Творческое изложение с языковым анализом текста "Душа природы".
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме
Урок русского языка для 4 класса..Изложение по тексту русского писателя Г.В.Сапгира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dusha_prirody..doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Басович Елена Григорьевна.
Место работы: ГБОУ гимназия №446 Колпинского района г. Санкт-Петербург, учитель начальных классов.
Творческое изложение с языковым анализом текста
«Душа природы»
Цели урока:
- Формировать умение анализировать текст (тема, идея, структура, деление на части).
- Формировать умение понимать язык текста, уметь выделять наиболее точные слова для выражения мысли.
- Совершенствовать навык правописания.
- Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Тексты изложения.
- Орфографические карточки.
- Орфографические словари.
- Изображение цветов.
- Изображение и названия растений.
- Оформление доски – надписи:
Изложение.
Душа природы.
План.
- Во всем есть своя душа.
- Цветы распускаются.
- Добрая душа цветов.
- Непокорный репейник.
Использованная литература:
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., «Эксмо-Пресс», 2000.
- Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. СПб., «Пресс», 1999.
- Шукейло В.А. Мой родной русский язык. СПб., «Знание», 1998.
- Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. М., «Педагогика», 1983.
- Рукавчук Л.Н. Волшебный мир цветов. СПб., ИКФ «МиМ - Экспресс», 1997.
Ход урока:
- Организационный момент и сообщение темы урока.
«... И я увижу и открою
Цветочный мир, цветочный путь, –
О, если бы и вы со мною
Могли туда перешагнуть». (В. Ходасевич)
- Сегодня мы шагнем в мир цветов, и будем писать изложение по тексту
русского писателя Генриха Вениаминовича Сапгира.
2. Работа с текстом.
- Прослушайте текст. Какой заголовок можно подобрать к тексту?
Душа природы
Я думаю, во всем есть своя душа. И в деревьях, и в облаках, и в ветре.
Когда я гуляю по лугу или в лесу, я вижу, как распускаются цветы. Мне кажется, это у них душа такая.
У ромашки душа веселая, как солнышко. У колокольчиков душа легкая. У иван-да-марьи две души, один цветок. У анютиных глазок душа ласково глядит. У ландышей душа свежая и влюбленная. У розового и белого клевера душа простая и добрая. Шиповник тоже розовый и белый. Про него можно сказать, что он задумчиво радуется.
А у репейника душа дикая, непокорная. Высоко растет, головы не клонит.
Г. Сапгир
- Автор озаглавил его «Душа природы» (на доске открывается заголовок).
- Как вы его понимаете? Что такое душа?
- О свойствах характера каждого растения, о котором пойдет речь в тексте, мы будем с вами говорить.
- Понравился ли вам текст?
- Что вас заинтересовало в нем?
- Перечитайте. Какой это текст по типу речи? (Рассуждение с элементами описания).
- Докажите. (Есть тезис и доказательство).
- Определите идею текста. (Во всем есть своя душа. И в живой, и в неживой природе).
- На сколько частей можно разделить текст?
3. Языковой анализ текста и составление плана.
- Прочитайте вслух 1 часть. Кто это «Я»?
- Какое утверждение он вносит?
- Озаглавьте 1 часть. (На доске открыть п. 1 Плана).
- Можно ли опустить слово «своя»? Почему? (Свойство индивидуально, а не общее для всех).
- Можно ли опустить слова «я думаю»? Почему?
- Как выделены на письме эти слова? Обведите запятую в тексте. Запомните.
- В чем автор видит душу?
- Еще в каких элементах природы можно увидеть душу?
- Чем связываются 1 и 2 предложения? (Союзом И).
- Что особенного в структуре 2 предложения вы заметили? (Нет подлежащего и сказуемого, однородные дополнения в П.п.).
- Схему этого предложения оставим на доске.
- Прочитайте вслух 2 часть. О чем в ней говорится? Озаглавьте.
- Каким глаголом можно заменить глагол «гуляю»?
- Почему автор взял именно это слово? (Указывает на неторопливость проведения времени, неспешность, возможность полюбоваться природой и понаблюдать).
- На что указывают слова «луг» и «лес»?
- Что автор видит?
- В какое время суток видит автор распускающиеся цветы?
- Что значит «распускаются»? Какими глаголами можно заменить?
- Какой глагол больше подходит? Почему? (Распускаются - развертываются, неторопливость действия).
- Разберем это слово по составу.
- Какие слова выделены запятыми? Обведите запятые в тексте. Запомните.
