Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных, конспект урока 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Безударное падежное окончание имен прилагательных в единственном числе»
Тип урока:
Цель: организация деятельности обучающихся для первичного восприятия, усвоения, осмысления и закрепления первичных знаний о правописании безударного окончания имен прилагательных в единственном числе и закрепления первичных знаний проверки правописания безударного падежного окончания имен прилагательных в единственном числе
Задачи урока:
Образовательные: способствовать усвоению и закреплению знаний и умений о правописании безударного падежного окончания имен прилагательных в единственном числе
Развивающие: способствовать развитию связной речи, наглядно-образного и словесно-логического мышления, произвольной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма
Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку;
Здоровьесберегающие: соблюдение гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые УУД:
Личностные: формирование позитивного отношения к предмету, положительной мотивации к учебной деятельности, интереса к русскому языку;
Метапредметные:
Познавательные: развитие умения составлять целое из его частей, понимать знаки, символы; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать; расширение словарного запаса.
Регулятивные: развитие умения выполнять учебные действия: ставить цель и задачи урока; развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя
Коммуникативные: развитие умения слушать и понимать речь других, работать в коллективе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, умение участвовать в диалоге на уроке; адекватно реагировать на замечания учителя; умение участвовать в различных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре, в группе).
Предметные: умение применять орфографическое правило правописания безударного падежного окончания имен прилагательных в единственном числе; закрепление орфографического правила; совершенствование культуры речи, обогащение словарного запаса;
Основные образовательные ресурсы: учебник Горецкого В. Г. и др.
Ход урока
I. Организация начала урока
1. Приветствие
Доброе утро. Проверяем готовность к уроку: учебник, тетрадь, дневник, пенал.
II. Актуализация умений и знаний
2. На доске
ая ой ее ый ое яя ий
- Что это такое? Что обозначают эти буквосочетания? (Окончания имён прилагательных в единственном числе).
- О чём ещё говорят вам эти окончания? Распределите их на группы на какие группы можно их распределить?
Работа в парах
Окончания имён прилагательных женского рода. -ая , -яя
Окончания имён прилагательных мужского рода. -ий, -ый, -ой
Окончания имён прилагательных среднего рода -ое, -ее.
3. Формулирование темы и цели урока. Построение плана действий на уроке.
- Как вы думаете, ребята, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание безударных окончаний имён прилагательных).
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Учиться правильно писать безударные падежные окончания прилагательных)
- Составим план, по которому будем действовать на уроке. (На доску)
1.Вспомнить, что такое прилагательное
2.Узнать, способы проверки безударных окончаний имён прилагательных.
3.Учить выполнять упражнения по выбору окончаний имён прилагательных.
- Перейдем к выполнению первого пункта плана
- Экспресс – опрос.
Учитель: Что такое имя прилагательное? (Часть речи) - Что обозначает? (Признак предмета) - На какие вопросы отвечает? (Какой? Какая? Какое? Какие? ) - Скакой частью речи связано? (Связано с именем существительным. Согласуется с ним в роде, числе, падеже.)
-Как изменяется имя прилагательное? (По родам, числам и падежам). – Значение имени прилагательного?
- Каким членом предложения является?(Второстепенным членом предложения)
2.Работа с пословицами. Собрать пословицу.
1). Друга, нашёл, нет, а, береги, ищи.
( Нет друга ищи, а нашёл береги. )
Напишите в какой ситуации будет уместно это выражение…
2). книгу, встретился, хорошую, прочел, с другом
( Прочёл хорошую книгу – встретился с другом.)
- Найдите имя прилагательное + существительное с которым оно связано. Определить род, падеж.
- Поставьте вопрос книгу какую?
- Смотрим на окончание вопроса -ую
- Значит и у прилагательного будет такое же окончание…
- Итак, давайте проверим правильно ли мы с вами разобрались с этим…
АЛГОРИТМ (ОСМЫСЛЕНИЕ)
У.: Давайте подумаем и составим алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. (Алгоритм на доску) Приложение 1
Работа по алгоритму.
Карточка с заданием.
О багрян… заре, от бер…жлив… хозяина, в прекрас…ном настроении, за б…льн… сестрой, от в…твист… дер…ва, перед к…пустн… гря…кой, в медн… т…зу, от кисл… м…л…ка, с заботлив… …тцом.
Вставьте буквы, выделите окончания прилагательных.
- Оцените свою работу с помощью критериев оценки.
Нет ошибок | 3 б. |
1-2 ошибки | 2 б. |
3-4 ошибки | 1 б. |
Больше 4 ошибок | 0 б. |
Тест: выбери правильный ответ. (УСВОЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ)
1.Имя прилагательное – часть речи, которая:
а) обозначает предмет;
б) обозначает признак предмета;
в) обозначает действие или состояние;
2. Указать имена прилагательные:
а) краснеть;
б) сиреневый;
в) темнота;
3. У прилагательного нет следующего признака:
а) рода;
б) числа;
в) склонения;
4. Указать имена прилагательные с окончанием –ая:
а) родн… деревня
б) осенн… грязь
в) син… лента
5. Укажите, в каких словах пишется окончание –ий:
а) у син… реки
б) свеж… ветер
в) ранн… весной
6. Укажите, в каких словах пишется окончание –ей:
