Конспект урока по русскому языку 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку в 3 классе  "Это удивительное имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Брейн-ринг 3 класс30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия

Брейн – ринг

по русскому языку

«Удивительное имя существительное»

Разработала и провела

учитель начальных классов

I категории

Антонова Е.Е.

Узловая – 2012 г.

Цели урока:

  1. развивать устойчивый интерес к предмету;
  2. развивать творческую активность учащихся;
  3. воспитывать уважение к сопернику, умение вести спор и работать в коллективе.
  4.  обобщить и систематизировать знания об имени существительном.
  5.  формировать умения определять склонение и род имени существительного,
  6. развивать внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость;

  1. Оборудование: карточки с заданиями для команд, чистые листы для решений, ручки.

Ход урока.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего брейн – ринга. Мы рады видеть вас на нашем уроке русского языка.

Ученица читает стихотворение.

Русский язык

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч. …
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

                           (А.Яшин )

Ведущий.   С самого раннего детства и до глубокой старости – вся жизнь человека непрерывно связана с языком. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык. Непосредственно сегодня на уроке мы будем говорить об имени существительном.

Тема нашего урока "Удивительное имя существительное."

Условия игры:

*в игре участвуют 5 команд  по 8 человек; перед началом игры проводится жеребьёвка, т.о. команды получают названия:
синие, красные, жёлтые, белые, зелёные;
*на решение каждого задания даётся 1 минута.
*все задания командам выдаются на карточках.

*за каждое правильно выполненное задание команда получает определённое количество баллов.

Ведущий:  Мы рады приветствовать участников, болельщиков, гостей!   И, конечно же, с большим удовольствием представляем жюри.

Жюри:

1 человек – следит за временем,

2 человека подводят итоги.

Ведущий.        На нашем брейн – ринге участвуют 5 команд. Они продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области грамматики русского языка. Пожелаем им удачи! И познакомимся с ними ближе.

 Капитаны:

Орешек знаний твёрд, но всё же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Брейн – ринг, девиз которого:            

 " Хочу всё знать!"(вместе)

Ведущий : Команды готовы! Объявляю начало первого раунда. (гонг).

1. Конкурс начинается с проверки домашнего задания.

Домашнее задание: каждая команда должна  была  найти высказывание классиков литературы о русском языке. (Задание оценивается в 1 балл)

 Ведущий: Итак, главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и  прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.

Команда  № 1.:. По  мнению  Александра  Сергеевича  Пушкина:   «русский язык – это выразительный      и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». «Ему свойственны, величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность».

Команда  № 2.: «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Команда  № 3.: Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого".

Команда  № 4.: Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».

Команда №5: “Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.” В. Луговской

2. Конкурс-разминка. “Путаница”.

Каждая команда получает листок со стихотворение С.Я Маршака .

Если все строчки стоят на своих местах, то команда получает 4 балла.

Задание: составить из перепутанных строк четверостишие.

Умеет он под стол ходить пешком,
Читатель мой особенного рода:
С читателем двухтысячного года!
Но радостно мне знать, что я знаком.

Правильный вариант:

Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком,
Но радостно мне знать, что я знаком.
С читателем двухтысячного года!

3. Конкурс "Отгадай пословицу." 

Используя алфавит, расшифруйте пословицу. Максимальное количество баллов – 18. за каждую неверно угаданную букву минус 1  балл.

5, 6, 13, 21 – 3, 18, 6, 14, 33           17, 16, 20, 6, 23, 6 – 25, 1, 19.

Ответ.

 5, 6, 13, 21

3, 18, 6, 14, 33

       17, 16, 20, 6, 23, 6

25, 1, 19.

Делу

время

потехе

час.

4. Конкурс "Отгадайте слова".

Отгадайте слова. Максимальное количество баллов – 5.

Яр + любимое лакомство собаки
Яр + необходимый предмет для отправки письма
фа + необходимая приправа
Кар + знак препинания
Зал + колючие животные

Ответ.

Яр + любимое лакомство собаки – яркость;
Яр + необходимый предмет для отправки письма – ярмарка;
 фа + необходимая приправа – фасоль;
Кар + знак препинания – карточка;
Зал + колючие животные – залежи.

5. Конкурс "Исправь ошибки".

Отредактируйте данный текст: исправьте ошибки. Максимальное количество баллов – 6.

Крод  пришел в гости к полевой мышы. Какой он был важный! Шуба на нем была бархатная и очень красивая. Крод терпеть не мог сонца. Он не видел его. Вошла Дюймовочка. Её заставили петь для важного гостя. Она спела две песни. Крод сразу полюбил дюймовочку.

Ответ.

Крот пришел в гости к полевой мыши. Какой он был важный! Шуба на нем была бархатная и очень красивая. Крот терпеть не мог солнца. Он не видел его. Вошла Дюймовочка. Её заставили петь для важного гостя. Она спела две песни. Крот сразу полюбил Дюймовочку.

6. Конкурс Капитанов.

Определить род имен существительных (за 1 мин.):

Кофе (м.р.); Тюль (м.р.); Такси (ср.р.); Картофель (м.р.); Какао (ср.р.); Очередь (ж.р.); Рояль (м.р.); Полночь (ж.р.); Шампунь (м.р.); Вермишель (ж.р.); Пальто(ср.р.); Память(ж.р.)

(За правильный ответ - 1 балл; Итого максимально - 12  баллов)

7. Конкурс. Игра “Загадка в загадке”.

Дети должны прочитать загадки, вставить в слова пропущенные буквы и написать отгадки.  За правильно  выполненное задание команда может получить 9 баллов.

Он очень нужен д…творе,
Он на доро…ках во дв…ре,
Он и на стро…ке, и на пляже,
И он в ст…кле расплавлен даже.
(Песок)

Железная ры..ка ныряет,
А хвост на в…лне оставляет.
(Иголка с ниткой)

8. Конкурс "Гонка за лидером".

За 1 минуту каждая  команда должна  будет ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

9. Конкурс "Собери урожай".

 Участникам предлагается определить  склонения имен существительных (названия овощей и фруктов). За каждое правильно определённое  слово-      1 балл. Максимальное количество-20 баллов.

Яблоко, вишня, огурец, тыква, помидор, черешня, апельсин,  дыня, фасоль, банан, груша, персик , свёкла, картофель, редис, лук, морковь, лимон,  чеснок, капуста.

Ведущий: Вот и закончился наш  брейн -ринг. И, как ни грустно, но нам пора расставаться. Мне остается вас поблагодарить за активное и дружное участие, за отличные знания. Заключительное слово я передаю уважаемому жюри. (Жюри подводит итоги)

Награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....