Выпал снег. Ударил мороз.

Пришла настоящая снежная, холодная зима, которая принесла много радости. Выпал белый, пушистый снег. Ночью ударил сильный  мороз и сковал тихую речку ледяным мостом.

5..Описание по аналогии.

Составление небольших рассказов, подобных прочитанным. Например, если дан текст по теме: «Домашние животные с названием «Мой котенок», то можно предложить другое название «Мой щенок», «Моя курица» и другие. Или же по теме: «Птицы» дано название тексту – модели «Синица» - можно предложить «Снегирь», «Воробей», «Дятел».

6.     Работа с контекстуальными синонимами.

Тема урока: «Местоимение». Задание: Ликвидируй тавтологические ошибки.

В лесу старик долго искал медведя. Вскоре старик устал и присел отдохнуть. Тихо-тихо было в лесу. Вдруг старик услышал: «Дзен!» Красивый такой звук, как струна пропела. Старик очень удивился: «Кто это в лесу на струне играет?»

7.     Разгадывание кроссвордов.

8. Творческие сочинения 

Например, «Сказка о тучке», «Жалобы старых ботинок», «О чем рассказала крыша», «Художник – мороз и другие»

        Развитие речи в начальной школе не может ограничиться простым пересказом текста, ответами на вопросы, а требует постановки перед учащимися  таких задач, которые связаны с активной творческой работой над текстом, с формированием сложных речевых умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения»

              Предлагаемый материал основан на использовании данной технологии в филологии, будет полезен учителям начальных классов, преподающим литературу и...

«Развитие речевых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения»

1.     Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающу...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения.

Как пробудить в ребёнке желание учить русский язык? Решение данной проблемы осуществимо через развитие творческого мышления. «Сухое» изучение орфографии и грамматики вызывает только скуку ...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения

В презентации представлен опыт работы с проектом "Как хорошо уметь читать"...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".

В обобщении опыта представлены различные виды и формы творческих заданий, которые позволяют достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, посильные для каждого ученика....

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения.

 Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, б...