Комплексный анализ текста
план-конспект по русскому языку по теме
Цель урока: научить обучающихся анализировать текста
Задачи:
Обучающие: закрепить понятие о комплексном анализе текста
Развивающие:
- развитие умения оценивать и интерпретировать текст;
- -выработка навыков нахождения в тексте новых лексических средств, анализ языковых трудностей текста с целью более полного понимания смысловой информации, анализ грамматических форм;
- осуществление межпредметных связей (русский язык, русская литература, музыка)
Воспитывающие:
Воспитать чувство уверенности при выполнении заданий ГИА
Вызвать чувство восхищения музыкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Тема: Комплексный анализ текста
Цель урока: научить обучающихся анализировать текст
Задачи:
Обучающие: закрепить понятие о комплексном анализе текста
Развивающие:
- развитие умения оценивать и интерпретировать текст;
- -выработка навыков нахождения в тексте новых лексических средств, анализ языковых трудностей текста с целью более полного понимания смысловой информации, анализ грамматических форм;
- осуществление межпредметных связей (русский язык, русская литература, музыка)
Воспитывающие:
Воспитать чувство уверенности при выполнении заданий ГИА
Вызвать чувство восхищения музыкой.
Оборудование:
Ход урока
- Организационный момент.
- Орфографическая разминка.
Проверим написание –Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Если –Н – пишется, то поднимаем одну руку, если –НН-, то две руки.
Соленые огурцы, груженый вагон, сушеные фрукты, вязаные варежки, плетеная корзина, жареные грибы, сеяная мука, рваный рукав, собранный урожай, испуганный малыш, плетенная из веток, соленная в кадушке капуста, просеянная мука, девочка испугана, письмо написано.
- Когда в причастиях пишется –НН-?(Если есть приставка или зависимое слово).
-Когда –Н- пишется в причастиях?( в кратких причастиях, если нет приставки или зависимого слова)
- Назовите номера этих орфограмм (№52, №53)
- Синтаксическая разминка.
-Предложение Письмо написано переделайте в предложение с причастным оборотом. (Письмо, написанное братом, было прочитано нами. Написанное братом письмо было прочитано нами).
-Составьте сложное предложение, используя союз потому что .( Нам было весело, потому что брат написал письмо)
- Преобразуйте предложение, убрав подчинительный союз.(Нам было весело: брат написал письмо). Какой знак препинания вы поставите в данном предложении ? Какое это будет предложение?(БСП)
2.Объявление темы урока. Обучающиеся формулируют ее через решение проблемной задачи.
Попробуйте угадать, о чем идет речь.
- Он состоит из предложений, которые объединены общей темой и основной мыслью.
- Предложения в нем связаны по смыслу и с помощью языковых средств.
- С ним мы встречаемся при подготовке и сдаче ГИА
3.Учительобъявляет цели и задачи урока. В тетрадях записывается тема урока: Комплексный анализ текста.
4. Работа с текстом.
Музыка в нашей жизни
- 1)Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какой скучной, серой и неинтересной была бы наша жизнь, если бы из нее вдруг исчезла музыка?
- 2)Музыка –это одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. 3)В самом деле, разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать беспредельную радость или повергнуть в состояние беспредельной скорби, поднять боевой дух воинов и удесятерить силы людей, работающих в поле, взбудоражить уставших в походе туристов и успокоить малыша! 4)Разве это не чудо?
- 5)Самое же главное чудо, я думаю, заключается в том, что без музыки – искусства очень древнего – не мог бы жить ни один народ на земле, что входит музыка в жизнь человека с самого раннего его детства и не расстается с ней человек до последних дней своих. 6)Правда, наши ранние музыкальные впечатления чаще всего ограничены самыми простыми видами музыки – песней, маршем и танцем. 7)Но сколько прекрасной музыки заключается в этих простых, порой совсем небольших и незатейливых сочинениях!
- 8)Мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим все, чем живут не только отдельные люди, но и целые народы, все человечество. 9)Мы ощущаем в музыке не только мир, в котором жили люди до нас, но, словно в чудесном зеркале, узнаем самих себя, свою жизнь. (Д. Кабалевский).
Задания к тексту
- 1. Выразительно прочитайте текст.
- 2. Определите тему, идею, тип и стиль речи.
- 3. Определите способ связи предложений в тексте (последовательный или параллельный)
- 4.Выпишите из текста художественные средства: эпитеты, олицетворения, сравнения (словно в чудесном зеркале,
- 5.Укажите средства связи предложений в тексте: местоимения, лексический повтор, синонимы, антонимы, однокоренные слова.
- Вопросы к классу:
Как определили тип речи? (прием фотографирования. Описание- 1 фотография, повествование- несколько фотографий, рассуждение- нет фотографий)
-Как определили стиль речи (по речевой ситуации. РС(С кем говоришь? Где говоришь? С какой целью говоришь?)
- Цель данного текста (сообщение+ воздействие) публицистический стиль.
