Конспект урока по русскому языку в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" был проведен в форме игры "Детективное агентство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu4_klass.docx | 27.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.
Цель:
- обучающая: систематизировать знания о правописании окончаний имен прилагательных, закрепить умение определять род, число и падеж имен прилагательных; закрепить алгоритм определения падежа имен прилагательных;
- развивающая: развивать умение грамотно и точно использовать в речи имена прилагательные; формировать общие способы решения орфографической задачи; развивать орфографическую зоркость, зрительную память, устную и письменную речь учащихся;
- воспитывающая: формировать потребность писать грамотно; формировать навык сотрудничества, учебной активности.
Тип урока: обобщение и систематизация.
Вид урока: игра «Детективное агентство»
Оборудование:
у учителя: слова-карточки, карточки с буквами для минутки чистописания, алгоритм поверки, карточки с ключами ответов, бейджик.
у учащихся: бейджики, карточки с буквами, карточки с заданием для работы в парах, карточки с заданиями двух уровней для каждого ученика.
Ход урока
Организационный момент.
- Прозвенел звонок веселый
Вы начать урок готовы? (Да!)
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Чистописание
- Начнем урок с минутки чистописания. Напишите заглавную и строчную буквы, пропущенные в словах.
Ул.ца, .оссия, горо., за.трак, шес.надцать, груп.а.
(Ии Рр Дд Вв Тт Пп)
- Что напоминают вам эти буквы? (название падежей)
- Назовем их хором.
Словарная работа
- К падежам мы еще вернемся, а пока отгадайте загадку:
С лупой в руках притаился средь ив,
Отважный герой – это наш … (детектив)
- А кто такой детектив? (предположения детей)
- А … прочитает нам, как об этом написано в словаре. (Работа со словарем).
- Новое слово для запоминания «детектив» (вывешивается слово детектив)
- Прочитайте это слово про себя и скажите, совпадает ли произношение звуков и написание букв? (дети читают про себя, объясняют)
- Проговорим слово вместе. (проговариваем)
- Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, выделите безударные гласные.
- Мы запоминаем безударный гласный е в 1 и 2 слогах. А поможет нам запоминалка:
Если есть проблемы –
Поверь, это не миф,
Придет тебе на помощь детектив
- Чтобы лучше запомнить и написание и значение этого слова, давайте составим с ним предложение. (дети составляют предложение).
- Запишем предложение … . (запись с комментированием)
- Разберем данное предложение по членам предложения. (разбор предложения)
Сообщение целей урока.
- А какими качествами должен обладать хороший детектив? (предположения детей)
- Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш кабинет будет называться «Детективное агентство» (прикрепляют бейджики)
- Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: потерялась часть речи.
- Наша задача отыскать пропажу, т.е. часть речи, собрав о ней как можно больше информации.
Работа по теме урока
- Какую информацию нужно собрать? (Что обозначает, на какие вопросы отвечает, какими грамматическими признаками обладает)
( таблички на доске)
часть речи прилагательное
отвечает какой?
на вопросы какая?
какое?
какие?
обозначает признак
предмета
Работа по фотороботу
- Юные детективы, попробуем составить фоторобот пропажи. (В центральной части доски появляется слово «фоторобот»).
- А помогут нам следующие предметы:
рисунок – платье
рисунок – лента
рисунок – дом
рисунок – шары
- Что у них общего? (они голубого цвета)
- Запишите словосочетания и поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Выделите окончания.
Дом (какой?) голубой
Лента (какая?) голубая
Платье (какое?) голубое
Шары (какие?) голубые
- Прочитайте слова только в правом столбике.
- Что заметили? (Обозначают признак предмета (цвет), отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?)
- Значит это … (прилагательное)
- Кто догадался, какова тема нашего урока?
-Тема нашего урока сегодня «Обобщение знаний об имени прилагательном»
- Итак, с помощью фоторобота мы определили пропавшую часть речи. Теперь нужно выделить ее особые приметы, т.е. ее грамматические признаки.
- Рассмотрите фоторобот более пристально и скажите: чем отличаются все данные прилагательные? (окончаниями)
- Почему у них разные окончания? (потому что эти прилагательные употреблены в разных родах и числах)
- Как определить род и число имени прилагательного? (по роду имени существительного, с которым оно связано)
- У всех ли имен прилагательных можно определить род? (нет, во множественном числе род не определяется)
- Итак, подведем небольшой итог нашего расследования: имена прилагательные изменяются по числам, а в единственном числе по родам. Род и число имени прилагательного зависит от рода и числа имени существительного, с которым оно связано.
- Кстати, а почему эта часть речи получила такое странное имя?
