Открытый урок по риторике.
план-конспект урока на тему
Дети очень любят риторику. Здесь можно рассуждать, высказывать свою точку зрения, почувствовать себя артистом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytye_uroki_po_ritorike.doc | 86.66 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
РИТОРИКИ
по учебному пособию Ладыженской
" Детская риторика в рисунках и картинках".
2 класс
УЧИТЕЛЬ: МЕТЯНИНА Т.В.
Тема: ПРАВИЛА ПРИЛИЧИЯ.
Цель:. научить детей уместно употреблять обращения в зависимости от ситуации и закрепить это умение.
Наглядность:.1. книги А. С. Пушкина
" Сказка о царе Салтане...."
" Сказка о мёртвой царевне.. "
2. рисунки и картинки к этим сказкам
Пособия: учебник- тетрадь для каждого учащиегося.
Ход:
1. Беседа:
- для чего нужны обращения
- отношения говорящего к тому к кому обращается
2. Работа по тетради:
( с. 55)
3. Разыгрывание ситуаций:
-ты в магазине. Купи игрушку.
- узнай время
- пробей билет в транспорте
-узнай о наличии свежего хлеба
4. Работа в тетради
(с57)
Работа над выразительностью в зависимости от того кто говорит, кому говорит, как к нему относится, почему так относится.
5. Подведение итогов:
Когда уместно назвать Коля, Николай, Коленька,Колька?
Рекомендован. литература:
-Ладыженская Т.А., Сорокина Г. И. " Детская риторика" 1 класс( т. к. в 1 классе риторики не было, во втором 2 ч. -проходим и 1 класс, и 2 класс).
-метод. рекомендации для учителя с.51-53.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО РИТОРИКЕ
по учебному пособию Ладыженской
" Детская риторика в рисунках и картинках".
В 3 классе
УЧИТЕЛЬ: Метянина Т. В.
Тема: ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ. ОТКАЗЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ.
Цели:
1. знакомим детей с отказом как с речевым действием, с помощью которого выражается отрицательная реакция на просьбу;
2. знакомим с такими видами отказа как прямой отказ, косвенный отказ- отказ с объяснением. Учащиеся усваивают мысль о том, что в основе отказа могут лежать самые разные причины, в частности
-невозможность выполнить просьбу из-за причины делового характера
-нежелание выполнить просьбу по причине личного характера
3. главное- мысль о том, что отказ любого вида должен быть вежливым.
Ход:
1. Сегодня мы поговорим с вами об отказах, отказах вежливых и грубых. Запишем тему в тетрадь.
На доске:ВЕЖЛИВЫЕ ОТКАЗЫ. ОТКАЗЫВАЙ ТЕ, НЕ ОБИЖАЯ.
2. Представьте, что к вам обращаются с просьбой. Какой может быть ваш ответ?(ответом может или согласие или отказ).
А 3.В книге Ф. Паскаля " Малыши из Ласковой долины" рассказывается о том, как девочки близнецы Лиз и Джесси потеряли хомячка Бубенчика, которого им отдали в школе на каникулы.И вот какой разговор состоялся у девочки с мамой:
- Мама! Мы потеряли Бубенчика и никак его не можем найти. И мы хотим купить нового хомячка, - продолжала Лиз- Мамочка! Помоги нам, пожалуйста! Джесси разрыдалась.
- Я совсем не хотела, чтобы он убежал,- всхлипнула она.- Я просто забыла закрыть клетку.
- Ну всё, всё,- сказала мама,- я вижу, что ты очень переживаешь. Купим мы хомячка, раз уж так вышло. Представляю как вы расстроились. Но не надо плакать я на вас не сержусь.
- С какой просьбой обращаются девочки к маме?
- Ответ на эту просьбу отказ или согласие?согласие
- Какие слова помогли это определить?
Слова- согласия:( запись на доске)
да, обязательно, ладно, хорошо, согласен, конечно, с удовольствием и т.д.
Выбери любых три и запиши в тетрадь.
Другие ситуации:
Б 4. А теперь послушайте, что говорит близнецам папа на их просьбу купить девочкам билеты на рок- концерт.
- Вы знаете, что мы с мамой не любим вас огорчать. И вы знаете, что проблема не в деньгах. Мы бы с большим удовольствием купили бы вам билеты, если бы сами могли пойти с вами. Но это невозможно, а отпускать вас одних- тоже нельзя.Там будет полно народу, многие гораздо старше вас. В толпе вас попросту затопчут. Это, юные леди, моё последнее слово. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.
-Какой ответ на просьбу девочек дал папа? (отказ)
- Какие слова смягчили ответ отца?
Запись на доске:
В Какой текст соответствует схеме №1 и схеме № 2.
просьба------------согласие-----------благодарность
просьба------------отказ---------------ответ на отказ
Г 5. Разыгрывание ситуаций:
-- Учитель: Артём , я прошу тебя сейчас задержаться и помочь мне полить цветы.
Твоя задача мне отказать.
Извините, Т.В.,сегодня я не могу...........(причина)
Учитель:Хорошо!
----Учитель: Алёша, я бы хотела, чтобы ты украсил свой рассказ рисунком. Я пошлю твою работу на конкурс.
Твоя задача - согласиться.
Хорошо, Т.В., сделаю и принесу завтра.
Учитель: Спасибо!
6. Другие ситуации:
Задание: в каких ситуациях отказ не может быть оправдан, т.е. отказ -невозможен.
