Конспект урока. Правописание ь в конце имен существительных (в начальной форме) после шипящих.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 

 

 

З класс 

Тема. Правописание ь в конце имен существительных (в начальной форме) после  шипящих.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с новым орфографическим правилом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _v_konce_imen_sushchestvitelnyh__posle__shipyashchih.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Лазуненко Светлана Николаевна

Русский язык

3 класс

Тема. Правописание ь в конце имен существительных (в начальной форме) после  шипящих.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с новым орфографическим правилом.

Задачи

Предметные: учить писать имена существительные с шипящими на конце.

Метапредметные

  1. познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение для информационного поиска; моделировать информацию;
  2. коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  3. регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;
  4. личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно - поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Средства обучения

  1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы.  2 класс.  В 2-х ч. Ч. 2. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2004. – 128 с. - (УМК  Гармония)
  2. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: для учащихся средней школы – 39-е издание -  М.: Просвещение, 1986 – 224 с.

Планируемые результаты

Предметные: на уроке ученик получит знания о правописании ь на конце имен существительных (в начальной форме) после шипящих.

Метапредметные

  1. познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; создавать модель для решения орфографической задачи; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
  2. коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
  3. регулятивные: ученик получит возможность учиться: составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  4. личностные: ученик получит возможность для формирования умения оценивать свою деятельность; адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения новых орфографических задач.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Организация проверки рабочего места учащихся.

Создание положительного эмоционального настроя в классе:

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно передайте пожелание удачи.

Проверка готовности  рабочего места к уроку.

Создание положительного эмоционального настроя в классе: учащиеся желают друг другу удачи.

Этап  мотивации и  целеполагания

  1. Организация фронтальной работы.
  2. - Прочитайте вопрос, записанный на доске:

надо ли писать ь в конце имен существительных после шипящих?

  1. - Легко ли сразу ответить на вопрос?

- Найдите в домашней работе слова, к которым можно задать этот вопрос.

- Можно ли теперь ответить на вопрос?

- Поставим перед собой цель – ответить на поставленный вопрос.

- Сформулируйте тему.  О каких словах сегодня будем говорить?

Учащиеся анализируют домашнюю работу, находят нужные слова с шипящей на конце (грач, врач).

Определяют учебно-познавательный мотив.

Определяют цель урока.

Определяют тему урока:

«Имена существительные с шипящим на конце».

Предварительное домашнее задание:

по выбору упражнение №500 или упражнение №501. 

Этап актуализации знаний

  1. Организация фронтальной работы.
  2. - Каким источником информации можно воспользоваться, чтобы ответить на вопрос?

- Словарь, конечно, вам будет сегодня помогать, но он  не всегда есть под рукой, значит необходимо знать правило, а его можно получить в готовом виде из перечисленных источников, а можно самостоятельно попробовать сделать открытие на основе наблюдения.

  1. - Выберите, по какому пути вы сегодня пойдете: найдете правило в учебнике или будете наблюдать за словами и составлять правило самостоятельно.

Учащихся приводят примеры: учебная литература, взрослые, статья в интернете,

орфографический словарь, одноклассники, собственные наблюдения.

Планируют учебные действия.

Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала

Организация самостоятельной работы учащихся.

  1. - Те, кто выбрал учебник,  возьмите карточку с заданием со стола .
  2. (См. Приложение 1)
  3. - Те, кто будет проводить наблюдение, воспользуйтесь памяткой.
  4. (См. Приложение 2)
  5. - Свои наблюдения оформите на большом листе. По желанию вы можете с кем-нибудь объединиться.

- Все ли понятно? Начните работу.

Учащиеся анализируют, наблюдают, сравнивают, планируют свою работу, делают выводы.

Учащиеся самостоятельно по своему желанию выбирают способ поиска информации и способ работы: индивидуальная работа или групповая.

Слайд 4 (См.СD-диск)   

Слова для наблюдений учащиеся подбирают самостоятельно. Для помощи в подборе слов учитель открывает на доске картинки с изображениями предметов: мышь, рожь, ландыш и т.д. Правильность написания слов учащиеся проверяют по орфографическому словарю.

Организация выступлений учащихся.

  1. - Кто хочет рассказать о своих наблюдениях?

Организация самостоятельной работы.

  1. - Проверим ваши наблюдения по учебнику. Прочитайте правило, отметьте значком – «галочка» информацию, которая не прозвучала.
  2. - Как теперь вы сформулируете правило?

Презентация результатов самостоятельной работы.

(варианты работы учащихся

см. Приложение 3)

Одна группа (или ученик) выступает, а задача остальных -  дополнить ответ.

Учащиеся сравнивают полученные результаты с правилом, контролируют правильность выполнения задания.

Этап первичного закрепления

Организация самостоятельной работы учащихся.

