Конспект урока русского языка и презентация
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок по русскому языку /УМК «Начальная школа XXIвека» под руководством Н.Ф.Виноградовой/ по теме: « Учимся писать слова с удвоенными согласными в корне» 3 класс. Учитель начальных классов: Вдовина Н.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 69.5 КБ |
urok_russkogo_yazyka.ppt | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку
/по УМК «Начальная школа XXI века»
под руководством Н.Ф.Виноградовой/
по теме:
« Учимся писать слова с удвоенными согласными в корне»
3 класс
Учитель начальных классов: Вдовина Н.А.
Тема: «Учимся писать слова с удвоенными согласными в корне»
Цели урока:
- Продолжить знакомить учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова и повторять изученные;
- Знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной;
- Закреплять умение переносить слова с удвоенной согласной;
- Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь;
- Развивать у детей интерес к русскому языку.
Учебный материл: Учебник «Русский язык. 3 класс» (1-4) ( автор Иванов С.В., Евдокимова А.О.,Кузнецова М.И., ПетленкоЛ.В., Романова В.Ю.), «Рабочая тетрадь №2», таблицы.
Ход урока:
- Организационный момент
- Чистописание.
- Запишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах – отгадках, соблюдайте правильные соединения.
- Где доска и парта есть,
Чтоб за них нам сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный (класс)
- Многим нам она знакома,
В ней купаться можно дома.
Что же это за предмет?
Догадались или нет? (ванна)
- Простудился я вчера,
Голова болит с утра,
Я закашлял и охрип.
У меня, наверно, (грипп)
- Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Нам идти здесь веселее.
Этот путь зовут (аллея)
- Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам (килограмм)
- Шестой день недели (суббота)
- Их используют для приготовления сдобного теста, кваса… (дрожжи)
- Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий сообщения с мест
(корреспондент)
- Сообщение темы урока.
У: Правописание каких слов, судя по минутке чистописания, мы продолжаем изучать?
Д: Правописание слов с удвоенными согласными в корне слова.
- Запись предложения и его разбор.
Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
Дадим характеристику предложению в синтаксическом плане:
- По цели высказывания... (повеств.)
- По эмоциональной окраске… (невоскл.)
- По количеству грамматических основ… (прост.)
- По наличию второстепенных членов… (распростр.)
- По наличию конструкций, осложняющих предложение… ( с однор. сказуемыми)
У: Посмотрите внимательно на предложение, написание какого слова вас заинтересовало? (Аппетит)
У: Объясните почему?
У: Еще раз назовите тему нашего урока.
Д: Правописание слов с удвоенными согласными в корне слова.
У: Верно, молодцы,
А, что такое аппетит?
Мама мне о нем твердит.
Говорит она сердито:
- Ты поел без аппетита.
(Статья о слове «аппетит» и работа по теме «Этикет» правила поведения в столовой и за столом)
У: Поднимите руку, те, кто слышал устойчивое выражение «зверский аппетит, волчий аппетит». Что это за выражения? (Фразеологизмы)
- Работа по теме урока. Игра «Знай-ка»
Что мы знаем о правописание слов с удвоенными согласными в корне слова?
Что вы хотите узнать?
Можно ли проверить написание удвоенной согласной буквы в корне слова?
Можно ли подобрать проверочное слово?
Д: Нет, написание слов с удвоенными согласными в корне слова нужно запомнить.
У: Подскажите мне, в какой части слова находится удвоенная согласная?
Д: В корне слова.
У: Я совсем забыла, что нужно сделать, чтобы определить, в какой части слова находиться удвоенная согласная?
Д: Подобрать однокоренные слова.
У: Попробуйте мне доказать, что в этой группе слов есть «лишние» слова.
На доске:
ССОРА
МЕДЛЕННО (-енн- суффикс)
РАССКАЗ ( прист. Рас- и корень –сказ-)
ПАССАЖИР
РУССКИЙ (корень –рус – и суффикс –ск-)
ГРАММ
ЛЕТНЯЯ (окончание прил. Ж.р.)
У: А, кто подскажет, как переносятся слова с удвоенной согласной?
Д: По слогам. Одна согласная буква остается на строке, а вторая переносится на другую строку.
У: Попробуйте разделить для переноса такое слово
Есть спортивная игра,
В ее названии – две буквы «к».
Играя, клюшкой шайбу бей.
Игра известная …(хок-кей)
- Работа по учебнику. Продолжим работу над переносом слов с удвоенными согласными, выполнив Упр. № 1, стр. 14.
- Творческое задание
На доске:
Я сегодня всем наврал –
От стыда алею.
Вот пойду и спрячусь я
В темную аллею.
