Конспект урока «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бальжинимаева Сэсэг Бадмадоржиевна

Разработка урока по теме:«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение игровых технологий на уроках литературного чтения. Разработал: учитель начальных классов Бальжинимаева Сэсэг Бадмадоржиевна, МБОУ Кижингинская СОШ им. Х. Намсараева

Слайд 2

«Какая бывает роса на траве» Алмазы видны, траве в, полях на то, лес в пойдёшь летом утро солнечное в когда. Синим и, красным и, жёлтым и- цветами разными переливаются и блестят эти алмазы все. Солнце на блестят и травы листах треугольных в собрались росы капли это что, увидишь то, такое это что, разглядишь и ближе подойдёшь когда. Бархат как, пушист и мохнат внутри травы этой листок. Его мочат не и листку по катаются капли и. Стебля мимо проскользнёт как, увидишь не и светлый шарик как, скатится капелька то, росинкой с листок сорвёшь неосторожно когда. Кажется напитка всякого вкуснее эта росинка и, росинку выпьешь и рту ко поднесёшь потихоньку, чашечку такую сорвёшь, бывало. Л.Н.Толстой

Слайд 3

Мышонок Пик. Ребята илаксуп по екер кораблики. Тарб вырезал хи ножиком зи хытслот кусков йовонсос коры. Акнёртсес прилаживала асурап из кечопярт. На йымас большой килбарок понадобилась яаннилд мачта. В.Бианки

Слайд 4

«Лев и собачка» В Лондоне _____ диких зверей и за ______ брали деньгами или собаками и кошками на _______ диким зверям. Одному _______ захотелось поглядеть ______: он ухватил на улице собачонку и принёс её в ________. Его _______ смотреть, а собачонку взяли и _____ в клетку ко льву на _______. Собачонка поджала _______ и прижалась в угол ______. _____ подошёл к ней и ________ её. Собачонка легла на _______, подняла ________ и стала, махать ________. Л.Н.Толстой

Слайд 5

Ночевала тучка зОлОтАя На груди УТЁСА-великана; Утром в путь она умчалась РАНО, По лАзУрИ весело играя; нО остался вЛаЖнЫй след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стОит, задумался гЛуБоКо, И тихонько плачет он в пустыне. М.Ю.Лермонтов

Слайд 6

«Акула» Наш корабль стоял на якоре но потом стал отставать. Один мальчик сначала перегнал товарища, два мальчика. Перед закатом солнца и побежал к пушкам. На корабле с нами было жёлтое брюхо мёртвой акулы. Он сорвался с места у берегов Африки. По волнам колыхалось капитан вышел на палубу. Л.Н.Толстой

Слайд 7

Поиск в тексте заданных слов Мне было двенадцать лет, и я учился в школе. Раз на перемене подходит ко мне товарищ мой Юхименко и говорит: - Хочешь, я тебе обезьянку дам? Я не поверил - думал, он мне сейчас штуку какую-нибудь устроит, так что искры из глаз посыплются, и скажет: вот это и есть "обезьянка ". Не таковский я. - Ладно, - говорю, - знаем. - Нет, - говорит, - в самом деле. Живую обезьянку . Она хорошая. Её Яшкой зовут. А папа сердится. - На кого? - Да на нас с Яшкой. Убирай, говорит, куда знаешь. Я думаю, что к тебе всего лучше.

Слайд 8

Игра «Шифровка» Расшифруйте название произведения. 1 2 3 4 А М Ш Е Л Б С У Д К В Й О Р Ю Г П А Ч Я Б1 А3 В3 Г2 Г4 А2 А3 В1 Б4 Г2 «Серая Шейка»

Слайд 9

Игра «Шифровка» II вариант Расшифровав запись, узнаете автора лирического произведения, с которым познакомимся на уроке. 17, 21, 26, 12, 10, 15. Пушкин

Слайд 10

Игра «Шифровка» III вариант Расшифруйте слова и узнаете цель нашего исследования. Сказка, рассказ.

Слайд 11

Игра «Литературное лото» К. Бальмонт Ф. Тютчев И. Бунин С. Есенин А. Пушкин М. Лермонтов -Кому из поэтов принадлежат следующие строчки? Отметьте правильные ответы.