- Найдите и прочитайте памятку в учебнике.

- Какие необходимо выполнить действия, чтобы не ошибиться в написании слов с шипящим на конце?

- Проговорите о своих действиях соседу по парте.

- Поиграйте в учителя и ученика: один диктует слова с новой орфограммой, а другой рассуждает по памятке и записывает слова. Слова можно выбрать из упражнений в учебнике.

- Кто хвалит своего ученика и за что?

Учащиеся взаимодействуют друг с другом, контролируют правильность написания слов.

Оценивают деятельность товарища.

Этап встраивания нового материала в систему знаний

Организация фронтальной работы.

  1. - Прочитайте строки:

Ветер, ветер, ты могуч?,

Ты гоняеш? стаи туч?...

- Решите орфографические задачи.

Учащиеся пытаются объяснить правописание ь после шипящих.

  1. Вывод: ещё не все секреты ь знака мы знаем.

Учащиеся могут объяснить только правописание слова гоняешь (окончание глагола 2 лица, ед.числа). Две другие орфографические задачи остаются нерешенными.

Этап подведения итогов урока. Рефлексия

  1. - Предлагаю дома потренироваться в решении известных орфографических задач. Выберите домашнее задание:

а) упр. 507;

б) из словаря в конце учебника (с.110) выписать 10 слов с новой орфограммой.

Организация индивидуальной работы.

  1. Рефлексия.

- Оцените собственную работу на уроке, продолжив одно из предложений: «Я запомнил…», ««меня сегодня удивило…»…и т.д. Свои высказывания запишите на листочек.

Самостоятельно выбирают задание.

Учащиеся анализируют свою учебную деятельность.

Метод рефлексии «Шесть башен».

Цель: оценить собственную работу на уроке.

Необходимые материалы: на доске карточки со словами: удивился, научился, запомнил, повторил, узнал, захотелось  – это фундамент для башен; стикеры у каждого ученика.

Проведение: На доске вывешены карточки со словами: удивился, научился, запомнил, повторил, узнал, захотелось. Учитель объявляет, что ученики будут строить башни, высказывая свое мнение об уроке, начиная словами «я сегодня запомнил…» или «меня сегодня удивило…» и т.д. Свои высказывания надо записать на листочек - стикер.  Затем, записи наклеиваются на доску друг над другом в соответствии с начальным словом. Можно предложить прокомментировать некоторые ответы вслух.

Примечание: учащиеся сами выбирают количество башен, к которым хотели бы построить предложение.

Приложение 1.

Работа с учебником.

Прочитай правило о ь в именах существительных, оканчивающихся на шипящий.

Ответь на вопросы:

а) Когда надо писать ь после шипящего на конце имени существительного?

б)Когда не надо писать ь после шипящего на конце имени существительного?

в) Какую работу выполняет ь на конце имён существительных в начальной форме после букв шипящих согласных?

г) Как подчёркивать новую орфограмму?

д) Дострой схему и объясни её.

        [ч,] ([щ,][ш])

Приложение 2.

«Памятка для наблюдений» используется учениками на различных уроках: математике, окружающем мире, литературном чтении и др. В зависимости от учебного предмета объектом для наблюдений могут быть числа, выражения, литературные произведения, животные, растения, звуки речи, предложения и т.д. На данном уроке в качестве объекта выступают слова.

Памятка для наблюдения.

  1. Выбери объекты для наблюдения.
  2. Сравни объекты: что общего, чем отличаются.
  3. Раздели объекты на группы, назови общий признак каждой группы.
  4. Сделай вывод.

Приложение 3.

Примеры детских работ в результате наблюдения за словами.

Группа 1

Ь                                       без Ь

дочь                                ландыш

                          мышь                                врач

                           рожь

имена существительные                имена существительные

ж. р.                                  м. р.

Группа 2

Общее: это имена существительные с шипящим на конце.

Различие: пишутся с ь или без ь

                                с Ь                Ь не пишется

                                мышь                карандаш

                                речь                         грач

                                                        ландыш

Группа 3

Общее: все слова имена существительные в единственном числе, именительном падеже с шипящим в конце.

Различие: разный род.

Женский род                Мужской род

мышь                        врач

рожь                                карандаш

                                           ландыш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах"

Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах" в 4 классе по УМК "Перспектива"...

конспект урока русского языка : " Понятие об имени существительном"

Форма проведения урока: деловая игра «Детективное агентство»....

конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....

ТЕМА УРОКА: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонений»

ТЕМА УРОКА: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных  1, 2 и 3 склонений» Цели урока: 1.Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний...

Конспект урока «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».

Разработка урока по теме:«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»....

Презентация к уроку "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

Презентация к уроку "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"...

Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных"

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных, конспект урока 4 класс....