Урок русского языка в 1 классе по теме "Повторение слогов и ударения".
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Методические рекомендации и презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.zip | 489.78 КБ |
Предварительный просмотр:
(методические рекомендации)
Учитель: Травкина Ю.А.
ГБОУ СОШ 998
УМК «Школа 2100»
Цели: углубить знания учеников о слогах и роли ударения; продолжить работу над словарными словами и каллиграфически правильным почерком.
Ход урока
I. Организационный момент.
Запись даты в тетради.
II. Упражнение в чистописании (с. 7 тетради).
Живёт спокойно – не спешит,
На всякий случай носит щит
Под ним, не зная страха,
Гуляет черепаха.
Вот микрофон она взяла
И песни петь вдруг начала.
1. – У нас в гостях две черепахи, у них в лапках – микрофоны.
– Нарисуйте черепашек и микрофоны на первой строке. Придумайте черепашкам клички.
2. – Напишите буквы и слоги.
– В чём закономерность этих соединений? (Повтор предыдущих и добавление новой буквы.)
3. – Прочитайте слова и объясните их значение.
(Астра – цветок; алмаз – драгоценный камень; аквариум – стеклянная ёмкость с водой для содержания рыб; боб – растение; бубен – ударный музыкальный инструмент.)
– Запишите слова, подчеркните в них «опасные» места.
– Какое правило надо помнить при написании слов алмаз, боб?
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды,
Будешь грамотным и ты.
4. Самоконтроль.
Черепашки так смешны,
В микрофон поют они.
Только песня чуть слышна:
«А-а-и-а-и-о-и-а»,
А потом лишь «Бе» да «Бя»,
Ничего понять нельзя.
Чтобы нам их подбодрить,
Будем буквы им дарить
Самые красивые.
Провода сейчас протянем,
Микрофоны мы достанем.
Дети соединяют лучшие буквы с микрофонами черепах.
II. Словарная работа.
Разгадай кроссворд (коллективно.) 1. Столица нашего государства. (Москва.) 2. Как назвать одним словом: огурец, морковь, капуста? (Овощи.) 3. Очень умная машина. (Компьютер.) 4. Пассажирский транспорт. (Автобус.) 5. Папа. (Отец.) |
– Запишите слова в тетрадь по алфавиту, учитывай первую букву: автобус, компьютер, Москва, овощи, отец.
2. – Расставь ударение, подчеркни гласные буквы.
– Определи количество слогов в словах. Как вы определите количество слогов в словах?
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
III. Сообщение темы и цели урока.
– Прочитайте тему на с. 13 учебника.
– Вы видите схемы человечков-звуков. Какая из них является главной в этой теме? (Схема гласного звука.)
IV. Актуализация опорных знаний.
1. Ответы на вопросы учебника, с. 13.
Учитель читает вопросы, а желающие дети отвечают на них. Алфавит сначала рассказывают хором, а потом по одному все желающие.
– Зачем нам нужно знать алфавит?
2. Беседа по рисунку, с. 13.
– Как обезьянка понимает слово ударение?
– Что такое ударение?
– Какие звуки слышит обезьянка, когда играет на барабане? (Неречевые.)
– Где надо искать ударение? (В словах.)
3. Беседа о важности ударения.
– А так ли важно уметь правильно ставить ударение в словах?
Дети высказывают своё мнение.
– Послушайте сказку «Волшебник ударение».
Волшебник ударение
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Замóк и сказал:
– Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замóк, и возник Зáмок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки и сказали:
– Мы самые главные части любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.
Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые проворные Бéлки.
Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало ударение по словам, и вот уже вместо атлас получился атлáс, вместо капель – капéль, вместо дорóга – дорогá, гóрода – городá. И сколько ещё таких слов облюбовало на своём пути Ударение! Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.
V. Повторение знаний о слогах и ударении.
1. Упражнение 13, с. 14. Последовательная работа по заданию.
– Кто нарисован на доске? Как назвать их одним словом?
Выполнение упражнения на доске одним учеником.
Животные, звери: бéлка, лóшадь, зéбра, корóва, лось.
Птицы: синица, цáпля, сорóка, воробéй, ворóна.