- С каких слов начинается следующее предложение? Почему?
- Выделим окончание и суффикс в слове «кажется».
- Как выделены эти слова на письме? Обведите запятую. Запомните: слова «я думаю, я вижу, мне кажется» отделены в тексте запятой.
- В чем автор видит душу каждого растения? (В цветках).
- Перечитайте про себя 3 часть. Какое слово встречается в каждом предложении? (Душа, у).
- Чем выражена душа у этих растений? (Формой и окраской цветка).
- Как определить одним словом душу этих растений? Какая она? (На доске — З п. плана).
- Прочитайте вслух 1 предложение. (Рис. ромашки).
- Какая душа у ромашки? Почему? (Белый и желтый цвет символ радости, теплоты, света).
- С чем автор сравнивает ромашку?
- Почему «солнышко», а не «солнце»? Какой суффикс помогает показать это отношение? Выделите.
- Почему же автор считает, что душа у ромашки веселая? (Солнечный цветок, ярок на солнце).
- Обратите внимание на то, как пишется название этого растения. (На доске — табличка с названием цветка).
- Ромашка, как и береза, символ русской природы. По народному преданию, она вырастает там, где упадет с неба звезда.
- Прочитайте, какая душа у колокольчиков? (Рис., название растения).
- Почему? На основании чего автор определил душу колокольчиков?
- Каким словом можно заменить слово «легкая»?
- Почему автор пишет «легкая»? (Маловесная, подвижная)
- Прочитайте следующее предложение. (Рис. иван-да-марьи).
- Почему так названо?
- На Руси самыми распространенными именами были Иван и Марья. Их можно было услышать в каждом доме. По легенде, в этот цветок превратились брат и сестра по ошибке обвенчаные.
- Какую особенность у этого растения видит автор? (Две души, один цветок).
- Почему автор решил, что у растения две души? Какие?
- Обратите внимание на то, как пишется название этого растения. (Табличка с названием растения - на доске).
- Почему слова «иван, марья» написаны со строчной буквы?
- Каким союзом можно заменить союз «да»?
- Следующее предложение об анютиных глазках (рис. на доске) - миловидном трехцветном цветочке. Прочитайте его.
- Что автор пишет о душе?
- Почему пишет «ласково»? Что это значит? (Приветливо, любовно, дружелюбно, милостиво, благодушно).
- Почему «глядит»? Каким глаголом можно заменить?
- Что лучше? Почему? (Глядеть можно не видя, без внимания, и не желая видеть).
- Почему написано со строчной буквы? (Карточка с названием растения – на доске).
- По легенде славянских народов, в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девочки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми лучистыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Но, на беду свою, повстречала коварного юношу, который клятвенными заверениями разбудил в девушке любовь. Всем сердцем, всей жизнью потянулась Анюта к юноше, а юноша испугался: заспешил в дорогу по неотложным делам, обещая своей избраннице непременно вернуться. Долго смотрела Анюта на дорогу, ожидая любимого, и тихо угасала от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, анютины глазки, в трехцветных лепестках которых отразились надежда (белый цвет), удивление (желтый) и печаль (фиолетовый).
- Читаем следующее предложение. Какая душа у ландышей? (Рис. и табличка с названием растения - на доске).
- Как бы вы сказали о душе ландышей?
- Почему автор решил, что «свежая и влюбленная»? (Свежий — новый, недавний, нестарый, не испорченный временем. Цветет в мае, быстро отцветает. Влюбленность — чувство быстро проходящее).
- По преданию, морская царевна полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная царевна вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки, выросли ландыши — символ чистоты, девичьей любви и грусти.
- Прочитайте следующее предложение. (Рис. клевера и название цветка).
- Какого цвета бывает клевер?
- Как выглядит цветок клевера?
- Какая у него душа?
- Почему автор так написал? (Форма цветка простая).
- «С колокольчиком, с ромашкою клевер весело цветет,
и его «пчелиной кашкой» называет наш народ».
Так написал Вс. Рождественский. А как бы вы написали о душе клевера?
- Что автор пишет о шиповнике? (Рис. и название растения).
- Почему так назван?
- Цветы шиповника охраняют, как верные стражи, шипы. Когда-то из шиповника была выведена первая роза. Только никто не может ни назвать имени садовника, который это сделал, ни сообщить, когда это произошло.
- Почему автор пишет о шиповнике «тоже»?
- С каких слов начинается второе предложение о шиповнике?
- Про кого?
- Почему стоят эти слова?
