Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" по УМК Л.В.Занкова
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_nosarevoy_e.v.doc | 67 КБ |
k_uroku_4_klass.ppt | 97.5 КБ |
pril_k_uroku.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработчик: Носарева Елена Викторовна, МАОУ СОШ № 46 с УИОП города Калининграда.
Русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова
Тема: Неопределённая форма глагола.
Цели: -сформировать представления учащихся о неопределённой форме
глагола как начальной,
-развивать память, речь, мышление, логику учащихся, развивать
умение сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать
коммуникативные способности учащихся,
-прививать любовь к родному языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень много гостей. Повернитесь к гостям, поприветствуйте кивком головы, улыбнитесь, а теперь садитесь.
2. Определение темы и задачи урока.
-Сегодня на уроке русского языка мы будем очень много работать, сотрудничая в группах.
-Как вы считаете, какая часть речи нам будет помогать работать на уроке, управлять нашими делами и мыслями? (Глагол)
-А почему глагол?
-Что называется глаголом? (Дайте определение глаголу)
-Предположите, чем мы сегодня будем заниматься?
-Действительно, сегодня на уроке мы будем:
Мультимедиа сотрудничать,
слушать (внимательно друг друга),
думать,
решать (проблемы и поставленные задачи),
размышлять,
рассуждать,
классифицировать (слова по каким-либо
признакам),
анализировать,
сравнивать,
обобщать,
делать (выводы)
-Поставьте вопросы к данным глаголам и попробуйте определить тему урока.
Мультимедиа.
Тема урока «Неопределённая форма глагола»
-Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать задачу урока.
Мультимедиа.
Задача: почему форма глагола называется неопределённой?
-Ответ на данный вопрос мы получим в течение урока, а пока минутка чистописания.
3.Чистописание.
-Давайте вновь обратимся к глаголам, посмотрим, что общего у всех?
-Предложите свою минутку чистописания. -Составьте цепочки из данного сочетания букв.
4. Работа над темой.
-Итак, задача нашего урока, выяснить, почему эта форма глагола называется неопределённой. Ответ на данный вопрос вы получите, когда выполните в группах задания.
1 группа. Упр. 106.
1) Выполните задания 1, 2 (1-3 предложения). 2) Подчеркните, на что оканчиваются глаголы неопределённой формы.
2 группа. Упр. 106. 1) Выполните задания 1, 2 (5-7 предложения). 2) Подчеркните, на что оканчиваются глаголы неопределённой формы. К какой морфеме они относятся?
3 группа.
1. Прочитайте пословицы. 2. Когда так говорят? 3.Спишите. Поставьте к глаголам вопросы.
Лучше ( ?) потерять кошелёк, чем ( ? ) нарушить слово.
( ? )Быть сильным – хорошо,( ? ) быть умным – лучше вдвое.
(Ученик у доски)
4. Почему в пословицах часто употребляются глаголы неопределённой формы? (То, о чём говорится в пословице, относится ко всем людям, поэтому не нужно указывать на лицо, число и время). 5. Вспомните пословицы, где есть глаголы неопределённой формы.
4 группа. 1. Прочитайте.
Старость, молчать, отнимать, молодость, трость, порадовать, кисть, отдохнуть. 2. Что общего у всех этих слов? 3. В чём отличие? 4. Распредели слова на 2 группы. Обоснуй свой ответ. 5. К какой морфеме относится сочетание –ть в каждом слове?
(с карточками у доски 2 человека)
5 группа. 1. Прочитайте шуточный рассказ «Инфинитив» Ф.Кривина.
2. Есть ли в тексте инфинитив (неопределённая форма)? Если да, то подчеркни его, устно поставь вопрос.
3. Используя текст и ответы учащихся, попробуйте придумать схему-опору определения глагола-инфинитива.
Смотрит инфинитив, как изменяются глаголы, и говорит:
-Эх, вы, разве так надо изменяться?
-А как?- спрашивают глаголы. –Ты покажи.
-Я б показал, - сокрушается инфинитив,- только у меня времени нет.
-Время мы найдём,- обещают глаголы. Какое тебе – настоящее, прошедшее или будущее?
-Давайте будущее, - говорит инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время. – Да не забудьте про вспомогательный глагол.
Дали ему вспомогательный глагол.
Изменяется вспомогательный глагол, только окончания мелькают. А инфинитив и буквой не пошевелит.
Зачем ему буквой шевелить, зачем ему самому изменяться? Он инфинитив, у него нет времени.
Ученики 5 группы предлагают свою опору на доске.
Неопределённая форма глагола (инфинитив), начальная школа
что делать?, что сделать?
^ ^
-ть, -ти, -чь
красить, идти, беречь
нет рода, числа, падежа
Чтение вывода в учебнике на с. 78.
Итог подводит учитель.
4. Физкульминутка.
Дети делают упражнения.
-Потянулись, улыбнулись,
Окончательно проснулись.
- Закрепление изученного.
Упр. 108.
Цель: упражнение в образовании неопределённой формы глагола, а также определение грамматических признаков временных глаголов.
-Скажите пожалуйста, как изменяются глаголы настоящего и будущего времени.
-А прошедшего?
Мультимедиа.
Помните!
что делал? что сделал?
