ИАР "Формирование у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание средствами дополнительного образования"
материал

Лущикова Екатерина Владимировна

ИАР "Формирование у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание средствами дополнительного образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание…………………………………………….7

1.1 Анализ проблемы формирования у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание в психолого-педагогической литературе………………...7

1.2 Возрастные особенности развития речи детей 7-10 лет………………11

1.3 Возможности дополнительного образования в процессе формирования у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание………………………...14

Выводы по 1 главе…………………………………………………………...19

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание средствами дополнительного образования…………………………………………………………………………20

2.1 Выявление уровня сформированности у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание……………………………………………………………...20

2.2 Программа дополнительного образования по формированию у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание…………………………………24

Выводы по 2 главе…………………………………………………………...33

Заключение…………………………………………………………………...34

Список использованных источников…...…………………………………..37

Приложение………………………………………………………………….41

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Группа умений, обеспечивающих общение ребенка с обществом, относится к сфере коммуникативной компетенции, как целостной системе психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению. Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает в метапредметные результаты освоения основных общеобразовательных программ в качестве обязательного компонента овладение навыком осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Становление личности младшего школьника невозможно без хорошо развитой речи, так как речь  это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения.

Конечная цель речевого развития учащихся начальных классов – научить детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся, проводимая на основе сознательного освоения ими сведений о средствах межфразовых связей, обеспечивает достижение данной цели. При этом основное усилие надо направлять не на решение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети скорее овладели «механизмом построения речи», на автоматизацию речевых навыков.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». При этом наблюдения за устной речью младших школьников показывают, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль и не умеют строить высказывания с использованием средств связи между предложениями. А потому дальнейшее образование, повышение и расширение знаний, которые не в полной мере определены на уроке, осуществляется в процессе дополнительного образования.

Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие их творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Кроме того, дополнительное образование в начальной школе позволяет решить еще целый ряд задач  обеспечить благоприятную адаптацию детей в школе, оптимизировать их учебную нагрузку обучающихся, учитывать возрастные и индивидуальные особенности. Также дополнительное образование позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся.

Формы организации дополнительного образования в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Проблема формирования у детей умения строить речевое высказывание поднималась в исследованиях Н.Г. Андреевой,  М.Т. Баранова, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова и др.; в дополнительном образовании  Л.Н. Буйловой, Т.Г. Исаковой, Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой и др. Однако в педагогической теории и образовательной практике сложилась ситуация, которая характеризуется противоречием между необходимостью формирования у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание и недостаточностью методического материала по данной проблеме средствами дополнительного образования.

Проблема исследования: каковы методы формирования у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание средствами дополнительного образования?

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, существующие противоречия обусловили выбор темы аттестационной работы: «Формирование у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание средствами дополнительного образования».

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу дополнительного образования по формированию у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание.

Объект исследования: процесс формирования у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание.

Предмет исследования: формирование у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание средствами дополнительного образования.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать проблему формирования у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание в психолого-педагогической литературе.
  2. Изучить возрастные особенности развития речи детей 7-10 лет.
  3. Охарактеризовать возможности дополнительного образования в процессе формирования у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание.
  4. Выявить уровень сформированности у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание.
  5. Разработать программу дополнительного образования по формированию у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание.

На различных этапах работы и при решении отдельных задач использовался широкий спектр методов:

Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования; понятийно-терминологический анализ.

Эмпирические методы: изучение продуктов деятельности, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов, статистические методы обработки данных.

База исследования: МБОУ «Кундравинская СОШ им. Героя Советского Союза С.М. Зернина».

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы в практической деятельности педагогов начального общего и дополнительного образования.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ УМЕНИЯ СТРОИТЬ РЕЧЕВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

1.1 Анализ проблемы формирования у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание в психолого-педагогической литературе

Понятие «коммуникативные умения» («речевые», «коммуникативно-речевые») рассматривается в психологии, психолингвистике, методике, но трактуется в каждой науке по-разному [13].

Н.Г. Андреева определяет коммуникацию как специфическую форму взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности [3].

При этом речевая коммуникация определяется как общение людей, понимаемое не только как разговор или беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией [9].

Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познания, как инструмент мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является основным механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность [20].

Главная цель речевой коммуникации – обмен между людьми информацией различного рода, осуществляемое не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и обмена информацией: дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами – все это средства передачи информации, дополняющие основное средство человеческого общения – язык [25].

Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений) [36]. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Речь выполняет несколько функций [14]:

  1. коммуникативную (с помощью слов человек сообщает людям какую-либо информацию, а также воспринимает сообщение другого);
  2. сигнификативную (обозначает реальные предметы, их свойства, действия, т.е. у каждого слова есть свое значение);
  3. функцию выражения (говорящий выражает интонацией голоса отношение к сообщаемому);
  4. функция побуждения (человек выражает свое требование или просьбу при сообщении информации).

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника  средством успешного обучения в школе. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой – хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам [2].

Устная речь – это вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устную речь включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи [10].

Представляется необходимым дать краткий обзор известных классификаций коммуникативных и речевых умений. В психологии (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др. [11;  16; 17; 24; 27]) коммуникативная деятельность рассматривается как деятельность общения и указывается, что для полноценного общения человек должен располагать такими умениями, как ориентирование в условиях общения, планирование своей речи, выбор содержания общения, поиск адекватных языковых средств для передачи мысли и обеспечение обратной связи.

М.Т. Баранов под речевыми понимает умения, связанные, во-первых, с подготовкой к работе над текстом, во-вторых, с работой над созданием текста. Умения, готовящие учащихся к работе над текстом, связаны с произношением, с обогащением словарного и грамматического запаса, с обучением выбору слов и синтаксических конструкций при создании текста. Эти умения называются некоммуникативными. Они непосредственно не создают коммуникативную единицу – текст. Умения, непосредственно отражающие работу над созданием текста, связаны с осмыслением темы текста, с отбором содержания по теме, с планом расположения отобранного материала, с выбором языковых средств, с созданием самого текста и его редактированием. Эти умения называются коммуникативными [4].

