Конспект урока по русскому языку 4 класс "Местоимение как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Цели: познакомить с особенностями местоимения как части речи, с ролью местоимений в нашей речи, учить распознавать местоимения среди других частей речи.

Задачи:

  • развивать умения распознавать местоимения в тексте и правильно употреблять их в речи
  • развивать память, каллиграфический навык письма,
  • обогащать словарный запас.
  • воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.

Формируемые УУД:

Познавательные  – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие;  построение логической цепи рассуждений, доказательство;                   

Коммуникативные  – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;                        

Регулятивные  – определение цели учебной деятельности; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные  – ответственное отношение к учению. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Местоимение как часть речи

Цели: познакомить с особенностями местоимения как части речи, с ролью местоимений в нашей речи, учить распознавать местоимения среди других частей речи. 

Задачи:

  • развивать умения распознавать местоимения в тексте и правильно употреблять их в речи
  • развивать память, каллиграфический навык письма,
  • обогащать словарный запас.
  • воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.

Формируемые УУД: 

Познавательные  – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие;  построение логической цепи рассуждений, доказательство;                    

Коммуникативные  – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;                        

Регулятивные  – определение цели учебной деятельности; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные  – ответственное отношение к учению.  

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация,  карточки с текстом, словарь Ожегова,  карточки с разноуровневыми заданиями для домашней работы.

Ход урока.

I. Организация внимания учащихся.

Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нем самом!

- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)

- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

- Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.

II. Актуализация ранее изученного.

Прочитайте  текст .

Ай, Моська! знать Моська сильна,
Что лает на Слона!

- Что можете сказать об этих строках? Знакомы эти строки? - Строки из басни И.А.Крылова «Слон и Моська»)

- Какая речевая ошибка допущена в этом тексте?

- Допущена речевая ошибка. (повтор слова «Моська»)

- Как исправить эту ошибку? ( Заменить другим словом.)

- Прочитайте, что же получится, если мы исправим речевую ошибку.

Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!

 - Какой частью речи является слово Моська? (именем существительным)

- Вместо какой же части речи мы употребили слово ОНА? (вместо имени существительного).

- Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? (о местоимении)

- Кто сформулирует тему урока?

- Итак, тема урока « Местоимение как часть речи».

- Какие цели мы поставим перед собой на  этот урок? ( Должны узнать, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи)

- Сообщение  цели урока (на слайде)

III. Изучение нового материала

- Как вы думаете, почему местоимение носит такое название?

- Да, местоимения заменяют существительные, прилагательные, наречия. И сейчас я прочитаю вам сказку, которая называется «Достойная замена».

 

«В далёкие времена в одном царстве – государстве  жили добрые и весёлые люди. Они трудились не  покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

- Пусть эти счастливчики забудут свои имена!

    И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей. Они не знали.

    Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди попросили его помочь вернуть им имена.

- Хорошо, я помогу вам, а пока я даю вам слова вместо названий и имён. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому – либо, говорите ты,  а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она оно, а если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

    Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался. Колдунья согласилась, но загадала мудрецу хитрые загадки. Он их разгадал.

    Всё встало на свои мета. Но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что  они оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, то их так и назвали «вместоимени», т.е. «вместо имён», но затем буква «в» затерялась,  и слова стали называться местоимениями.

-Итак, что же мы узнали из сказки? (Местоимение заменяет имена)

Да, первое, что мы должны запомнить: местоимение – это часть речи, которая заменяет имена.(слайд)

-Какие местоимения вы услышали в сказке? (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

- В русском языке много местоимений. Сегодня мы вспомним  местоимения, заменяющие существительные. Это самая распространённая группа местоимений и называются они…..КТО ВСПОМНИТ? – личные местоимения.

- Почему эти местоимения называют личными? (они указывают на лицо или лица)

-Сколько их?(8)

-Назовем их. Вспомним.

Учебник с.52 Упр.109.

- Какие личные местоимения указывают на того или тех, кто говорит? (я, мы)

- Какие личные местоимения указывают на того или тех, к кому обращена речь? (ты, вы)

- Какие личные местоимения указывают на того или тех, о ком говорят? (он, она, оно, они)

- Мы продолжаем  говорить об общем значении местоимения.

Обучающимся предлагается текст.
(слайд)
''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. "

Вопрос: Кто же это "он"?


Построения проекта выхода из затруднения.

Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете? Слово "он" не называет предмета.

Далее следует продолжение текста: "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".

Какой же вывод мы сделаем?

Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. (слайд)

А вы знаете, что такое «лён»

Если мы чего -то не знаем, куда можно обратиться?

Словарь Ожегова: лен – травянистое растение, из стеблей которого получают волокно, а из семян – масло.

IV. Первичное закрепление

Учебник упр.110.

Работа над загадками.

Утром –

Как заведено –

Разомкнешь ресницы, и к тебе идет оно

Розовой жар-птицей. ( оно - солнце)

А стемнеет – он придет:

Тоненький, смущенный,-

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной. ( он - месяц)

Грациозна и умна,

И хитра немножко,

Для мышей она грозна.

Кто же это? ( она - кошка)

У нас встретились два слова для фонетического разбора. По вариантам. Два человека у доски.

Физминутка.

Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.

Я, друзья, по,  мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, про, прыгать, оно.

Предлагаю вам еще разгадать некоторые загадки. Только теперь отгадками будут являться сами личные местомиения.

1. Какое местоимение спряталось в алфавите? (Я)

2. Какие местоимения мешают ездить по дорогам? (Я-МЫ)

3. Когда руки бывают местоимениями? ИЛИ Назовите самые чистые местоимения? (ВЫ-МЫ-ТЫ)

4. Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево? (ОНО)

- Вернемся к нашему тексту, в котором мы исправляли ошибку.(слайд)
Какую речевую ошибку помогли исправить с помощью местоимения?
Для чего же мы используем в речи местоимения
? (слайд)

    Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов. 

Местоимения в речи используются часто. По частотности употребления они занимают 3 место после существительных и глаголов

V. Закрепление  нового материала

Самостоятельная работа  с самопроверкой.

1) - Перед вами текст. Прочитайте этот текст и выпишите предложения с местоимениями. Местоимения подчеркните.

Ночью выпал снег. Он покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. Она подняла в воздух легкие снежинки. Они закружились в хороводе.

- Проверьте правильность выполнения задания по слайду.

-Какие орфограммы здесь встретились? Устно объясняем и подчеркиваем.

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.

- Полный разбор предложения: Она подняла в воздух легкие снежинки.

2) Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями

Юра идёт на каток. Юра катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

Работа в группах

1 группа: Замени, где нужно существительные местоимениями.

       По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.

      Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны  набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.  

2 группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. ……  очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус.

VI. Рефлексия

- Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.

- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?

- Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного)

- Я называю утверждение. Если вы согласны с ним, ставите +, если не согласны -  (слайд-проверка)

VI. Домашнее задание

Ребята, для домашнего задания вы получите карточки. На них два задания, выберите себе одно для выполнения. Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Задание 1.

Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями.

Задание 2.

Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями.

Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 2 класс "Части речи. Закрепление"

Конспект урока с целью закрепления знаний учащихся 2 класса по теме "Части речи"...

Конспект урока по русскому языку "Наречие, как часть речи"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: «Наречие, как часть речи.» по программе "Школа России". Представлен конспект урока с презентацией, урок открытия новых знаний в условиях деятельнос...

Конспект урока по русскому языку «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлоге, как частью речи; умения видеть предлог, писать предлоги с другими словамиПланируемые результатыПредметные:- знать: что такое предлог, ...

Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте." ( 2 класс)

Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте."...