понятие о временных формах глагола
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Тема:Понятие о временных формах глагола.
Тип урока: введение новых знаний
Методы: активные и интерактивные методы обучения
Цель:создать условия для открытия детьми особенностей временных форм глагола.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу;
- учить детей систематизировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия.
Развивающие:
- развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе в группах и фронтально, память, внимание; обогащать словарный запас.
Воспитательные:
-воспитывать в учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremena_glagola_3_klass.zip | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 «В» классе.
Тема: Понятие о временных формах глагола.
Тип урока: введение новых знаний
Методы: активные и интерактивные методы обучения
Цель: создать условия для открытия детьми особенностей временных форм глагола.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу;
- учить детей систематизировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия.
Развивающие:
- развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе в группах и фронтально, память, внимание; обогащать словарный запас.
Воспитательные:
-воспитывать в учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки.
Оборудование: учебник Русский язык. 3 класс. Часть 2.Автор: Рамзаева Т.Г., тетради, мультимедийная презентация, таблица «Дерево решений», таблица для составления кластера.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Прием «Поздоровайся локтями»
- Ребята, встаньте в круг. Прикасаясь локтем к товарищу, поприветствуйте его, скажите доброе слово.
- Встаньте у своих парт.
Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс?
Все получится у нас!
Хотите учиться?
Значит можно всем садиться.
2. Минутка чистописания. Словарно-орфографическая работа.
-Запишите в тетрадях число, классная работа.
- Элементы каких букв вы видите? (На доске записаны элементы букв слова «весна»)
- Какое слово можно составить из этих букв? (весна)
- На написание какой буквы мы должны обратить внимание? (буквы «е»)
- Почему? (в слове она является безударной гласной)
- Как проверить безударную гласную?
- Подберите однокоренные слова? (весенний, веснушки, вешний)
- Какое слово будет проверочным?(вешний)
- Запишите эти слова, соблюдая каллиграфическое написание букв и все виды соединения букв. (открывается на доске образец написания)
- (Слайд) Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы.
(Слова: б.гут, пр.шла, прил.тят)
(в слове б.гут пропущена безударная гласная «е» - бег, в слове пр.шла пропущена безударная гласная «и» - приставка обозначает приближение, в слове прил.тят пропущена безударная гласная «е» - прилет)
3. Актуализация знаний.
- Какой частью речи являются данные слова? (глаголом)
Прием «Инсерт» (Слайд)
- А сейчас поиграем в игру «Знаю – Хочу узнать». Я буду зачитывать вам информацию о глаголе, если эта информация вам знакома, то вы хлопаете в ладоши, если не знакома и вы хотите ее узнать – поднимаете руки.
1. Я занимаю второе место по частоте употребления в речи.
2. В предложении являюсь сказуемым.
3. Я называю слова, обозначающие действия предметов.
4. С частицей не меня пишут раздельно.
5. Могу изменяться по числам.
6. У меня есть род, спряжение, время, наклонение.
- Итак, грамматические признаки глагола в последнем пункте вам не знакомы.
4. Постановка учебной задачи.
- Из всех грамматических признаков, которые вам хотелось бы узнать, мы рассмотрим сегодня только один. Вы узнаете его, решив кроссворд. (Слайд), (у детей-листочки с кроссвордом)
1. Синоним слова блестеть
2. Синоним слова трудиться
3. Синоним слова хотеть
4. Антоним слова разморозить
5. Сажать семена в землю.
с | в | е | р | к | а | т | ь | ||
р | а | б | о | т | а | т | ь | ||
ж | е | л | а | т | ь | ||||
з | а | м | о | р | о | з | и | т | ь |
с | е | я | т | ь |
- Какое получилось слово в выделенном столбце?
- Как связаны понятия «глагол» и «время»? (Глаголы изменяются по временам)
5. Работа по теме урока.
- Как вы понимаете значение слова «время»? (это часы, дни, сутки, времена года)
- В грамматике время – это одно из грамматических значений глагола, указывающее на соотношение действия к моменту речи.
- Сейчас каждая группа постарается определить, о каком времени глагола идет речь в предложении. Я вам сделаю подсказку, прочитав стихотворение:
Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл.
“Ухожу”, – кричит сегодня.
“А вчера”, – кричит, – ушёл”
“А завтра, – скажет, – я уйду!”
Позавидуйте ему!
А) Упражнения в определении временных форм глагола
Прием: «работа в группах».
