Рабочие программы 5 класс (коррекционная школа)
рабочая программа по русскому языку по теме
Собраны в архиве 3 рабочие программы для коррекционной школы 8 вида по русскому языку, чтению, природоведению. Обучение проходит индивидуально, в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekcionka_5.rar | 67.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 п.Хинганск».
"Согласовано" | Рассмотрено | "Утверждаю" |
зам. директора по УВР | на заседании ШМО | директор ОУ |
___________ Улискова Е.М
| Протокол № 1 | _______Филипенко Т.А. Приказ № 153 |
«___»_________2010г. | "_25__"__июня______2010 г. | «_01 __»августа______2010 г. |
Рабочая учебная программа
Коррекционная школа
(индивидуальное обучение)
VIII вида
5 класс
Природоведение
Составитель:
Андрейченко Г.В.
учитель начальных классов
п.Хинганск
2010 г
Пояснительная записка
Предмет: природоведение
Класс: 5
Всего часов на изучение программы: 68.
Количество часов в неделю: 2ч.
Настоящая рабочая программа составлена:
-На основе программы коррекционных образовательных учреждений 8 вида под ред. В.В.Воронковой;
- На основе школьного учебного плана коррекционных образовательных учреждений 8 вида;
Учебно- тематический план
№ | Содержание тем | Практич. работа | Колич. часов |
1. | Введение | 1 ч | |
2 | Окружающий нас мир. | 3 | 20ч |
3 | Наша страна. | 3 | 10 ч |
4 | Природа нашей Родины. | 4 | 30ч |
5 | Охрана здоровья человека. | 5 ч | |
6 | Повторение пройденного. | 1 | 2 ч |
Итого | 11 | 68 |
Учебно - методическое обеспечение.
1.Программа 5 класса коррекционных образовательных учреждений 8 вида под ред. В.В.Воронковой
2.Учебник «Природоведение» О.А.Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов
Москва, ГИЦ «Владос» 2009 г.
Изучение природоведения 5 классе школы 8-го вида направлено на обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встреча ющимися в окружающей действительности. В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементар ных естествоведческих, биологических, географических и истори ческих знаний.
В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.
Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-след ственные связи в природе и взаимозависимость природных явле ний. Такая деятельность учащихся имеет большое значение для кор рекции недостатков психофизического развития умственно отста лых школьников, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обус ловит значительную воспитательную роль природоведения, а в даль нейшем — естествознания.
Курс «Природоведение» в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
• сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
• демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
• формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
• воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
• воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1—4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них. Обучение природоведению рассчитано на два урока в неделю.
Содержание материала дано лаконично, без излишней детализации; это создает учителю возможности для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края.
Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из сле дующих разделов:
«Окружающий нас мир» (наша местность, домашний адрес, школа, природа вокруг нас);
«Сезонные изменения в природе»;
«Наша страна» (расположение на карте, столица, население);
«Природа нашей Родины»: «Неживая природа» (рельеф, вода, воздух, полезные ископаемые); «Живая природа» (растения, грибы, животные, человек; природные сообщества: лес, сад, огород, поле, луг, болото, водоем);
«Охрана здоровья человека»;
«Охрана природы и экология»;
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в 1—4 классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт учащихся.
«Наша Родина — Россия». В процессе изучения этого раздела программы предполагается сформировать у учащихся элементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с растениями и животными данной местности, основными географическими достопримечательностями, занятиями населения.
Такое построение программы поможет сформировать у умственно отсталых учащихся целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла.
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя.
В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы, необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем, обозначаются специальным знаком*.
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала («Живой мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика). Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, материки, океаны, глобус, карта и др.). Программа предполагает, что при изучении раздела «Есть на Земле страна — Россия» школьники познакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории России (Черное и Балтийское моря, реки Волга, Обь, Енисей, Лена, озеро Байкал, Уральские горы). Изучение данных объектов носит ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.
Содержание программы
(68 ч)
Введение (1 ч)
Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.
Окружающий нас мир. (20ч)
Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, де ревня (село, город). Домашний адрес. Адрес школы.
Природа нашей местности вокруг нас (пришкольный участок, сад, огород, лес, сквер, парк, водоемы, воздух, которым мы дышим).
