Конспект урока. Правописание ь в конце имен существительных (в начальной форме) после шипящих.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
З класс
Тема. Правописание ь в конце имен существительных (в начальной форме) после шипящих.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с новым орфографическим правилом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Лазуненко Светлана Николаевна
Русский язык
3 класс
Тема. Правописание ь в конце имен существительных (в начальной форме) после шипящих.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с новым орфографическим правилом.
Задачи
Предметные: учить писать имена существительные с шипящими на конце.
Метапредметные
- познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение для информационного поиска; моделировать информацию;
- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;
- личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно - поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Средства обучения
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. 2 класс. В 2-х ч. Ч. 2. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2004. – 128 с. - (УМК Гармония)
- Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: для учащихся средней школы – 39-е издание - М.: Просвещение, 1986 – 224 с.
Планируемые результаты
Предметные: на уроке ученик получит знания о правописании ь на конце имен существительных (в начальной форме) после шипящих.
Метапредметные
- познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; создавать модель для решения орфографической задачи; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
- коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
- регулятивные: ученик получит возможность учиться: составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- личностные: ученик получит возможность для формирования умения оценивать свою деятельность; адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения новых орфографических задач.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организационный момент | ||
Организация проверки рабочего места учащихся. Создание положительного эмоционального настроя в классе: -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно передайте пожелание удачи. | Проверка готовности рабочего места к уроку. Создание положительного эмоционального настроя в классе: учащиеся желают друг другу удачи. | |
Этап мотивации и целеполагания | ||
надо ли писать ь в конце имен существительных после шипящих?
- Найдите в домашней работе слова, к которым можно задать этот вопрос. - Можно ли теперь ответить на вопрос? - Поставим перед собой цель – ответить на поставленный вопрос. - Сформулируйте тему. О каких словах сегодня будем говорить? | Учащиеся анализируют домашнюю работу, находят нужные слова с шипящей на конце (грач, врач). Определяют учебно-познавательный мотив. Определяют цель урока. Определяют тему урока: «Имена существительные с шипящим на конце». | Предварительное домашнее задание: по выбору упражнение №500 или упражнение №501. |
Этап актуализации знаний | ||
- Словарь, конечно, вам будет сегодня помогать, но он не всегда есть под рукой, значит необходимо знать правило, а его можно получить в готовом виде из перечисленных источников, а можно самостоятельно попробовать сделать открытие на основе наблюдения.
| Учащихся приводят примеры: учебная литература, взрослые, статья в интернете, орфографический словарь, одноклассники, собственные наблюдения. Планируют учебные действия. | |
Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала | ||
Организация самостоятельной работы учащихся.
- Все ли понятно? Начните работу. | Учащиеся анализируют, наблюдают, сравнивают, планируют свою работу, делают выводы. | Учащиеся самостоятельно по своему желанию выбирают способ поиска информации и способ работы: индивидуальная работа или групповая. Слайд 4 (См.СD-диск) Слова для наблюдений учащиеся подбирают самостоятельно. Для помощи в подборе слов учитель открывает на доске картинки с изображениями предметов: мышь, рожь, ландыш и т.д. Правильность написания слов учащиеся проверяют по орфографическому словарю. |
Организация выступлений учащихся.
Организация самостоятельной работы.
| Презентация результатов самостоятельной работы. (варианты работы учащихся см. Приложение 3) Одна группа (или ученик) выступает, а задача остальных - дополнить ответ. Учащиеся сравнивают полученные результаты с правилом, контролируют правильность выполнения задания. | |
Этап первичного закрепления | ||