- Откройте учебник на стр. 84. Запишите на полях номер упражнения 557.
- Каждая группа списывает по одному предложению, согласно своему номеру.
(Слайд. Инструкция выполнения работы)
- Найдите глаголы, подчеркните их, задайте к ним вопросы, определите время, сделайте выводы и занесите их в таблицу «Дерево решений»
Прием: «дерево решений»
Форма
Глагол изменяется
по временам
Гла
Примеры:
Вопросы:
Б) Проверка. Прием «Выступление лидера»
Мы сделали вывод, что глаголы изменяются по временам. В нашем предложении глаголы имеют форму настоящего времени, отвечают на вопросы что делаем? Пишем, читаем, рисуем, поем, так как обозначают действия в момент речи.
6. Физкульминутка. Слайд
Учитель называет слова, дети выполняют движения.
Н.в. – присели, руки вперед
П.в – встали на носочки, потянулись, руки вверх
Б.в. – наклон вперед, руки на пояс
Светит, пригревало, будут зеленеть,
Блестели, расцветает, солнышко, взойдет,
Посветлел и греет, будет уж теплеть.
7. Первичное закрепление. Слайд.
Все подсохло. И почки уж есть.
Зацветут скоро ландыши, кашки.
Вот плывут облачка, как барашки.
Громче, громче весенняя весть.
- Прочитайте стихотворение. Какая часть речи помогает оживить картину? Выпишите глаголы. Определите время.
Проверка.
8. Составление предложений. Слайд.
- А теперь вернемся к первому слайду (слова: бегут, пришла, прилетят).
- Какие временные формы имеют эти глаголы?
- Составьте с данными словами предложения так, чтобы получился текст. Слайд.
(Пришла весна. Бегут ручьи. Скоро прилетят грачи.)
А) Задание каждой группе: списать текст, изменяя глаголы …
1гр. – в настоящем времени
2гр. – в будущем времени
3гр. – в прошедшем времени
(1группа: Идет весна. Бегут ручьи. Летят грачи.
2группа: Скоро наступит весна. Побегут ручьи. Прилетят грачи.
3группа: Пришла весна. Побежали ручьи. Прилетели грачи.)
- Что заметили общего в словах каждой группы?
- У глаголов прошедшего времени есть суффикс –л-
- Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы что делает? Что делают? Действие происходит сейчас, в момент речи.
- У глаголов будущего времени может стоять слово «будет»
9. Работа над текстом.
- Для чего надо уметь изменять глаголы по временам?
- Измените слова в скобках так, чтобы получился связный текст.
В лесу очень шумно, один родничок тихо (журчать). Я (подойти) к нему. Он (быть) чистый-чистый. Вокруг (петь) птицы, и он вместе с ними (петь) нежную песню.
10. Итог урока. Прием «Составление кластера»
- Что нового узнали?
- Заканчивая наш урок, давайте обобщим и систематизируем информацию о глаголе, которую сегодня узнали. Составьте кластер об изменении глагола.
Изменение глагола
- С какими трудностями столкнулись? (Трудно подбирать вопросы)
- Какие вопросы по уроку вам хотелось бы задать? (У всех ли глаголов можно определить время?)
- Нет, у некоторых глаголов время определить нельзя, но об этом мы будем говорить на следующих уроках.
- Молодцы, ребята. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка во 2 классе по теме :"Понятие о временных формах глагола"
Урок русского языка 2 класс по системе Занкова. Тема:"Временные формы глагола"...
Урок по русскому языку во 2 классе " Понятие о временных формах глагола "
Цели:Предметные: сформировать понятие “ время глагола ”, развивать умение отличать одну временную форму глагола от другой, развивать грамотность учащихся.Метапредметные: формировать универсальные дейс...
Понятие о временных формах глагола
Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО...
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий "Понятие о временных формах глагола". 3 класс.
В данном материале представлено использование здровьесберегающих технологий на примере урока руского языка....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ :"ПОНЯТИЕ О ВРЕМЕННЫХ ФОРМАХ ГЛАГОЛА".
посмотрите интересно...
разработка урока русского языка 3 класс "Понятие о временных формах глагола"
разработка урока русского языка 3 класс "Понятие о временных формах глагола", "Школа России"...
Презентация для урока русского языка 3 класс "Понятие о временных формах глагола"
Презентация для урока русского языка 3 класс "Понятие о временных формах глагола", "Школа России"...