Т.А. Ладыженской были сформулированы коммуникативные умения, характерные для письменной и устной форм речи. В пособии исследованы высказывания в письменной форме, поэтому рассмотрим, какие коммуникативные умения относятся к письменной речи. Так, для письменной речи специфичным является умение, направленное на совершенствование написанного. Также к коммуникативным умениям письменной речи автор относит умение раскрывать тему высказывания; умение раскрывать основную мысль высказывания; умение собирать материал к высказыванию; умение систематизировать собранный к высказыванию материал; умение строить высказывание в определенной композиционной форме; умение выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко [23].

Таким образом, в основу классификации Т.А. Ладыженской положена форма речи [4]. Сформулированные ею умения, по мнению М.С. Соловейчик, фактически отражают такие этапы речевой деятельности, как планирование, создание высказывания и контроль [35]. Но среди умений, выделенных Т.А. Ладыженской, еще нет умения ориентироваться в ситуации общения [23].

Важнейшей функцией речи как деятельности в процессе коммуникации является функция выражения мысли. В речи мысль не только формулируется, но и формируется. При этом в речевом мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные свойства явлений. Понятия обозначаются словами, в которых они обретают необходимую для общения материальную оболочку [30].

Мыслить – это значит оперировать понятиями. Чтобы мыслить, необходимо знать слова, обозначающие эти понятия. Поэтому овладение языковыми средствами является необходимым условием развития мышления и постепенного усложнения познавательной деятельности. Речь и мышление не тождественны. С одной стороны, мышление шире, чем речь, поскольку оно опирается не только на язык. Наряду с речевым мышлением существует практически действенное и наглядно-образное. С другой стороны, в каких-то отношениях речь шире мышления, поскольку она передает не только понятийное содержание, но и эмоции. Речь стилистически окрашена и социально дифференцирована, т.е. вариативна. Механизмы мышления универсальны для всех людей, независимо от их национальности и социальной принадлежности [19].

Таким образом, речь как психологическое явление включает в себя комплекс компетенций или умений, необходимых для формирования и развития уже в начальный период развития личности ребенка. Выделяя ключевые компетенции речевой деятельности. Понимание имеющегося прямого и косвенного контекста в высказывании собеседника также обеспечивает высокий уровень владения речью, которое позволит вовремя распознать необходимую информацию, интерпретировать ее, а также адекватно ее оценить.

1.2 Возрастные особенности развития речи детей 7-10 лет

Психологическая природа связной речи, проблемы ее становления и развития рассматриваются в исследованиях Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, М.Р. Львова, Н.С. Рождественского, Д.Б. Эльконина и др. [4; 11; 16; 17; 24; 31; 39].

Под связной речью понимается развернутое, логическое, последовательное и образное изложение какого-либо содержания.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на школьный период [26].

Младшие школьники уже умеют пользоваться разнообразными синтаксическими конструкциями, которыми овладели практически, беря для себя образцы в речи взрослых, в книгах. Хотя в речи детей преобладают простые предложения, но в устной речи первоклассников до 10 % сложных предложений, в том числе и сложноподчиненных. В речи учеников третьего класса сложные предложения составляют уже 25-35 %. Использование более сложных синтаксических конструкций можно объяснить стремлением обучающихся выразить в своих высказываниях все более глубокое содержание, они ищут для него языковую форму [15].

Поэтому нужно ценить и поддерживать естественное развитие речи детей, а не ориентировать их на однообразные предложения элементарного типа. Не следует приуменьшать речевые возможности младших школьников [34].

Профессор М.Р. Львов, изучавший проблемы формирования грамматического строя речи учеников, пишет, что у детей младшего школьного возраста в процессе обучения происходит увеличение размера предложения от 4 слов в первом классе, до 6 слов в третьем классе. Такой рост размеров предложения свидетельствует о повышении внимания ребенка к своей речи, о стремлении выражать свои мысли в сложных синтаксических конструкциях [4].

Известно, что речь может проявляться в устной и письменной форме. Языковые особенности устной и письменной речи объясняются психолого-ситуативными различиями, которые существуют между ними. Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому к третьему классу ребенок достаточно успешно овладевает ею. По данным Н.С. Рождественского, ребенок с нормально развитой речью к 8-9 годам свободно пользуется в разговоре простым, сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями [31].

Как показывает педагогическая практика и убедительно свидетельствует анализ культуры речи младшего школьника, в их устных высказываниях имеют место нарушения синтаксической связи слов. Как правило, дети 8-9 лет свободно произносят слова в процессе общения, не задумываясь при этом над расстановкой слов внутри фразы. Это объясняется тем, что ребенок понимает в окружающем больше, чем может передавать словами. Желая что-то рассказать, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, из-за чего возникают серьезные речевые ошибки, приводящие к тому, что изложение становится малопонятным. Сам ученик при этом обычно не замечает своих ошибок, ему часто нравится его общение. Он убежден, что нашел лучшее средство для выражения своих мыслей и чувств. Это происходит потому, что во внутренней речи все его положения были для него вполне достаточны и понятны [27].

Особенность устной речи детей младшего школьного возраста проявляется в неумении строить речь в определенной композиционной форме без наводящих вопросов. Обучая коммуникативным умениям, учитель помогает обучающимся осознать все особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные сообщения [32].

Естественно, что начало школьного обучения способствует обогащению и расширению словаря. За первый год обучения словарь увеличивается примерно на 1000-1200 слов (хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно). Несмотря на значительное расширение лексики, ученик третьего класса еще далек от свободного пользования всеми известными ему словами. В высказываниях детей 7-10 лет наблюдаются ошибки в употреблении слов, вкладывание в слово неправильного значения, неточности в употреблении союзов, предлогов [29].

У детей 7-10 лет складываются представления о многозначности слова. Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы.
Можно сделать вывод, что речь учеников третьего класса достаточно развита, точна в структурном отношении, достаточно развернута, логически последовательна. Однако это не говорит о том, что связная речь младших школьников не нуждается в дальнейшем развитии [28].