Слайд 12

Игровой приём «Характер героя» Разговор с колесом. Ф. Кривин. – Трудно нашему брату колесу. Всю жизнь трясись по дорогам, а попробуй только перевести дух, такую получишь накачку. – Значит, спуску не дают? – Ох, не дают! Да еще того и гляди – под машину угодишь. Вот что главное. – Под машину? Разве ты не под машиной работаешь? – Еще чего придумаете! Я пятое колесо, запасное… Выбери из списка эмоций те, которые испытывало колесо (не более четырех): страх, усталость, боязнь, ужас, желание сочувствия, гордость, отчаяние, тревога, смущение, высокомерие, любовь. Какую основную черту характера можно обнаружить у колеса?

Слайд 13

Игровой приём «Фантазёры» Придумай сказку по вопросам: – Кто это был? – Как выглядел? – Куда пошел? – Кого встретил? – Что ему сказали? – Что он ответил? – Что ему сделали? – Какова была его реакция? – Чем вся история закончилась? – Вывод или мораль.

Слайд 14

Игровой приём «Собери стихотворение» Расставь строки в стихотворении в нужном порядке. В косматой его бороде… Трещит по замерзлой воде, Идёт - по деревьям, шагает, И яркое солнце играет. Н.А. Некрасов

Слайд 15

Разгадай кроссворд Герой, который получил от нимф чудесный мешок и шлем невидимку. (Персей) Дочь эфиопского царя, которую спас Персей.(Андромеда) Имя матери Персея (Даная) Бог-громовержец. (Зевс) Богиня мудрости и справедливости, подарившая Персею щит. (Афина) Женщина- чудовище, голова которой обращала всех смотрящих на неё в камень. (Горгона)

Слайд 16

Восстановите пословицы Например: И, мила, в, земля, своя, горести; На, стороне, и, чужой, не, весна, красна Доскажите поговорку Например: Делу время, потехе…. Скучен день до вечера, коли… Составьте палиндром Например, из слов составьте два палиндрома. КОТУ ЧЕМОДАН ТАЩАТ НА УТОК ДОМЕ (Коту тащат уток. Чемодан на доме)



Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка

УМК «Школа России»

3 класс

Тема урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».

Цель урока: создать условия для освоения и осмысления правописания мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, и написания существительных мужского рода с шипящим на конце.

Формирование УДД:

Познавательные

– формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;

– познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце;

- выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих.

Регулятивные

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу;

- оценивать свои достижения.

Коммуникативные

- развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание;

- договариваться с партнером о способах решения задачи, приходить к общему решению;

- учитывать разные мнения и высказывать своё мнение и аргументировать его.

Технология: технология проблемного обучения, технология сотрудничества, технология здоровьесберегающая, ИКТ технология, технология разноуровневого обучения.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала

Формы урока:   ронтальная, индивидуальная, парная

Средства обучения: карточки с разноуровневыми заданиями, толковый  словарь

жегова; компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Ход урока

1 этап. Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

Цель: выработать внутреннюю готовности выполнения требований учебной деятельности.

- Возьмите друг друга за руки. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь урок и на весь день. Пусть урок принесёт вам радость общения.

(Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.)

2 этап. Актуализация знаний. Повторение изученного материала для работы по теме урока.

Чистописание

-Отгадайте, о каких буквах идёт речь.

Целый день жужжит уже

На цветочке буква... (Ж)

-Посмотрите на образец и запишите на строке три строчных буквы ж.

Для шипенья хороша

В алфавите буква (Ш)

-Рядом на строчке запишите три  буквы ш.

«Горячо мне как в свече»-

Причитает буква (Ч).

-Продолжаем записывать буквы по образцу.

Не получится борща

Если нет в нём буквы (Щ).

Вывод.- Что вы можете сказать о звуках этих букв?

-Эти буквам осталась интересная роль на нашем уроке. А какая?  

(На доске вывешиваются печатные буквы).

3 этап. Воспроизведение знаний о роли мягкого знака в слове

Прочитайте предложения. Объясните смысл пословицы?

Хорошую речь хорошо и слушать.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

(Об учебе)

- Какая орфограмма пропущена в словах? (В обеих встречаются шипящие, слова с мягким знаком).

- Что вы знаете о букве Ь?

-Зачем же она нужна, если звука она не обозначает?

- Найдите в пословицах слова, где буква показывает мягкость предшествующего согласного звука. В каких случаях это бывает? (Между согласными и на конце слова).