Нахождение в тексте языковых особенностей:1) на лексическом уровне (общеупотребительные слова)
2) на морфологическом уровне (
3) на синтаксическом уровне (
Задания . Состав слова
- В предложениях 3-7 найдите слова с приставками, правописание которых зависит от звонкости-глухости согласного корня
Связь слов в словосочетании
- Замените словосочетание в жизнь человека, связанное с помощью управления, на согласование.(человеческая жизнь)
Анализ синтаксических языковых единиц
- Укажите количество грамматических основ в 1-м предложении.
- 1)Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какой скучной, серой и неинтересной была бы наша жизнь, если бы из нее вдруг исчезла музыка? (3)
Определите вид односоставного предложения
4)Разве это не чудо?(назывное)
Синтаксические языковые средства
- Из приведенного ниже предложения 5 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие вводное предложение.
- Самое же главное чудо,1) я думаю, 2) заключается в том, 3) что без музыки – искусства очень древнего – не мог бы жить ни один народ на земле, 4) что входит музыка в жизнь человека с самого раннего его детства и не расстается с ней человек до последних дней своих. (1,2)
В 3-м абзаце найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений
- 5)Самое же главное чудо, я думаю, заключается в том, что без музыки – искусства очень древнего – не мог бы жить ни один народ на земле, что входит музыка в жизнь человека с самого раннего его детства и не расстается с ней человек до последних дней своих. 6)Правда, наши ранние музыкальные впечатления чаще всего ограничены самыми простыми видами музыки – песней, маршем и танцем. 7)Но сколько прекрасной музыки заключается в этих простых, порой совсем небольших и незатейливых сочинениях! (5,6,7)
- Объясните постановку тире в 5 предложении
- 5)Самое же главное чудо, я думаю, заключается в том, что без музыки – искусства очень древнего – не мог бы жить ни один народ на земле, что входит музыка в жизнь человека с самого раннего его детства и не расстается с ней человек до последних дней своих.
Во 2-м предложении найдите грамматическую основу.
- 2)Музыка – это одно из самых удивительных чудес, созданных человеком . (Музыка- одно из чудес)
В 3-5 предложениях найдите обособленные определения. Напишите номер этого предложения
- 3)В самом деле, разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать беспредельную радость или повергнуть в состояние беспредельной скорби, поднять боевой дух воинов и удесятерить силы людей, работающих в поле, взбудоражить уставших в походе туристов и успокоить малыша! 4)Разве это не чудо?
- 5)Самое же главное чудо, я думаю, заключается в том, что без музыки – искусства очень древнего – не мог бы жить ни один народ на земле, что входит музыка в жизнь человека с самого раннего его детства и не расстается с ней человек до последних дней своих. (3)
Начертите схему 8 предложения
- 8)Мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим все, чем живут не только отдельные люди, но и целые народы, все человечество.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали.
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Прослушивание классической музыки
Нейро-лингвистическое гнездо
- Что видите, когда произносите слово музыка?
-Что вы слышите, когда произносите слово музыка?
-Что вы чувствуете, когда произносите слово музыка?
Музыка
- составление предложений со словом музыка.
Чтение цитат о музыке.(домашнее задание)
Выставление оценок.
1 строка: название
2 строка: два прилагательных
3 строка: три глагола
4 строка: предложение из четырех слов
5 строка: слово-вывод
Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал(а)…
В группе работать мне было…, потому что…
Помогал мне …
Мешал мне …
Больше всего мне понравилось…
Труднее всего было…
Текст или не текст?
Домашнее задание
По группам
1. Составить таблицу «Типы речи и их особенности»
2.Написать мини-сочинение на тему «Музыка в моей жизни»
Послушайте метафору-притчу о 3 рабочих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое изложение с языковым анализом текста "Душа природы".
Урок русского языка для 4 класса..Изложение по тексту русского писателя Г.В.Сапгира....
урок русского языка в 4 классе "Комплексный анализ текста"
Данный урок отличается широким разнообразием применяемых форм, методов, приёмов организации работы учащихся. Выполнение заданий проблемного и частично-поискового характера способствует форм...
Комплексный анализ текста
Предлагаемый тест по литературному чтению позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся ...
: «Звуки (ч), (щ) - всегда мягкие, глухие. Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Чтение и анализ текстов. Словосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,Понятия: время, сутки, дни не¬дели» (ситема Л.В.Занкова)
Обучение грамоте (чтение) 1класс, автор учебника Н.В.Нечаева ( развивающая система Л.В.Занкова)Тема урока: «Звуки (ч), (щ) - всегда мягкие, глухие. Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Ч...
Комплексный анализ текста № 1. 1 класс, 3 четверть.школа 21 века
Комплексный анализ текста № 1. 1 класс, 3 четверть....
Мастер-класс «Комплексный анализ учебных занятий»
Мастер-класс«Комплексный анализ учебных занятий»...
Схемы комплексного анализа урока физической культуры
Проанализировав и проработав весь материал и добавив опыт работы своего МО в школе, предлагаю три схемы комплексного анализа урока физической культуры. По моему мнению эти схемы являются на данный мом...