Урок по русскому языку во 2 классе " Понятие о временных формах глагола "
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Яруллина Ольга Николаевна

Цели:

Предметные: сформировать понятие “ время глагола ”, развивать умение отличать одну временную форму глагола от другой, развивать грамотность учащихся.

Метапредметные: формировать универсальные действия: интерес к новому учебному материалу, основы гражданской идентичности личности в форме осознания “ Я ” как гражданина России, воспитание интереса к предмету через познавательный материал о животном мире, умение ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи, умение формулировать собственное мнение, контролироватьдействия партнёра, развивать мышление через умение сравнивать, анализировать о обобщать полученные результаты.

 

Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, карточки для групповой работы, ребусы, магнитофон, песня Незнайки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponyatie_o_vremennyh_formah_glagola.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие о временных формах глагола.

Цели:

Предметные: сформировать понятие “ время глагола ”, развивать умение отличать одну временную форму глагола от другой, развивать грамотность учащихся.

Метапредметные: формировать универсальные действия: интерес к новому учебному материалу, основы гражданской идентичности личности в форме осознания “ Я ” как гражданина России, воспитание интереса к предмету через познавательный материал о животном мире, умение ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи, умение формулировать собственное мнение, контролироватьдействия партнёра, развивать мышление через умение сравнивать, анализировать о обобщать полученные результаты.

Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, карточки для групповой работы, ребусы, магнитофон, песня Незнайки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Итак, русский язык, друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

Хотите учиться?

Значит можно всем садиться.

  1. Актуализация знаний.

Цель: активизировать опорные знания, целепологание.

Звучит песня Незнайки.

- Какой сказочный герой исполняет эту песню?

- Ну, раз всё знать невозможно, может и не стоит учиться?

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

  1. Чистописание.

- Попробуйте отгадать наш этап урока.

ПИСЧИСНИТОЕА ( Чистописание )

- Заполните пустую клетку таблицы и вы узнаете, какую букву мы будем писать на чистописание?

Прямой

Море

Рисует

П

С

?

( Прямой – прилагательное, море – существительное, рисует – глагол, значит, вместо знака вопроса должна быть буква Гг ).

Гг   гг   Гг

- Что будем оценивать в работе? ( Аккуратность, каллиграфию – высоту букв, наклон букв, соответствие образцу ).

- Посмотрите на образец букв и поставьте на полях

О – Я – молодец!

О – Могу и лучше.

О – Надо постараться.                               Регулятивные УУД

- На формирование какого умения была напрвлена эта работа? ( Каллиграфии )

- Какие ещё умения мы развиваем на уроках русского языка? ( орфографическую зоркость, грамотность и т.д. )

  1. Словарь.

ВАСРЬЛО ( словарь )

- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.

1) На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков … ( горох )

2) Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, кур в деревне крадёт. ( лисица )

3) Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. ( автобус )

4)

5) Без окон, без дверей,

Полна горница людей. ( огурец )

6) Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом,

И ребятам помогаю,

Делать гору, строить дом. ( лопата )

- А теперь прочитайте первые буквы, и вы узнаете имя главного героя нашего урока. ( глагол )

- Знакомый незнакомец. Почему я так его назвала?

Однажды у глагола брали интервью, и вот что он о себе рассказал:

( у детей листочки с текстом )

- Когда я буду вам читать, выберите ту информацию, которая вам знакома и поставьте  +  , о чём бы вам непременно захотелдось узнать поставьте   !

  1. Я занимаю второе место по частоте употребления в речи. Впереди меня только имена существительные.

Знаю              Хочу знать

  1. В предложении я являюсь сказуемым.

Знаю              Хочу знать

  1. Я называю слово, которое обозначает действие предмета.

Знаю             Хочу знать

  1. В предложении меня подчёркивают двумя чертами.

Знаю             Хочу знать

  1. Не люблю предлоги.

Знаю              Хочу знать

  1. У меня есть число, род, спряжение, наклонение.

Знаю               Хочу знать

  1. Имею время: у меня их целых три.

Знаю               Хочу знать

  1. Могу времени совсем не иметь.

Знаю                Хочу знать

  1. С частицей не меня пишут раздельно.

Знаю                 Хочу знать

  1. Постановка учебной задачи.

ВТСОРТПОЕКСМПЯК

-Какое задание вы бы предположили?

- Возьмите карандаш и вычеркните те буквы, которые повторяются два раза. Что же осталось? Что получилось? ( время )

- А теперь назовите тему нашего урока?

- Какую цель поставит каждый для себя? Где можем использовать новое знание?

Моя цель: помочь вам её достигнуть и получить от этого удовольствие.

- Где пригодится новое знание?            

                              Коммуникативные и познавательные УУД

Я держу в руках толковый словарь. В предисловии к нему сказано, что он предназначен для широкого круга читателей, которые интересуются историей русского языка. Давайте посмотрим, как объяснено  значение этого слова.

( Одна пара учеников находит объяснение, другие в это время высказывают свои мысли. )

Мы постараемся составить таблицу-памятку. Она состоит из 3 столбиков.

- У вас есть догадки? Гипотезы? Предположения? Сколько времён есть у глагола?                          

                               Коммуникативные и познавательные УУД

  1. Открытие нового знания.

Послушайте загадку:

Её мудрость не забудешь:

“ Тише едешь, дальше будешь ”

“ Костяна ” её рубаха,

Ползёт без страха… ( черепаха )

- Знаете ли вы?