Физминутка для глаз (по Базарову)
- Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
- Найдите предметы, которые я назову: красный мак, воздушный желтый шарик, деревянную бочку, красивую бабочку. (дети находят по периметру кабинета)
Следственный эксперимент
- Юные сыщики, проведем небольшой следственный эксперимент.
- Нужно составить слова, взяв из:
1. Слова БЕССОННИЦА – приставку, из слова СМЕРТНЫЙ корень, из слова ДЛИННЫЙ – суффикс, из слова КРАСНОЕ – окончание (БЕССМЕРТНОЕ).
2. Слова ДРУЗЬЯ – приставку, из слова ПОЛЕ корень, из слова ДОЖДЕВОЙ – суффикс, из слова БЫСТРАЯ – окончание (ПОЛЕВАЯ).
3. Слова ПОДБЕЖАЛ – приставку, из слова ВОДИЧКА корень, из слова ДАЛЬНИЙ – суффикс, из слова ВЕСЕЛЫЙ – окончание (ПОДВОДНЫЙ).
4. Слова ДОЕХАЛ – приставку, из слова ШКОЛЬНИЦА корень, из слова ВОДНЫЙ – суффикс, из слова ЧУДЕСНЫЕ – окончание (ДОШКОЛЬНЫЕ).
- Добавьте к именам прилагательным имена существительные и определите их род и число.
Работа в парах
- Что ж, господа детективы, работаем дальше. Попробуйте справиться со сложным заданием. Оно будет одно на двоих. Обсудите в парах и вставьте имя существительное «пеликан» в предложения, где есть имена прилагательные. Найдите в тексте словосочетания сущ.+прил. и выделите окончания.
Для гнезда … роет ямку и устилает ее травинками и листочками.
… давно поражал воображение впечатлительных людей.
Вскоре в гнезде появляются яички.
Птица выщипывает пух у себя на брюхе и согревает им яички.
В древнем Египте … жили как домашние птицы и несли яйца.
Вот появляются утята.
У индийцев была другая цель.
Ловкий … ловил рыбу и отдавал человеку.
Через три дня мать ведет их к воде, а через два месяца птенцы начинают жить самостоятельно.
Одни … окрашены в розовый цвет, а другие в серый.
- В какие предложения вставили слово «пеликан»?
- Какие словосочетания обнаружили?
(Впечатлительных людей, Древнем Египте, домашние птицы, ловкий пеликан, розовый цвет, серый цвет).
- На какие группы можно разделить словосочетания (мн.ч. и ед.ч.)
- Назовите словосочетания во множественном числе.
- Укажите род имен прилагательных в ед.ч.
- Почему все прилагательные м.р., а окончания разные? (они стоят в разных падежах)
- А от чего зависит падеж имени прилагательного? (от падежа имени существительного, с которым оно связано)
- А что нужно знать, чтобы правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных?
- Назовите шаги алгоритма.
Алгоритм
1. Нахожу имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
2. Определяю род и падеж.
3. Задаю вопрос к имени прилагательному.
4. Сравниваю окончание прилагательного и окончание вопроса.
Физминутка под музыку «Песенка гениального сыщика»
- Откроем нашу научную книгу и еще раз убедимся в правильности наших выводов. (с. 41 упр. 355)
Выборочное списывание.
- Из первого абзаца выпишите имена существительные с именами прилагательными и определите их род, число, падеж, выделите окончание. (проверка)
- А сейчас важно заложить, полученные знания в компьютерную базу данных, т.е. запомнить их и уметь ими пользоваться.
График
- Выполним упражнение график.
- Постройте в тетради координатный угол. На оси ОХ проставьте числа от 1 до 6, а на оси ОУ названия падежей.
(об умном животном, теплая кофта, с хорошим настроением, около старинного замка, в колючий кустарник, к высокому холму).Ученик у доски.
Им.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
1 2 3 4 5 6
Самостоятельная работа
- А для самостоятельной работы, мои юные детективы, я приготовила для вас карточки с заданиями. Выберите задание по силам выполните его.
1к.
Соедини окончания с именами прилагательными, определи род имен прилагательных.
-ее 1. горяч… молоко
2. горяч… лепешка
-ая 3. син… блузка
4. син… пальто
-яя 5. зимн… утро
6. зимн… стужа
2к.
Подбери антонимы к данным именам прилагательным, определи род, число и падеж имен прилагательных.
В горяч… молоке – в … воде;
вечерн… небом - … восходом;
за высоким деревом – около … куста.
(проверка по ключу ответов)
(у доски ученик выполняет морфологический разбор имени прилагательного хорошим из предложения - Мы заканчиваем урок с хорошим настроением.
- Хорошим – прил. ( каким?)
- Н. ф. – хороший.
- В ср.р., в Т.п., в ед.ч.
- Вт. чл.
