урок русского языка в 4 классе "Комплексный анализ текста"
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме
Данный урок отличается широким разнообразием применяемых форм, методов, приёмов организации работы учащихся. Выполнение заданий проблемного и частично-поискового характера способствует формированию обобщённых способов мыслительной деятельности, развитию способности к контролю и самоконтролю, планированию и рефлексии познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_rus._yazyk_4_kl_sintaksis.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Майская гимназия»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
в 4 классе
по теме:
Развитие речи. Комплексный анализ текста. Синтаксический анализ предложений.
Клименко Ж. В.
ТЕМА: Развитие речи. Комплексный анализ текста.
Синтаксический анализ предложений.
ЦЕЛИ: обучать уч-ся проводить комплексный анализ текста (выявлять
жанровые особенности, осуществлять поиск средств художественной
выразительности); отрабатывать умения грамотно анализировать
предложение как основную синтаксическую единицу по различным
признакам;
создать условия для развития мотивации поисково
исследовательской деятельности; формировать элементы логической
грамотности;
воспитывать интерес и уважение к родному языку, потребность и
способность внимательно вслушиваться и понимать русский язык,
чувствовать и эмоционально воспринимать его выразительность;
воспитывать привычку делового сотрудничества, способность к
самоконтролю и самооценке;
способствовать формированию творческой личности в процессе
поисково-исследовательской деятельности.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Эпиграфом к нашему уроку будут слова замечательного советского писателя к. Г.Паустовского:
Нам дан во владение самый богатый, меткий,
могучий и поистине волшебный русский язык.
Языку мы учимся и должны учиться
непрерывно до последних дней своей жизни.
К. Г. Паустовский
- Сегодня мы коснёмся тайн родного языка, почувствуем его эмоциональность и выразительность при анализе текста. В процессе поисково-исследовательской работы выявим синтаксические особенности слов разных частей речи.
3. Индивидуальная работа у доски – морфологический разбор имени прилагательного самый богатый (из эпиграфа)
4. Мобилизирущий этап.
-Подумайте, по какому принципу между словами построен граф отношения «больше»:
пословица
на 2 ?
на 2
мудрость
- Выберите из эпиграфа существительное, отличное по типу склонения от данных существительных, которое является искомым для данного графа словом.
- Расположите слова пословица, мудрость, язык в какой-либо закономерности.
-по составу;
-по типу склонения;
- по алфавиту;
- по количеству твёрдых согласных звуков (2, 3, 4);
- звуков меньше (столько же, больше), чем букв.
-Назовите в слове язык согласный звук, который отличается от остальных сразу по 2-м признакам (й -непарный звонкий)
-Расширьте объём данного понятия согласно схеме, изображённой с помощью кругов Эйлера – Венна.
1 – множество непарных звонких согласных звуков
2 – мн-во непарных согласных
3 – мн-во согласных звуков
4 - мн –во звуков
5 – мн-во букв и звуков
* - Назовите звуки, которые принадлежат 3 – му множеству, но не являются элементами второго.
В каком значении слово язык употреблено в этих предложениях? (средство общения)
Укажите другие лексические значения данного слова:
Язык – орган вкуса.
Язык – учебный предмет.
Язык – система знаков.
Языки пламени – предметы вытянутой удлинённой формы.
Язык – пленный, от которого можно получить необходимые
сведения.
5 Дифференцированная работа
2 ряд: Подберите имена прилагательные к существительному язык в заданном значении (на партах карточки)
Язык – учебный предмет интересный
трудный
русский
познавательный
Язык – орган вкуса длинный
болтливый
розовый
шершавый
Языки пламени жадные
яркие
горячие
свирепые
Все: проверка работы у доски.
- Какую ещё синтаксическую роль в предложении может выполнять имя прилагательное?
Проверка работы по карточкам
- на какие разряды делятся имена прилагательные? Назовите отличительные особенности качественных прилагательных. Как вы думаете, с прямым или переносным значением существительного используется больше качественных прилагательных? Какую функцию в тексте они выполняют?
Вывод: Выполняя данное задание, мы убедились в том, что русский язык действительно очень богатый, меткий и выразительный (обращаемся к эпиграфу)
С русским языком можно творить чудеса. Нет таких образов, звуков, мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
6. Комплексный анализ текста.
- Ребята, нам предстоит серьёзная поисково-исследовательская работа. Мы попытаемся провести анализ текста по различным направлениям: отметим жанровые особенности, используемые автором средства художественной выразительности, выполним грамматические задания.
1. Чтение текста.
-Каков жанр этого произведения?
Попробуйте определить его тему.
- К какому типу относится текст?
2. Выполнение грамматических заданий.
-Во 2-м абзаце исключите по одному «лишние» предложения так, чтобы остались 3 предложения, которые имеют такую характеристику: повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, неосложнённое.
