Открытый урок по риторике по теме «Рассуждение, как тип речи»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Гозбенко Елена Андреевна

 

Цель: Познакомить с текстами простейших рассуждений

Задачи:

1) Познакомить учащихся со структурой рассуждения.                                                                                                           

2)Формировать потребность доказывать, объяснять высказанное мнение.

3)Развивать  умения составлять, восстанавливать рассуждения.

4)Развивать умение анализировать свою (чужую) речь.

5)Развитие устной речевой деятельности: слушания, говорения.

Оборудование:схема рассуждения, рассыпанные рассуждения, иллюстрации, аудиозапись «Весёлые уроки Радионяни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otk._urok_po_ritorike.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Гозбенко Елена Андреевна

учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24

 с углублённым изучением предметов

художественно – эстетического направления»

города Архангельска

Тема урока

«Рассуждение как тип речи»

2класс

Уровень:

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Цель: Познакомить с текстами простейших рассуждений.

Задачи: 1) Познакомить учащихся со структурой рассуждения.                                                                                                            2)Формировать потребность доказывать, объяснять высказанное мнение.

3)Развивать  умения составлять, восстанавливать рассуждения.

4)Развивать умение анализировать свою (чужую) речь.

5)Развитие устной речевой деятельности: слушания, говорения.

Используемые методы и приемы:

 а) организации и осуществления учебно-познавательной деятельности :

- репродуктивные (использование алгоритма, памяток для учащихся),

- проблемно-поисковые (подведение учащихся к постановке проблемы и дальнейшие действия по построению проекта выхода из затруднения),

- наглядные (презентация),

- практические (упражнения),

б) стимулирования и активизации учения:

- создание ситуации новизны, активности,

- создание ситуаций успеха,

- положительный эмоциональный настрой.

Оборудование: схема рассуждения, рассыпанные рассуждения, иллюстрации.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

2.Определение цели, мотивации урока

3.Этап актуализации знаний

-Знаете, какое слово на свете самое беспокойное, самое любознательное?

-Оно, как сказал замечательный сказочник Джанни Родари, «гуляет по всему свету, забирается во всё, что мы с вами видим, слышим, трогаем,  нюхаем». Оно заставляет взрослых и детей задавать массу полезных и нужных вопросов.

О каком слове идёт речь?

Конечно же, это слово «почему»! Когда-то давным-давно, оно жило в словаре, а потом ему стало скучно сидеть  без всякого дела и убежало «почему» из словаря, пошло гулять по белому свету.

А к вам оно не заглядывало?

Какие «почемучкины» вопросы интересуют вас?

О чём бы вы хотели спросить  взрослых?

Знаете, с каким словом дружит «почему»?

В своих странствиях «почему» встретило другое слово «потому» и стали они вести удивительные   бесконечные разговоры. Давайте послушаем один из них (аудиозапись)

Итак, какую цель поставим перед собой на уроке?

Чтобы её достичь, какими мы должны быть на уроке?

На наших уроках мы тоже научимся удивляться новым вопросам «почему», а ответить на них нам поможет слово «потому».

 Таким образом, разные «почему» требуют ответа. Какой тип текста поможет нам в этом?

Что мы уже знаем о рассуждении?

-слово «почему»

-да, заглядывало

-почему солнце не падает на нашу планету?

-почему зимой холодно, а летом тепло, а не наоборот?

-со словом «потому»  

слушают аудиозапись  

-научиться рассуждать, отвечать на вопросы.

- активными,

внимательными,

старательными.

-рассуждение

рассуждение -  это

тип текста, в котором объясняется причина событий, явлений, доказывается что – либо.                                          

4.Открытие нового знания:

Введение структуры рассуждения

Итак, «почему» задаёт  первый вопрос.

Кто помнит, как звали всех жителей Цветочного города, в котором жил Незнайка?

А вот и вопрос: «Почему их так звали?»

 

Если дать полный ответ, то получится такое рассуждение: Коротышками жителей Цветочного города звали потому, что они были маленькими.

Давайте рассмотрим данное рассуждение внимательно.

Прочитайте первую часть.  О чём она?

Как можно назвать эту часть?

Прочитайте вторую часть. О чём она?

Как можно её назвать?

Какие слова соединяют обе части?

Потому, что

     

Потому, что

     

Если нарисовать рассуждение в виде схемы, то получится следующее:

объяснение

То, что объясняется

-коротышки

-они были очень маленькими

-то, что объясняется

-объяснение

-потому, что

5.Этап первичного закрепления

а) Составление рассуждений

Цель: формировать умение строить рассуждения

б) Нахождение частей рассуждения

Цель: закрепить умение видеть части рассуждения

Почему Незнайку назвали – Незнайкой?

 

Хотите узнать, как назвали коротышки ручей, протекавший в их городе?

Огурцовой рекой.

Интересно узнать почему?

Почему сам город коротышек назывался Цветочным городом?

Итак, из скольки частей состояли наши рассуждения?

Как называется 1 часть?

Как называется 2 часть рассуждения?

Как соединяются между собой части рассуждения?

А сможете ли вы найти одну из частей рассуждения?

Давайте это мы сможем проверить, выполнив  задание   из учебника.

Задание №78 с.58

Прочитайте задание. Что требуется выполнить?