Во-первых, устная форма речи у детей, обучающихся в начальной школе, развита значительно лучше, чем письменная форма.

Во-вторых, как в устной, так и в письменной речи детей 7-10 лет имеются типичные ошибки, связанные с построением синтаксических конструкций.

Развитию речи в школе отводится одно из центральных мест. В то же время усвоение некоторых аспектов связной речи вызывает затруднение у обучающихся, в том числе у младших школьников [21].

На детей 7-10 лет обрушивается лавина незнакомых фактов, представлений, понятий, терминов, знаков, правил, так что ученики не в силах их осмыслить и запомнить. Основными причинами этого являются:

  • несформированность абстрактного мышления;
  • неумение воспринимать невидимые отношения, связи и зависимости;
  • недостаточное развитие памяти, внимания;
  • неумение анализировать, выделять главное [18].

Организуя работу по развитию речи в начальной школе, следует, прежде всего, учитывать возрастные особенности и особенности мыслительных процессов у детей младшего школьного возраста.

1.3 Возможности дополнительного образования в процессе формирования у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание

Коммуникативные компетенции приобретают особую значимость на уровне начального общего образования, т.к. речевое общение является основным условием  развития мышления и речи ребенка, а именно в младшем школьном возрасте окончательно формируются внутренняя речь, эмпатия, монологическая речь и закладываются основы письменной речи.

Именно начальная ступень школьного обучения должна развить коммуникативные учебные действия, обеспечить готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми [19].

Организация совместной учебной коммуникативно-речевой деятельности предполагает включение детей в деятельность, объединенную общей целью и требующей координирования усилий членов группы. Для обеспечения максимальной насыщенности деятельности коммуникативными ситуациями необходима организация совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей. Такой тип деятельности может быть рекомендован в первую очередь для организации занятий в рамках дополнительного образования, которое понимается как целенаправленно организованная деятельность учащихся и педагогов, проводимая вне учебного процесса и ориентированная на расширение кругозора, активизацию интереса к деятельности, развитие способностей и склонностей школьников, удовлетворение их потребности в познании и общении [6].

Л.Н. Буйлова отмечает, что дополнительное образование является специфической органической частью системы общего образования, представляющей собой процесс и результат формирования детской личности в условиях развивающей среды и дающей детям возможность получить образовательные, психолого-педагогические, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения [7].

 Дополнительное образование призвано способствовать закреплению и углублению материала, изучаемого в общем образовании, расширять границы познаваемого в школе, самоидентификации ребенка в социуме, реализации способностей детей, дифференциации потребностей в обучении, практическому использованию полученных в школе знаний [12].

Программа дополнительного образования в школе по ФГОС предусматривает личностно ориентированный подход к учащимся, который обеспечивает условия для реализации их склонностей и способностей, а также призвана решать задачу индивидуального подхода к выбору содержательного компонента занятости школьников с учетом их состояния здоровья, разнообразия форм обучения.

С точки зрения Т.Г. Исаковой, дополнительное образование компенсирует ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях массовой школы и расширяет культурный   слой образовательного учреждения. В дополнительном образовании ребенком проживаются ситуации эмоционально насыщенного свободного общения, совершенствуются умения и навыки общения со сверстниками и взрослыми в различных естественных жизненных, педагогически организованных и воспитывающих ситуациях [5].

Основные качества дополнительного образования, выделяющие его среди других образовательных форм – это открытость, мобильность, гибкость, способность быстро и точно реагировать на изменение социального заказа в интересах ребенка, его семьи, общества, государства. В рамках дополнительного образования более сильно проявляется изменение отношения учителей и родителей к творческим возможностям детей, более ярко выражается принятие их права на проявление инициативы и самостоятельности в выборе формы и содержания обучения в рамках своих интересов.

Важно отметить, что дополнительное образование предоставляет наиболее широкие возможности для организации совместной коммуникативно-речевой деятельности в процессе обучения, поскольку в данной системе могут использоваться оптимальные педагогические технологии, способствующие формированию и профилактике отклонений коммуникативного поведения младших школьников. А потому в основу дополнительного образования положены такие принципы, как принцип коммуникативной направленности обучения и принцип ориентации на потенциальные вербально-коммуникативные возможности ребенка [8].

В качестве основных задач дополнительного образования выделяются:

  1. активизация потребности младших школьников в общении со взрослыми и сверстниками;
  2. снятие психологических барьеров общения;
  3. формирование «коммуникативного ядра» – комплекса языковых знаний и коммуникативных умений;
  4. активизация усвоенных умений в практике общения детей [22].

Реализация данных задач предполагает взаимодействие педагогического коллектива, которое может быть реализовано в форме ведения индивидуальных дневников развития детей.

При этом в программы дополнительного образования по развитию речи младших школьников могут быть включены индивидуальные беседы с детьми, психологические занятия-тренинги, интегрированные занятия с психологом, кружковая деятельность (изодеятельность, лепка, бисероплетение, театрализованная деятельность и др.), работа с родителями [37].

Так, цель индивидуальных бесед с детьми  это коррекция имеющихся нарушений речи, формирование речевых коммуникативных умений. На обширном речевом материале у детей формируется личный «словарь общения» (слова и фразы коммуникативной направленности) и его перенос на уровень практического применения в различных ситуациях и моделях общения. В процессе автоматизации коммуникативных умений используются символические обозначения действий коммуникативной направленности,   позволяющие    составить    схематическую    программу    действий в различных ситуациях общения [12].

Цель психологических занятия-тренингов  снижение уровня тревожности в общении, активизация потребности в общении со сверстниками. Занятия строятся на основе адаптированных материалов по развитию межличностных взаимоотношений, предложенных Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой [33].

