: «Звуки (ч), (щ) - всегда мягкие, глухие. Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Чтение и анализ текстов. Словосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,Понятия: время, сутки, дни не¬дели» (ситема Л.В.Занкова)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Обучение грамоте (чтение) 1класс, автор учебника Н.В.Нечаева ( развивающая система Л.В.Занкова)
Тема урока: «Звуки (ч), (щ) - всегда мягкие, глухие. Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Чтение и анализ текстов. Словосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,Понятия: время, сутки, дни недели»
Тип урока: «урок открытия новых знаний»
Форма урока: интегрированный урок русского языка и литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarullina_g.f._obuchenie_gramote_1_klass.docx | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Яруллина Гузель Фаилевна
МБОУ СОШ № 8 г. Бугульма Республика Татарстан
Обучение грамоте (чтение) 1класс, автор учебника Н.В.Нечаева ( развивающая система Л.В.Занкова)
Тема урока: «Звуки (ч), (щ) - всегда мягкие, глухие. Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Чтение и анализ текстов. Словосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,Понятия: время, сутки, дни недели»
Тип урока: «урок открытия новых знаний»
Форма урока: интегрированный урок русского языка и литературного чтения.
Цель: 1) Деятельностная (формирование у учащихся умений реализации новых способов и норм деятельности).
2) Содержательная (Расширение опыта работы с орфограммой «Правописание сочетаний ча, ща, чу, щу», представления о родственных словах и корне слова)
3) Воспитательная (воспитание бережного отношения ко времени , воспитывать культуру поведения ).
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная.
Средства обучения:
-ПК, мультипроектор.
Технологическая карта занятия.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Приветствие. Проверка готовности детей к уроку. | - Дети как я рада, что мы опять собрались все вместе. Сегодня никто не болеет, никто не пропускает школу. Я с удовольствием смотрю на ваши симпотичные личики. Стряхните сон! У нас много интересной работы. Мы опять с вами будем узнавать новое, доказывать спорить, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе. Давайте вспомним правила работы на уроке. Девиз урока: Не тратим зря ни минутки. | Произносят правила работы на уроке: - выслушиваем друг друга: - не перебиваем; - не выкрикиваем; - учимся работать сообща. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
1. Мотивация к учебной деятельности. | - Подумайте, что объединяет эти слова?(они родственные или однокоренные) - Почему они называются однокоренные? - Выделите корень слова. - Что еще объединяет эти все слова? 1 группа Час - часики - часовой 2 группа Щавель – щавелевый - щавелёк 3 группа Чудо – чудеса - чудесный - А что мы знаем про эти буквы?(работа по ленте букв) -Рассмотрите эти слова внимательно. Все ли родственные слова образованы верно. - Посмотрите на эти слова. Чему мы можем еще научиться сегодня? | Для каждого ряда даются слова. Ребята выделяют корень, ищут «Лишнее», выделяют еще один общий признак ( все слова начинаются с букв Ч, Щ;) работа по ленте букв Слово «Щавелёк» нет такого слова. Обращаемся к словарям и не находим. Значит это слово лишнее. | Познавательные УУД: Регулятивные УУД: |
2.Актуализация опорных знаний . | Работа в группах. Разгадывание загадок. 1 группа Что может в одно и то же время; Стоять и ходить; висеть и стоять, ходить и лежать? Ответ: Часы 2 группа Стучат, стучат - Не велят скучать. Идут, идут, А все тут как тут. Ответ: Часы 3 группа Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, не догонишь его. Ответ: Время 4 группа Друг за дружкой чередой Мирно ходят брат с сестрой. Братец будит весь народ, А сестра, наоборот, - Спать немедленно зовет. Ответ: День и ночь 5 группа Двенадцать братьев Разно называются И разными делами Занимаются 6 группа Семь братьев: Годами равные, Именами разные. Ответ: Дни недели -Ребята, о чем еще мы будем говорить на уроке? ( о веремени, о часах) | Отгадывают загадки по группам, | |
определяют тему и цель урока. Отвечают на поставленные вопросы учителя. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. | ||
3.Построение проекта выхода из затруднения. | - Что я уже знаю? - Итак, чего я не знаю? - Какой способ можно найти? | Ответы на вопросы. Варианты ответов. Знают, что буквы Ч и Щ всегда мягкие. Не знают (знают, но не всегда применяют)как писать слова с сочетаниями Ча-ща, чу-щу. | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: постановка вопросов; Логические: формулирование проблемы. |
4 Реализация построенного проекта. |
С.100 День да ночь – сутки прочь. – Прочитайте эту пословицу. Как вы ее понимаете? - А теперь, ребята, на с. 100 проставьте номера по порядку дни недели. 1- понедельник, 2 вторник, 3 среда, 4 четверг, 5 пятница,6 суббота,7 воскресенье. - Прочитайте два слова, которые говорят молодая женщина и бабушка. Девочки читаю слова женщины, а девочки слова бабушки. - Какое слово вам непонятно?(возникла коллизия) Ребята высказывают свои мнения. Обращаемся к словарю и узнаем смысл слова.( в словаре Ожегова не находим, ищем дальше в других словарях) 3. Инсценирование с.99 - Ты гуляешь на улице. У тебя нет часов. Ты не знаешь, пора ли тебе идти домой. Какой ты найдешь выход? 4. Работа над многозначностью слов. С.101 Чтение текста. Работа над словами. 5. Работа по тетрадям . Рабочая тетрадь № 4.С.22 -Ребята, найдите второе задание на этой странице. -Подумайте, над каким правилом мы будем работать? -Прочитайте текст, записанный в тетради. О чем идет речь? - Какие виды чая вы знаете? Полезен ли чай? | Проводят звукобуквенный анализ слова часы, соотносят со схемами. Знакомство с пословицей, раскрывают смысл. Работа со словарями. | Личностные: самоопределение; Логические - выдвижение гипотез и их обоснование; Регулятивные: планирование, прогнозирование; Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Прочитайте внимательно задание к тексту. Подчеркни родственные слова. Выдели корень. Запиши последнее предложение. Вспомните, как мы должны писать в тетради?(Красиво, выделяя все элементы, очень внимательно списывать). | Читают слова, определяют родственные слова,выделяют корень. Вспоминают правила при письме. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция. Личностные: самоопределение. |
6.Включение в систему знаний и повторения | Работа по интерактивной доске. Тренажер «Собери урожай» для закрепления правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ с проговариванием правила.. | Чтение слов сочетаниями ча-ща, чу-щу, закрепление правила. Проговаривание правила хором, в группах | Личностные: самоопределение; Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; |
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1.Сегодня я узнал… 2.Было интересно… 3.Было трудно… 4 Я выполнял задания… 5.Я понял, что… 6.Теперь я могу… 7. Я почувствовал, что… 8.Я приобрел… 9.Я научился… 10.У меня получилось … 11.Я смог… 12.Я попробую 13. Меня удивило… 14. Урок дал мне для жизни… 15. Мне захотелось… У: Спасибо за урок | Делают вывод. Самооценка результатов деятельности с помощью смайликов. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование. Личностные УУД:
|
Приложение
1.Понятие неделя в Древнюю Русь пришло из Византии, в католические страны – из Рима. Во многих древних календарях дни недели именовались по планетам, посвящённым языческим богам, – Луне (которую, как и Солнце, прежде считали именно планетой), Марсу, Меркурию, Юпитеру, Венере, Сатурну и Солнцу.
