Конспект логопедического занятия "Формирование языкового оформления речевого высказывания. Развитие пространственных дифференцировок (использование предлогов с конкретным пространственным значением в предложении)."
план-конспект урока логопедии (2 класс) по теме
Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса, имеющих задержку психического развития. Лексическая тема "Насекомые весной".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_nasekomye.doc | 204 КБ |
Предварительный просмотр:
2 класс
Конспект фронтального занятия.
Логопедическая тема: Формирование языкового оформления речевого высказывания.
Развитие пространственных дифференцировок (использование предлогов с конкретным пространственным значением в предложении).
Грамматическая тема: Предложение. Правописание предлогов со словами.
Лексическая тема: Насекомые весной.
Цель:
1. Закрепить у учащихся понятие о предложении.
Задачи:
1. Закрепить у учащихся понятие об интонационной законченности предложения.
2. Развитие умений и навыков анализировать предложения.
3. Развивать умение составлять предложение из слов, данных в беспорядке.
4.Закрепить понятие о предлоге.
5. Закрепить умение соотносить предлог с его схемой.
6. Закрепить умение правильно писать предлоги со словами.
7. Развивать орфографическую зоркость.
8. Совершенствовать навыки словоизменения, грамматический строй и навыки связной речи.
9. Познакомить с понятием «Насекомые».
10.Расширить словарный запас по теме: «Насекомые».
11.Развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление.
12.Развивать общую моторику.
13.Развивать самостоятельность, самоконтроль.
14.Совершенствовать навыки общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование:
Набор цифр, зеркала, карточки со схемами предлогов, схема предложения на доске, карточки с деформированными предложениями, предметные картинки: муха, пчела, сверчок, комар; пособие «Паутина» – гимнастика для глаз, контуры насекомых, карточки - названия весенних месяцев, сюжетные картинки «Весенние пейзажи» к каждому месяцу; кроссворд, карточки - ребусы «Имена», оборудование для слухового упражнения (стрекотание сверчка, жужжание мухи, писк комара, рой пчел) на магнитофонной плёнке.
Содержание занятия | Примерные ответы учащихся |
I. Приветствие. А) На рабочих местах учащихся разложены карточки-ребусы «Имена». -Сегодня Вам предстоит найти своё рабочее место, отгадав ребус с Вашим именем. Б) – Какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы. На магнитной доске таблички с названием весенних месяцев и с народным названием месяцев. Все таблички перепутаны. Март Снегогон Апрель Травень Май Протальник - Переставьте таблички, объясните народное название месяца. - Расставьте картинки так, чтобы они соответствовали названиям месяцев. II. Сообщение темы. - Идёт полным ходом весна. Всё живое просыпается после долгого сна. Мы уже говорили о жизни животных, птиц весной. А сегодня поговорим о…. Отгадайте о ком? На доске – тема занятия: - Как вы думаете, почему их назвали насекомыми? (На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». Наука, изучающая насекомых, называется ЭНТОМОЛОГИЯ. - Сегодня мы поговорим о некоторых насекомых, которые одними из первых появляются весной. Кто это? Узнаете, если правильно выполните мои задания. А) У каждого учащегося карточка: А М О У У Н С Р Н П Х К А Ж Ш Щ - Внимательно посмотрите на буквы в каждой строчке. Какая из 4-х букв не подходит к остальным, почему? Подчеркните лишнюю букву. Сложите из выделенных букв слово. - Муха – вредное насекомое, на своих лапах переносит болезни. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью: мыть руки, закрывать пищу от мух. Включается аудиозапись – Жужжание мухи. Б) На доске – карточка – шифр. 5 2 3 1 4 Р О М А Ш К А
- Комар кусает не больно. Хуже то, что от слюны, которую он впускает в ранку, начинается неприятный зуд. Н-р, после укуса малярийного комара в организм человека могут попасть возбудители тяжёлой болезни – малярия. Сосут кровь только самки, а самцы питаются соками растений. Включается аудиозапись – Писк комара.