Работа педагогов дополнительного образования в рамках кружковой деятельности обеспечивает многократное контролируемое повторение усвоенных умений и их реализацию в различных формах и ситуациях общения, контроль усвоения коммуникативных умений. Реализация данных условий основывается на взаимодействии педагогов дополнительного образования с психологом и ведении «индивидуальных дневников коммуникативного развития» [40]. В структуру занятий педагогов дополнительного образования продуктивными видами творчества были внесены элементы проблемных ситуаций, предполагающие взаимодействие детей группы (поиск и подбор необходимых деталей, предложение детям неполных или неоднородных наборов инструментов и материала для работы, неполная инструкция для выполнения работы с пропущенным фрагментом и т.д.). Общение детей в проблемных ситуациях позволяет активизировать процесс переноса отработанных коммуникативных умений в практику общения [6].

Включение родителей в дополнительное образование позволяет решать следующие задачи:

  1. реализация единых требований к школьной и домашней коммуникативной среде;
  2. мотивация родителей на участие в процессе обучения детей;
  3. консультирование по целям и задачам обучения;
  4. обучение родителей принципам и приемам организации коммуникативной среды для усвоения необходимых умений [8].

Таким образом, реализация дополнительного образования в процессе обучения младших школьников позволяет увеличивать коммуникативные контакты со сверстниками и взрослыми, активизировать общение и повышать уровень его эмоциональности, снижать количество пауз в коммуникации и увеличивать количество речевых продуктов, характерных для диалогической формы речи, отличающихся неполными предложениями.

Выводы по 1 главе

В теоретической части исследования были определены:

понятия «коммуникация» (любое взаимодействие с целью обмена информацией); «речь» (вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка) и ее функции  (коммуникативная, сигнификативная, функции выражения  и побуждения); «коммуникативные умения» (умения, непосредственно отражающие работу над созданием текста и связанные с осмыслением темы текста, с отбором его содержания, с выбором языковых средств, с созданием самого текста и его редактированием);

возрастные особенности развития речи детей 7-10 лет (расширение словаря, умение пользоваться разными синтаксическими конструкциями, увеличение размера предложения от 4 до 6 слов, свободное пользование в разговоре простым, сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями, неумение строить речь в определенной композиционной форме без наводящих вопросов, ошибки в употреблении слов, неточности в употреблении союзов и предлогов, несформированность абстрактного мышления, недостаточное развитие памяти, внимания, неумение воспринимать невидимые отношения, связи и зависимости и др.);

понятие «дополнительное образование» (процесс и результат формирования детской личности в условиях развивающей среды и дающий возможность получить образовательные, психолого-педагогические, развивающие услуги на основе свободного выбора и самоопределения), его значение и возможности в процессе формирования у детей умения строить речевое высказывание (активизация потребности школьников в общении со взрослыми и сверстниками; снятие психологических барьеров общения; формирование комплекса языковых знаний и коммуникативных умений и др.) и соответствующие им формы обучения.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ УМЕНИЯ СТРОИТЬ РЕЧЕВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Выявление уровня сформированности у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание

В первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты проблемы формирования у младших школьников умения строить речевое высказывание.

Задачи экспериментальной работы:

1. Выявить уровень сформированности у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание

2. Разработать программу дополнительного образования «Школа развития речи», направленную на формирование у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание.

База исследования:______________________________________________. В эксперименте принимали участие обучающиеся 1 «А» класса в количестве 20 человек.

Для определения уровня сформированности умения строить речевое высказывание у детей 7-10 лет нами были выбраны следующие методики:

  1. «Методика исследования уровня развития связной речи учащихся на основе составления рассказа по серии сюжетных картинок» (авторы – Т.А. Фотекова и Т.В. Ахутина; приложение 1) [38]:
  1. цель – выявить умение ребенка по серии сюжетных картинок понимать тему и последовательно выстраивать грамматические конструкции с адекватным использованием вербальных средств;
  2. задание: разложи картинки по порядку и составь рассказ.
  1. «Диагностика письменной речи у младших школьников» (автор – О.И. Азова; приложение 2) [1]:
  1. цель – выявить особенности письменной речи у младших школьников;
  2. задание: составь план изложения на тему «Путешественница».

Критерии оценивания уровня сформированности у младших школьников умения строить речевое высказывание по обозначенным методикам представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Критерии оценки уровня сформированности у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание

Методика

Критерии / уровни / кол-во баллов

Высокий (3 балла)

Средний (2 балла)

Низкий (1 балл)

«Методика исследования уровня развития связной речи учащихся на основе составления рассказа по серии сюжетных картинок»

Высокий уровень - 3 балла.

Рисунки разложены без помощи других и верно, правильно передано значение происходящего. Повествование целое, четкое, логичное, последовательное, с соблюдением языковых общепризнанных норм.

Внедрение помощи при раскладывании иллюстраций, в повествовании нарушена связность, пропуски моментов, отдельные морфолого-синтаксические нарушения.

Раскладывание иллюстраций с помощью наводящих вопросов, нарушена связность, пропуски, скудность содержания.

«Диагностика письменной речи у младших школьников»

Пересказ событий текста последовательно, обобщение в виде рассуждений, допускается то, если будут отсутствовать незначительные детали текста.

Ребенок может передать основную мысль сюжета, последовательность сохраняется, не излагает детали и описание.

Нет описания текста, нет связей между предложениями, замечаются грубые нарушения в последовательности текста.

Итого

5-6 баллов

3-4 балла

1-2 балла

Результаты диагностики экспериментального класса представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты оценки уровня сформированности у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание

Фамилия, имя ребенка

Вид задания

Кол-во баллов / уровень

Методика 1

Методика 2

Елена Б.

1

1

2 (низкий)

Коля С

1

1

2 (низкий)

Настя О.

1

1

2 (низкий)

Женя Р.

2

1

3 (средний)

Оля П.

1

3

4 (средний)

Кирилл К.

2

2

4 (средний)

Сергей К.

1

3

4 (средний)

Наташа Н.

1

1

2 (низкий)

Миша З.

1

1

2 (низкий)

Дима Л.

1

1

2 (низкий)

Катя Д.

1

1

2 (низкий)

Настя Р.

