Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" по УМК Л.В.Занкова
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработчик: Носарева Елена Викторовна, МАОУ СОШ № 46 с УИОП города Калининграда.

Русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова

Тема: Неопределённая форма глагола.

Цели: -сформировать представления учащихся о неопределённой форме  

             глагола как  начальной,

           -развивать память, речь, мышление, логику учащихся, развивать        

            умение  сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать

            коммуникативные  способности учащихся,

           -прививать любовь к родному языку.

             

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень много гостей. Повернитесь к гостям, поприветствуйте кивком головы, улыбнитесь, а теперь садитесь.

2. Определение темы и задачи урока.

-Сегодня на уроке русского языка мы будем очень много работать, сотрудничая в группах.

-Как вы считаете, какая часть речи нам будет помогать работать на уроке, управлять нашими делами и мыслями? (Глагол)

-А почему глагол?

-Что называется глаголом? (Дайте определение глаголу)

-Предположите, чем мы сегодня будем заниматься?

-Действительно, сегодня на уроке мы будем:

Мультимедиа                         сотрудничать,

                                                  слушать (внимательно друг друга),

                                                  думать,

                                                  решать (проблемы и поставленные задачи),

                                                  размышлять,

                                                  рассуждать,

                                                  классифицировать (слова по каким-либо    

                                                  признакам),

                                                  анализировать,

                                                  сравнивать,

                                                  обобщать,

                                                  делать (выводы)

                                                 

-Поставьте вопросы к данным глаголам и попробуйте определить тему урока.

Мультимедиа.

Тема урока «Неопределённая форма глагола»

-Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать задачу урока.

Мультимедиа.

Задача: почему форма глагола называется неопределённой?

-Ответ на данный вопрос мы получим в течение урока, а пока минутка чистописания.

3.Чистописание.

-Давайте вновь обратимся к глаголам, посмотрим, что общего у всех?

-Предложите свою минутку чистописания.                                                                             -Составьте цепочки из данного сочетания букв.

4. Работа над темой.

-Итак, задача нашего урока, выяснить, почему эта форма глагола называется неопределённой. Ответ на данный вопрос вы получите, когда выполните в группах задания.

1 группа. Упр. 106.

1) Выполните задания 1, 2 (1-3 предложения).                                                                 2) Подчеркните, на что оканчиваются глаголы неопределённой формы.

2 группа. Упр. 106.                                                                                                           1) Выполните задания 1, 2 (5-7 предложения).                                                                  2) Подчеркните, на что оканчиваются глаголы неопределённой формы. К какой морфеме они относятся?

3 группа.

1. Прочитайте пословицы.                                                                                               2. Когда так говорят?                                                                                                   3.Спишите. Поставьте к глаголам вопросы.

Лучше (  ?) потерять кошелёк, чем (    ?  ) нарушить слово.           

(  ?   )Быть сильным – хорошо,(  ?  ) быть умным – лучше вдвое. 

(Ученик у доски)

4. Почему в пословицах часто употребляются глаголы неопределённой формы? (То, о чём говорится в пословице, относится ко всем людям, поэтому не нужно указывать на лицо, число и время).                                                                                     5. Вспомните пословицы, где есть глаголы неопределённой формы.

4 группа.                                                                                                                                 1. Прочитайте.  

Старость, молчать, отнимать, молодость, трость, порадовать, кисть, отдохнуть.                                                                                                                             2. Что общего у всех этих слов?                                                                                           3. В чём отличие?                                                                                                                 4. Распредели слова на 2 группы. Обоснуй свой ответ.                                                      5. К какой морфеме относится  сочетание –ть в каждом слове?

 (с карточками у доски 2 человека)

5 группа.                                                                                                                                  1. Прочитайте шуточный рассказ «Инфинитив» Ф.Кривина.

2. Есть ли в тексте инфинитив (неопределённая форма)? Если да, то подчеркни его, устно поставь вопрос.

3. Используя текст и ответы учащихся, попробуйте придумать схему-опору определения глагола-инфинитива.

Смотрит инфинитив, как изменяются глаголы, и говорит:

-Эх, вы, разве так надо изменяться?

-А как?- спрашивают глаголы. –Ты покажи.

-Я б показал, - сокрушается инфинитив,- только у меня времени нет.

-Время мы найдём,- обещают глаголы. Какое тебе – настоящее, прошедшее или будущее?

-Давайте будущее, - говорит инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время. – Да не забудьте про вспомогательный глагол.

        Дали ему вспомогательный глагол.

        Изменяется вспомогательный глагол, только окончания мелькают. А инфинитив и буквой не пошевелит.

        Зачем ему буквой шевелить, зачем ему самому изменяться? Он инфинитив, у него нет времени.

Ученики 5 группы  предлагают свою опору на доске.

Неопределённая форма глагола (инфинитив), начальная школа

что делать?, что сделать?

                                                                  ^      ^

-ть, -ти, -чь

красить, идти, беречь

нет рода, числа, падежа

   Чтение вывода в учебнике на с. 78.  

   Итог подводит учитель.

     4. Физкульминутка.

Дети делают упражнения.

-Потянулись, улыбнулись,

Окончательно проснулись.

  1. Закрепление изученного.

Упр. 108.

Цель: упражнение в образовании неопределённой формы глагола, а также определение грамматических признаков временных глаголов.

-Скажите пожалуйста, как изменяются глаголы  настоящего и будущего времени.