У: Какие слова в предложении при произношении звучали одинаково?
Смысл этих слов одинаков?
Что мы можем сказать про написание таких слов?
Такие слова называются омонимами. Омонимы-слова, имеющие одинаковую форму, но разное значение.
/Фонетические омонимы (омофоны) – слова имеющие одинаковую звуковую оболочку, но разное написание/
Почему мальчик хочет спрятаться?
Какой совет можно дать мальчику, если так получилось, что он наврал – т.е. обманул кого-то?
(Признаться, извиниться, больше так не делать)
Попробуйте составить предложение с любой парой слов:
ГРИПП – ГРИБ БАЛЛ – БАЛ
- Приятнее найти под елкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
- Кто получит низкий балл,
Не пойдет на школьный бал.
- Физминутка. / Определите на слух слова с удвоенными согласными: поднимая при этом руки вверх и хлопая два раза в ладоши/:
- Спросите, не повысив тона:
Что больше – центнер или тонна?
- Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
- Радиоволна идет сквозь стену
Мы ее поймаем за антенну.
- Если пьете в школе квас,
Не забрызгайте весь класс.
- Если дома много сора,
Может дома вспыхнуть ссора.
- Самостоятельная работа по учебнику. Стр. 14 Упр. №2
- «Скорая помощь» Обрати внимание – это важно ПРАВИЛО стр. 15
ДЛИНА, ГАЛЕРЕЯ, ЮНЫЙ, БАГРЯНЫЙ, СЕРЕБРЯНЫЙ
- Работа над словарными словами ( Статьи из Словаря)
ТЕРРИТОРИЯ
ПРОФЕССИЯ
ГАЛЕРЕЯ
- Работа в группах в «Рабочей тетради№2»
Выполнить Упр.1 стр. 1 – вставить пропущенные буквы и проверить у товарища.
- «Наши гости» У нас в гостях литературные герои
ЧИПОЛЛИНО Джанни Родари
ЧЕБУРАШКА Эдуард Успенский
ВИННИ-ПУХ Алан Милн
Может быть кто-то из них «лишний» в этой компании? Докажите.
Двое начинаются с буквы «Ч»;
Двое имеют удвоенную согласную в имени;
Два слова изменяются по падежам, а Чиполлино – нет.
Кто придумал этих героев?
Знаете ли вы еще литературных героев, в именах которых была удвоенная согласная буква?
Муми-тролль (Туве Янссон), хоббит Бильбо Беггинс (Дж. Р. Толкин), Гулливер (Джонотан Свифт), Рикки-Тикки- Тави (Рельяд Киплинг), Пеппи Длинныйчулок (Астрид Линдгрен), Гарри Поттер (Дж. К Роулинг).
Спишите и запомните 2-3 имени любимых героев и авторов произведения.
Какая еще орфограмма есть в этих словах (Большая буква в именах собственных)
Какие еще имена мы пишем с удвоенными согласными?
(Инна, Анна, Римма, Эмма, Алла, Жанна, Кирилл, Филипп)
У: Правильно. А сейчас послушайте сказку, что может произойти, если не знать, как пишутся такие слова. (См: Приложение №1)
- Итог урока «ОЦЕНКИ»
У: Над какой же темой мы работали сегодня на уроке?
Д: Правописание слов с удвоенными согласными в корне слова.
У: Что нужно делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными согласными в корне?
Д: Запомнить как можно больше таких слов. В случае затруднения посмотреть написание слова в словаре.
Рефлексия
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Я понял, что…
- Я повторил…
- Меня удивило…
- Домашнее задание: Повторить слова с удвоенной согласной и выполнить
Упр. №3 на стр. 15 по заданию.
- Игра «Помоги Незнайке»
С удвоенной согласной не выучил слова.
Теперь учитель точно ему поставит «два».
Ну, что ж, дружок Незнайка, поможем мы тебе.
И не оставит класс наш тебя, дружок, в беде.
Задание: Каждый ряд получает лист бумаги, на которых они должны написать одно слово с удвоенной согласной, лист передается до последней парты. Ученик, с последней парты ряда, который закончил писать слова первым, зачитывает слова. Другие учащиеся с последних парт вычеркивают услышанные слова, а потом дополняют общий список слов теми, которые остались не вычеркнутыми. Остальные следят и вносят поправки.
Приложение №1
Сказка «Про девочку Аллочку» В.Волиной
(«Веселая Грамматика», с. 119)
Читает подготовленный ученик.
Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе. Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила «двойку».
Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущенно кричали:
- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.
И Алла разучилась писать свое имя…
А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.
- Почему ты плачешь? - спросила учительница.
- Я не знаю, как пишется мое имя.