Романские народы заимствовали латинскую традицию, назвав понедельник днём Луны, вторник – Марса, среду – Меркурия, четверг – Юпитера, а пятницу – Венеры. Германцы «перевели» соответствующие наименования дней недели на имена собственных языческих божеств. Славяне же, в соответствии с византийской традицией, довольствовались цифровым обозначением дней «седьмицы».
Единственный день – воскресенье – прямо назван в связи с воскресением Господа Бога Иисуса Христа. Остальным даны имена современно деловые: понедельник – «день после нерабочего»; вторник – «второй на неделе»; среда – «средний», четверг (в старину четверток) – «день четвертый по порядку»; пятница – «пятый день».
Все названия русские или славянские.
В стороне стоит суббота: её имя заимствовано из древнееврейского: шаббат, значило «отдых», «праздник». (Евреи праздновали именно субботу.)
Кстати, по церковному календарю не понедельник, а именно воскресенье было первым днём недели.
День да ночь — (и) сутки прочь http://slovarick.ru/323/ Словарь русских пословиц и поговорок.
2.ДЕНЬ ДА НОЧЬ — <И> СУТКИ ПРОЧЬ. Об однообразно прожитых днях, о бесцельном существовании. [Ахов:] И сердиться-то на тебя нельзя и взыскать-то с тебя нечего; потому ты никаких настоящих порядков не знаешь. Как ты живешь! День да ночь — и сутки прочь.
3. Помни!
*Время идет только вперед. Потерянного времени не вернешь. Надо уметь ценить свое время и время других людей, взрослых и своих товарищей.
* Выполняй режим дня: вовремя ложись спать и вставай, в одни и те же часы садись за уроки, знай время для прогулок, для развлечений, для занятий спортом.
* Никуда и никогда не опаздывай, всегда приходи в назначенный час, береги время других.
* Из дома надо выходить так, чтобы прийти в школу за 10-15 минут до начала урока.
* Нельзя опаздывать к началу театрального спектакля или киносеанса, на внеклассное мероприятие. Рассчитывай, чтобы прийти вовремя.
* Приходи в гости к назначенному времени. Не заставляй себя ждать. Если ты почему- либо не можешь быть, сообщи заранее хозяевам.
* Если обещал кому-нибудь прийти к определенному часу, возвратить книгу, тетрадь, игру в определенный срок, обязательно выполняй обещанное. Если что-то случилось и ты не можешь выполнить обещанное, сообщи об этом.
* Если к тебе кто-то обещал прийти к определенному времени, жди его. так организуй свое время, чтобы у тебя в этот момент не было других дел.
Пословицы
Время – как воробей: упустишь - не поймаешь.
Время не деньги, потеряешь – не найдешь.
Упустишь минуту - потеряешь час.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте.Тема: ЗВУКИ [Ч’], [Щ\'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ. БУКВЫ Чч, Щщ
Данная работа посвящена комплексному интеллектуальному развитию младших школьников на уроке обучения грамоте.Актуальность разработки обусловлена потребностями современного общества в социа...
Карточки для звукобуквенного анализа слов в 1 классе
Карточки для проверки умения выполнять звукобуквенный разбор....
ТИКО ГРАММАТИКА на уроках обучения грамоте и русского языка. Звукобуквенный анализ слова.
Цель: - создавать условия для формирования умения производить звукобуквенный анализ слов....
Конспект урока по литературному чтению по теме: "Час. Понятие: время, сутки, дни недели." 2 класс по программе Занкова ФГОС
конспект урока...
Разработка к уроку по русскому языку на тему: "Звукобуквенный анализ слов. Деление слов на слоги. Ударение".
Звукобуквенный анализ слов. Деление слов на слоги. Ударение. для казахской школы...
Конспект урока "Звук и буква Жж. Слоги и слова со звуком и буквой Жж. Предложения с данными словами. Чтение предложений и текстов".
Конспект урока...
Конспект логопедического занятия. Тема «Звукобуквенный анализ слов. Звуки Б – П»
В конспекте представленны коррекционные упражнения на различесние звуков и букв Б - П....