Открытый урок по риторике.
план-конспект урока на тему

Метянина Татьяна Викторовна

Дети очень любят риторику. Здесь можно рассуждать, высказывать свою точку зрения, почувствовать себя артистом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytye_uroki_po_ritorike.doc86.66 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

РИТОРИКИ

по учебному пособию Ладыженской

" Детская риторика в рисунках и картинках".

2 класс

УЧИТЕЛЬ: МЕТЯНИНА Т.В.

Тема: ПРАВИЛА ПРИЛИЧИЯ.

Цель:. научить детей уместно употреблять обращения в зависимости от ситуации и закрепить это умение.

 Наглядность:.1. книги А. С. Пушкина

" Сказка о царе Салтане...."

" Сказка о мёртвой царевне.. "

2. рисунки и картинки к этим сказкам

Пособия: учебник- тетрадь для каждого учащиегося.

Ход:

1. Беседа:

- для чего нужны обращения

- отношения говорящего к тому к кому обращается

2. Работа по тетради:

( с. 55)

3. Разыгрывание ситуаций:

-ты в магазине. Купи игрушку.

- узнай время

- пробей билет в транспорте

-узнай о наличии свежего хлеба

4. Работа в тетради

(с57)

Работа над выразительностью в зависимости от того кто говорит, кому говорит, как к нему относится, почему так относится.

5. Подведение итогов:

Когда уместно назвать Коля, Николай, Коленька,Колька?

Рекомендован. литература:

-Ладыженская Т.А., Сорокина Г. И. " Детская риторика" 1 класс( т. к. в 1 классе риторики не было, во втором 2 ч. -проходим и 1 класс, и 2 класс).

-метод. рекомендации для учителя с.51-53.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО РИТОРИКЕ

по учебному пособию Ладыженской

" Детская риторика в рисунках и картинках".
В 3 классе

УЧИТЕЛЬ: Метянина Т. В.

Тема: ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ. ОТКАЗЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ.

Цели:

1. знакомим детей с отказом как с речевым действием, с помощью которого выражается отрицательная реакция на просьбу;

2. знакомим с такими видами отказа как прямой отказ, косвенный отказ- отказ с объяснением. Учащиеся усваивают мысль о том, что в основе отказа могут лежать самые разные причины, в частности

     -невозможность выполнить просьбу из-за причины делового характера

    -нежелание выполнить просьбу по причине личного характера

3.  главное- мысль о том, что отказ любого вида должен быть вежливым.

Ход:

1. Сегодня мы поговорим с вами об отказах, отказах вежливых и грубых. Запишем тему в тетрадь.

На доске:ВЕЖЛИВЫЕ ОТКАЗЫ. ОТКАЗЫВАЙ ТЕ, НЕ ОБИЖАЯ.

2. Представьте, что к вам обращаются с просьбой. Какой может быть ваш ответ?(ответом может или согласие или отказ).

А 3.В книге Ф. Паскаля " Малыши из Ласковой долины" рассказывается о том, как девочки близнецы Лиз и Джесси потеряли хомячка Бубенчика, которого им отдали в школе на каникулы.И вот какой разговор состоялся у девочки с мамой:

- Мама! Мы потеряли Бубенчика и никак его не можем найти. И мы хотим купить нового хомячка, - продолжала Лиз- Мамочка! Помоги нам, пожалуйста! Джесси разрыдалась.

- Я совсем не хотела, чтобы он убежал,- всхлипнула она.- Я просто забыла закрыть клетку.

- Ну всё, всё,- сказала мама,- я вижу, что ты очень переживаешь. Купим мы хомячка, раз уж так вышло. Представляю как вы расстроились. Но не надо плакать я на вас не сержусь.

- С какой просьбой обращаются девочки к маме?

- Ответ на эту просьбу отказ или согласие?согласие

- Какие слова помогли это определить?

Слова- согласия:( запись на доске)

да, обязательно, ладно, хорошо, согласен, конечно, с удовольствием и т.д.

Выбери любых три и запиши в тетрадь.

Другие ситуации:

Б 4. А теперь послушайте, что говорит близнецам папа на их просьбу купить девочкам билеты на рок- концерт.

- Вы знаете, что мы с мамой не любим вас огорчать. И вы знаете, что проблема не в деньгах. Мы бы с большим удовольствием купили бы вам билеты, если бы сами могли пойти с вами. Но это невозможно, а отпускать вас одних- тоже нельзя.Там будет полно народу, многие гораздо старше вас. В толпе вас попросту затопчут. Это, юные леди, моё последнее слово. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.

-Какой ответ на просьбу девочек дал папа? (отказ)

- Какие слова смягчили ответ  отца?

Запись на доске:

В     Какой текст соответствует схеме №1 и схеме № 2.

просьба------------согласие-----------благодарность

просьба------------отказ---------------ответ на отказ

Г 5. Разыгрывание ситуаций:

-- Учитель: Артём , я прошу тебя сейчас задержаться и помочь мне полить цветы.

Твоя задача мне отказать.

Извините, Т.В.,сегодня я не могу...........(причина)

Учитель:Хорошо!

----Учитель: Алёша, я бы хотела, чтобы ты украсил свой рассказ рисунком. Я пошлю твою работу на конкурс.

Твоя задача - согласиться.

Хорошо, Т.В., сделаю и принесу завтра.

Учитель: Спасибо!

6. Другие ситуации:

  Задание: в каких ситуациях отказ не может быть оправдан, т.е. отказ -невозможен.