1) сложное;
2) нераспространённое;
3) односоставное;
4) восклицательное;
5) побудительное;
6) осложнённое
- В каком из предложений правильно выделена грамматическая основа:
наползла из-за леса
наползла туча
потекла вода
- Выполните синтаксический разбор этого предложения.
7. Физкультминутка.
Звучит запись шума дождя.
-Слышите звуки дождя? Послушайте, как об этом явлении природы написала в своём стихотворении Астахова Даша.
- Представьте ясный летний денёк. В небе сияет семицветная радуга. Хочется вам босиком пробежаться по тёплым лужицам?
Танец
8. Индивидуальная работа.
-Ребята, мы с вами выявляли закономерности, исключали «лишние» объекты, формулировали определения понятий. Как вы думаете, какую цель преследуют эти задания? ( они развивают логическое мышление)
Фонетический разбор слова мышление
9. Комплексный анализ текста.
- Что, на ваш взгляд, помогло автору создать яркие, образные, выразительные картины в тексте? Какие средства художественной выразительности вы знаете? Сформулируйте определения понятий.
Эпитет – образное определение
Метафора – образное сравнение
Олицетворение – перенесение свойств с одушевлённых предметов на неодушевлённые
Сравнение
-Приведите примеры из текста.
А сейчас я попрошу Настю и Аню запечатлеть на бумаге картины, изображённые в тексте, используя художественные материалы как средства художественной выразительности.
(2 ученика выполняют иллюстрации к тексту)
10. Орфографическая разминка.
-Из 1 абзаца выберите предложения, соответствующие схемам:
1) определение, определение, подлежащее, сказуемое, обстоятельство, дополнение;
2) сказуемое, определение, подлежащее, обстоятельство, определение, обстоятельство, обстоятельство
- Выделите группы орфограмм
1) безударная гласная в корне;
2) парная согласная в корне;
3) разделительный ь;
4) правописание приставок;
5) правописание союзов, предлогов;
6) сочетания чк, жи.
- Определите синтаксическую роль имён существительных.
11. Развитие речи – работа в парах
- Составьте предложения, в которых данные существительные выполняли бы другую синтаксическую роль.
- Прекрасные получились предложения в прозе. А в стихах, наверное, они будут ещё краше и выразительнее. Дома вы выполняли творческие работы, используя средства худ. выразительности. Какие чувства вызывает дождь у вас? Поделитесь своими впечатлениями.
Учащиеся читают стихи собственного сочинения.
- Русский язык действительно волшебный. Он заставляет не только слушать, но и рождает желание нарисовать, проявить себя в других видах творчества. Под впечатлением образного слова у ребят родились такие рисунки.
- Какие средства художественной выразительности нашли отражение в рисунках?
- Проведя анализ текста, мы в который раз убеждаемся в том, какие богатые, неисчерпаемые возможности имеет русский язык!
12. Самостоятельная работа в тетради «Учимся писать без ошибок»
Упр. 62 стр.36
Самопроверка (Учитель предъявляет правильный вариант.)
13. Рефлексия.
- Вернёмся к заданию, которое выполняли ребята в парах. Какие признаки, подобранные к слову язык в значении «учебный предмет», подходят и к нашему уроку.
Урок интересный…
Урок сложный…
Урок познавательный…
13. Итог урока.
- Любите, изучайте родной язык! Кто знает, может, вам удастся в будущем приблизиться к разгадке тайн человеческого языка, а пока загадка остаётся загадкой. И только в одном единодушны современные учёные: если бы вдруг исчез язык, люди перестали бы быть людьми. Язык делает человека человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Деление текста на части. План текста."
Открытый урок в 3 классе....
Урок русского языка в первом классе:Текст. Оформление предложений в тексте.
Урок русского языка с применением дифференцированного подхода. Задание на уроке разделено на 3 группы по уровню развития учащихся. Урок разработан в виде путешествия на паруснике, где парусами служат ...
Проект урока русского языка 2 класс "Анализ возможных ошибок при определении родственных слов и выделении корня"
На данном уроке в результате анализа возможных ошибок, ребята создают памятку, которая позволит им проверять себя при подборе родственных слов и выделении корня....
Урок русского языка. 3 класс. Тема: "Текст - единица языка и речи".
Урок разработан для учащихся 3 класса. В нем представлен материал для работы по теме: "Текст - единица языка и речи". Можно ипользовать материал для парной и групповой работы с учащимися....
Конспект урока русского языка по теме: "Типы текстов (составление текста-рассуждения)". 4 класс. УМК "Перспектива".
Конспект урока по русскому языку по теме "Типы текстов"...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "Текст. Русская народная сказка "Теремок" 2 класс
Урок проведен на районном семинаре педагогов...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Анализ и работа над ошибками по теме «Текст». Имя прилагательное" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Цели деятельности учителя: создание условий для актуализации и обобщения имеющихся знаний об имени прилагательном.Задачи урокиДидактические:1. закрепить знания о понятии «имя прилагательное&raqu...