Сезонные изменения в природе.
Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воз духа).
Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь приро ды. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года.
Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (плоды, семена, окраска листьев, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых). Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы.
Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная). При знаки зимы. Самый короткий день и самая длинная ночь в году. Изменения в жизни растений и животных (деревья лиственные и хвойные зимой, птицы неперелетные и зимующие, зимняя спячка и питание животных). Подкормка животных зимой. Зимние празд ники. Новый год. Народные приметы.
Весна (ранняя, поздняя). Признаки весны. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (пробуждение природы, первоцветы — весенние цветущие травы, распускающиеся почки, первые листочки, появление насекомых, прилет перелетных птиц, поведение разных животных весной). Весенние заботы человека (работа на земле: вспашка, посев, посадка). Весенние праздники. Народные приметы.
Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое). Признаки лета. Самая короткая ночь и самый длинный день в году. Летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за ра стениями (прополка, полив, сенокос, жатва, сбор летнего урожая). Летние праздники. Народные приметы.
Практические работы
Составление распорядка дня.
Изготовление кормушек, скворечников.
Сезонные наблюдения за животными.
Составление рассказов о своих домашних животных.
Наша страна.(10 ч)
Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население. Москва — столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (музеи, театры, площа ди, исторические и культурные памятники, парки, улицы). Транспорт в Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи, такси).
Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт железнодорожный, воздушный, водный).
Практическая работа
Зарисовка Государственного флага России
Подбор иллюстраций (население России, города, реки, озера, горы, изделия народного промысла)
Нахождение России на политической карте
Зарисовка животных и растений своей местности
Составление рассказа о своем городе, поселке, селе
Природа нашей Родины. ( 30ч)
Неживая природа.
Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, хол мы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, непло дородная.
Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океа ны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.
Воздух. Воздух вокруг нас. Значение воздуха. Ветер — движе ние воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.
Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гра нит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твер дость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.
Живая природа.
Растения, грибы и животные леса
Растения леса. Лиственные деревья: береза, клен, дуб, липа, оси на, рябина, и др. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.
Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина и др. Кустарнички: брусника, черника.
Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-маче ха и др.; мох кукушкин лен.
Грибы леса: съедобные и несъедобные.
Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.).
Растения и животные сада, огорода и поля
Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, мали на, садовая земляника. Декоративные растения: весенние (тюльпа ны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).
Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы). Сезонные работы в саду.
Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.). Друзья огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).
Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).
Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые на секомые и их личинки.
Растения и животные луга
Растения луга — травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др. Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.).
Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.
Растения и животные болота.
Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка). Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.
Растения и животные водоемов.
Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубыш ка, рогоз и др.). Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.
Практические работы
Зарисовки деревьев, кустарников, трав
Зарисовка растений в разные времена года.
Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей
Упражнения в классификации животных (таблица, игры)
Охрана здоровья человека. (5 ч)
Режим дня школьника. Утренняя зарядка. Без болезней круглый год. Встречи в лесу
Занятия физкультурой и спортом — залог здоровья.
Охрана природы и экология.
Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана ле сов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.
Повторение пройденного. ( 2 ч)
Закрепление знаний на практике
Наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблю дения за сезонными изменениями в природе. Ведение сезонно го календаря природы и труда.
Практические работы
Уход за комнатными растениями
Составление букетов из сухоцветов
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- называть конкретные предметы и явления в окружающей дей ствительности,
- давать им обобщенные названия;
- устанавливать про стейшие связи между обитателями природы (растениями и живот ными, растениями и человеком, животными и человеком) и природ ными явлениями;
- связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
- выполнять рекомендуемые практические работы;
- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, бе зопасности труда;
- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
Учащиеся должны знать:
- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие нежи вой и живой природы;
- расположение Российской Федерации на географической кар те (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
- основные правила охраны природы и необходимость береж ного отношения к ней;
- основные отделы тела человека, значение его наружных и внут ренних органов, их взаимосвязь.