Итог урока
- Подведем итог работы нашего «Детективного агентства». А поможет нам в этом … (тот кто работал у доски)
Самооценка
- С каким настроением вы уходите с этого урока.
Мишень настроения
- Прикрепите кружок на мишень в зависимости от того, как вы поработали:
Радостное – оранжевый, в центре мишени
Спокойное – зеленый, во втором круге
Печальное – синий, во внешнем круге.
Домашнее задание
- Домашнее задания сегодня я предлагаю вам на выбор.
- Приготовьте карточку для соседа по парте, подберите 5 словосочетаний сущ. + прил., где пропущено окончание имен прилагательных или выполните упр. 356.
Учитель Н.Н. Кляхина
Самоанализ урока русского языка в 4 классе по теме
«Обобщение знаний об имени прилагательном».
Урок русского языка по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном» запланирован как урок закрепления знаний по пройденной теме.
Я поставила следующие задачи:
обучающие
- систематизировать знания правописания падежных окончаний имен прилагательных;
- закрепить умения определять род, число и падеж имен прилагательных;
- отработать алгоритм определения падежа имени прилагательного.
развивающие
- развивать умение грамотно использовать в речи имена прилагательные;
- формировать общие способы решения орфографической задачи;
- развивать зрительную память, устную и письменную речь учащихся.
воспитывающие
-формировать потребность писать грамотно, навык сотрудничества, учебной активности.
Организационный момент урока я постаралась провести на эмоциональном подъеме, для чего было использовано небольшое стихотворение. Я думаю, мне удалось мобилизовать учащихся на учебную работу, создать рабочую обстановку в классе. Мною был тщательно подобран учебный материал с учетом особенностей класса. На уроке был представлен богатый наглядный материал, обеспечивающий дидактическую поддержку процесса познания: слова-карточки, образцы букв для минутки чистописания, карточки с заданием для работы в парах, карточки с ключами ответов, музыкальное сопровождение для физминутки.
Тема урока «Обобщение знаний об имени прилагательном» соответствует требованиям программы и тесно связана с предыдущим материалом. Я старалась, чтобы структура урока соответствовала его содержанию и целям.
Цель, которую я поставила перед учащимися, была необычно сформулирована, но осознана ими и принята к осуществлению. Цель урока была реально достижимой, так как тема «Имя прилагательное» изучалась на предыдущих уроках.
Я считаю, что выбранный мною вид урока-игра «Детективное агентство» способствовал активизации мыслительной деятельности учащихся, познавательного интереса.
Урок обобщения построен на использовании ранее приобретенных знаний, умений и навыков учащихся. Были обобщены и повторены знания об имени прилагательном как части речи, о роли имени прилагательного в предложении, морфологические признаки имени прилагательного.
На этапе словарной работы я показала свой подход к изучению нового слова детектив, используя авторскую разработку факультативного курса «В мире слов», утвержденную СИПКРО в 2007 году.
На уроке мною были использованы фронтальный, индивидуальный и комбинированный виды опроса. Ребята работали и письменно и устно. С целью проверки усвоения знаний я провела самостоятельную работу.
Между этапами урока прослеживалась тесная связь. Учебная информация была преподнесена на научном и доступном для детей языке. Таким образом, на уроке я реализовала следующие принципы:
- принцип развития (реализовался на этапе систематизации знаний);
- принцип психологической комфортности (на уроке создана атмосфера творчества и доверия, сняты возможные стрессовые факторы учебного процесса);
- принцип целостности содержания (прослеживалась связь с предыдущими уроками).
Я использовала на уроке следующие педагогические технологии: игровую («Детективное агентство»), информационную (работа с толковым словарем), здоровьесберегающую (физминутки), коммуникативную, а также я создала проблемную ситуацию, которая потребовала активизации мыслительной деятельности. В ходе урока я старалась применить элементы личностно-ориентированного обучения. Данные технологии позволили мне создать условия для поддержания познавательного интереса на протяжении всего урока.
Учащиеся показали прочные знания, умения и навыки. Ребята продемонстрировали умения анализировать, сравнивать, выстраивать свою точку зрения, делать выводы. На протяжении всего урока я старалась поддерживать мотивацию учащихся к учению.
На уроке, на мой взгляд, царила атмосфера доброжелательности, санитарно-гигиенические требования к уроку были соблюдены. Особое внимание я уделила предупреждению утомляемости детей: проведена зарядка для глаз, физминутка под музыкальное сопровождение.
Домашнее задание я предложила на выбор и провела подробный инструктаж, так как были даны задания разных уровней сложности.
В конце урока учащиеся участвовали в оценке качества своей работы по мишени настроения.
Я считаю, урок полностью достиг поставленных целей.
Учитель Н.Н. Кляхина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Комментарии
Спасибо за идеи !!!!
Спасибо за идеи !!!!