Три склонения имён существительных
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Валиуллина Люция Равиловна

Конспект урока русского языка для 4 класса на тему "3 склонения имён существительных" по учебнику Т.Г.Рамзаевой. Цель урока: научить четвероклассников определять склонение имён существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_skl_imyon_sushch._4_kl..docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Большеатнинская сош

Неделя начальных классов

КОНСПЕКТ

открытого урока русского языка в 4А классе на тему «Три склонения имён существительных»

Учитель: Валиуллина Л.Р.


Тема:  Три склонения имён существительных

Цели:  1. Дать понятие о трех склонениях имён существительных и их признаках.

              2. Развитие письменной речи учащихся.

              3. Воспитание внимания и взаимопонимания.

Оборудование:  презентация, ноутбук, проектор, опорные схемы,  полоски со словами, рисунки.

Материалы: Т.Г.Рамзаева. Русский язык. 4 класс. 1 часть. М.: Дрофа, 2010.

Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой. 4 класс. М.: ВАКО, 2008.

Технология:  информационно-коммуникативная

Методы:  интерактивные, работа с опорными схемами

Формы:  фронтальная, парная, индивидуальная.


Ход урока

  1. Оргмомент

Приветствие, объявление темы и целей урока.

  1. Минута чистописания

гпг  гпг  Г  П  Г  вв   тт   мм

От топота копыт пыль по полю летит

Словарно-орфографическая работа:

- Найдите имена существительные, определите род.

- Произнесите скороговорку

    III. Актуализация прежних знаний. Работа с презентацией.

  1. Дайте определение имени существительному.
  2. Назовите постоянные и изменяемые признаки существительных, приведите примеры.

IV.Постановка учебной задачи. Слайд «3 скл.сущ.»

Сегодня познакомимся с другими признаками имён существительных. Узнаем о 3-х склонениях сущ – х.

V. Работа по новой теме

1. На доске полоски со словами:

ПАПА, ДЯДЯ, МАМА, ТЁТЯ, ДОМ, САРАЙ, КОНЬ, ПОЛЕ, ОКНО, НОЧЬ, СТЕПЬ

- Прочитайте слова, найдите в них общее

(имена сущ-е в ед. числе)

- Давайте разделим эти слова на 3 группы, ориентируясь на указания:

  1. Назовите существительные женского рода с окончаниями –а, -я.(мама, тётя)
  2. Назовите существительные мужского рода с окончаниями –а, -я.(папа, дядя)
  3. Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода, выделите в них окончания (дом, сарай, конь)
  4. Назовите существительные среднего рода (поле, окно)
  5. Определите род оставшихся существительных (ночь, степь)
  1. На доске появляются слова:

        1 СКЛ.                         2 СКЛ.                          3 СКЛ.

Ж.Р.        М.Р.                 М.Р.            СР.Р.                 Ж.Р.

       мама       папа                 дом            окно                 ночь

       тётя         дядя                 сарай         поле                 степь

    - Сделайте вывод. Сравни его с правилом учебника.

    VI. Физкультминутка. Игра “Доскажи словечко».

     Если существительное 1 скл. – 1 хлопок.

     Если существительное 2 скл. – 2 притопа.

     Если существительное 3 скл. – 3 приседания.

  1. Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко,

Ну, конечно, это (белка)

  1. Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: кошка, брысь!

Потому что это (рысь)

  1. Шубка – иголки,

Свернётся он – колкий,

Рукой не возьмёшь,

Кто это? (ёж)

  1. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, (карандаш)

  1. Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это? (цапля)

  1. По ночам во мне Ванятка

Да того задремлет сладко,

Что не хочется вставать.

Что за штука я? (кровать)

VII. Формирование навыков.

Работа по опорным схемам:

 «Три склонения имён существительных»

«Первое склонение имён существительных»

«Второе склонение имён существительных»

«Третье склонение имён существительных»

VIII. Закрепление. Работа по учебнику.

  1. Выполнение упражнения 169 по вариантам.

Проверка в парах.

  1. Самостоятельная работа. Определение склонения имён существительных (упр.170).

IX. Итоги.  1.Рефлексия.

2. Домашнее задание: 1в. Написать по 3 имени существительных об осени 1 скл., 2 скл., 3 скл.

2 в. Рассказ «Как я провёл осенние каникулы»  

  1. Выставление оценок.

папа     дядя

мама     тётя

дом    сарай

конь    поле

окно    ночь   

степь    Ж.Р.

Ж.Р.      М.Р.

М.Р.      СР.Р. 1 скл.

2 скл.    3 скл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Закрепление по теме "Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных"

Обобщение знаний о грамматических признаках имён существительных....

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....

Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных

Дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1- го склонения; учить распознавать имена существительные 1-го ...