Статья по теме "Сочинение по картине как вид речевого высказывания".
статья по русскому языку (1 класс) по теме
В начальных классах развитие речи учащихся имеет важное значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хорошее знание родного языка - ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sochinenie_po_kartine.docx | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение по картине
как вид речевого высказывания
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
В начальных классах, по мнению М.Р.Львова, развитие речи у учащихся имеет важное значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хорошее знание родного языка – ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса.
Сочинение представляет собой один из наиболее сложных видов работы над речью детей. Оно в школе занимает особое место: ему в известной мере подчинены многие другие упражнения, проводимые на уроках чтения и русского языка.
Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в тексте. Выбор слов, оборотов речи, предложений, обдумывание композиций рассказа, отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии – весь этот сложный путь действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил.
Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи детей. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он бы мог и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни. Картина развивает мышление детей, расширяет кругозор, обогащает словарный запас.
Рассказ по картине – кажется, что может быть проще. На деле же учитель зачастую становится свидетелем сцены: «раскрывает школьник рот, да не слышно, что поет». Значит, есть в этой задаче камни преткновения для ребенка. И если их не преодолеть, то потом возникнут трудности в составлении рассказа, написание сочинений.
Сочинение по картинам делятся на три основных вида:
- повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета;
- повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;
- описание картины.
Сочинение по одной картине значительно труднее, чем по серии
картин. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в своем воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает действие до и после момента, который запечатлен на картине.
В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов; в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, «настроение» картины.
Уже в первом классе практикуется устное описание картины («Расскажи, что ты видишь на картине?»). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.
На первых уроках развития речи можно взять картинки в виде «КРОКИ». Это слово обозначает карандашный набросок, охватывающий наиболее характерные черты натуры, либо бегло фиксирующий общий замысел в виде рисунка. Картинки в цвете «уводят» учащихся от основной мысли. Такие картинки должны быть достаточно крупные, четкие. Сюжеты просты и знакомы детям, близки по тематике к урокам чтения или текущим наблюдениям учащихся. Рассматривание картинки – это вид работы, который подготавливает детей к рассказыванию. Лучшему знакомству с картинками содействует живая, эмоционально-воздействующая на детей беседа. Сюжетная картинка помогает установить последовательность действий. Учащиеся с большим интересом рассказывают, что изображено на картинке и активно отвечают на вопросы учителя.
Содержание рассказов почти одинаковое, но:
- надо обязательно заставлять детей слушать однообразные рассказы;
- рассказы, составленные учителем и другими детьми, должны служить примером для подражания другим ребятам;
- именно уроки по составлению рассказов, в том виде как они проводятся, могут эффективно решать задачи речевого развития, тем более формировать творческие способности.
Учащимся предлагается записать текст:
- по вопросному плану и опорным словам. (Вопросы играют существенную роль в составлении предложений и отдельных частей связного текста. На первых ступенях обучения вопрос учителя помогает ученику составлять предложение. Ученик заменяет вопросительное слово существительным или местоимением, несколько изменяет порядок слов – и в предложение-ответ готов. Вопрос служит опорой для целого компонента связного текста.)
- по готовому плану. (План – это «проект» предстоящего высказывания, его «скетет». Обдумывая свою речь человек всегда намечает ее основные вехи. Следовательно, без плана не может быть связной речи. В начальных классах план обязателен.)
Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшать свою речь, надо «ввести учащегося в роль увлекательного рассказчика», умеющего передать замысел простыми словами, в которые вслушиваются с таким напряженным, вниманием слушатели… Рассказчик не может говорить в пустоту. Умение построить рассказ зависит от накопившихся и учтенных оценок слушателей.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, сочинение по картине развивает воображение учащихся и в этом смысле является более высокой ступенью в обучение сочинениям, чем работ по наблюдению. Вымышленное сочинение на основе одного эпизода, подсказанного одной картинкой, требует большого жизненного опыта, умение представлять в своем воображении довольно сложный ряд действий. Учащийся должен уметь контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.
К.Д.Ушинский писал:
«Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное заговорить свободно, непринужденно…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Формирование языкового оформления речевого высказывания. Развитие пространственных дифференцировок (использование предлогов с конкретным пространственным значением в предложении)."
Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса, имеющих задержку психического развития. Лексическая тема "Насекомые весной"....
«Речь. Упражнение в составлении речевых высказываний»
Речь является своеобразным зеркалом культуры человека....
Статья "Изложение с творческими заданиями как средство речевого развития младших школьников"
В статье предложена программа речевого развития учащихся третьего класса при обучении изложению с творческим заданием,с фрагментами уроков....
Статья "Развитие речевых навыков учащихся через восприятие картин"
В статье представлены приемы работы по развитию речи учащихся через восприятие картин....
Статья на тему "Особенности подхода к отбору речевого материала при организации внеклассных мероприятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху"
Статья содержит сведения, которые могут представлять интерес для педагогов общего и дополнительного образования, участвующих в процессе педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха...
Статья в сборнике «Начальная школа Белгородчины»: "Совершенствование речевой культуры младших школьников при изучении категории рода имен существительных"
Статья в сборнике «Начальная школа Белгородчины»" Совершенствование речевой культуры младших школьников при изучении категории рода имен существительных...
Статья на тему Девочки и мальчики особенности речевого и лингвистического развития
Статья на тему Девочки и мальчики особенности речевого и лингвистического развития...