- Определим роль мягкого знака в словах: 

ученье, неученье  (разделяет согласный и гласный);

тьма, слушать  (смягчает согласный);

Вывод: - знак может выполнять в словах :

- указывать на мягкость предыдущего согласного;

- разделять согласный и гласный.

4 этап. Создание проблемной ситуации.  

Цель: организовать анализ возникшей ситуации и выявить причины затруднения.

- В каком слове на конце пишется мягкий знак, но мы об этом слове  знаем? (ответы детей)

- К какой части речи относится слово «речь»? ( на доске - «речь»)

- На какой звук оканчивается слово?

- Вспомните, что мы знаем об этом звуке?

- Если я закрою «Ь» знак, то слово произнесётся так же, как и с мягким знаком или нет?

- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного?

- А в группу слов с разделительной функцией можем отнести?

Вывод. У мягкого знака есть ещё одна работа, о которой мы не знаем.

5 этап. Построение выхода из ситуации.

Цель: поставить цель учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.

-Давайте определим тему нашего урока.

(«Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных»)

- Какие учебные задачи мы должны сегодня на уроке решить?

( Узнать, почему пишется мягкий знак после шипящих на конце имён существительных)

- Что вам нужно знать?

- В каких существительных на конце пишется мягкий знак.

- Зачем вам нужно это знать?

- Для грамотного письма.

6 этап. Реализация построенного проекта

Цель: установить учащимися нового способа действий и формировать умения его применять при выполнении заданий.

1) -Откройте учебник на странице 31. Прочитайте слова из упражнения 51.

(нож, рожь, врач, дочь, вещь, ковш, мышь, товарищ)

- Что общего в словах?

(Имена существительные в единственном числе).

-Запишите слова в две группы.

(м.р.                            ж.р.

Нож                            рожь

Врач                           дочь

Ковш                          мышь

Товарищ                     вещь

-Какую  работу выполняет мягкий знак в русском языке? (Показатель женского рода).

- Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.

Вывод. (1.На конце имен существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак.

2.На конце имен существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется)

2) -Что такое «слова-антонимы»? (ответы детей)

Выполните упражнение 55 на доске и в тетрадях. ( работа в парах), самопроверка

7 этап. Физкультминутка для глаз для снятия усталости.

8 этап. Первичное закрепление полученных знаний.

-А сейчас выполним задание на карточке.

1 вариант 

1. Выпишите из ряда слов только имена существительные женского рода.

Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш, ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь.

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных женского рода.

2 вариант.

1. Выпишите из ряда слов только имена существительные мужского рода.

Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш, ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь.

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных мужского рода.

Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в

существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим

на конце мягкий знак не пишется. Это орфограмма.

- Какова же работа мягкого знака в эти словах? ( он указывает на род).

Есть мягкий знак после шипящего - ж. р.

Нет мягкого знака после шипящего - м. р

9 этап. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

- Какие  открытия мы с вами сегодня сделали? (ответы детей)

- Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы цели?

(Узнать, почему пишется мягкий знак на конце имен существительных после шипящих).

Домашнее задание: 1. запомнить правило на стр.31;

 2. выполнить упр. 53, стр.32.

3. фонетический разбор слова день ( выбрать 2 задания).

- На листе бумаги обведите свою ладошку, в центре нарисуйте смайлик - покажите свое настроение, оцените свою деятельность на уроке.

Оценки.

Спасибо вам за хороший урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3-ем классе по теме: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Конспект урока русского языка по УМК В. П. Канакиной "Русский язык"...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...

Урок русского языка в 3 классе "Роль мягкого знака в конце имён существительных после шипящих".

Технологическая карта урока. Использованы сингапурские структуры обучения. Есть самоанализ урока....

Урок русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих"

В ходе урока ученики сталкиваются с проблемной ситуацией и сами открывают новые знания. Сочетаются фронтальные, груупповые и индивидуальные формы работы. Используются интерактивная доска, задания на р...

Открытый урок по русскому языку (3 класс УМК "Перспектива") Тема урока: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Задачи урока: познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных п...

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Сопоставление написания имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся шипящими».

Предмет: русский язык УМК: ПерспективаУчитель: Ильинова О.А. Класс: 3 «В» класс МБОУ СОШ №22Дата: 24.01.2019 Тип урока: урок открытия новых знаний.Тема: «Мягкий знак на конце им...