понятие о временных формах глагола
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

 

Тема:Понятие о временных формах глагола.

Тип урока: введение новых знаний

Методы: активные и интерактивные методы обучения

Цель:создать условия для открытия детьми особенностей временных форм глагола.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умения отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу;

- учить детей систематизировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия.

Развивающие:

- развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе в группах и фронтально, память,  внимание; обогащать словарный запас.

Воспитательные:

-воспитывать в учащихся познавательный  интерес, коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vremena_glagola_3_klass.zip1.7 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 «В» классе.

Тема: Понятие о временных формах глагола.

Тип урока: введение новых знаний

Методы: активные и интерактивные методы обучения

Цель: создать условия для открытия детьми особенностей временных форм глагола.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умения отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу;

- учить детей систематизировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия.

Развивающие:

- развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе в группах и фронтально, память,  внимание; обогащать словарный запас.

Воспитательные:

-воспитывать в учащихся познавательный  интерес, коммуникативные навыки.

Оборудование: учебник Русский язык. 3 класс. Часть 2.Автор: Рамзаева Т.Г., тетради, мультимедийная презентация, таблица «Дерево решений», таблица для составления кластера.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Прием «Поздоровайся локтями»

- Ребята, встаньте в круг. Прикасаясь локтем к товарищу, поприветствуйте его, скажите доброе слово.

- Встаньте у своих парт.

Итак, русский язык, друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс?

Все получится у нас!

Хотите учиться?

Значит можно всем садиться.

2. Минутка чистописания. Словарно-орфографическая работа.

-Запишите в тетрадях число, классная работа.

- Элементы каких букв вы видите? (На доске записаны элементы букв слова «весна»)

- Какое слово можно составить из этих букв? (весна)

- На написание какой буквы мы должны обратить внимание? (буквы «е»)

- Почему? (в слове она является безударной гласной)

- Как проверить безударную гласную?

- Подберите однокоренные слова? (весенний, веснушки, вешний)

- Какое слово будет проверочным?(вешний)

- Запишите эти слова, соблюдая каллиграфическое написание букв и все виды соединения букв.  (открывается на доске образец написания)

- (Слайд) Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы.

(Слова: б.гут, пр.шла, прил.тят)

(в слове б.гут пропущена безударная гласная «е» - бег, в слове пр.шла пропущена безударная гласная «и» - приставка обозначает приближение, в слове прил.тят пропущена безударная гласная «е» - прилет)

3. Актуализация знаний.

- Какой частью речи являются данные слова? (глаголом)

Прием «Инсерт» (Слайд)

- А сейчас поиграем в игру «Знаю – Хочу узнать». Я буду зачитывать вам информацию о глаголе, если эта информация вам знакома, то вы хлопаете в ладоши, если не знакома и вы хотите ее узнать – поднимаете руки.

1. Я занимаю второе место по частоте употребления в речи.

2. В предложении являюсь сказуемым.

3. Я называю слова, обозначающие действия предметов.

4. С частицей не меня пишут раздельно.

5. Могу изменяться по числам.

6. У меня есть род, спряжение, время, наклонение.

- Итак, грамматические признаки глагола в последнем пункте вам не знакомы.

4. Постановка учебной задачи.

- Из всех грамматических признаков, которые вам хотелось бы узнать, мы рассмотрим сегодня только один. Вы узнаете его, решив кроссворд. (Слайд), (у детей-листочки с кроссвордом)

1. Синоним слова блестеть

2. Синоним слова трудиться

3. Синоним слова хотеть

4. Антоним слова разморозить

5. Сажать семена в землю.

с

в

е

р

к

а

т

ь

р

а

б

о

т

а

т

ь

ж

е

л

а

т

ь

з

а

м

о

р

о

з

и

т

ь

с

е

я

т

ь

- Какое получилось слово в выделенном столбце?

- Как связаны понятия  «глагол» и «время»? (Глаголы изменяются по временам)

5. Работа по теме урока.

- Как вы понимаете значение слова «время»? (это часы, дни, сутки, времена года)

- В грамматике время – это одно из грамматических значений глагола, указывающее на соотношение действия к моменту речи.

- Сейчас каждая группа постарается определить, о каком времени глагола идет речь в предложении. Я вам сделаю подсказку, прочитав стихотворение:

Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл.
“Ухожу”, – кричит сегодня.
“А вчера”, – кричит, – ушёл”
“А завтра, – скажет, – я уйду!”
Позавидуйте ему!