– Поставьте ударение, подчеркните ударные слоги.
Физкультминутка
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Затем пальчики сожмём;
Сядем, пальчики встряхнём.
Очень много мы писали,
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнём –
И опять писать начнём.
2. Упражнение 14, с. 15. Самостоятельное выполнение.
Два ученика работают на закрытой доске, коллективная проверка и самопроверка (сверить с доской).
3. Работа по рисунку, с. 14–15.
– Рассмотрите рисунок на с. 14–15. Какое задание дал Карандаш своим ученикам?
– Кто из учеников догадался? (Львица Эля.)
4. Игра «Цветы».
На доске прикреплены открытки (рисунки) с цветами. Нужно выбрать сначала те из них, на которых изображены цветы с односложными названиями, затем состоящие из двух слогов, из трёх и т. д.
Мак, роза, сирень, астра, ландыш, гвоздика, лилия, фиалка, незабудка, магнолия.
5. Грамматическая сказка.
Как из слогов слова получались
Вы уже знаете, что в прекрасной стране Азбуковедения живут гласные и согласные. Они очень дружат между собой. Согласные во всем соглашаются с гласными.
Когда они становятся рядом, то происходят удивительные вещи: образуется слог и согласные начинают разговаривать. Правда, слог может состоять и из одной буквы, обязательно гласной, а из согласной – никогда: плохо звучит согласная, когда одна.
Очень красивым, певучим открытым бывает слог, когда букв две: первая согласная, а рядом с ней гласная. Но когда встает после гласной ещё одна согласная и букв становится три, пение через некоторое время обрывается. Так образуется закрытый слог. Бывает в слоге и больше букв, но гласная всегда только одна.
Открытые слоги очень музыкальны. Их можно петь хоть целый день. А вот закрытые долго петь нельзя, так как поются только гласные, а в закрытом слоге гласные закрыты с обеих сторон молчаливыми согласными.
А когда слоги собираются вместе, то получаются слова.
6. Составление поговорки из слогов.
– Вот и мы сейчас с вами попробуем составить из рассыпанных слогов поговорку о весенних месяцах.
Март ап во рель дой тра
май вой зой гро
(Март – водой, апрель – травой, май – грозой.)
– Назовите односложные слова, двусложные.
– Назовите открытые и закрытые слоги. Почему их так называют?
V. Итог урока.
– Что значит поставить ударение в слове?
– Как определить ударный слог? (Выделить голосом один из слогов.)
– Запомните стихотворение:
Мы в слове слог ударный
Найдём элементарно
Тот слог ударным мы зовём,
Запомни, если хочешь,
Который мы произнесём
Сильнее всех и громче.
– Как определяется количество слогов в словах?
– Прочитайте вывод в тетради на с. 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка, 1 класс, "Ударение"
Презентация содержит задания на дифференциацию по ударному слогу, исправление ошибок с проверкой, выбор слова по заданному признаку....
урок русского языка 1 класс ударение
открытый урок по теме "Ударение"...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 КЛАСС "Безударные гласные в корне, проверяемые ударением"
Цели:1.Формировать навыки проверки безударных гласных в корне слова изменением числа и при помощи подбора однокоренных слов.2.Развивать умение распознавать предложение в структуре текста, ...
Урок русского языка 1 класс по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица".
Подробный конспект урока русского языка в 1 классе про программе Канакиной В.П. УМК "Школа России" по теме "Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица" с перечнем целей, задач урока, ...
Тест по русскому языку 1 класс "Гласные звуки, слог, ударение"
Тестовая работа для первоклассников (период обучения грамоте), тема "Гласные звуки, слог, ударение"...
Урок русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема. "Ударение. Ударный слог"
На уроке ведется наблюдение за изменениями значения слов в зависимости от ударения на примере слов-омографов. Ребята участся различать постановку ударения в словах-омографах, выполнять учебное задание...
План - конспект по русскому языку, 1 класс, УМК "Школа России", тема: «Ударение. Словообразующая роль ударения»
Цели деятельности учителя: формирование умений осмысления словообразующей роли ударения в словах. Планируемые результаты Предметные:Знать: словообразующую роль ударения в словах;Ум...