- Каким еще словом автор заменил слово «шиповник»?
- Как автор говорит о шиповнике?
- Что значит «задумчиво»? (Задумался или вообще склонен к задумчивости, молчаливый).
- Печальные ли думы у шиповника? Почему?
- Что значит «радуется»? (Чувствует радость и показывает ее).
- Почему автор написал «задумчиво радуется»? (Молча показывает свою радость).
- Выделим суффикс в слове «задумчиво». Запомните.
- Почему эти растения взяты в одну часть? (Приветливая, добрая душа у цветов, радуют глаз).
- Чем связаны предложения? (Или: С какого слова начинаются?) Почему?
- Читаем 4 часть. О каком растении идет речь? (Рисунок и название растения).
- Обратите внимание на то, как пишется это слово.
- Почему это растение выделено отдельно?
- Репейник — сорное растение с цепкими, колючими соцветиями или плодами. Его не дарят в букетах, не разводят, но это не значит, что у него нет души.
- Какая душа у репейника?
- Что значит «дикая»? (Стоящая в стороне ото всех).
- Что значит «непокорная»? (Непослушная, своевольная, не признающая над собой власти).
- Почему в этом предложении поставлена запятая?
- Выделим приставку в слове «непокорная». Запомните.
- С каких слов начинается это предложение?
- Почему? (Сравнивает, противопоставляет репейник другим цветам).
- Почему автор решил, что у репейника дикий, непокорный характер? (Высоко растет, головы не клонит).
- Как отделены однородные сказуемые в этом предложении? Выделите запятую.
- Как написана частица «не» с глаголом? Подчеркните. Выделите окончание глагола. Запомните написание.
- Озаглавьте эту часть. (На доске открыть 4 п. плана).
- Как писатель относится ко всем растениям? (Как к живым существам).
- Почему так думаете? (У каждого есть душа).
- Согласны ли вы с автором?
- К природе нужно относиться бережно, охранять и не уничтожать ее, потому что:
«Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты!»
(Т. Собакина)
- Перечитайте план нашего изложения. Сколько красных строк будет в тексте?
- Каждый человек по-своему видит душу природы. Попытайтесь и вы разглядеть и описать душу одного из следующих растений: василька, мышиного горошка, одуванчика (на доске вывесить рисунки и названия этих растений).
4. Орфографическая подготовка.
- А сейчас мы разберем слова с трудными написаниями.
- Возьмите орфографическую карточку.
Карточка:
- в д…ревьях, в …блаках, в л…су, цв…ты, г…л…ва, в…селая, ск…зать, гл…дит, пр…стая, св…я.
- весёлая, лёгкая, светлая, влюблённая
розового, белого
- лё…кая
- Какая орфограмма объединяет слова первой группы?
- Читаем слова, объясняем написание, выделяем корень в словах.
- Объясните написание окончаний в словах второй группы.
- На какое правило слово в третьей группе?
- Как проверим?
- В названии какого растения встретилось это правило?
- В названии каких растений нужно запомнить написание суффиксов?
- Мы подготовились к письму изложения. Перечитайте текст про себя.
5. Запись изложения. Редактирование, анализ текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.
В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...
Методическая разработка этапа урока по написанию изложения (языковой анализ).
В данной разработке представлен опыт подробного языкового анализа текста....
Урок русского языка 4 класс Тема: Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок".
Изложение с элементами сочинения с языковым анализом текста по самостоятельно составленному плану "Родничок"....
Конспект урока русского языка. (С использованием технологии целостного мышления) . Изложение с языковым анализом текста "Родничок" .
Данный урок проведен в 4 классе. Использование технологии целостного мышления, как одной из здоровье сберегающих технологий, позволяет снять напряжение у детей, создает в классе атмосферу ...
Обучающее изложение повествовательного текста с языковым анализом для 3 класса. Скворец
Предмет Русский языкКласс3Тема урока Обучающее изложение повествовательного текста с языковым анализом Дидактическая цель Обучение изложениюПланируемые образовательные результатыЛи...
Изложение с языковым анализом текста "Родничок"
Материал урока учит анализировать текст, подбирать синонимы к данным словам, учит выяснять лексическое значение слов, воспитывает бережное отношение к природе. Учащиеся продолжат работу по развитию ор...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Подробное изложение с языковым анализом текста» УМК « Школа России», 3 класс
Тема: Подробное изложение с языковым анализом текста Тип: Изучение нового материалаЦель урока: развивать умения передавать содержание текста после языкового анализа текста с опо...