-------- Сынок, сходи, пожалуйста, за Машенькой в детский садик.Меня задерживают на работе, а папа поехал к бабушке.

Вариант ответа: ...........(отказ невозможен)

---------Маша, ты видела, что Костя упал с велосипеда, не может встать. Сбегай к его маме, скажи, что случилось, а я с ним побуду.

Вариант ответа: ...........(отказ невозможен).

-------- Алёша, при ходи сегодня ко мне вечером смотреть новые мультики по видику.

Вариант ответа: ...........(отказ возможен).

7.Инсценировка стихотворения С Маршака " Три подарка".

Задание: най ди просьбы и отказы.

Чтение стиха наизусть учениками (девочка и мальчик).

Полдюжины булавок

Я вам преподношу

И быть моей женою

Покорно вас прошу

Надеюсь вы пойдёте плясать со мной, со мной

И будете моей женой!

Полдюжины булавок

 От вас я не приму

Полдюжины булавок

Нужны вам самому

Плясать вы не пойдёте со мной, со мной

 И вашей не буду я женой!

Хрустальный колокольчик

Дарю я вам, мой друг

Когда проснётесь ночью,

Будите ваших слуг

Най деюсь вы поёдете плясать со мной, со мной.

И будете моей женой!

Хрустальный колокольчик

От вас я не возьму

Ваш глупый колокольчик

Не нужен никому

Плясать вы не пойдёте со мной, со мной

 И вашей не буду я женой!

---ответы на задание - просьбы и отказы

----как девушка объясняет, почему она не принимает подарки?

---- теперь послушайте продолжение и найдите слова-согласия:

Принёс я вам колечко, любви последний дар

Алмазное колечко и бархатный футляр

Надеюсь вы пойдёте плясать со мной, со мной

И будете моей женой!

 

Мне нравится колечко

Горит оно как жар

Оставьте мне колечко

И бархатный футляр

Могу я вам позволить плясать со мной , со мной

И вашею согласно быть женой.

Полдюжины булавок

Принёс я в первый раз

И очень огорчился услышав ваш отказ.

Хрустальный колокольчик

Потом я вам принёс

Меня своим отказом вы довели до слёз.

Теперь принёс колечко

Любви последний дар

Вы приняли колечко и бархатный футляр

И замуж вы согласны пойти на этот раз

Да я-то не женюсь на вас!

-------------. - Почему после того как так долго жених добивался руки невесты, он вдруг отказывается на ней жениться?

Ж 8. -Приходилось бы тебе отказывать кому-нибудь в его просьбе?

- Как у тебя это получилось?

- Не обидел ли ты отказом собеседника?

- Умеешь ли ты вежливо отказывать?

9. ( см. тетр. зад. 90) Анализ отрывка из стиха Б. Заходера " Муравей" позволяет выявить знакомы ли дети с понятием " вежливый отказ".

----- зад. по учеб. стр. 37(47) и стр. 107 зад. 90

Прочитаем 1 отрывок.

-- Как вы расцениваете отказ Вола? (грубый)

---Да, отказ выражен прямо, категорично и произносится грубым тоном. Подчеркнём слова, которые это доказывают.

Прочитаем 2 отрывок.

(стр. 37 зад. 48, стр.107 зад. 91)

- Какой теперь отказ? (вежливый)

- докажи, подчеркни, слова, которые это доказывают.

10. Итак, обобщение:

 отказ будет вежливым, если ты извинишься и объяснишь причину отказа.

 ( на доске)    Слова- подсказки, которые смягчают ваш отказ:

К сожалению

охотно бы

с удовольствием              НО .......  причина

извините

простите

спасибо

11. Игра " Найди словесный отказ"

- Володя, возьми ещё кусочек торта.

- Спасибо (извинение), я уже сыт (причина).

-Сходи в магазин, сынок!

- Я бы обязательно сходил, но не могу_(извинение) обещал папе помыть машину (причина)

- Дай списать задачу, Колька!

- Не дам, решай сам! (причина)

12  Дом. задание:

Вы должны прочитать текст, написать 2-3 варианта вежливого отказа, который Карлсон мог предложить Малышу, чтобы он не обиделся и не грустил.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по риторике во 2 классе

Конспект урока по риторике во 2 классе Тема:Опорные слова. Использование на уроке игровых технологий, здоровьесберегающих технологий Цели: 1.   Знакомство с понятием «опорные ...

Конспект урока Детской риторики в 4 классе "Словарная статья"

Конспект урока Детской риторики в 4 классе по теме   "Словарная статья". Учебник Т.А.Ладыженская "Детская риторика в рассказах и рисунках". УМК "Школа 2100"...

Конспект урока по риторике Тема урока: "Обращение"

Воспитатель Сорокина Е.А.  учитель Белова Н.В.Тема урока:"Обращение"Тип урока: Объяснение нового материалаЦель:Учим ребят уместно употреблять обращения в зависимости от ситуации.Задачи:Образовате...

Открытый урок по риторике по теме «Рассуждение, как тип речи»

Цель: Познакомить с текстами простейших рассуждений Задачи: 1) Познакомить учащихся со структурой рассуждения....

Презентация "Открытый урок по риторике"

Презентация "Открытый урок по риторике" предназначена для показа младшим школьникам...

Открытый урок по детской риторике

Цель данного урока: познакомить учащихся с несловесными средствами общения, сформировать у детей представления о разных способах общения....