Календарно- тематическое планирование
Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
I четверть 18 ч | ||||
Окружающий мир | 1 | Человек и природа | 1 | |
Изменения в жизни природы | 2 | Календарь природы | 1 | |
3 | Погода | 1 | ||
4 | Температура воздуха. Практическая работа. Изготовление термометра | 1 | ||
5 | Вода в воздухе. Осадки. | 1 | ||
6 | Воздух и его охрана | 1 | ||
7 | Ветер | 1 | ||
8 | Прогноз погоды. Погода и мы. | 1 | ||
9 | Смена дня и ночи. | 1 | ||
10 | Суточные часы. | 1 | ||
11 | Человек и здоровье. Режим дня школьника. п\р Составление распорядка дня. | 1 | ||
12 | Сутки в жизни растений и животных | 1 | ||
13 | Человек и здоровье. Утренняя зарядка. | 1 | ||
14 | Осень. Осенние приготовления. | 1 | ||
15 | Неживая и живая природа осенью | 1 | ||
16 | Осенние приготовления | 1 | ||
17 | Зима | 1 | ||
18 | Зима. Спасаясь от зимней стужи. п\р Составление рассказов о своих домашних животных. | 1 |
Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
II четверть 14 ч | |||
Окно в природу | Весна | 1 | |
Лето | 1 | ||
Человек и его здоровье. Без болезней круглый год. | 1 | ||
Многолетние изменения в природе | 1 | ||
Многообразие в жизни организмов | 1 | ||
Наша Родина – Россия | Российская Федерация п\р Зарисовка Государственного флага России | 1 | |
Города и сёла п\р Нахождение России на политической карте | 1 | ||
Окно в природу .Один день нашей Родины. п\р Составление рассказа о своем городе, поселке, селе | 1 | ||
Москва – столица России | 1 | ||
Разнообразие поверхности | 1 | ||
Полезные ископаемые | 1 | ||
Природа России п\р Зарисовка животных и растений своей местности | 1 | ||
Заповедники и национальные парки. Окно в природу. Полуостров Кони | 1 | ||
Лес | 1 | ||
Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
I I I четверть 20 ч | |||
Растения леса. п\р Зарисовки деревьев, кустарников, трав | 1 | ||
Грибы | 1 | ||
Лесной дом и его обитатели п\р Изготовление кормушек, скворечников. | 1 | ||
Окно в природу. Лесные охотники | 1 | ||
Птицы леса | 1 | ||
Окно в природу. Ночная тишина | 1 | ||
Змеи и ящерицы | 1 | ||
Насекомые леса. п\р Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей | 1 | ||
Человек и его здоровье. Встречи в лесу | 1 | ||
Луг | 1 | ||
Луговые травы | 1 | ||
Животный мир луга | 2 | ||
Окно в природу. Насекомые луга | 1 | ||
Обитатели почв | 1 | ||
Окно в природу. Крот | 1 | ||
Болото | 1 | ||
Растения болот | 2 | ||
Птицы болот | 1 |
Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
I V четверть 16ч. | |||
Рядом с нами | Окно в природу. Комары | 1 | |
Вода на земле | 2 | ||
Животные морей и океанов | 1 | ||
Жизнь на границе двух сред | 1 | ||
Окно в природу. Зимняя жизнь бобра | 1 | ||
Культурные растения. п\р Уход за комнатными растениями | 1 | ||
Сад | 1 | ||
Цветочно-декоративные растения | 1 | ||
Окно в природу. Жабы | 1 | ||
Огород | 2 | ||
Окно в природу. Сорняки. | 1 | ||
Поле | 1 | ||
Природа и наше будущее | 1 | ||
Повторение пройденного материала | Коротко о главном | 1 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка, содержание образовательной программы, нормы оценок по предмету, требования к ЗУН....
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка и содержание образовательной программы, нормы оценок по предмету, требования к...
Рабочая программа по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка и содержание образовательной программы, требования к ЗУН, нормы оценок....
Рабочая программа по живому миру для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по живому миру для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП по предмету, пояснительную записку, содержание образовательной программы, нормы оценок, требования кЗУН....
Рабочая программа по занимательному труду для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по занимательному труду для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП по предмету, пояснительную записку, содержание образовательной программы, норму оценок, требования к ...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП, пояснительную записку, содержание образовательной программы, нормы оценок, требования к ЗУН,...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)
Рабочая программа создана для работы в 3 классе со сложной структурой дефекта. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования и используемой литературы...