3

2

5 (высокий)

Вова О.

1

1

2 (низкий)

Паша Ф.

2

1

3 (средний)

Маша Р.

1

1

2 (низкий)

Гриша С.

2

2

4 (средний)

Даша Б.

1

1

2 (низкий)

Света Б.

1

1

2 (низкий)

Кристина У.

1

1

2 (низкий)

Ксения. Б

1

1

2 (низкий)

По результатам диагностики мы определили уровень сформированности умения строить речевое высказывание детей в экспериментальном классе; данные представлены в таблице 3 и на рисунке 1.

Таблица 3 – Уровень сформированности умения строить речевое высказывание у испытуемых детей

Уровень

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Количество человек

Количество в процентах (%)

Количество человек

Количество в процентах (%)

Высокий

1

5%

3

15%

Средний

6

30%

10

50%

Низкий

13

65%

7

35%

Рисунок 1 –Уровни сформированности умения строить речевое высказывание детей в экспериментальном классе

Таким образом, полученные результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, что в экспериментальном классе преобладает средний и низкий уровни (30 % и 65 % соответственно) сформированности умения строить речевое высказывание. Дети допускают ошибки, и им требуется больше времени для выполнения заданий, следовательно, необходимо проведение целенаправленной работы, направленную на формирование умения строить речевое высказывание, которую можно организовать в рамках внеклассной деятельности, в том числе  дополнительного образования.

2.2 Программа дополнительного образования по формированию у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание

В целях организация работы по формированию у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание нами была разработана рабочая программа дополнительного образования «Школа развития речи», содержание которой позволит учащимся развивать речевую культуру личности.

Цели:

  1. повышение уровня языкового развития младших школьников;
  2. совершенствование навыков лингвистического анализа;
  3. воспитание познавательного интереса к родному языку.

Задачи:

  1. обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  2. создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи детей;
  3. формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Формой занятий по формированию у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание является урок продолжительностью 40 минут, который проводится один раз в неделю (итого  17 часов за учебный год) в рамках дополнительно предоставляемой образовательной услуги.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  1. личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности, систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
  2. деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности каждого ребенка.

Материал учебного курса «Речь» представлен в программе несколькими содержательными линиями. Охарактеризуем их.

  1. Речь (1 час).

Речь и ее значение в жизни. Техника речи. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

  1. Слово (8 часов).

Слова. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы). Слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы). Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников». Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.

  1. Предложение и словосочетание (2 часа).

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

  1. Текст (4 часа).

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль  и составные части текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану и опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

  1. Культура общения (2 часа).

Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.

Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.

Тематическое планирование по данным содержательным линиям представлено в приложении 3; комплекс заданий по формированию у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание представлен в приложении 4.

Занятия по содержательным линиям построены следующим образом:

  1. активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части занятия;
  2. основная часть (выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера);
  3. занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
  4. развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Изучение данного курса направлено на формирование следующих универсальных учебных действий:

  1. Личностные результаты.

У учащегося будут сформированы:

  1. понимание важности нового социального статуса «ученик»;
  2. внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;
  3. понимание нравственных норм, закрепленных в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);
  4. адекватное восприятие содержательной оценки своей работы педагогом;
  5. осознание языка как основного средства общения людей.

Учащийся получит возможность для формирования:

  1. восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, культуры России;
  2. осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;
  3. познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному;
  4. осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке; внимания к мелодичности народной звучащей речи.
  1. Метапредметные результаты.

2.1 Регулятивные.

Учащийся научится:

  1. определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2. проговаривать последовательность действий на уроке;
  3. учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учащийся получит возможность научиться:

  1. учиться работать по предложенному учителем плану;
  2. самостоятельно составлять план работы.

2.2 Познавательные.

Учащийся научится:

  1. ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  2. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  3. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  4. преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Учащийся получит возможность научиться:

  1. определять общие цели и пути их достижения;
  2. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  3. осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  4. конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  5. овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;
  6. работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.

2.3 Коммуникативные.

Учащийся научится:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  2. слушать и понимать речь других;
  3. выразительно читать и пересказывать текст;
  4. договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  5. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Учащийся получит возможность научиться:

  1. включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
  2. слушать партнера по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
  3. аргументировано выражать свое мнение;
  4. совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
  5. оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
  6. признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.
  1. Предметные.

3.1 Речь.

Учащийся научится:

  1. определять роль речи в жизни людей;
  2. формировать навыки выразительной речи.

Учащийся получит возможность научиться:

  1. применять на практике правила красивой, правильной речи, составленные на уроке вместе с учителем;
  2. применять правило выразительной речи (четко, правильно соблюдая интонацию).

3.2 Слово.

Учащийся научится:

  1. формировать представление о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение; понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове;
  2. развивать внимательное отношение к слову;
  3. формировать понятия о лексическом значении слова, о прямом и переносном значении слова, о многозначности слова;
  4. формировать первичное представление об омонимах, синонимах, антонимах;
  5. познакомиться с тематическими группами слов;
  6. формировать первичное представление об образности, о сравнении.

Учащийся получит возможность научиться:

  1. составлять слова по определенным правилам, работать с анаграммами, палиндромами;
  2. видеть и исправлять ошибки, допущенные при составлении слов, видеть важность изученного правила;
  3. работать с шарадами, исправлять ошибки, допущенными намеренно;
  4. работать с различными словарями, пользоваться помощью взрослых для точного употребления слов;
  5. объяснять переносное значение слова, подбирая ему замену;
  6. выделять в речи омонимы, правильно употреблять их в речи;
  7. различать группы слов, пользоваться ими в речи, а так же синонимами для исключения речевых ошибок (повторов одних и тех же слов);
  8. работать с поговорками;
  9. работать со словами различных тематических групп, работать с пословицами, используя антонимы, применять образные слова и выражения для «окрашивания» текста.

3.3 Предложение и словосочетание.

Учащийся научится:

  1. определять простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком;
  2. членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;
  3. редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова, распространять предложения.