Организация самостоятельной работы учащихся. - Найдите и прочитайте памятку в учебнике. - Какие необходимо выполнить действия, чтобы не ошибиться в написании слов с шипящим на конце? - Проговорите о своих действиях соседу по парте. - Поиграйте в учителя и ученика: один диктует слова с новой орфограммой, а другой рассуждает по памятке и записывает слова. Слова можно выбрать из упражнений в учебнике. - Кто хвалит своего ученика и за что? | Учащиеся взаимодействуют друг с другом, контролируют правильность написания слов. Оценивают деятельность товарища. | |
Этап встраивания нового материала в систему знаний | ||
Организация фронтальной работы.
Ветер, ветер, ты могуч?, Ты гоняеш? стаи туч?... - Решите орфографические задачи. | Учащиеся пытаются объяснить правописание ь после шипящих.
| Учащиеся могут объяснить только правописание слова гоняешь (окончание глагола 2 лица, ед.числа). Две другие орфографические задачи остаются нерешенными. |
Этап подведения итогов урока. Рефлексия | ||
а) упр. 507; б) из словаря в конце учебника (с.110) выписать 10 слов с новой орфограммой. Организация индивидуальной работы.
- Оцените собственную работу на уроке, продолжив одно из предложений: «Я запомнил…», ««меня сегодня удивило…»…и т.д. Свои высказывания запишите на листочек. | Самостоятельно выбирают задание. Учащиеся анализируют свою учебную деятельность. | Метод рефлексии «Шесть башен». Цель: оценить собственную работу на уроке. Необходимые материалы: на доске карточки со словами: удивился, научился, запомнил, повторил, узнал, захотелось – это фундамент для башен; стикеры у каждого ученика. Проведение: На доске вывешены карточки со словами: удивился, научился, запомнил, повторил, узнал, захотелось. Учитель объявляет, что ученики будут строить башни, высказывая свое мнение об уроке, начиная словами «я сегодня запомнил…» или «меня сегодня удивило…» и т.д. Свои высказывания надо записать на листочек - стикер. Затем, записи наклеиваются на доску друг над другом в соответствии с начальным словом. Можно предложить прокомментировать некоторые ответы вслух. Примечание: учащиеся сами выбирают количество башен, к которым хотели бы построить предложение. |
Приложение 1.
Работа с учебником.
Прочитай правило о ь в именах существительных, оканчивающихся на шипящий.
Ответь на вопросы:
а) Когда надо писать ь после шипящего на конце имени существительного?
б)Когда не надо писать ь после шипящего на конце имени существительного?
в) Какую работу выполняет ь на конце имён существительных в начальной форме после букв шипящих согласных?
г) Как подчёркивать новую орфограмму?
д) Дострой схему и объясни её.
[ч,] ([щ,][ш])
Приложение 2.
«Памятка для наблюдений» используется учениками на различных уроках: математике, окружающем мире, литературном чтении и др. В зависимости от учебного предмета объектом для наблюдений могут быть числа, выражения, литературные произведения, животные, растения, звуки речи, предложения и т.д. На данном уроке в качестве объекта выступают слова.
Памятка для наблюдения.
- Выбери объекты для наблюдения.
- Сравни объекты: что общего, чем отличаются.
- Раздели объекты на группы, назови общий признак каждой группы.
- Сделай вывод.
Приложение 3.
Примеры детских работ в результате наблюдения за словами.
Группа 1
Ь без Ь
дочь ландыш
мышь врач
рожь
имена существительные имена существительные
ж. р. м. р.
Группа 2
Общее: это имена существительные с шипящим на конце.
Различие: пишутся с ь или без ь
с Ь Ь не пишется
мышь карандаш
речь грач
ландыш
Группа 3
Общее: все слова имена существительные в единственном числе, именительном падеже с шипящим в конце.
Различие: разный род.
Женский род Мужской род
мышь врач
рожь карандаш
ландыш
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах"
Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах" в 4 классе по УМК "Перспектива"...

конспект урока русского языка : " Понятие об имени существительном"
Форма проведения урока: деловая игра «Детективное агентство»....

конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.
Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....

ТЕМА УРОКА: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений»
ТЕМА УРОКА: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений» Цели урока: 1.Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний...

Конспект урока «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».
Разработка урока по теме:«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»....

Презентация к уроку "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
Презентация к уроку "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"...
Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных"
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных, конспект урока 4 класс....