В) Задание – грамматическая арифметика. Карточка: СВЕРЛО – ЛО + ЧОК = - Сверчок – родственник кузнечика. Чёрного цвета, длинноусый, крупный (2,5 см). Уши находятся в голенях передних ножек. Есть полевые, домовые сверчки. Включается аудиозапись – Стрекотание сверчка. Г) Выставляется карточка с картинками: платье, чайник, ежи, лодка, арбуз. - Запомните первые буквы названий предметов, которые изображены на карточке. Какое получилось слово? - Пчелиная семья – 1 матка, 100 тыс. рабочих пчёл, сотни тысяч трутней. Их дом – улей. Главная польза от пчёл даже не мёд, это опыление цветов. Включается аудиозапись – Рой пчёл. - Об этих насекомых сегодня поговорим, будем составлять о них предложения. А чтобы больше узнать о них, я приготовила несколько заданий. III. Повторение раннее изученного материала. (работа с набором цифр, схемами предлогов). - Вспомним, из чего состоят предложения? - Как пишутся слова в предложении? - Если я посмотрю в ваши тетрадки, то как я узнаю где начало, а где конец предложения? - У вас на партах лежат набор цифр, схемы предлогов. Для выполнения 1 задания нам понадобятся только цифры. Я буду произносить предложение 1 раз, а вы должны сосчитать сколько в нем слов, запомнить их и поднять карточку с соответствующей цифрой. Из этих предложений мы узнаем, как выглядят насекомые. 1)Интересен чёрный полевой сверчок. - Сколько слов в предложении? - Какое 1 слово? 2 слово? 3 слово? 4 слово? - Какое слово напишем с заглавной буквы? - После какого слова поставим точку? - Назовите слово, стоящее между «интересен» и «полевой». 2)Вредна большая, зелёная, блестящая муха. - Сколько слов в предложении? - Какое слово стоит между первым и третьим словом? 3)Пчела украшает весеннюю природу яркой окраской. - Сколько слов в предложении? - Какое слово напишем с заглавной буквы? - Назовите 2-ое слово в предложении. - МОЛОДЦЫ! - А теперь давайте вспомним, какие слова могут находиться в предложении для связи его слов? - Назовите, какие вы знаете предлоги? - Как нам доказать, что это действительно предлоги? - Разложите перед собой схемы предлогов. Сейчас мы узнаем, где прячутся насекомые от нас. Я буду произносить предложение, а вы должны подумать, какой предлог или предлоги в нем спрятались, поднять соответствующую схему. 1) СВЕРЧОК СТРОИТ НОРКУ В ЗЕМЛЕ. - Как предлоги пишутся со словами? 2) ИЗ БОЛЬШОГО УЛЬЯ ВЫЛЕТЕЛА ПЧЕЛА. 3) НАЗОЙЛИВЫЙ КОМАР ВЬЁТСЯ НАД КУСТОМ. 4) МУХА ПРЯЧЕТСЯ ПОД КОРОЙ ДЕРЕВА ОТ ХОЛОДА. - МОЛОДЦЫ! - Что мы сейчас делали? - Был ли бы понятен смысл предложений без предлогов? - Так для чего служат предлоги? - Что узнали из этих предложений? IV. Динамическая пауза. «Дети по лесу гуляли Насекомых повстречали. На листе паук сидит. Над цветком шмелёк летит. Под тяжёлой ношей Спешит муравей хороший. А бабочки летали, И от усталости упали». V. Работа с деформированными предложениями. - Откройте тетради. Отступите от предыдущей работы 2 строчки, на 3 – напишите число. - Работу начинаем со 2-ой строки после числа.
Логопед раздает карточки с деформированными предложениями. А) - Давайте начнем просматривать строчку глазами, двигаясь слева направо. Как только найдете слово – сфотографируйте его. - Проверим, складываются ли слова в предложении? - Сколько слов в предложении? - Какое слово напишем с заглавной буквы? - После какого поставим точку? - Есть ли в этом предложении предлог? - Как напишем предлог со словом? - Проартикулируем предложение. Запишем. - Подчеркните в предложении грамматическую основу. ПРОВЕРКА: - О чем говорится в предложении?
Б) - Возьмите в руки лист бумаги, согните по линии сгиба. Прочитайте, что у вас получилось. ЯРКАЯ ПЧЕЛА ЛЕТАЕТ ЦВЕТОК- Чего не хватает в этом предложении? - Правильно: нет предлога «НАД» и неправильное окончание в слове «ЦВЕТОК», надо: «НАД ЦВЕТКОМ» - Слова в предложении должны дружить между собой, между ними должна быть связь. - Кто осуществляет эту связь? - Проартикулируйте предложение. Запишите его, чтобы оно соответствовало схеме. Схема на доске: В) - Прочитайте следующее предложение справа налево. . аварт течокертс кочревс йовелоП - Один ученик в построении этого предложения допустил ошибку. Постройте предложение правильно. - Какую ошибку в предложении вы нашли? - На обратной стороне листа – 2 схемы предложения. - Какая из них соответствует этому предложению? - Обозначьте это предложение крестиком. ПРОВЕРКА: - Найдите в предложении подлежащее, сказуемое, слово, обозначающее признак предмета. - Запишите предложение, чтобы оно соответствовало первой схеме.