Учащийся получит возможность научиться:

  1. составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным;
  2. интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

3.4 Текст.

Учащийся научится:

  1. распознавать текст и его признаки (смысловое единство предложений, их связь друг с другом);
  2. выделять в тексте главную мысль и подбирать заголовок к тексту;
  3. выделять части текста, составлять план;
  4. распознавать типы текстов.

Учащийся получит возможность научиться:

  1. составлять текст по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам;
  2. восстанавливать деформированный текст.

3.5 Культура общения.

Учащийся научится:

  1. употреблять в речи образные выражения;
  2. устанавливать причинно-следственные связи между предметами, явлениями;
  3. выбирать необходимые слова в конкретной ситуации (слова приветствия, просьбы, прощания и др.).

Учащийся получит возможность научиться:

  1. осознавать, что значит быть культурным человеком;
  2. пользоваться словами-выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.

Таким образом, нами была разработана рабочая программа дополнительного образования «Школа развития речи», включающая в себя цели и задачи по формированию умения строить речевое высказывание у детей 7-10 лет, принципы ее построения, содержание и тематическое планирование по основным содержательным линиям, структуру занятий и формируемые УУД.

Выводы по 2 главе

В практической части исследования были определены:

уровни сформированности умения строить речевое высказывание у детей 7-10 лет путем реализации «Методики исследования уровня развития связной речи учащихся на основе составления рассказа по серии сюжетных картинок» (авторы – Т.А. Фотекова и Т.В. Ахутина) и «Диагностика письменной речи у младших школьников» (автор – О.И. Азова)  так, в экспериментальном классе преобладает средний и низкий уровни (30 % и 65 % соответственно) сформированности умения строить речевое высказывание; при этом испытуемые дети при выполнении поставленных заданий допускали ошибки, и им требовалось большее количество времени для выполнения заданий;

основные направления рабочей программы дополнительного образования «Школа развития речи»: цели (повышение уровня языкового развития детей, совершенствование навыков лингвистического анализа и воспитание познавательного интереса к родному языку) и задачи (обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи детей,  формирование их речевых интересов и потребностей) по формированию умения строить речевое высказывание у детей 7-10 лет, принципы ее построения (личностно-ориентированные и деятельностно-ориентированные), содержание и тематическое планирование по основным содержательным линиям (речь, слово, предложение и словосочетание, текст и культура общения), форма (урок продолжительностью 40 минут, который проводится один раз в неделю (итого  17 часов за учебный год) и структура занятий (активизация мыслительной деятельности учащихся, основная часть, занимательные задания и развитие связной речи), формируемые УУД (личностные, предметные и метапредметные).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Научить детей правильной и красивой речи – сложная задача, требующая комплексного подхода, которая приобретает в настоящее время все большую актуальность в системе обучения русскому языку. От успешности ее решения во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. Недостаточное владение речевой деятельностью является объективной причиной, которая не дает возможности человеку свободно участвовать в жизни общества. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру необходимо каждому.

В первой главе данного исследования были определены теоретические аспекты проблемы формирования у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание

  1. Определены понятия «коммуникация» (любое взаимодействие с целью обмена информацией); «речь» (вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка) и ее функции  (коммуникативная, сигнификативная, функции выражения  и побуждения); «коммуникативные умения» (умения, непосредственно отражающие работу над созданием текста и связанные с осмыслением темы текста, с отбором его содержания, с выбором языковых средств, с созданием самого текста и его редактированием).
  2. Выявлены возрастные особенности развития речи детей 7-10 лет (обогащение и расширение словаря, умение пользоваться разнообразными синтаксическими конструкциями, увеличение размера предложения от 4 до 6 слов, свободное пользование в разговоре простым, сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями, неумение строить речь в определенной композиционной форме без наводящих вопросов, ошибки в употреблении слов, неточности в употреблении союзов и предлогов, несформированность абстрактного мышления, недостаточное развитие памяти, внимания, неумение воспринимать невидимые отношения, связи и зависимости и др.).
  3. Охарактеризованы понятие «дополнительное образование» (часть системы общего образования, представляющая собой процесс и результат формирования детской личности в условиях развивающей среды и дающей детям возможность получить образовательные, психолого-педагогические, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения), его значение (способствует закреплению и углублению материала, изучаемого в общем образовании, расширению границы познаваемого в школе, самоидентификации ребенка в социуме, реализации способностей детей, дифференциации потребностей в обучении, практическому использованию полученных в школе знаний), возможности в процессе формирования у детей умения строить речевое высказывание (активизация потребности школьников в общении со взрослыми и сверстниками; снятие психологических барьеров общения; формирование комплекса языковых знаний и коммуникативных умений и др.) и соответствующие формы (индивидуальные беседы, психологические занятия-тренинги, интегрированные занятия с психологом, кружковая деятельность и работа с родителями).

Во второй главе данного исследования была организована экспериментальная работа по формированию у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание средствами дополнительного образования.

  1. Выявлены уровни сформированности умения строить речевое высказывание у детей 7-10 лет путем реализации «Методики исследования уровня развития связной речи учащихся на основе составления рассказа по серии сюжетных картинок» (авторы – Т.А. Фотекова и Т.В. Ахутина) и «Диагностика письменной речи у младших школьников» (автор – О.И. Азова)  так, в экспериментальном классе преобладает средний и низкий уровни (30 % и 65 % соответственно) сформированности умения строить речевое высказывание; при этом испытуемые дети при выполнении поставленных заданий допускали ошибки, и им требовалось большее количество времени для выполнения заданий.

