урок обучения грамоте Наше Отечество "Школа России"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Кобельская Светлана Михайловна

Технология критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote_nashe_otechestvo.rar2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                                                       Тема урока:

          Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»

                                         Место урока в учебном курсе:

        УМК «Школа России», завершённая предметная линия учебников «Русский язык» (авт. В.П.Канакина, В.Г. Горецкий), включающая курс «Обучение грамоте» (авт. В.Г. Горецкий и др.). Рабочая программа по русскому языку. Чтение,  послебукварный период, второй урок. Учебник «Азбука»,2 часть, стр.86-87.

Технология достижения цели:  деятельностный метод обучения, развитие критического мышления  через чтение и письмо (РКМЧП) (Фрагмент тематического планирования  - Приложение № 6)

Форма урока:  урок чтения.  Тип урока:  работа с художественным текстом.

                                           Планируемые результаты:

Личностные:  ценностное отношение к Родине, к России  - наличие личностного смысла  в понятии «Родина», осознание значимости родины для каждого человека и самого учащегося;  учебно - познавательный  интерес  и мотивация к теме «Родина» и способам решения новой задачи урока.

Метапредметные:

регулятивные – определяют границы знания и незнания по теме «Родина», принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют её решение под руководством учителя, учитывая выделенные им ориентиры;

познавательные –   осуществляют анализ содержания художественного  текста  К.Д. Ушинского «Наше Отечество», строят ответы на вопросы учителя; используют  знаково – символические  средства  маркирования текста   и  самооценки.

коммуникативные – слушают и слышат других, допускают возможность существования различных точек зрения, формулируют собственное мнение, договариваются и приходят к общему решению в совместной работе, задают вопросы, участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

чтение: работа с информацией:           под руководством учителя

- работают с   информацией,  представленной в тексте, иллюстрациях  учебника, рассказе учителя;

- преобразовывают её в схему;

- знакомятся  с толковым словарём;

- определяют главную мысль текста и соотносят её с пословицей;

- пересказывают текст  на основе опорных слов;

- используют полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта;

- описывают по определённому алгоритму объект наблюдения;

Предметные: знакомятся с текстом К.Д. Ушинского «Наше Отечество», самостоятельно читают  содержание текста, определяют главную мысль произведения; подбирают слова близкие по смыслу  к слову Отечество,  знакомятся с пословицами и поговорками о Родине.

Цель урока: Создание условий для формирования у первоклассников личностного смысла в понятии «Родина», осознания значимости родины для каждого человека и самого учащегося через анализ и определение главной мысли теста К.Ушинского «Наше Отечество» в ходе совместной деятельности под руководством учителя.

Задачи урока:

1) – актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России,  её символах;

- познакомить с рассказом  К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами и поговорками о Родине;

- формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей, использовать знаково- символические средства.

2) – развивать критическое мышление   учащихся через организацию активных приёмов работы с художественным произведением   и  с информацией,  представленной в тексте, иллюстрациях  учебника, рассказе учителя;

- создать условия для принятия,  сохранения  и решения учебной задачи учащимися по выделенным учителем ориентирам;

- развивать речь: строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, пересказывать текст по опорным словам.

3) –   способствовать формированию личностного смысла в понятии «Родина» и  осознанию значения Родины для каждого человека;

- обогащать чувственный опыт учащихся, используя полученный читательский опыт;

- пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению произведений о Родине.

- развивать самооценку учащихся.

Необходимое оборудование и материально – техническое обеспечение:

  1.  «Азбука» 1 класс, 2 часть, УМК «Школа России»,   автор В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, - М. : Просвещение. 2011.
  2.  карточки со словами и картинками для «кластера»;
  3.  карточки с пословицами для работы в группах;
  4.  листы тетради в узкую линейку;
  5.  презентация к  уроку (Приложение № 4);
  6.  линейки с сигнальными кругами;
  7. «Личные еженедельники первоклассника» ( 2100);
  8. компьютер,  проектор.

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока

        Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике – воспитательные результаты одного из пяти направлений,  определённых Программой духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Урок чтения, работа с  текстами таких выдающихся представителей отечественной словесности, как К.Д. Ушинский, где художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка – безграничная возможность для духовного развития, воспитания и социализации младшего школьника.

        К началу добукварного периода у первоклассников накоплен определённый багаж знаний по теме «Родина». В курсе «окружающий мир» А.А.Плешакова в первой четверти учащиеся знакомились с темами: «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?». Выполняли проект «Моя малая родина». На уроках обучения грамоте в 1 части «Азбуки» стр. 40 знакомились со стихотворением И.Никитина «Русь», стр. 78 вели речь о Петербурге, стр. 84 посвящена Москве, на стр.110 продолжают знакомство с картой и символами России. Во внеурочной деятельности первоклассники принимали  посильное участие в общешкольном проекте «Символы России». Главная задача разработанного мной урока обучения грамоте - создать условия для осознания учащимися  значения Родины для каждого человека и самих школьников.

        Каждая из базовых  ценностей, педагогически определяется как вопрос. Например: «Что такое Родина?». Развитие образа Родины у младших школьников связано с повышением личностной значимости для них родной страны и возможно   при соблюдении таких методических принципов, как актуализация, обогащение, дифференциация знаний учащихся о своей родине; формирование способности размышлять о родине; рефлексия своего отношения к родине; принятие учащимися новых смыслов предметов и явлений родной страны.

        Эти принципы полностью позволяет реализовать технология развития критического мышления через чтение и письмо, некоторые приёмы  которой применимы уже в первом классе. ( Описание структуры технологии, приёмов и использованной литературы - в Приложении № 5).  Технология направлена на  развитие  навыков работы с информацией (текстом), умений анализировать и применять данную информацию, учиться присваивать информацию, увязывая новое (на стадии осмысления) с уже имеющимися знаниями, представлениями, полученными на стадии вызова, умений интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии. Велика и коммуникативная роль данной технологии, которая заключается в умении  вести диалог, дискутировать на уроке, работать в группах, парах. Применение данной технологии способствует поддержанию интереса к обучению и изучаемой теме, а также учёту личностного опыта учащихся и стремления к творчеству. К уроку составлена презентация (Приложение № 4), содержащая иллюстрации, условные знаки, пословицы, словарные слова, аудиозапись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.

Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...

Урок обучения грамоте УМК "Школа России"

Конспект урока обучения грамоте Тема: «Игра-путешествие по Стране Знаний».Цель:  Повторение и закрепление ранее изученных букв....

Конспект урока обучения грамоте УМК "Школа России"

Обучение грамоте.Тема: Звук [щ]. Буквы Щ, щ.Целевые установки урока:Предметные результаты: учащийся отличает на слух всегда мягкий и глухой звук  [щ], начинает применять правило правописания соче...

урок обучения грамоте, УМК "Школа России". Буква О, звук О

На уроке представлены различные формы работ по развитию фонематического слуха первоклассников, умения различать гласные и согласные звуки, рассуждать ,работать в паре с одноклассником....

Конспект урока обучение грамоте УМК "Школа России" 1 класс.

Данный конспект разработан в соответствии с программой "Школа России"....

Урок обучения грамоте УМК «Школа России» 1 класс «Буква Е»

Задачи урока:познакомит обучающихся с буквами Е,е; развивать навыки правильного и выразительного чтения; продолжать работу над основой предложения....