Комплексный анализ текста
план-конспект по русскому языку по теме

 

Цель урока: научить обучающихся анализировать текста

Задачи:

      Обучающие: закрепить понятие о комплексном анализе текста

Развивающие:

- развитие умения оценивать и интерпретировать текст;

  • -выработка навыков нахождения в тексте новых лексических средств, анализ языковых трудностей текста с целью более полного понимания смысловой информации, анализ грамматических форм;
  • осуществление межпредметных связей (русский язык, русская литература, музыка)

    Воспитывающие:

     Воспитать чувство уверенности при выполнении  заданий  ГИА

     Вызвать чувство восхищения музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Тема: Комплексный анализ текста

Цель урока:  научить обучающихся анализировать текст

Задачи: 

      Обучающие: закрепить понятие о комплексном анализе текста

Развивающие:

- развитие умения оценивать и интерпретировать текст;

  1. -выработка навыков нахождения в тексте новых лексических средств, анализ языковых трудностей текста с целью более полного понимания смысловой информации, анализ грамматических форм;
  2. осуществление межпредметных связей (русский язык, русская литература, музыка)

    Воспитывающие:

     Воспитать чувство уверенности при выполнении  заданий  ГИА

     Вызвать чувство восхищения музыкой.

Оборудование:

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Орфографическая разминка.

Проверим написание –Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Если –Н – пишется, то  поднимаем одну руку,  если –НН-, то две руки.

Соленые огурцы,  груженый вагон,  сушеные фрукты,  вязаные варежки, плетеная корзина,  жареные грибы,  сеяная мука,  рваный рукав, собранный урожай,  испуганный малыш,  плетенная из веток,  соленная в кадушке капуста,  просеянная мука,  девочка испугана,  письмо написано.

- Когда в причастиях пишется –НН-?(Если есть приставка или зависимое слово).

-Когда –Н- пишется в причастиях?( в кратких причастиях, если нет приставки или зависимого слова)

- Назовите номера этих орфограмм (№52, №53)

- Синтаксическая разминка.

-Предложение Письмо написано  переделайте в предложение с причастным оборотом. (Письмо, написанное братом, было прочитано нами. Написанное братом письмо было прочитано нами).

-Составьте сложное предложение, используя  союз потому что .( Нам было весело, потому что брат написал письмо)  

- Преобразуйте предложение, убрав подчинительный союз.(Нам было весело: брат написал письмо). Какой знак препинания вы поставите в данном предложении ? Какое это будет предложение?(БСП)

2.Объявление  темы урока.  Обучающиеся формулируют ее через решение проблемной задачи.

Попробуйте угадать, о чем идет речь.
- Он состоит из предложений, которые объединены общей темой и основной мыслью.

- Предложения в нем связаны по смыслу и с помощью языковых средств.

- С ним мы встречаемся при подготовке  и сдаче  ГИА

3.Учительобъявляет цели и задачи урока. В тетрадях записывается тема урока: Комплексный анализ текста.

4.  Работа с текстом.

Музыка в нашей жизни

  1. 1)Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какой скучной, серой и неинтересной была бы наша жизнь, если бы из нее вдруг исчезла музыка?
  2.   2)Музыка –это одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. 3)В самом деле, разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать беспредельную радость или повергнуть в состояние беспредельной скорби, поднять боевой дух воинов и удесятерить силы людей, работающих в поле, взбудоражить уставших в походе туристов и успокоить малыша! 4)Разве это не чудо?
  3.    5)Самое же главное чудо, я думаю, заключается в том, что без музыки – искусства очень древнего – не мог бы жить ни один народ на земле, что входит  музыка в жизнь человека с самого раннего его детства и не расстается с ней человек до последних дней своих. 6)Правда, наши ранние музыкальные впечатления чаще всего ограничены самыми простыми видами музыки – песней, маршем и танцем. 7)Но сколько прекрасной музыки заключается в этих простых, порой совсем небольших и незатейливых сочинениях!
  4.    8)Мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим все, чем живут не только отдельные люди, но и целые народы, все человечество. 9)Мы ощущаем в музыке не только мир, в котором жили люди до нас, но, словно в чудесном зеркале, узнаем самих себя, свою жизнь. (Д. Кабалевский).

Задания к тексту

  1. 1. Выразительно прочитайте текст.
  2. 2. Определите тему, идею, тип и стиль речи.
  3. 3. Определите способ связи предложений в тексте (последовательный или параллельный)
  4. 4.Выпишите из текста художественные средства: эпитеты, олицетворения, сравнения (словно в чудесном зеркале,
  5. 5.Укажите средства связи предложений в тексте: местоимения, лексический повтор, синонимы, антонимы, однокоренные слова.

- Вопросы к классу:

Как определили тип речи? (прием фотографирования. Описание- 1 фотография, повествование- несколько фотографий, рассуждение- нет фотографий)

-Как определили стиль речи (по речевой ситуации. РС(С кем говоришь? Где говоришь?  С какой целью говоришь?)

- Цель данного текста (сообщение+ воздействие) публицистический стиль.