Учительница с улыбкой посмотрела на третьеклассницу и сказала:
- Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе.
Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется ее имя, а заодно и такие слова, как: ванна, хоккей, масса, классный, программа, касса, коллектив, аллея, суббота, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить, перрон, шоссе, телеграмма, металл, тонна, грипп, кроссовки, кросс, теннис, бассейн и много других слов.
У: Давайте выучим эти слова и мы!
«Подарок от Аллочки»
Тема урока: «Удвоенные согласные»
Слова запомни, не спеши,
Красиво, правильно пиши:
- слова: ванна, хоккей, масса, классный, программа, касса, коллектив, аллея, суббота, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить, перрон, шоссе, телеграмма, металл, тонна, грипп, кроссовки, кросс, теннис, бассейн, антенна, территория, профессия, сумма, килограмм, террариум, корреспондент;
- имена: Инна, Анна, Римма, Эмма, Алла, Жанна, Кирилл, Филипп;
- сказочных героев: Муми-тролль (Туве Янссон), Хоббит Бильбо Беггинс (Дж. Р. Толкин), Гулливер (Джонотан Свифт), Рикки-Тикки- Тави (Рельяд Киплинг), Пеппи Длинныйчулок (Астрид Линдгрен), Гарри Поттер (Дж. К Роулинг),Чиполлино (Джанни Родари), Винни-Пух (Алан Милн).
- Чистописание
класс
ванна
грипп
аллея
килограмм
суббота
дрожжи
корреспондент
- «Знай-ка»
ссора
медленно
рассказ
пассажир
русский
грамм
летняя
- «Скорая помощь»
длина
галерея
юный
багряный
серебряный
«В твой словарик»
аппетит
территория
профессия
галерея
- «Наши друзья»
Чиполлино
Чебурашка
Винни-Пух
Джанни Родари
Эдуард Успенский
Алан Милн
- «Наши друзья»
Муми-тролль
(Туве Янссон);
хоббит Бильбо Беггинс
(Дж. Р. Толкин);
Гулливер
(Джонатан Свифт);
Рикки-Тикки- Тави
(Редьярд Киплинг);
Пеппи Длинныйчулок (Астрид Линдгрен);
Гарри Поттер
(Дж. К Роулинг).
- «Наши друзья»
Инна
Анна
Римма
Эмма
Алла
Жанна
Кирилл
Филипп
«Мой словарик»
«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова
«Москва» 1992г.
АППЕТИТ – 1. Желание много есть. /Приятного аппетита/
2. Потребность, желание. /Умерить свой аппетит/
«Словарь Русского языка» Академии науки СССР Института Русского языка
«Москва» Издательство «Русский язык» 1981г.
АППЕТИТ – 1. Желание есть.
2. Желание, стремление, вожделение.
«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова
«Москва» 1992г.
ПРОФЕССИЯ – Основной род занятий, трудовой деятельности. / По профессии инженер/
«Словарь Русского языка» Академии науки СССР Института Русского языка
«Москва» Издательство «Русский язык» 1981г.
ПРОФЕССИЯ - Род трудовой деятельности, занятий, требующий
определенной подготовки и являющаяся
обычно источником существования. /Получить профессию/
«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова
«Москва» 1992г.
ТЕРРИТОРИЯ – Ограниченное земельное пространство.
/Территория завода/
Территориальные воды – часть моря, на которую распространяется власть прибрежного государства.
«Словарь Русского языка» Академии науки СССР Института Русского языка
«Москва» Издательство «Русский язык» 1981г.
ТЕРРИТОРИЯ – земельное пространство с определёнными границами;
Пространство земли, внутренних и прибрежных вод, включая воздушное пространство
над ними, с границами, определяемыми принадлежностью государства, области.
«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова
«Москва» 1992г.
ГАЛЕРЕЯ – 1. Узкое крытое помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон вдоль
здания /Стеклянная галерея/
2. Верхний ярус театра.
3. Длинный подземный ход в каких-нибудь сооружениях, при горных работах.
4. В некоторых названиях художественный музей.
5. Имеет переносное значение. Длинный ряд, вереница.
Галерея литературных типов.
«Словарь Русского языка» Академии науки СССР Института Русского языка
«Москва» Издательство «Русский язык» 1981г.
ГАЛЕРЕЯ – 1. Длинный узкий крытый проход, коридор, застекленное строение, соединяющие две отдельные части здания.
2. Верхний ярус в театре, цирке.
3. Длинный узкий подземный ход в военных сооружениях, при горных работах.
4. Специально устроенное помещение, художественный музей,
в котором размещены для обозрения произведения искусства.