VI. Гимнастика для глаз. «ПАУТИНА». Г) - Прочитайте предложение при помощи зеркала и узнаете что-то новое для себя. СОННАЯ МУХА ПОЛЗЁТ ПО ДЕРЕВУ. - Есть ошибки в предложении? - Есть в предложении предлог? Как напишем предлог со словом? - Проартикулируем предложение. Запишите в тетрадь. - Давайте прочитаем все предложения, что записали в тетрадь. 1 ученик читает: «Пробуждается природа от зимнего сна. Яркая пчела летает над цветком. Полевой сверчок стрекочет в траве. Сонная муха ползёт по дереву». - Что у нас получилось? - Зачем оставили строчку наверху? - Давайте озаглавим текст. VII. Развитие слухового внимания. (Упражнение на слуховое внимание и логическое соотнесение). Логопед предъявляет аудиозапись со звуками насекомых. - Послушайте, покажите контуры насекомых в том порядке, в котором они записаны на плёнку. - Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: «Трудолюбивый, как пчела», «Назойливый, как муха»? VIII. Итог занятия. Кроссворд. 1. Из чего состоит предложение? 2. Как пишутся слова в предложении? 3. Какая буква начинает предложение? 4.Что мы поставим в конце предложения? 5. Как называется маленькое слово в предложении, которое служит для связи его слов? 6. Чтобы проверить является ли слово предлогом, что мы должны поставить между словами? IX. Оценка работы учащихся. X. Домашнее задание. Тематический кроссворд «Насекомые» с заданием. | Учащиеся отгадывают ребусы-имена и садятся на свои рабочие места. - Весна. Март, апрель, май. - Март – протальник, апрель – снегогон (половодье), май – травень. - Насекомые. - 1 строка – М - 2 строка – У - 3 строка – Х - 4 строка - А -МУХА (на доске выставляется картинка с изображением мухи) - КОМАР (на доске выставляется картинка с изображением комара) - СВЕРЧОК (на доске выставляется картинка с изображением комара) - ПЧЕЛА (на доске выставляется картинка с изображением пчелы) - Из слов - Раздельно - Начало предложения – с большой буквы, конец – точка. - 4 слова - Интересен, чёрный, полевой, сверчок. - Интересен - Сверчок. - Чёрный - 5 слов - Большая. - 6 слов - Пчела. - Украшает. - Предлоги. - НА, ПОД, НАД, ОТ и др. - Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово. - Предлог «В». Схема: - Раздельно. - Предлог «ИЗ». Схема: - Предлог « НАД». Схема: - Предлог «ПОД». Схема: - Предлог «ОТ». Схема: - Искали предлоги. - НЕТ. - Для связи слов в предложении. - Где прячутся насекомые. После выполнения движений со словами, учащиеся называют предлоги, которые встретились в стихотворении. - Да. - 5 слов. - Пробуждается. - Сна. - «ОТ». - Отдельно. - О природе. Природа – подлежащее, пробуждается - сказуемое. - Предлога «НАД», меняется окончание – «ЦВЕТКОМ». - Предлоги. - Полевой сверчок стрекочет в траве. - Предлог «В», окончание «ТРАВЕ». - Первая схема. - НЕТ. -«ПО». - Отдельно. - Текст. - Для названия. - Насекомые весной. Учащимся раздаются карточки с контурами насекомых.
- Слова. - Раздельно. - Заглавная. - Точка. - Предлог. - Слово или вопрос. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в третьем классе по развитию речи с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Овощи»
Открытый урок в третьем классе коррекционной школы VIII вида по развитию речи с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Овощи»....
План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.
Цели: 1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...
Конспект урока по учебной дисциплине письмо и развитие речи "Знакомство с предлогами"
Содержание урока соответствует программе и уровню учебных возможностей учащихся, прослеживаются межпредметные связи и связь с жизнью. Продуманы методические приемы обеспечивающие: снятие тревожности, ...
Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.
Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....
Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса Тема: Дифференциация букв и звуков [к] – [т] в слогах, словах, предложениях
Тема: Дифференциация букв и звуков [к] – [т] в слогах, словах, предложенияхЦель: Учить дифференцировать звуки и буквы [к] – [т] в слогах, словах, предложениях.Оборудование:Раздаточны...
Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме: "Дифференциация звуков и букв С–Ц в слогах, словах, предложениях"
Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).ЗадачиКоррекционно-обучающие:Учить диффер...
Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи в начальных классах».
Совершенствовать лексико — грамматический строй речи;- Развивать глагольный словарь;- Совершенствовать навыки построения сложного предложения;- Развивать речевую активность, диалогическую речь (...