урок обучения грамоте Наше Отечество "Школа России"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Технология критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote_nashe_otechestvo.rar | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Тема урока:
Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»
Место урока в учебном курсе:
УМК «Школа России», завершённая предметная линия учебников «Русский язык» (авт. В.П.Канакина, В.Г. Горецкий), включающая курс «Обучение грамоте» (авт. В.Г. Горецкий и др.). Рабочая программа по русскому языку. Чтение, послебукварный период, второй урок. Учебник «Азбука»,2 часть, стр.86-87.
Технология достижения цели: деятельностный метод обучения, развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) (Фрагмент тематического планирования - Приложение № 6)
Форма урока: урок чтения. Тип урока: работа с художественным текстом.
Планируемые результаты:
Личностные: ценностное отношение к Родине, к России - наличие личностного смысла в понятии «Родина», осознание значимости родины для каждого человека и самого учащегося; учебно - познавательный интерес и мотивация к теме «Родина» и способам решения новой задачи урока.
Метапредметные:
регулятивные – определяют границы знания и незнания по теме «Родина», принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют её решение под руководством учителя, учитывая выделенные им ориентиры;
познавательные – осуществляют анализ содержания художественного текста К.Д. Ушинского «Наше Отечество», строят ответы на вопросы учителя; используют знаково – символические средства маркирования текста и самооценки.
коммуникативные – слушают и слышат других, допускают возможность существования различных точек зрения, формулируют собственное мнение, договариваются и приходят к общему решению в совместной работе, задают вопросы, участвуют в коллективном обсуждении проблемы.
чтение: работа с информацией: под руководством учителя
- работают с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;
- преобразовывают её в схему;
- знакомятся с толковым словарём;
- определяют главную мысль текста и соотносят её с пословицей;
- пересказывают текст на основе опорных слов;
- используют полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта;
- описывают по определённому алгоритму объект наблюдения;
Предметные: знакомятся с текстом К.Д. Ушинского «Наше Отечество», самостоятельно читают содержание текста, определяют главную мысль произведения; подбирают слова близкие по смыслу к слову Отечество, знакомятся с пословицами и поговорками о Родине.
Цель урока: Создание условий для формирования у первоклассников личностного смысла в понятии «Родина», осознания значимости родины для каждого человека и самого учащегося через анализ и определение главной мысли теста К.Ушинского «Наше Отечество» в ходе совместной деятельности под руководством учителя.
Задачи урока:
1) – актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России, её символах;
- познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами и поговорками о Родине;
- формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей, использовать знаково- символические средства.
2) – развивать критическое мышление учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением и с информацией, представленной в тексте, иллюстрациях учебника, рассказе учителя;
- создать условия для принятия, сохранения и решения учебной задачи учащимися по выделенным учителем ориентирам;
- развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, пересказывать текст по опорным словам.
3) – способствовать формированию личностного смысла в понятии «Родина» и осознанию значения Родины для каждого человека;
- обогащать чувственный опыт учащихся, используя полученный читательский опыт;
- пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине.
- развивать самооценку учащихся.
Необходимое оборудование и материально – техническое обеспечение:
- «Азбука» 1 класс, 2 часть, УМК «Школа России», автор В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, - М. : Просвещение. 2011.
- карточки со словами и картинками для «кластера»;
- карточки с пословицами для работы в группах;
- листы тетради в узкую линейку;
- презентация к уроку (Приложение № 4);
- линейки с сигнальными кругами;
- «Личные еженедельники первоклассника» ( 2100);
- компьютер, проектор.
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока
Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике – воспитательные результаты одного из пяти направлений, определённых Программой духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Урок чтения, работа с текстами таких выдающихся представителей отечественной словесности, как К.Д. Ушинский, где художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка – безграничная возможность для духовного развития, воспитания и социализации младшего школьника.
К началу добукварного периода у первоклассников накоплен определённый багаж знаний по теме «Родина». В курсе «окружающий мир» А.А.Плешакова в первой четверти учащиеся знакомились с темами: «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?». Выполняли проект «Моя малая родина». На уроках обучения грамоте в 1 части «Азбуки» стр. 40 знакомились со стихотворением И.Никитина «Русь», стр. 78 вели речь о Петербурге, стр. 84 посвящена Москве, на стр.110 продолжают знакомство с картой и символами России. Во внеурочной деятельности первоклассники принимали посильное участие в общешкольном проекте «Символы России». Главная задача разработанного мной урока обучения грамоте - создать условия для осознания учащимися значения Родины для каждого человека и самих школьников.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяется как вопрос. Например: «Что такое Родина?». Развитие образа Родины у младших школьников связано с повышением личностной значимости для них родной страны и возможно при соблюдении таких методических принципов, как актуализация, обогащение, дифференциация знаний учащихся о своей родине; формирование способности размышлять о родине; рефлексия своего отношения к родине; принятие учащимися новых смыслов предметов и явлений родной страны.
Эти принципы полностью позволяет реализовать технология развития критического мышления через чтение и письмо, некоторые приёмы которой применимы уже в первом классе. ( Описание структуры технологии, приёмов и использованной литературы - в Приложении № 5). Технология направлена на развитие навыков работы с информацией (текстом), умений анализировать и применять данную информацию, учиться присваивать информацию, увязывая новое (на стадии осмысления) с уже имеющимися знаниями, представлениями, полученными на стадии вызова, умений интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии. Велика и коммуникативная роль данной технологии, которая заключается в умении вести диалог, дискутировать на уроке, работать в группах, парах. Применение данной технологии способствует поддержанию интереса к обучению и изучаемой теме, а также учёту личностного опыта учащихся и стремления к творчеству. К уроку составлена презентация (Приложение № 4), содержащая иллюстрации, условные знаки, пословицы, словарные слова, аудиозапись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.
Одной из особенностей ФГОС НОО является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...
Урок обучения грамоте УМК "Школа России"
Конспект урока обучения грамоте Тема: «Игра-путешествие по Стране Знаний».Цель: Повторение и закрепление ранее изученных букв....
Конспект урока обучения грамоте УМК "Школа России"
Обучение грамоте.Тема: Звук [щ]. Буквы Щ, щ.Целевые установки урока:Предметные результаты: учащийся отличает на слух всегда мягкий и глухой звук [щ], начинает применять правило правописания соче...
урок обучения грамоте, УМК "Школа России". Буква О, звук О
На уроке представлены различные формы работ по развитию фонематического слуха первоклассников, умения различать гласные и согласные звуки, рассуждать ,работать в паре с одноклассником....
Конспект урока обучение грамоте УМК "Школа России" 1 класс.
Данный конспект разработан в соответствии с программой "Школа России"....
Урок обучения грамоте УМК «Школа России» 1 класс «Буква Е»
Задачи урока:познакомит обучающихся с буквами Е,е; развивать навыки правильного и выразительного чтения; продолжать работу над основой предложения....
Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России». Класс 1.
Материал к уроку обучения грамоте по изучению буквы Ж....