- Длинный ряд, вереница (типов, образов).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Минутка чистописания»
Тема урока: «Удвоенные согласные» Цели урока: Знакомить с написанием, происхождением и значением слов с удвоенной согласной; Закреплять умения переносить такие слова; Развивать у обучающихся интереса к русскому языку.
«Удвоенные согласные» Аппетит от б-льного б-жит, а к зд-ровому катится. Вставить пропущенные буквы; Дать характеристику предложения по плану: По цели высказывания По эмоциональной окраске По количеству грамматических основ По наличию второстепенных членов По наличию конструкций, осложняющих предложение
«Удвоенные согласные» А пп етит от (боль) б оль ного (бег, г/ж) б е жит, а к (зд оро вье – сл. слово) зд оро вому катится. Повествовательное; Невосклицательное; Простое; Распространённое; С однородными сказуемыми.
«Удвоенные согласные» «Твой словарик» «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова А пп етит – 1. Желание много есть. /Приятного а пп етита/ 2. Потребность, желание. /Умерить свой а пп етит/ «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И.Молоткова «Зверский а пп етит, волчий а пп етит»
«Удвоенные согласные» «Твой словарик» Так, что такое а пп етит? Мама мне о нём твердит. Говорит она сердито: -Ты поел без а пп етита!
«Удвоенные согласные» «Правила этикета»
«Удвоенные согласные» «Знай-ка» Найди «лишние» слова ССОРА МЕДЛЕННО РАССКАЗ ПАССАЖИР РУССКИЙ ГРАММ ЛЕТНЯЯ
«Удвоенные согласные» «Знай-ка» медле нн о (суффикс –енн-) ра сс каз ( на стыке приставки рас- и корня –сказ-) ру сс кий (на стыке корня -рус- и суффикса –ск-) летн яя (окончание прил. в ж.р.)
«Удвоенные согласные» «Знай-ка» Переноси слова с удвоенной согласной так: ХОК-КЕЙ АП-ПЕТИТ, АППЕ-ТИТ ПАС-САЖИР, ПАССА-ЖИР Задание: Выполни самостоятельно по образцу Упр. №1, стр. 14
«Удвоенные согласные» «Мы творцы» ГРИПП – ГРИБ БАЛЛ - БАЛ
«Удвоенные согласные» «Отдыхай-ка!» «Поймал слово - хлопай два раза в ладошки!»
«Удвоенные согласные» « Скорая помощь » Правило стр. 15 Пиши правильно: ДЛ ИН А ГА Л ЕРЕЯ ЮН ЫЙ БАГР ЯН ЫЙ СЕРЕБР ЯН ЫЙ Домашнее задание: Выполни в паре в «Рабочей тетради» на стр. 1 Упр. №1
«Удвоенные согласные» «Твой словарик» Пиши грамотно: А ПП ЕТИТ ТЕ РР ИТОРИЯ ПРОФЕ СС ИЯ Г АЛ ЕРЕЯ
«Удвоенные согласные» «Твой словарик» «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова Профе сс ия – основной род занятий, трудовой деятельности /По профессии инженер/ Те рр итория – ограниченное земельное пространство с определенными границами /Те рр итория завода/ Га л ерея – 1. узкое крытое помещение, соединяющее часть здания; 2. Верхний ярус в театре, цирке; 3. В некоторых названиях художественный музей.
«Удвоенные согласные» «Наши гости» Кто-то «лишний» в нашей компании?
«Удвоенные согласные» «Наши гости»
«Удвоенные согласные» «Наши гости» Задание: послушай сказку В.Волиной «Про девочку Аллочку»
«Удвоенные согласные» Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Я повторил… Меня удивило…
«Удвоенные согласные» «Помоги Незнайке» Домашнее задание: выучи слова с удвоенной согласной, выполни по заданию Упр.3 стр. 15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Алфавит" во 2 классе
Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий может быть проведён не только во 2 классе, но и в 1-ом (на усмотрение учителя в зависимости от подготовки и подбора класса).Презента...
Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Части речи"
Урок проводился в рамках методического семинара по теме "УУД в учебном процессе"На этом уроке дети учились: 1. отличать имена существительные от имён прилагательных.2. Узнавать разные части речи.3. Со...
Конспект урока русского языка с презентацией по теме : «Упражнение в склонении имен существительных и распознавании падежей (по вопросу и предлогу)».
Конспект урока с презентацией для 3 класса....
Конспект урока русского языка (с презентацией) во 2 классе по теме "Грамматическая основа" (УМК "Школа 2100")
Урок проводится с целью развития у учащихся 2 класса умения находить грамматическую основу предложения....
Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...
Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" по УМК Л.В.Занкова
Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой...
Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой
Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой...