Проект "Знаки препинания"
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме
Проект посвящен закреплению ранее полученных знаний о знаках препинания и знакомству с новыми знаками препинания русского языка.
Целью проекта является развитие творческого потенциала детей через работу над проектом, сбор занимательной информации о знаках русской пунктуации, привить им любовь к родному языку. Научить вдумчивому и осознанному использованию знаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 603.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта: «Точка, точка, запятая»
Предмет и участники проекта: русский язык, 4 класс
Продолжительность проекта: 2 недели
Вид проекта: практико-ориентированный
Аннотация проекта:
Проект посвящен закреплению ранее полученных знаний о знаках препинания и знакомству с новыми знаками препинания русского языка.
Целью проекта является развитие творческого потенциала детей через работу над проектом, сбор занимательной информации о знаках русской пунктуации, привить им любовь к родному языку. Научить вдумчивому и осознанному использованию знаков.
Во время работы над проектом обучающиеся будут развивать навыки и умения решать практические задачи, развивать способности, применять уже имеющиеся умения, знания в поисках решений проблемных ситуаций. У обучающихся будет формироваться познавательный интерес.
Проект для учащихся 4 класса. Обогащает жизненный опыт учащихся, помогает увидеть положительные и отрицательные качества личности. Развивает речь, воображение.
Еще Пушкин говорил о том, что они, знаки препинания, существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. А нужны ли они, знаки препинания, сейчас, в нашем динамично меняющемся, мобильном мире? Ведь, общаясь в чате, через смс и скайп, молодежь не ставит их, как правило: лишнее! Зачем? Только доставляют хлопот! Умение ставить знаки препинания – неотъемлемая часть владения письменной речью, оно также важно, как важно вообще умение выражать свои мысли в письменной форме. Поэтому уделим внимание знакам препинания!
Цель проекта: закрепить и расширить знания о русской пунктуации.
Задачи проекта:
- Закрепить понятия синтаксис и пунктуация.
- Выяснить значение знаков препинания на письме и в устной речи.
- Сколько их? Как и откуда появились знаки препинания?
- Определить функции знаков препинания
Актуальность проекта:
Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания.
Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.
В повседневной жизни нас окружает множество предметов, вещей, явлений, настолько привычных, что мы редко задумываемся над вопросами: когда и как появились эти явления и — соответственно — слова, их называющие? Кто является их создателем и творцом?
Всегда ли столь привычные для нас слова обозначали то, что они обозначают сегодня? Какова история их вхождения в нашу жизнь и язык?
К такому привычному и даже в какой-то мере обыденному (в силу того, что мы сталкиваемся с этим повседневно) можно отнести русское письмо, точнее, графическую систему русского языка.
Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и знаки препинания.
На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год); в основу русской азбуки была положена кириллица; ежегодно в мае мы отмечаем День славянской письменности.
А когда появились знаки препинания? Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания (точка, запятая, многоточие и др.) появились одновременно? Как складывалась пунктуационная система русского языка? Какова история русской пунктуации?
Давайте попробуем ответить на некоторые из этих вопросов.
Методы:
- Накопление научного, справочного и литературного материала: изучение произведений литературы, статей справочников,
- Ознакомление с теорией вопроса;
- Осмысление собранного материала;
- Проверка и уточнение фактов: обсуждение собранного материала, корректировка, обсуждение результатов
- Практическая деятельность.
Основополагающий вопрос:
Нужны ли нам знаки препинания?
Проблемные вопросы:
- А когда появились знаки препинания?
- Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания (точка, запятая, многоточие и др.) появились одновременно?
- Как складывалась пунктуационная система русского языка?
- Какова история русской пунктуации?
Учебные вопросы:
- Какие науки изучают знаки препинания?
- Какова функция каждого из знаков препинания в письменной речи?
- Чем заменены в устной речи знаки препинания? Или их в устной речи нет совсем?
Работа в группах
Группа историков: собирают материал об истории возникновения знаков препинания, интересны исторические факты. Отчет представлен в виде буклетов « Преданья старины глубокой», «Это интересно».
Группа литературоведов: оформляют материал стихов и загадок о знаках препинания. Отчёт оформлен в виде книжки «Точка, точка, запятая».
Группа лингвистов: написание сочинений о роли знаков препинания, сбор занимательных упражнений. Отчёт в виде оформленных сочинений, буклета «Как правильно?..»
Группа современников: выясняют: с помощью чего сегодня мы выражаем эмоции на письме. Оформляют сообщение «Заменят ли смайлы знаки препинания?».
План оценивания
До работы над проектом | В ходе работы над проектом | После завершения работы над проектом |
Вопросы по теме проекта, побуждающие к деятельности, выявляющие актуализацию знаний учащихся. Стартовая презентация учителя. Обсуждение общего плана работы над проектом. Постановка проблемных и учебных вопросов. Обсуждение плана работы над проектом в группах. Составление критериев оценивания (обсуждение корректировка) | Составление плана проекта в группах. Поиск информации в Интернете Оценочные листы для групп учащихся (создание презентации, буклета, книжек, сообщений, сочинений) Контрольные листы продвижения по проекту. Консультации учителя. Рефлексия. | Критерии оценивания проекта. Представления выходного материала проекта. Итоговое обсуждение Результаты исследования. Итоговая презентация. Защита работ |
Описание методов оценивания.
Вхождение в проект начинается с актуализации знания о знаках препинания и науках их изучающих. Сообщаются тема, цели и задачи проекта, деление учащихся на группы.
Критерии оценивания будущих работ обсуждаются с учащимися в начале проекта. На всём протяжении работы над проектом критерии используются для организации контроля со стороны учителя, самоконтроля в мини-группах.
После завершения работы над проектом учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности: буклеты, книжки, сообщения, сочинения. Это, кроме предметных знаний, позволяет оценить развитие у учащихся коммуникативных навыков, умения аргументировано и чётко излагать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать мнение и анализировать выступления других, формирует навык осознанного и правильного использования знаков препинания
Создание комфортных условий для дифференцированного обучения.
Возможности для всех учеников | Работа в группах позволяет учащимся выбрать для себя роль в соответствии со склонностями. Интересами, чтобы быть успешным и внести свой вклад в итоговую работу:
|
Для одарённого ученика | Для одарённого ученика можно использовать самостоятельные исследования, написание сочинений-рассуждений. Этих учеников можно ставить во главе группы. |
Для учеников, испытывающих трудности в обучении | Проблемному ученику можно дать задания по работе с художественной литературой по подбору загадок. Стихов о знаках препинания, занимательного материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"
ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта Я – горожанин!О...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"
Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени. http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...
Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"
Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"
Тема урока: «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!
Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить 1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....