Сложные слова
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме

Урок русского языка по теме "Сложные слова". Программа "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhnye_slova.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

      ДУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

                Урок русского языка

                 Сложные слова

                         3 класс

                                                                                 Подготовила:

                                                                            Учитель начальных классов

                                                                            Чернякова Е.А.

                                                   Даурия 2010

Тема: Сложные слова

Цели:

  1.  формировать у учащихся представление о словах, которые имеют два корня (сложных словах), умение правильно писать в таких словах соединительные гласные о или е; знакомить со способами образования сложных слов; расширять знания о составе слова;
  2. способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления;
  3. воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться.

Оборудование: 1. учебник русского языка Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой.

                             2. компьютерная презентация.

                                          Ход урока

         1. Орг. Момент, сообщение целей и темы.

- Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок – путешествие в страну русского языка.(Сл. 1) И мы не ученики, а путешественники. Мы должны дойти до главного города этой страны «Умники и Умницы». Дорога будет нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия. Готовы отправиться в путешествие? Тогда откройте свои записные книжки и запишите число.

- Ребята, в стране русского языка мы будем искать ответ на вопрос: Могут ли новые слова образовываться без помощи приставок и суффиксов? (Сл. 2) А ответив на этот вопрос мы узнаем тему нашего урока.

 

2. Чистописание

-Итак, начнем свой путь с города Чистописание (Сл. 3). В городе Чистописание нас встречают буквы О и Е (Сл. 4).

- Как зовут эти буквы? Какой звук обозначает буква О? какой звук обозначает буква Е? Запишите сочетания с этими буквами.

- Вы хорошо выполнили это задание, идем дальше.

  1. Словарная работа

-Вот мы подошли к озеру Словарных слов (Сл. 5)

- Чтобы переплыть это озеро, надо разгадать зашифрованные слова:

Скалс – класс

Суриксй – русский

Ботасуб – суббота

Гракиломм – килограмм

Аннав – ванна

- Что общего в этих словах? (удвоенные согласные)

- Что можете рассказать о словах с удвоенными согласными? ( Если приставка оканчивается, а корень начинается, если корень кончается, а суффикс начинается одинаковыми согласными – пишется удвоенная согласная, а также в словах иностранного происхождения).

  1. Работа по теме.

- Перед нами Чудо-лес (Сл.6), в котором нас встречают слова: Лесостепь

Лесопарк

Лесотундра (Сл.7)

- Запишите их. Что общего в этих словах? Подчеркните основу лес.

- Чем отличаются слова? (Второй частью) Выделите основу во второй части. Что заметили? ( в словах два корня)

- Ученые назвали такие слова сложными. (Сл.8) Как вы думаете, почему? (образованы сложением двух основ). Сложные слова будут в центре нашего внимания сегодня. Как вы можете определить тему урока? (сложные слова)

- Мы сказали, что слова образованы сложением двух основ. Удалось ли нам ответить на вопрос, поставленный в начале урока?

  1. Соединительные гласные

- Продолжаем работу со сложными словами. Какая буква соединила эти две части? (О) Эта буква так и называется соединительная гласная. Давайте продолжим наблюдение и узнаем, какие еще бывают соединительные гласные.

- Но в начале отдохнем на острове Отдохни –ка! (Сл.(9-14)

  1. Физминутка (Сл. 10-14)

  1. Продолжение работы по теме

- Продолжаем путешествие. Перед нами деревня Загадкино (Сл.15)

- Я вам буду загадывать загадки, а отгадки будем загадывать в тетрадь и разбирать слова по составу.

  1. Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

                         Пылесос (Сл.6)

- От каких слов образовано? Выделите корни.

2) Он отлично варит кашу,

     У него особый дар.

Кто нас кормит кашей с маслом?

Ну, конечно, …

                                  Кашевар (Сл. 17)

Аналогичная работа.

  1. Снова солнце печет сильно,

Снова солнечный денек.

Назовите сложным словом:

«Печет солнце» - …

                          Солнцепек (Сл. 18)

Аналогичная работа.

- Какая буква соединила части этих слов? (Е) Мы разгадали еще одну соединительную гласную- е.

  1. Работа с книгой.

- Следующий этап нашего путешествия – работа с книгой. (Сл. 19)

Стр. 40 Упр. 91

- Понадобились ли нам соединительные гласные?

Вывод: сложные слова образуются при помощи соединительных гласных о или е, или без них.

  1. Итог урока, рефлексия.

- Вот мы и попали в город «Умники и Умницы». (Сл. 20) Вы хорошо поработали. Давайте подведем итоги. Какой вопрос мы ставили в начале урока? Удалось  ли нам на него ответить? Как вы понимаете, что такое сложные слова? При помощи каких букв соединяются основы сложных слов?

- Приложите к груди ладошки, Вслушайтесь каждый в свое сердце. Вы слышите его? Давайте скажем, какие хорошие человеческие качества живут в наших сердцах сложными словами. (Добродушие, человеколюбие, чистосердечность, добросовестность, трудолюбие, милосердие, дружелюбие, любознательность).

- Спасибо за урок. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Сложные слова . Образование сложных слов .

Открытый урок по русскому языку в 3 классе...

введение понятия "сложные слова", образование сложных слов

На уроке создаются условия для самостоятельного определения нового понятия, темы и целей урока, используются игровые, информационные технологии, парная работа....

Конспект урока для 4 класса. Школа России. Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока русского языка.Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах Цели деятельности учителя: различать сложные слова, находить в них корни; наблюдать за правописанием сло...

Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"

Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов....

Тема урока Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока по теме " Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах" с презентацией....

Технологическая карта урока русского языка "Сложные слова. Образование сложных слов".

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе Занкова "Сложные слова. Образовние сложных слов"...

Понятие о сложных словах. Образование сложных слов.

Расширить знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием "сложные слова"....