Нахождение в тексте языковых особенностей:1) на лексическом уровне (общеупотребительные слова)

2) на морфологическом уровне (

3) на синтаксическом уровне (

Задания . Состав слова

  1. В предложениях 3-7 найдите слова с приставками, правописание которых зависит от звонкости-глухости согласного корня

          Связь слов в словосочетании

  1. Замените словосочетание  в жизнь человека, связанное с помощью управления,  на согласование.(человеческая жизнь)

        Анализ синтаксических языковых единиц

  1. Укажите количество грамматических основ в 1-м предложении.
  2. 1)Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какой скучной, серой и неинтересной была бы наша жизнь, если бы из нее вдруг исчезла музыка? (3)

       Определите вид односоставного предложения

4)Разве это не чудо?(назывное)

       Синтаксические языковые средства

  1. Из приведенного ниже предложения 5 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие вводное предложение.
  1. Самое же главное чудо,1) я думаю, 2) заключается в том, 3) что без музыки – искусства очень древнего – не мог бы жить ни один народ на земле, 4) что входит  музыка в жизнь человека с самого раннего его детства и не расстается с ней человек до последних дней своих. (1,2)

      В 3-м абзаце найдите предложения с однородными членами.     Напишите номера этих предложений

  1. 5)Самое же главное чудо, я думаю, заключается в том, что без музыки – искусства очень древнего – не мог бы жить ни один народ на земле, что входит  музыка в жизнь человека с самого раннего его детства и не расстается с ней человек до последних дней своих. 6)Правда, наши ранние музыкальные впечатления чаще всего ограничены самыми простыми видами музыки – песней, маршем и танцем. 7)Но сколько прекрасной музыки заключается в этих простых, порой совсем небольших и незатейливых сочинениях! (5,6,7)
  2. Объясните постановку тире в 5 предложении
  3. 5)Самое же главное чудо, я думаю, заключается в том, что без музыки – искусства очень древнего – не мог бы жить ни один народ на земле, что входит  музыка в жизнь человека с самого раннего его детства и не расстается с ней человек до последних дней своих.

Во 2-м предложении найдите грамматическую основу.

  1. 2)Музыка – это одно из самых удивительных чудес, созданных человеком . (Музыка- одно из чудес)

В 3-5 предложениях найдите обособленные определения. Напишите номер этого предложения

  1. 3)В самом деле, разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать беспредельную радость или повергнуть в состояние беспредельной скорби, поднять боевой дух воинов и удесятерить силы людей, работающих в поле, взбудоражить уставших в походе туристов и успокоить малыша! 4)Разве это не чудо?
  2.    5)Самое же главное чудо, я думаю, заключается в том, что без музыки – искусства очень древнего – не мог бы жить ни один народ на земле, что входит  музыка в жизнь человека с самого раннего его детства и не расстается с ней человек до последних дней своих. (3)

Начертите схему 8 предложения

  1. 8)Мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим все, чем живут не только отдельные люди, но и целые народы, все человечество.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Прослушивание  классической музыки

Нейро-лингвистическое гнездо

- Что видите, когда произносите слово музыка?

-Что вы слышите, когда произносите слово музыка?

-Что вы чувствуете, когда произносите слово музыка?

Музыка

- составление предложений со словом музыка.

Чтение цитат о музыке.(домашнее задание)

Выставление оценок.

1 строка: название

2 строка: два прилагательных

3 строка: три глагола

4 строка: предложение из четырех слов

5 строка: слово-вывод

Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал(а)…

В группе работать мне было…, потому что…

Помогал мне …

Мешал мне …

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было…

Текст или не текст?

Домашнее задание

По группам

1. Составить таблицу «Типы речи и их особенности»

2.Написать мини-сочинение на тему «Музыка в моей жизни»

Послушайте метафору-притчу о 3 рабочих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое изложение с языковым анализом текста "Душа природы".

Урок русского языка для 4 класса..Изложение по тексту русского писателя Г.В.Сапгира....

урок русского языка в 4 классе "Комплексный анализ текста"

Данный урок отличается широким разнообразием применяемых форм, методов,  приёмов организации работы учащихся. Выполнение заданий проблемного и частично-поискового характера способствует форм...

Комплексный анализ текста

Предлагаемый   тест  по  литературному   чтению  позволяет   выяснить,  насколько  знания,  умения  и  навыки  учащихся ...

: «Звуки (ч), (щ) - всегда мягкие, глухие. Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Чтение и анализ текстов. Словосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,Понятия: время, сутки, дни не¬дели» (ситема Л.В.Занкова)

Обучение грамоте (чтение) 1класс, автор учебника Н.В.Нечаева  ( развивающая система Л.В.Занкова)Тема урока: «Звуки (ч), (щ) - всегда мягкие, глухие.  Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Ч...

Комплексный анализ текста № 1. 1 класс, 3 четверть.школа 21 века

Комплексный анализ текста № 1. 1 класс, 3 четверть....

Мастер-класс «Комплексный анализ учебных занятий»

Мастер-класс«Комплексный анализ  учебных занятий»...

Схемы комплексного анализа урока физической культуры

Проанализировав и проработав весь материал и добавив опыт работы своего МО в школе, предлагаю три схемы комплексного анализа урока физической культуры. По моему мнению эти схемы являются на данный мом...