Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
презентация к уроку по русскому языку

Шилова Мария Викторовна

 «Уроки по развитию речи создают прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение и речь» 

                                                                                        В. А. Сухомлинский

Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.
Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shilova_m.v.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения. Учитель начальных классов Шилова Мария Викторовна

Слайд 2

«Уроки по развитию речи создают прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение и речь» В. А. Сухомлинский «Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка» Л. С. Выготский

Слайд 3

Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся. Потребность общения, или коммуникации Создание речевой среды Речевая активность самого ребенка

Слайд 4

Задачи: Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио); Обеспечить создание речевых ситуаций ; Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов; Формирование навыков связной речи (устной и письменной ); Воспитание интереса и уважительного отношения к слову; Предупреждение и преодоление ошибок в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений; Формирование умения работать над текстом художественного произведения;

Слайд 5

Требования к уровню развития речи учащихся: Содержательность Логичность Точность Выразительность Ясность Правильность

Слайд 6

Методы и приемы развития речи: Словарная работа Игры со словами Словесное рисование Ребусы, кроссворды Подбор синонимов, антонимов, омонимов Артикуляционные гимнастики

Слайд 7

Развитие речи через малые жанры: загадки пословицы игры считалки скороговорки сказки

Слайд 8

СКАЗКА «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» Цели: развитие речи; творческой фантазии детей; стимулирование театральной деятельности; воспитание нравственных ценностей. 1. Продолжи сказку: «Жили-были…» 2. Угадай, кто я? 3. Инсценировка. 4. Угадай сказку. 5. Растеряшка. 6. Доскажи имя литературного героя и в какой сказке он живёт. Докажи характер героя примерами из сказок. Опиши героя. Придумай конец сказки. Придумай кроссворд к сказке.

Слайд 9

ЗАГАДКИ «Загадка – иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса» Чичеров В.И. Цели: учить выделять свойства и признаки загаданного предмета и доказывать правильность отгадки, воспитывать любовь к русской словесности, народному творчеству. 1. Для выделения нового или изученного звука. 2. Словарная работа (загадки об овощах, фруктах и т.д.). 3. Сочиняем загадку. 4. Отгадай кроссворд (из загадок). 5. Нарисуй отгадку .

Слайд 10

ПОСЛОВИЦА «Пословица – короткое предложение, содержащее народную мудрость». Цели: знакомство с пословицами, их ролью в жизни людей, воспитывать интерес к устному народному творчеству, развивать умение объяснять смысл пословиц, их содержание, формировать личностные качества и отношения к культуре и обычаям страны. 1. Вместо точек вставь название животных. 2. Доскажи пословицу. 3. Кто больше? (Вспомнить пословицы на определённую тему). 4. Соотнести пословицу и картинку. 5. Составить пословицу .

Слайд 11

СКОРОГОВОРКА «Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов». Цели: развитие речи обучающихся, работа над выразительностью речи, правильном произношении, силой голоса, приобщение учащихся к устному народному творчеству. 1. Работа над артикуляцией. 2. Письмо по памяти. 3. Конкурс на звание чемпионов по скороговоркам.

Слайд 12

СЧИТАЛКА «Считалка – фольклорный жанр, творцом которого является не один человек, а целый народ». Цели: изучить историю создания считалок, их назначение в древние времена. 1. «Дополни считалку». 2. игры с использованием считалок. 3. «Составить считалку». 4. «Найти рифму». 5. «Найти концовку».

Слайд 13

ИГРА «Игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире .» В.А.Сухомлинский 1. «Кто это сказал?» 2. «Продолжи стихотворение или рассказ». 3. «Кто мы?» 4. Игра «Умники и умницы». 5. Викторины по сказкам. 6. «Игра «Знатоки русского языка».

Слайд 14

«Из всех … знаний и умений самым важным, и самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке» В.И.Чернышёв

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

В статье описаны упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения для развития воображения младших школьников....

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять  знания и умения, которые ...

Методы и приёмы обучения, способствующие развитию творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Статья содержит материалы выступления на районном методическом семинаре учителей русского языка и литературы...

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка (литературного чтения).

Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья»....

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Поскольку  у учащихся начальной школы происходит развитие причинного мышления,то цель предлагаемых заданий -развитие детской фантазии,умения сочинять сказки,стихи....

Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Методическая разработка "Развитие культуры речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...