а) летн… грозой
б) зимн… день
в) стар… дуб
Проверь себя: Б, Б, В, А, Б, А. Оцени с помощью критериев.
Нет ошибок | 3 б. |
1-2 ошибки | 2 б. |
3-4 ошибки | 1 б. |
Больше 4 ошибок | 0 б. |
V. Закрепление открытых умений, знаний.
На небе светило яркое (И.п, ед.ч., р.р.) солнце. Его нежные(И.п., Мн.ч.) лучи играли на белоснежном(П.п, ед.ч., м.р.) снегу и слепили глаза. Снег сверкал и переливался, точно его посыпали порошком. Мы были очарованы красотой природы в этот зимний (В.п., ед.ч, м.р.) день. (1 балл)
Выписать имена прилагательные, указать род, число и падеж.
Оценить работу с помощью критериев.
Карточка. Спишите текст, ставя словосочетания в нужный падеж.
Наступила морозная зима. Земля укрыта (белое покрывало – Т.п.). Деревья стоят (снежный наряд – П.п.). Не скучно (весёлая детвора – Д.п). Весело мчатся ребята (ледяная горка – Р.п). Девочки слепили (забавный снеговик – В.п). Быстро мчатся мальчишки (скользкий лёд – Д.п)
VIII. Итог урока. Рефлексия
Рефлексия
Сегодня урок был(а) (Т.п.) интерсн…/ скучн…
Я был(а) (И.п.) активн…/ не активн…
Моя работа на уроке была (Р.п.) плодотворн…/ не плодотворн…
Общее количество баллов | Отметка |
9 б. | «5» |
7-8 б. | «4» |
5-6 б. | «3» |
Приложение
Алгоритм правописания безударного падежного окончания имен прилагательных в единственном числе
1. Прочитай слово
2. Найди имя существительное, к которому относится имя прилагательное
3. Определи род и падеж имени существительного, к которому относится имя прилагательное
4. Вспомни какое окончание пишется у имени прилагательного в этом падеже и роде
5. Проверь окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное
6. Выдели окончание имени прилагательного
7. Проверь правильность выполнения задания
8.Исправь ошибки, если ты их допустил
Карточка с заданием.
О багрян… заре, от бер…жлив… хозяина, в прекрас…ном настроении, за б…льн… сестрой, от в…твист… дер…ва, перед к…пустн… гря…кой, в медн… т…зу, от кисл… м…л…ка, с заботлив… …тцом.
Карточка с заданием.
О багрян… заре, от бер…жлив… хозяина, в прекрас…ном настроении, за б…льн… сестрой, от в…твист… дер…ва, перед к…пустн… гря…кой, в медн… т…зу, от кисл… м…л…ка, с заботлив… …тцом.
Карточка с заданием.
О багрян… заре, от бер…жлив… хозяина, в прекрас…ном настроении, за б…льн… сестрой, от в…твист… дер…ва, перед к…пустн… гря…кой, в медн… т…зу, от кисл… м…л…ка, с заботлив… …тцом.
Карточка с заданием.
О багрян… заре, от бер…жлив… хозяина, в прекрас…ном настроении, за б…льн… сестрой, от в…твист… дер…ва, перед к…пустн… гря…кой, в медн… т…зу, от кисл… м…л…ка, с заботлив… …тцом.
Карточка с заданием.
О багрян… заре, от бер…жлив… хозяина, в прекрас…ном настроении, за б…льн… сестрой, от в…твист… дер…ва, перед к…пустн… гря…кой, в медн… т…зу, от кисл… м…л…ка, с заботлив… …тцом.
Тест: выбери правильный ответ. (УСВОЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ)
1.Имя прилагательное – часть речи, которая:
а) обозначает признак предмета, но как предмет;
б) обозначает признак предмета;
в) обозначает действие или состояние;
2. Указать имена прилагательные:
а) бледнеть;
б) бледноватый;
в) бледнота;
3. У прилагательного нет следующего признака:
а) времени;
б) числа;
в) рода;
4. Указать имена прилагательные с окончанием –ая:
а) дальн… дорога
б) осенн… грязь
в) лучш… ученица
5. Укажите, в каких словах пишется окончание –ий:
а) у син… реки
б) свеж… карп
в) свеж… зеленью
6. Укажите, в каких словах пишется окончание –ей:
а) зимн… сон
б) зимн… погодой
в) вечерн… звон
Выписать имена прилагательные, указать род, число и падеж.
На небе светило яркое солнце. Его нежные лучи играли на белоснежном снегу и слепили глаза. Снег сверкал и переливался, точно его посыпали порошком. Мы были очарованы красотой природы в этот морозный день.
Карточка. Спишите текст, ставя словосочетания в нужный падеж.
Наступила морозная зима. Земля укрыта (белое покрывало – Т.п.). Деревья стоят (снежный наряд – П.п.). Не скучно (весёлая детвора – Д.п). Весело мчатся ребята (ледяная горка – Р.п). Девочки слепили (забавный снеговик – В.п). Быстро мчатся мальчишки (скользкий лёд – Д.п)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю открытый урок, который проводила в 4 классе на семинаре директоров. Конспект составлен по учебнику русского языка Зелениной. К уроку прилакается презента...

Безударные падежные окончания имен прилагательных
Обобщающий урок по теме: "Безударные окончания имен прилагательных" в 4 классе (УМК "Гармония")...

Урок русского языка в 4 классе. Школа 2100. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных на материале произведения М.Твена «Приключение Тома Сойера»
Урок закрепления. УМК Бунеев Р.Н.Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. Разнообразие форм и методов работы позв...

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы".
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы.Цели: 1. Обобщить знания учащихся по теме «Склонение имён прилагательных мужского и ...

Конспект урока. 4класс. Русский язык "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных"
Урок связан с замечательным событием - "Спортивная олимпиада. Сочи 2014."...
Конспект урока "ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СПОСОБАМИ ПРОВЕРКИ НАПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА " Школа России 4 класс
Тип урокаПоиск и открытие нового способа действияПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями ...

План-конспект урока. БЕЗУДАРНЫЕ ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Тема урока: «Безударное падежное окончание имен прилагательных в единственном числе»...