-------- Сынок, сходи, пожалуйста, за Машенькой в детский садик.Меня задерживают на работе, а папа поехал к бабушке.
Вариант ответа: ...........(отказ невозможен)
---------Маша, ты видела, что Костя упал с велосипеда, не может встать. Сбегай к его маме, скажи, что случилось, а я с ним побуду.
Вариант ответа: ...........(отказ невозможен).
-------- Алёша, при ходи сегодня ко мне вечером смотреть новые мультики по видику.
Вариант ответа: ...........(отказ возможен).
7.Инсценировка стихотворения С Маршака " Три подарка".
Задание: най ди просьбы и отказы.
Чтение стиха наизусть учениками (девочка и мальчик).
Полдюжины булавок
Я вам преподношу
И быть моей женою
Покорно вас прошу
Надеюсь вы пойдёте плясать со мной, со мной
И будете моей женой!
Полдюжины булавок
От вас я не приму
Полдюжины булавок
Нужны вам самому
Плясать вы не пойдёте со мной, со мной
И вашей не буду я женой!
Хрустальный колокольчик
Дарю я вам, мой друг
Когда проснётесь ночью,
Будите ваших слуг
Най деюсь вы поёдете плясать со мной, со мной.
И будете моей женой!
Хрустальный колокольчик
От вас я не возьму
Ваш глупый колокольчик
Не нужен никому
Плясать вы не пойдёте со мной, со мной
И вашей не буду я женой!
---ответы на задание - просьбы и отказы
----как девушка объясняет, почему она не принимает подарки?
---- теперь послушайте продолжение и найдите слова-согласия:
Принёс я вам колечко, любви последний дар
Алмазное колечко и бархатный футляр
Надеюсь вы пойдёте плясать со мной, со мной
И будете моей женой!
Мне нравится колечко
Горит оно как жар
Оставьте мне колечко
И бархатный футляр
Могу я вам позволить плясать со мной , со мной
И вашею согласно быть женой.
Полдюжины булавок
Принёс я в первый раз
И очень огорчился услышав ваш отказ.
Хрустальный колокольчик
Потом я вам принёс
Меня своим отказом вы довели до слёз.
Теперь принёс колечко
Любви последний дар
Вы приняли колечко и бархатный футляр
И замуж вы согласны пойти на этот раз
Да я-то не женюсь на вас!
-------------. - Почему после того как так долго жених добивался руки невесты, он вдруг отказывается на ней жениться?
Ж 8. -Приходилось бы тебе отказывать кому-нибудь в его просьбе?
- Как у тебя это получилось?
- Не обидел ли ты отказом собеседника?
- Умеешь ли ты вежливо отказывать?
9. ( см. тетр. зад. 90) Анализ отрывка из стиха Б. Заходера " Муравей" позволяет выявить знакомы ли дети с понятием " вежливый отказ".
----- зад. по учеб. стр. 37(47) и стр. 107 зад. 90
Прочитаем 1 отрывок.
-- Как вы расцениваете отказ Вола? (грубый)
---Да, отказ выражен прямо, категорично и произносится грубым тоном. Подчеркнём слова, которые это доказывают.
Прочитаем 2 отрывок.
(стр. 37 зад. 48, стр.107 зад. 91)
- Какой теперь отказ? (вежливый)
- докажи, подчеркни, слова, которые это доказывают.
10. Итак, обобщение:
отказ будет вежливым, если ты извинишься и объяснишь причину отказа.
( на доске) Слова- подсказки, которые смягчают ваш отказ:
К сожалению
охотно бы
с удовольствием НО ....... причина
извините
простите
спасибо
11. Игра " Найди словесный отказ"
- Володя, возьми ещё кусочек торта.
- Спасибо (извинение), я уже сыт (причина).
-Сходи в магазин, сынок!
- Я бы обязательно сходил, но не могу_(извинение) обещал папе помыть машину (причина)
- Дай списать задачу, Колька!
- Не дам, решай сам! (причина)
12 Дом. задание:
Вы должны прочитать текст, написать 2-3 варианта вежливого отказа, который Карлсон мог предложить Малышу, чтобы он не обиделся и не грустил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по риторике во 2 классе
Конспект урока по риторике во 2 классе Тема:Опорные слова. Использование на уроке игровых технологий, здоровьесберегающих технологий Цели: 1. Знакомство с понятием «опорные ...
Конспект урока Детской риторики в 4 классе "Словарная статья"
Конспект урока Детской риторики в 4 классе по теме "Словарная статья". Учебник Т.А.Ладыженская "Детская риторика в рассказах и рисунках". УМК "Школа 2100"...
Конспект урока по риторике Тема урока: "Обращение"
Воспитатель Сорокина Е.А. учитель Белова Н.В.Тема урока:"Обращение"Тип урока: Объяснение нового материалаЦель:Учим ребят уместно употреблять обращения в зависимости от ситуации.Задачи:Образовате...
Открытый урок по риторике по теме «Рассуждение, как тип речи»
Цель: Познакомить с текстами простейших рассуждений Задачи: 1) Познакомить учащихся со структурой рассуждения....
Открытый урок Риторики в 1 классе. "Что такое текст?"
Тема «Текст – что это такое?»...
Презентация "Открытый урок по риторике"
Презентация "Открытый урок по риторике" предназначена для показа младшим школьникам...
Открытый урок по детской риторике
Цель данного урока: познакомить учащихся с несловесными средствами общения, сформировать у детей представления о разных способах общения....