Определены основные направления рабочей программы дополнительного образования «Школа развития речи»: цели (повышение уровня языкового развития младших школьников, совершенствование навыков лингвистического анализа и воспитание познавательного интереса к родному языку) и задачи (обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи детей,  формирование их речевых интересов и потребностей) по формированию умения строить речевое высказывание у детей 7-10 лет, принципы ее построения (личностно-ориентированные и деятельностно-ориентированные), содержание и тематическое планирование по основным содержательным линиям (речь, слово, предложение и словосочетание, текст и культура общения), форма (урок продолжительностью 40 минут, который проводится один раз в неделю (итого  17 часов за учебный год) и структура занятий (активизация мыслительной деятельности учащихся, основная часть, занимательные задания и развитие связной речи), формируемые УУД (личностные, предметные и метапредметные). Кроме того, нами был разработан комплекс заданий по формированию у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание.

Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты, и все материалы работы могут быть рекомендованы к практике педагогов учреждений основных образовательных организаций и учреждений дополнительного образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Азова, О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников [Текст] / О.И. Азова.  М.: Сфера, 2011.  64 с.
  2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Речь, 2017. – 412 с.
  3. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников [Текст] / Н.Г. Андреева. – М.: Владос, 2018. – 347 с.
  4. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]     / учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова.  М.: Академия, 2011.  368 с.
  5. Боровиков, Л.И. Искусство обучения. Введение в дидактику дополнительного образования детей [Текст]: метод. пособие / Л.И. Боровиков. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2013.  113 с.
  6.  Боровиков, Л.И. Педагогика дополнительного образования  [Текст]: метод. пособие / Л.И. Боровиков. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2014.  169 с.
  7. Буйлова, Л.Н. Дополнительное образование в современной школе. [Текст] / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова. – М.: Сентябрь, 2015.  189 с.
  8. Буйлова, Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей [Текст] / Л.Н. Буйлова. – М.: Сентябрь, 2016.  143 с.
  9. Быстрова, Е.А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков [Текст] / Е. А. Быстрова // Вопросы воспитания. – 2016. – № 1. – С. 3-8.
  10. Волкова, А.И. Психология общения [Текст] / А. И. Волкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 446 с.
  11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский / под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ, 2010. – 671 с.
  12. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования [Текст]: учеб. пособие. – М.: Владос, 2014.  239 с.
  13. Горянина, В.А. Психология общения [Текст] / В.А. Горянина. – М.: Академия, 2018. – 416 с.
  14. Джидарьян, И.А. Психология общения и развитие личности [Текст] / И.А. Джидарьян // Психология формирования и развития личности. – М.: Психологос, 2016. – С. 23-36.
  15. Дубинина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] / Л. Дубинина // Обучение и воспитание. – 2019. – № 10. – С. 3-11.
  16. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст] / Н.И. Жинкин // Педагогика . – 2014. – № 6. – С. 31-33.
  17. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: МПСИ, 2021. – 432 с.
  18. Ижболдина, Г.Т. Развитие логичности речи младших школьников [Текст] / Г.Т. Ижболдина // Наука, техника и образование. – 2016. – № 3. – С. 1-3.
  19. Калайджян, Т.В. Специфика диалогической речи и проблема ее развития у младших школьников [Текст] / Т.В. Калайджян, Н.А. Коваль // Гуманитарная парадигма. – 2018. – № 2. – С. 21-27.
  20. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Русич, 2017. – 365 с.
  21. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология, развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И.Ю. Кулагина. – М.: Детство-пресс, 2017. – 457 с.
  22. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы [Текст] / Б.В. Куприянов // Народное образование. – 2012. – № 5. – С. 5962.
  23. Ладыженская, Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов / Т.А. Ладыженская.  2-е изд., перераб.  М.: Флинта, 2008.  133 с.
  24. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Cмысл, 2019. – 365 с.
  25. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина; под ред. А. Г. Рузской. – М.: ИПТ, 2017. – 354 с.
  26. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. – Воронеж: Академия педагогических и социальных наук, 2016. – 213 с.
  27. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / под ред. Е. Д. Хомской. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. – 416 с.
  28. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2016. – 456 с.
  29. Налимова, Т.А. Актуальные вопросы развития речи младших школьников [Текст] / Т.А. Налимова. – Казань: Бук, 2017. – 118 с.
  30. Рогов, Е.И. Психология общения [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2016. – 336 с.
  31. Рождественский, Н.С. Речевое развитие младших школьников [Текст] / Н.С. Рождественский.  М.: Просвещение, 2010.  222 с.
  32. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция [Текст] / А.Г. Самохвалова. – СПб: Речь, 2020. – 432 с.
  33. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения школьников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова.  М.: Владос, 2005.  158 с.:
  34. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез [Текст]: учеб. пособие / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 383 с.
  35. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения [Текст] / М.С. Соловейчик.  М.: Просвещение, 2007.  383 с.
  36. Ткаченко, Л. В. Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте [Текст] / Л.В. Ткаченко // Концепт. – 2015. – № 6. – С. 1-6.
  37. Трубина, Н.А. Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе [Текст] / Н.А. Трубина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2013. – №2. – С. 39-43.
  38. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов [Текст]: пособие для логопедов и психологов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина.  М.: АРКТИ, 2012.  136 с.
  39. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2017. – 384 с.
  40. Ярошевская, И.Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время [Текст] / И.Х. Ярошевская // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. – № 9. – С. 13-17.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Бланк задания к «Методике исследования уровня развития связной речи учащихся на основе составления рассказа по серии сюжетных картинок» (авторы – Т.А. Фотекова и Т.В. Ахутина)

C:\Users\User1\Desktop\бланк.png


Приложение 2

Текст к «Диагностике письменной речи у младших школьников» (автор – О.И. Азова)

«Путешественница»

На дворе стояла осень. В лесу тихо бежал ручей. На поверхности ручья плыл парад листиков. На одном из этих листиков сидела маленькая птичка. Это королек; путешественница доплыла до изгиба ручья. Там она вспорхнула и вернулась назад. Птичка села на веточку и стала ждать. Тут к ней подплыл очень яркий листик. Королек опустился на этот яркий листик и поплыл, как кораблик.

Примерный план текста:

1. Бежал ручей.

2. Маленькая птичка.

3. Королек.

4. Яркий листик.

Приложение 3

Тематическое планирование по рабочей программе дополнительного образования «Школа развития речи»

1 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

2

3

4

  1. Речь (1 час).