-А прошедшего?

Мультимедиа.

                                         Помните!

что делал?         что сделал?

                               что делать?                                               что сделать?

что делает?                                            что сделает?

                                                               

Коллективный разбор. Образец:

                                                                ^

взлетела (прош. вр., ед.ч., ж.р.) – взлететь

 

 Мультимедио. Самопроверка.

1-2 группа                                                     3-4 группа

тараторит (наст. вр.,  3 л., ед.ч.) – тараторить

не сладит ( наст. вр. , 3 л., ед.ч.) – не сладить

      растут (наст. вр., 3 л., мн.ч.)  - расти

      гуляют (наст. вр., 3 л., мн.ч.)  -гулять

      наступает (наст. вр.,  3 л., ед.ч.) - наступать

        летают  (наст. вр., 3 л., мн.ч.) - летать

        поют (наст. вр., 3 л., мн.ч.) - петь

   стрекочет (наст. вр.,  3 л., ед.ч.) – стрекотать

        слушать

        не хочет (наст. вр.,  3 л., ед.ч.) – не хотеть

        болтает  (наст. вр.,  3 л., ед.ч.) - болтать

5 группа. Сколько сложных предложений в данном стихотворении? Ответ обосновать. Дать характеристику любому предложению.

Микровывод: чему учились, выполняя данное упражнение?

     Задания по выбору.

 -Хочу напомнить, что задания разные по степени сложности. Предлагаю выбрать одно задание из трёх.

Мультимедиа.

  1. а) Данные словосочетания замените глаголами неопределённой формы.             б) Придумайте предложение с глаголом неопределённой формы.

                   Оказывать помощь - ….

                   Очищать пол от сора - ….

                   Вести наблюдения - ….

                   Давать совет - ….

                   Принимать решение - ….

  1. а) Подберите к глаголам синонимы. Запишите глаголы в неопределённой форме.                                                                                                                       б) Придумайте предложение с глаголом неопределённой формы.

           Строят - …, фантазирует - …, охраняет - …, горят - …, блестел - ….

          (мастерить, мечтать, сторожить, пылать, сиять)

  1. а) Замени фразеологизмы глаголами неопределённой формы.                             б) Придумайте  предложение с другими  фразеологизмами.

          Бить баклуши -… .

          Вешать нос - … .

          Дрожать как осиновый лист – … .

          Держать в голове – … .

          Держать язык за зубами – … .

6. Итог.

Игра «Будь внимателен!»                                                                                                    

     

Мультимедиа.

Найди в таблице по вертикали и по горизонтали глаголы-инфинитивы.    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

С

Т

Р

Е

Л

Я

Т

Ь

В

Н

М

В

Т

Ч

К

Л

И

Г

Р

А

Т

Ь

И

Ю

С

Т

Р

О

И

Т

Ь

Б

Т

А

Ы

П

Л

А

И

И

Е

У

Т

Ц

Ы

Н

Д

Т

Т

К

П

О

Д

А

Т

Ь

Ь

Я

Л

Р

Ф

Ш

И

Ч

Стрелять, свистеть, любить, играть, идти,  строить, подать, дать – 8.

-Какое открытие вы сегодня  совершили?                                                                              -Что такое глагол-инфинитив?                                                                                                

7. Домашнее задание.  По выбору: упр. 107 стр. 78 или сочинить стихотворение с глаголами неопределённой формы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

1 группа. Отметь верные утверждения.

Глаголы обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: «какой?»,

«какая?», «какое».

Глаголы связаны с именами прилагательными.

Глаголы изменяются по временам и числам в настоящем и будущем времени.

Глаголы склоняются.

В предложении глаголы являются сказуемым.

Глаголы настоящего времени изменяются, как и прилагательные, по родам и числам.

Глагол в предложении требует от существительного  определённого косвенного падежа.

2 группа.

1. Какие грамматические признаки есть у глагола? Отметьте правильный ответ и обоснуй его.

Число, время, склонение, род.

Число, время, лицо, род.

Падеж, число, склонение, время.

3 группа.

1. Подчеркните глаголы, которые стоят в форме 3 лица, единственного числа.

2. Что общего у всех этих глаголов?

Молчит, иду, пишут, рисуешь, говорит, печатаем.

4 группа.

1. Подчеркните глаголы неопределённой формы.

2. Вспомните пословицы с глаголами неопределённой формы. Запиши их.

3. Почему глаголы неопределённой формы часто встречаются в пословицах?

Свистит, построить, воет, мести, свежесть, бежал.

5 группа.

1. Что общего у всех этих слов?

2. В чём отличие?

3. Распределите слова на 2 группы. Обоснуйте свой ответ.

4. Разберите все слова по составу.

Созрело, зеркало, весло, везло, пришло, крыло.

6 группа.

Составьте схему-опору о глаголе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту урока . Русский язык 4 класс. Тема "Личная форма глагола"

Презентация к конспекту урока по русскому языку 4 класс. Образовательная программа 2Школа 21 века"...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Фразеологизмы - народная мудрость" 4 класс по УМК Занкова

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Фразеологизмы - народная мудрость" 4 класс по УМК Занкова...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс по УМК Л.В.Занкова к учебнику Поляковой...

конспект урока русского языка в 4 классе ,,Неопределенная форма глагола ,,система Занкова

Разработка урока русского языка в 4 классе .Проведенный урок получил высокую оценку экспертов и рекомендован к тиражированию ....