1. Самая большая – морская кожистая черепаха.

2. Её вес может достигать семисот килограммов.

3. Может нырнуть на глубину более одного километра.

4. Может прожить до 150 лет.

  1. Физминутка.

“ Львенок и черепаха ”

Выполняют движения под музыку.

  1. Открытие нового знания ( продолжение ).

- Сегодня мудрая черепаха поможет нам разобраться в том, какие же времена есть у глагола. Как же мы будем открывать новые знания? А может посмотрим сразу в учебник, прочитаем правило и всё сразу станет понятно? Попробуем самостоятельно?

- Для этого я предлагаю вам поработать в парах.

- Во время работы в парах помните, что вы несёте ответственность не только за себя, но и за своего товарища, умейте слушать друг друга, уважать мнение товарища.

- Подчеркните глаголы, задайте вопросы и попробуйте определить, по какому признаку они собраны в столбике. Попробуйте определить, когда это происходило, происходит или будет происходить.

Была я малышкой,                      Познавательные УУД

Играла с пустышкой,

Гуляла с братишкой

И с няней-мартышкой.

Сейчас я живу в небольшом зоопарке.

Я в школу бужу по утрам малышей.

В понедельник или в среду

Всё я брошу и уеду,

И оставлю их одних,

Безобразников моих.

  1. Итак, сделаем вывод.
  2. - Как же изменяются глаголы?  

                             Познавательные и регулятивные УУД

- А теперь давайте посмотрим, правильно ли мы сделали вывод  ( на доске – карточка подсказка )

Мы часто с вами пользуемся памятками. Давайте запомним памятку-таблицу по нашей теме.

- Сколько времен у глагола?

- Какие вопросы – помощники будем использовать для определения времени глагола?

Пр.в.

Н.в.

Б.в.

Что делал?

Что делает?

Что сделает?

  1. Первичное закрепление. Работа в группах.

     Послушаем загадки, выписываем глаголы, определяем время.

В школе есть такой предмет:

Делят там и умножают,

Прибавляют, вычитают,

Там задачи все решают,

Уравнения составляют. ( математика )

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил. ( мел )

Она всегда в лесу растёт –

Пойдем гулять и встретим,

Она колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.  ( ель )

     Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД

  1. Физминутка.

Я назову вам глаголы, если это:

Глагол н.в. – руки на пояс

Глагол пр. в. – присядьте

Глагол б.в. – ходьба на месте.

Будут прыгать, катается, сварила, влюёт, промахнулся, нарисую, украсят, поют.

  1. Закрепление полученного знания.

- Кто очень хорошо понял тему?

- Кому ещё трудно – пользуйтесь таблицей – помощницей. ( Разноуровневые карточки )

У вас на парте лежат карточки № 1 и № 2.

№ 1 – задание не очень сложное.

№ 2 – потруднее.

- Определитесь и выберите нужную для себя. Внимательно прочитайте задание и выполните. Кому необходима помощь?

Проверка. ( ключ на доске ).

Поставьте себе оценку.

  1. Игра “ четвёртый  лишний “ .

Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово.

  1. трещит, скрипит, воет, скулил.
  2. Встречает, визжал, поскрипывал, дул.
  3. Прочитает, запишет, нарисует, удивил.

  1. Рефлексия.

- Пришло время подвести итог.

Вам сегодня пришлось:

- навострить уши,

- зарубить на носу.

- Как называют в русском языке эти фразы? Что они означают?

- Найдите глаголы и поробуйте определить время. Не получается? Обратимся к интервью глагола в начале урока ( Времени могу вообще не иметь )

- Это будет тема следующего урока.

- Мне сегодня было очень приятно с вами работать. Если у кого-то не всё получилось – Не вешать нос!

  1. Итог урока.

- Что нового узнали?

- Как  изменяются глаголы? Как определить время глагола?

- За что бы вы себя похвалили?

- Была ли польза от урока?

- Что особенно понравилось?

Заполните таблицу.

  1. На уроке я работал активно

                                         пассивно

  1. Своей работой на уроке я доволен

                                                    не доволен

  1. За урок я не устал

                      устал

  1. Материал урока мне был понятен

                                                    не понятен

  1. Моё настроение стало лучше

                                   стало хуже

  1. Домашнее  задание мне кажется лёгким

                                                                трудным

         Коммуникативные, познавательные, личностные УУД

  1. Домашнее задание.

с.  24  упр. 261

16. Итог.

- Отгадайте зашифрованное слово.

ЛОЦЫДОМ

( молодцы )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Поговорим о начальной форме глагола"

Познакомить учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам. Развивать навыки выделять глаголы неопределённой формы, образовывать от временных фо...

разработка урока русского языка 3 класс "Понятие о временных формах глагола"

разработка урока русского языка 3 класс "Понятие о временных формах глагола", "Школа России"...

Презентация для урока русского языка 3 класс "Понятие о временных формах глагола"

Презентация для урока русского языка 3 класс "Понятие о временных формах глагола", "Школа России"...

Открытый урок русского языка по теме "Понятие о временных формах глагола"

Сформировать понятие «время глагола»; развивать умение отличать одну временную форму глагола от другой; развивать грамотность учащихся.формировать универсальные учебные действия: интерес к новому учеб...

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"."Изменение глаголо настоящего и будущего времени по лицам и числам"

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний».Учитель: Котова Мария АлексеевнаТема: «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»I.Орг.моментПрозвенел у нас звонок,Начинается...