1

Речь и ее значение в жизни. Техника речи. Навыки выразительности

1

Определить роль речи в жизни людей.

  1. Слово (8 часов).

2

Слова. Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы)

1

Знакомство с лексическим значением слова.

Различать понятия о прямом и переносном значении слова.

Вывести понятие многозначности слова. Первичное представление об омонимах, о синонимах, об антонимах. Выделять тематические группы слов. Первичное представление об образности, о сравнении. Тренировка в отгадывании загадок

3

Озорные буквы. Слова играют в прятки

1

4

Слово и его значение. Прямое и переносное значение слова

1

5

Омонимы. Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы)

1

6

Многозначные слова

1

7

Тематические группы слов

1

8

Голоса природы. Загадки

1

9

Наш цветной мир. Что на что похоже?

1


Продолжение таблицы

  1. Культура общения (2 часа).

10

Культура речи. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания. Пословицы

1

Тренировка навыков культурной речи в диалогах. Употребление в речи образных выражений. Рассуждаем, устанавливаем причинно-следственные связи между предметами, явлениями, событиями.

11

Учимся рассуждать

1

  1. Предложение и словосочетание (2 часа).

12

Предложение

1

Определение простого предложения с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Разделение небольшого текста на предложения, установление связей между словами в словосочетании и предложении. Редактирование простых предложений.

13

Словосочетание

1

  1. Текст (4 часа).

14

Понятие о тексте. Заглавие текста

1

Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). Выделять в тексте главную мысль и подбирать заглавия к тексту. Уметь выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста.

15

Тема текста. Опорные слова

1

16

Мы строим текст. План текста

1

17

Обобщение. Подведение итогов

1

Итого

17

Приложение 4

Комплекс заданий по формированию у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание

Задание 1. Создать текст «Замечательная поездка».

На каникулы ко мне приехал мой друг (подруга). Сначала я решил познакомить его с городом__________________________________________. В один из дней мы ходили в театр (в цирк, на выставку и т.д.) ________. Надолго запомнится ему (ей) эта поездка.

Задание 2. Создать текст на тему «Моя любимая игрушка» по следующему плану:

  1. Как эта игрушка попала ко мне.
  2. Какая она (описание).
  3. Как и с кем я в неё играю.
  4. Почему это самая любимая моя игрушка.

Задание 3. Прочитать текст «Зайчонок», придумать заголовок и план текста.

…С этих пор лесник еще долго оставлял на крыльце морковку. И ночью она исчезала. К зиме зайчонок поправился. Лесник выпустил зверька в лес. Лесник принес зайчонка домой и начал его лечить. У зайчонка была порвана шкурка. Собака лесника слышала, как кто-то по ночам топтался у дверей. Но на этого лесного гостя никогда не лаяла. Напал на зайчонка ястреб. А лесник со своей собакой его спасли: отбили зайчонка у ястреба.

Задание 4. Сократить предложение до 4-х, 3-х и 2-х слов, сохраняя основное содержание.

Весело бегут по дорожкам говорливые ручейки. Бегут по дорожкам ручейки. Бегут ручейки.

Осенью часто льют холодные дожди. Осенью льют холодные дожди. Льют холодные дожди. Льют дожди. И т.п.

Задание 5. Дополнить предложения

Дети плавают. (Дети плавают в реке. Летом дети плавают в реке. Летом дети ныряют и плавают в реке. Летом дети ныряют и плавают в быстрой реке).

Маша пишет.

Катя вышивает.

Мама купила.

Птичка прилетела

Собак лает. И т.п.

Задание 6. «Задай вопрос – ответь!»

Мама подарила Тане красивое платье.  Кто подарил Тане красивое платье?  Что сделала мама?  Кому подарила мама красивое платье?  Какое платье подарила мама Тане? Правда ли, что мама подарила Тане красивое платье?  Платье ли подарила мама Тане?  Красивое ли платье подарила мама Тане? И т.п.

Задание 7. Прослушать текст и догадаться какие слова «потерялись».

Тишина царит в дремучем … Черные … затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет …

Зима. Все дорожки покрыты пушистым … Гладким … оделась река. Ребята построили высокую … Быстро мчатся … санки. Мороз щиплет … И т.п.

Задание 8. Составить связный текст из предложений и озаглавит его.

ежика, подарил, дедушка, ребятам в, он, летом, жил, сарае ежик, в, зимой, норе, уснул голодный, ежик, вернется, весной мыши! Берегитесь

жалобно, лесу, в, стонут, деревья мчится, голы, по, ветер, ветвям, холодный настоящая, зима, пришла, уже верхушки, деревьев, качает, он

Задание 9. Послушайте рассказ «Весна» и перескажите его. Посчитайте, сколько в слов в каждом из предложений.

Весна. Тает снег. Тепло и ласково светит солнце. Бегут весёлые ручейки. Уже прилетели грачи. Скоро на ветках деревьев появятся первые листочки.

Задание 10. Прослушайте весёлое стихотворение и вставьте подходящие по смыслу слова.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе ...

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый …

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не ...

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек ...

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту ...

Когда же гости подошли,

То даже крошек не ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предложенная статья посвящена социализации обучающихся  с ОВЗ и её взаимосвязи с дополнительным образованием в условиях школы-интерната. В статье рассмотрены основные подходы к организации кружко...

Духовно-нравственное развитие личности ребёнка-мигранта средствами дополнительного образования

Духовно-нравственное развитие личности  ребёнка-мигранта средствами дополнительного образования...

Конспект занятия "Развитие умения строить речевое высказывание"

Конспект занятия "Развитие умения строить речевое высказывание"...

ИАР Доклад "Формирование у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание средствами дополнительного образования"

ИАР Доклад "Формирование у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание средствами дополнительного образования"...

ИАР Презентация "Формирование у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание средствами дополнительного образования"

ИАР Презентация "Формирование у детей 7-10 лет умения строить речевое высказывание средствами дополнительного образования"...