что делать? что сделать?
что делает? что сделает?
Коллективный разбор. Образец:
^
взлетела (прош. вр., ед.ч., ж.р.) – взлететь
Мультимедио. Самопроверка.
1-2 группа 3-4 группа
тараторит (наст. вр., 3 л., ед.ч.) – тараторить не сладит ( наст. вр. , 3 л., ед.ч.) – не сладить растут (наст. вр., 3 л., мн.ч.) - расти гуляют (наст. вр., 3 л., мн.ч.) -гулять наступает (наст. вр., 3 л., ед.ч.) - наступать | летают (наст. вр., 3 л., мн.ч.) - летать поют (наст. вр., 3 л., мн.ч.) - петь стрекочет (наст. вр., 3 л., ед.ч.) – стрекотать слушать не хочет (наст. вр., 3 л., ед.ч.) – не хотеть болтает (наст. вр., 3 л., ед.ч.) - болтать |
5 группа. Сколько сложных предложений в данном стихотворении? Ответ обосновать. Дать характеристику любому предложению.
Микровывод: чему учились, выполняя данное упражнение?
Задания по выбору.
-Хочу напомнить, что задания разные по степени сложности. Предлагаю выбрать одно задание из трёх.
Мультимедиа.
- а) Данные словосочетания замените глаголами неопределённой формы. б) Придумайте предложение с глаголом неопределённой формы.
Оказывать помощь - ….
Очищать пол от сора - ….
Вести наблюдения - ….
Давать совет - ….
Принимать решение - ….
- а) Подберите к глаголам синонимы. Запишите глаголы в неопределённой форме. б) Придумайте предложение с глаголом неопределённой формы.
Строят - …, фантазирует - …, охраняет - …, горят - …, блестел - ….
(мастерить, мечтать, сторожить, пылать, сиять)
- а) Замени фразеологизмы глаголами неопределённой формы. б) Придумайте предложение с другими фразеологизмами.
Бить баклуши -… .
Вешать нос - … .
Дрожать как осиновый лист – … .
Держать в голове – … .
Держать язык за зубами – … .
6. Итог.
Игра «Будь внимателен!»
Мультимедиа.
Найди в таблице по вертикали и по горизонтали глаголы-инфинитивы.
С | Т | Р | Е | Л | Я | Т | Ь |
В | Н | М | В | Т | Ч | К | Л |
И | Г | Р | А | Т | Ь | И | Ю |
С | Т | Р | О | И | Т | Ь | Б |
Т | А | Ы | П | Л | А | И | И |
Е | У | Т | Ц | Ы | Н | Д | Т |
Т | К | П | О | Д | А | Т | Ь |
Ь | Я | Л | Р | Ф | Ш | И | Ч |
Стрелять, свистеть, любить, играть, идти, строить, подать, дать – 8.
-Какое открытие вы сегодня совершили? -Что такое глагол-инфинитив?
7. Домашнее задание. По выбору: упр. 107 стр. 78 или сочинить стихотворение с глаголами неопределённой формы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
1 группа. Отметь верные утверждения.
Глаголы обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: «какой?»,
«какая?», «какое».
Глаголы связаны с именами прилагательными.
Глаголы изменяются по временам и числам в настоящем и будущем времени.
Глаголы склоняются.
В предложении глаголы являются сказуемым.
Глаголы настоящего времени изменяются, как и прилагательные, по родам и числам.
Глагол в предложении требует от существительного определённого косвенного падежа.
2 группа.
1. Какие грамматические признаки есть у глагола? Отметьте правильный ответ и обоснуй его.
Число, время, склонение, род.
Число, время, лицо, род.
Падеж, число, склонение, время.
3 группа.
1. Подчеркните глаголы, которые стоят в форме 3 лица, единственного числа.
2. Что общего у всех этих глаголов?
Молчит, иду, пишут, рисуешь, говорит, печатаем.
4 группа.
1. Подчеркните глаголы неопределённой формы.
2. Вспомните пословицы с глаголами неопределённой формы. Запиши их.
3. Почему глаголы неопределённой формы часто встречаются в пословицах?
Свистит, построить, воет, мести, свежесть, бежал.
5 группа.
1. Что общего у всех этих слов?
2. В чём отличие?
3. Распределите слова на 2 группы. Обоснуйте свой ответ.
4. Разберите все слова по составу.
Созрело, зеркало, весло, везло, пришло, крыло.
6 группа.
Составьте схему-опору о глаголе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к конспекту урока . Русский язык 4 класс. Тема "Личная форма глагола"
Презентация к конспекту урока по русскому языку 4 класс. Образовательная программа 2Школа 21 века"...
Конспект урока русского языка по теме « Понятие о глаголе» (система РО Л.В.Занкова)
Урок разработан на основе новых стандартов....
Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой
Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой...
Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой
Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой...
Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Фразеологизмы - народная мудрость" 4 класс по УМК Занкова
Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Фразеологизмы - народная мудрость" 4 класс по УМК Занкова...
Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой
Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой...
конспект урока русского языка в 4 классе ,,Неопределенная форма глагола ,,система Занкова
Разработка урока русского языка в 4 классе .Проведенный урок получил высокую оценку экспертов и рекомендован к тиражированию ....