Какая часть рассуждения выделена? Как называется?

Прочитайте слово- мостик, слово – связку?

Как называется вторая часть рассуждения? Найдите её.

                                                                                                                                                                             

-он ничего не знал

-да

-потому, что по берегам ручья росло много огурцов

-в этом городе росло много цветов

-из двух

-то, что объясняется

-объяснение

-с помощью слова «потому, что»

Физическая пауза

Учитель зачитывает рассуждения. Если рассуждение полное (состоит из 2-х частей), то учащимся надо присесть, если в рассуждении какая- либо часть отсутствует - приподнимаются на носочки и руки тянут вверх. Кто ошибается, садятся за парты.

в) Игра «Восстанови рассуждение»

Цель: показать значимость каждой части рассуждения

Посмотрите на картинки. Что видите?

                   

Составьте рассуждение.

Какие слова помогли восстановить рассуждения?

Сделайте вывод.

Поиграем в игру «День-ночь»

«Ночь»- дети закрывают глаза, учитель убирает 1-ую картинку.

«День»- дети открывают глаза.

Что исчезло?

 Прочитаем без этой части.

Что произошло?

«Ночь»- дети закрывают глаза, учитель меняет части рассуждения

«День» - дети открывают глаза.

Прочитайте рассуждение.

Что заметили?

Какой вывод можно сделать?

Итак, можно ли из рассуждения убрать какую- либо часть?

-Таня плачет, потому что в речке тонет мячик.

-потому, что

-без слов  связок рассуждение не имеет смысла

-1часть рассуждения

-Таня плачет

-не понятно, что объясняется

-мячик тонет потому, что Таня плачет.

-в рассуждении 1-ая часть «то, что объясняется» должно стоять на 1-ом месте, иначе рассуждение будет неверным.

 

-нет, иначе рассуждения не будет.

6.  Включение нового знания в систему знаний

 а) Игра «Собери рассуждение»

Цель: закрепить умение составлять рассуждения из частей

(работа в парах)

б) «Закончить рассуждение»

Цель: учиться анализировать рассуждения, делать их полными.

работа в группах

Наше «почему» путешествуя по свету, побывало в гостях у известного доктора Айболита и принесло нам рассуждение. Но текст большой и по дороге рассыпалось. Поможем собрать?

Для этого поработаем в парах.

На столе части рассуждения, соберите его.

Что закрепили в ходе игры?

И последнее задание выполним в группах.

Выполним задание из учебника №81 с.59

Прочитайте задание про себя.

Что нужно сделать?

Правила работы в группе.

Работа в группе.

Отчет групп.

Дополнительное задание (если на уроке останется время)

Сочинить рассуждение на тему: Какую книгу вы любите читать?

Можете объяснить почему?

ученики в парах собирают рассуждения

Проверка: одна пара читает получившее рассуждение.

если рассуждение  верное, ученики хлопают.

-умение составлять рассуждения

-закончить  рассуждение

- в группе ученики совместно заканчивают рассуждения

- один ученик от группы выходит и читает получившиеся рассуждения, остальные группы слушают и с помощью цветового сигнала оценивают выступающего

7.Подведение итога урока

8. Рефлексия

Цель: осознание учащимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

Какова была цель урока?

Удалось её достичь?

С чем познакомились на уроке?

Что нового узнали?

Из скольки частей состоит рассуждение?

Как называются части рассуждения?

С помощью чего  связаны между собой части рассуждения?

Что понравилось на уроке?

Что было интересным?

Кого похвалим за активность на уроке?

Кого похвалим за внимательность на уроке?

Если вам очень понравился урок, выберите кружок красного цвета.

-научиться рассуждать, отвечать на вопросы

-да

-с текстами рассуждений

-структуру рассуждений

-из двух

-то, что объясняется и объяснение

-с помощью слов-связок «потому, что»

-составлять рассуждения;

-Работать в парах, в группе;

- отвечать на вопросы;

ученики выбирают кружок и приклеивают на доску.

Используемые источники информации:

 1) Ладыженская Т.А., Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебная тетрадь для 2 класса. В 2-х ч.Ч.2-Изд.3-е, перераб.-М.:Издательство «Ювента»; Издательство «Баласс», 2009.                                                                     2) Речевые секреты: Книга для учителя нач. классов/Т.А. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Соколова и др.; Под ред.Т.А. Ладыженской. – М.:Просвещение, 1992.-144с.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://images.yandex.ru
  2. www://simpotno.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 4 классе по чтению и развитию речи. Тема: И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»

1. Краткое описание. В урок включены разнообразные виды учебной работы, направленные на развитие навыков правильного и осознанного чтения вслух целыми словами,  развитие связной речи, ...

Открытый урок русского языка по теме:«Употребление синонимов в речи»

План-конспект урока русского языка для третьего класса Употребление синонимов в речи....

Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".

Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....

Открытый урок по риторике.

Дети очень любят риторику. Здесь можно рассуждать, высказывать свою точку зрения, почувствовать себя артистом....

Конспект открытого урока русского языка на тему: «Части речи. Имя существительное.» 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знанияФорма урока: урок-мини-исследование.Методы: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).Форма работы: групповая, индив...

Презентация "Открытый урок по риторике"

Презентация "Открытый урок по риторике" предназначена для показа младшим школьникам...