Разработка урока "Общее понятие о корне слова"
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема:
«Общее понятие о корне слова»
2 класс
Учитель начальных классов
МБОУ «Судинская СОШ»
Харитонова Татьяна Петровна
УМК «Школа России»
Тема: Общее понятие о корне слова
Цель: познакомить с понятием «корень слова»
Задачи:
научить находить, подбирать и образовывать однокоренные слова;
показать способы нахождения корня, подбирая родственные слова;
дать знание о том, что в корне заключено общее значение всех однокоренных слов;
сформировать навыки разграничения в словах корней, совпадающих по звучанию, но различных по значению.
Структура урока
1. Организационный момент.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
2.Актуализация знаний учащихся.
Словарно – орфографическая работа.
-Назовите буквы, обозначающие глухие звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. (п,б,ф,к,т,х,е,ш.с.р.ч,ё,щ,з,ц,а )
-Какое это слово? (Берёза)
-Как вы объясните значение слова берёза? (Берёза- это дерево)
-Но сосна, кедр, ель - это тоже деревья (Берёза –это лиственное дерево, а сосна, ель, кедр- хвойные деревья)
-Назовите еще, по каким признакам можно отличить берёзу от других растений, даже лиственных. (Белая кора, листочки в виде сердечек)
-Берёза растёт в России с незапамятных времён. От цвета коры получила своё название, которое обозначает «белый, светлый». Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Её изображение не сохранилось. Однако некоторые историки считают, что оно имело вид девушки - священного дерева – русской берёзы.
- Найдите слово берёза в орфографическом словаре. Почему оно записано в словаре?
-Запишите его в свой словарь. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную.
-Какое слово из моего небольшого рассказа поможет запомнить непроверяемую безударную гласную е?( Слово БЕРЁЗА происходит от слова БЕЛЫЙ)
-Составьте и запишите предложение со словом берёза.
Выделите зелёным цветом «опасные места» в записи предложения.
-Что узнали нового?
3.Постановка учебной задачи.
Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»
-Вспомните, какие слова называются родственными?
-Подберите родственные слова к слову берёза. (Учитель записывает слова детей на доске: Берёзка, березняк, подберёзовик, берёзонька)
-Найдите общую часть данных родственных слов.
-А что вы хотите узнать об этой общей части родственных слов?
4.Составление плана для достижения учебной задачи.
Хорошо, с вашей помощью составили следующий план работы:
-Как называется?
-Есть ли условный знак для обозначения?
-Сколько слов можно подобрать по общей части?
-Как записывается общая часть в однокоренных словах?
-Как найти в слове общую часть?
(после того как дети узнают название корня, можно изменить данный пункт плана)
-Предположите, возможное название общей части родственных слов.
– А где можно узнать точно название? (в учебнике)
-Откройте учебник, прочитайте, как называется общая часть родственных слов.
-А где узнать значение слова, если сами не можем его объяснить? ( по толковому словарю)
-Какое обозначение существует для корня слова?
-Какое другое название имеют родственные слова?
-На какие вопросы нашего плана мы уже ответили?
-Кто скажет, чему будем учиться сегодня на уроке?
5. Физминутка.
Хомка, хомка, хомячок!
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз- два- три- четыре- пять!
Хомка сильным хочет стать!
6.Реализация плана.
-Где в жизни вы встречались со словом корень?
-А почему учёные использовали это слово для названия главной части слова?
- В словах: Берёзка, березняк, подберёзовик, берёзонька выделите корень.
-Что вы скажете о написании корня в однокоренных словах?
-На какой пункт нашего плана ответили?
-Чему дальше будем учиться?
-Ваши предположения
-Подберите однокоренные слова к слову лес, выделите корень. (Запись детьми в тетрадь: Лес, лесник, лесной , лесочек, лесничий)
-Послушайте рассказ «Родственники»:
-Вы кто такие?
-Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
-А я ваша тётя – Гусеница.
-Есть ли в этом рассказе однокоренные слова
-А слово гусеница?
-Запишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуйте ответ, выделите корень.
Поле, полочка, полевой, полюшко.
Печурка, печь, печка, печать
Соринка, сорняк, сорвал, насорил.
Вода, водичка, водитель, подводник.
7.Итог урока. Рефлексия
-Мы с вами хорошо потрудились.
– Понравился ли вам урок?
– Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием?
– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности
Продолжите мои предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».
Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...
Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс
В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...
Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»
Конспект урока в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА" Разработка содержит материал по развитию речи на данную...
Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс
Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...
Методическая разработка к занятию по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова для начальной школы «Иногда согласные играют с нами в прятки»
В игровой форме научить детей правописанию сллов с непроизносимыми согласными.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;Содержатель...
Понятие о корне, родственных (однокоренных) словах.
Конспект и презентация урока "Понятие о корне, родственных (однокоренных) словах". УМК "Школа России" Л.М. Зеленина...