А) Упражнения в определении временных форм глагола

Прием: «работа в группах».

- Откройте учебник на стр. 84. Запишите на полях номер упражнения 557.

- Каждая группа списывает по одному предложению, согласно своему номеру.

(Слайд. Инструкция выполнения работы)

- Найдите глаголы, подчеркните их, задайте к ним вопросы, определите время, сделайте выводы и занесите их в таблицу «Дерево решений»

Прием: «дерево решений»

Форма

Глагол изменяется

по временам

       Гла

Примеры:

Вопросы:

 

Б) Проверка. Прием «Выступление лидера»

Мы сделали вывод, что глаголы изменяются по временам. В нашем предложении глаголы имеют форму настоящего времени, отвечают на вопросы что делаем? Пишем, читаем, рисуем, поем, так как обозначают действия в момент речи.

6. Физкульминутка. Слайд

Учитель называет слова, дети выполняют движения.

Н.в. – присели, руки вперед

П.в – встали на носочки, потянулись, руки вверх

Б.в. – наклон вперед, руки на пояс

Светит, пригревало, будут зеленеть,

Блестели, расцветает, солнышко, взойдет,

Посветлел и греет, будет уж теплеть.

7. Первичное закрепление. Слайд.

Все подсохло. И почки уж есть.

Зацветут скоро ландыши, кашки.

Вот плывут облачка, как барашки.

Громче, громче весенняя весть.

- Прочитайте стихотворение. Какая часть речи помогает оживить картину? Выпишите глаголы. Определите время.

Проверка.

8. Составление предложений. Слайд.

- А теперь вернемся к первому слайду (слова: бегут, пришла, прилетят).

- Какие временные формы имеют эти глаголы?

- Составьте с данными словами предложения так, чтобы получился текст. Слайд.

(Пришла весна. Бегут ручьи. Скоро прилетят грачи.)

А) Задание каждой группе: списать текст, изменяя глаголы …

1гр. – в настоящем времени

2гр. – в будущем времени

3гр. – в прошедшем времени

(1группа: Идет весна. Бегут ручьи. Летят грачи.

2группа: Скоро наступит весна. Побегут ручьи. Прилетят грачи.

3группа: Пришла весна. Побежали ручьи. Прилетели грачи.)

- Что заметили общего в словах каждой группы?

- У глаголов прошедшего времени есть суффикс –л-

- Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы что делает? Что делают? Действие происходит сейчас, в момент речи.

- У глаголов будущего времени может стоять слово  «будет»

9. Работа над текстом.

- Для чего надо уметь изменять глаголы по временам?

- Измените слова в скобках так, чтобы получился связный текст.

В лесу очень шумно, один родничок тихо (журчать). Я (подойти) к нему. Он (быть) чистый-чистый. Вокруг (петь) птицы, и он вместе с ними (петь) нежную песню.

10. Итог урока. Прием «Составление кластера»

- Что нового узнали?

- Заканчивая наш урок, давайте обобщим и систематизируем информацию о глаголе, которую сегодня узнали. Составьте кластер об изменении глагола.

Изменение глагола

- С какими трудностями столкнулись? (Трудно подбирать вопросы)

- Какие вопросы по уроку вам хотелось бы задать? (У всех ли глаголов можно определить время?)

- Нет, у некоторых глаголов время определить нельзя, но об этом мы будем говорить на следующих уроках.

- Молодцы, ребята. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка во 2 классе по теме :"Понятие о временных формах глагола"

Урок русского языка 2 класс по системе Занкова. Тема:"Временные формы глагола"...

Урок по русскому языку во 2 классе " Понятие о временных формах глагола "

Цели:Предметные: сформировать понятие “ время глагола ”, развивать умение отличать одну временную форму глагола от другой, развивать грамотность учащихся.Метапредметные: формировать универсальные дейс...

Понятие о временных формах глагола

Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО...

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий "Понятие о временных формах глагола". 3 класс.

В данном материале представлено использование здровьесберегающих технологий на примере урока руского языка....

разработка урока русского языка 3 класс "Понятие о временных формах глагола"

разработка урока русского языка 3 класс "Понятие о временных формах глагола", "Школа России"...

Презентация для урока русского языка 3 класс "Понятие о временных формах глагола"

Презентация для урока русского языка 3 класс "Понятие о временных формах глагола", "Школа России"...