Открытый урок русского языка по теме:«Употребление синонимов в речи»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
План-конспект урока русского языка для третьего класса Употребление синонимов в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«гимназия №18»
Города Краснодара краснодарского края
Открытый урок русского языка по теме:
«Употребление синонимов в речи»
подготовила
учитель начальных классов
Кравцова Галина Алексеевна
Г. Краснодар
2013
Тема: Употребление синонимов в речи.
Цель: 1. Систематизировать знания детей о синонимах, красоте, напевности звучащей речи.
2. Формировать умение правильно употреблять слова в речи.
3. Развивать орфографическую зоркость.
Оборудование: Опорные таблицы, карточки, толковый словарь.
Этапы | Ход урока | Примечания |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Организация к уроку Проверить готовность детей к уроку. Тема урока У. Ребята, каким может быть слово? (Ласковым, метким, убедительным, волнующим, трогательным.) У. Сегодня у нас в гостях Его Величество Слово. Как вы думаете, почему я так представляю слово? ( Оно главный знак языка.) У. Сегодня на уроке мы будем учиться всматриваться в слово. А зачем нам нужно знать буквенную и звуковую “одежду” слова? ( Чтобы правильно писать слова и правильно произносить их.) У. Запишите в тетрадях слова: Ковёр, красный, крыльцо. Сравните буквенные и звуковые “одежды” этих слов. В каком слове они совпадают? ( В слове красный.) У. Мы знаем, что слово как главный знак языка имеет форму (звуковую и буквенную) и значение. Что обозначает слово красный? ( Цвет.) У. – Возьмите карточки №1. Придумайте свои синонимы к словам: красный, жёлтый. (алый, багряный; лимонный, золотой) - Придумайте предложение с одним из слов. ( Жёлтый цыплёнок щипал травку. По дороге ехала красная машина.) Наблюдение над словами. У. Запишите строчку из стихотворения Марины Цветаевой. Красной кистью рябина зажглась. Какое слово привлекло ваше внимание? ( Зажглась - оно употреблено в переносном значении.) У. А какие близкие по значению слова можно подобрать? ( Запылала, загорелась, заалела.) У. Какое из них самое меткое? Давайте, поставим ваши слова в предложение. (Зажглась – слово автора.) У. Ребята, а меня привлекло слово кистью. Произнесите его. - Какой звук третий вы услышали? ( [c’].) У. Наверное, мы не писали Ь? Как узнать, правильно ли мы написали? (Нужно изменить слово : кисточка. Звук [c] твёрдый , значит мягкий знак не нужен.) Самостоятельная работа со словом. Дети выполняют работу на карточке №2. Правильно записывают предложения с нужным словом. Молодая берёзка покрыта …. (липкими, клейкими) листочками. В подводном мире царит (безмолвие, тишина). Царевич остановился возле (древней, ветхой) избушки. Проверяются правильность выполнения работы фронтально с объяснением. Орфографический футбол. Учитель читает слова орфоэпически, а дети орфографически. Карандаш, вагон, рябина, сорока, иней, канава. Физминутка. Работа со словом. На доске стихотворение: В терем с красного крыльца Красна девица вошла. Красный угол прибрала. Да на стол собрала. У. Что вы заметили интересного? ( Слово “красный” обозначает не только цвет- оно многозначное.) У. Выпишите словосочетания со словом красный и подберите к ним словосочетания, близкие по значению. Красное крыльцо – главное крыльцо Красна девица – красивая девица. - Сравните записи на доске. Красна девица – красна девица Сидит в темнице, А коса на улицу. У. - Что заметили ? ( Ударение с первого слога перешло на второй.) У. Изменилась ли эмоциональная окраска слова ? ( Да, девица – красавица, девица – с пренебрежительным оттенком.) У. Сравните записи на доске. Красный угол – почётный угол. Дети находят в словаре объяснение красный угол. У. Какие ещё словосочетания со словом красный вы знаете ? ( Красная строка.) У . Почему её называют красной тоже узнаем по словарю. Дети находят по словарю: Красная цена – высокая цена Красное дерево – ценное дерево Красная книга – охранная книга Красное словцо – меткое слово. Домашнее задание. У. Дома вы работаете с пословицей. Не красна изба углами, А красна пирогами. Итоги урока: Ребята, какая тема красной нитью проходила через весь урок? ( Учились подбирать синонимы, правильно употреблять их в речи.) У. Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать. И словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом. Напутствуют, и славят, и чтят. | По вариантам записывать в тетрадь На доске |
Список литературы.
1.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка - М.: «Просвещение », 1999.
2.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: «Русский язык», 1999.
3. В.Волина Занимательная азбука - М.: «Весть ТДА», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Употребление предлогов с именами существительными" 2 класс Школа России
Урок урусского языка...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Употребление предлогов с именами существительными" 2 класс Школа России
Урок русского языка...
Урок русского языка по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами", 2 класс
Третий урок по теме "Слова, к которым нельзя задать вопрос". Полную разработку с приложениями можно скачать, перейдя по ссылке https://yadi.sk/d/3sy8feiAdDwjT...
Проверочная работа по русскому языку по теме "Употребление глаголов в речи"
Закрепить знания детей о глаголе. Развивать интерес у детей к предмету....
Урок русского языка по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами"
Урок предназначен для обуающихся 2 класса. Программа "Школа 2100"...
Конспект урока русского языка по теме «Употребление разделительного твёрдого знака» 2 класс
Цель: развитие умения писать слова с разделительным «ъ»...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Употребление глаголов в речи" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку ...