: «Звуки (ч), (щ) - всегда мягкие, глухие. Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Чтение и анализ текстов. Словосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,Понятия: время, сутки, дни не¬дели» (ситема Л.В.Занкова)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Яруллина Гузель Фаилевна

Обучение грамоте (чтение) 1класс, автор учебника Н.В.Нечаева  ( развивающая система Л.В.Занкова)

Тема урока: «Звуки (ч), (щ) - всегда мягкие, глухие.  Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Чтение и анализ текстов. Словосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,Понятия: время, сутки, дни не­дели»

Тип урока: «урок открытия новых знаний»

Форма урока: интегрированный урок русского языка и литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarullina_g.f._obuchenie_gramote_1_klass.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Яруллина Гузель Фаилевна

МБОУ СОШ № 8 г. Бугульма Республика Татарстан

Обучение грамоте (чтение) 1класс, автор учебника Н.В.Нечаева  ( развивающая система Л.В.Занкова)

Тема урока: «Звуки (ч), (щ) - всегда мягкие, глухие.  Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Чтение и анализ текстов. Словосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,Понятия: время, сутки, дни недели»

Тип урока: «урок открытия новых знаний»

Форма урока: интегрированный урок русского языка и литературного чтения.

Цель: 1) Деятельностная (формирование у учащихся умений реализации новых способов и норм деятельности).

2) Содержательная (Расширение  опыта  работы с орфограммой «Правописание сочетаний ча, ща, чу, щу», представления о родственных словах и корне слова)

3) Воспитательная  (воспитание бережного  отношения  ко времени , воспитывать культуру поведения ).

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная.

Средства обучения:

-ПК, мультипроектор.

Технологическая карта занятия.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Приветствие. Проверка готовности детей к уроку.

- Дети как я рада, что мы опять собрались все вместе. Сегодня никто не болеет, никто не пропускает школу. Я с удовольствием смотрю на ваши симпотичные личики. Стряхните сон! У нас много интересной работы. Мы опять с вами будем узнавать новое, доказывать спорить, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе. Давайте вспомним правила работы на уроке.

Девиз урока: Не тратим зря ни минутки.

Произносят правила работы на уроке:

-  выслушиваем  друг друга:

-   не перебиваем;

- не выкрикиваем;

- учимся работать сообща.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;    

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.  

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Подумайте, что объединяет эти слова?(они родственные или однокоренные)

- Почему они называются однокоренные?

- Выделите корень слова.

- Что еще объединяет эти все слова?

1 группа

Час - часики -  часовой

2 группа

Щавель – щавелевый - щавелёк

3 группа 

Чудо – чудеса -  чудесный

- А что мы знаем про  эти буквы?(работа по ленте букв)

 -Рассмотрите эти слова внимательно. Все ли родственные слова образованы верно.

- Посмотрите на эти слова. Чему мы можем еще научиться сегодня?

Для каждого ряда даются слова. Ребята выделяют корень, ищут «Лишнее», выделяют еще один общий признак ( все слова начинаются с букв Ч, Щ;)

работа по ленте букв

Слово «Щавелёк» нет такого слова. Обращаемся к словарям и не находим. Значит это слово лишнее.

 Познавательные УУД:
Общеучебные (формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации);

Регулятивные УУД:
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно).
Научится читать и писать буквы

2.Актуализация опорных знаний .

Работа в группах. Разгадывание загадок.

1 группа

Что может в одно и то же время;

Стоять и ходить; висеть и стоять, ходить и лежать?

Ответ: Часы

2 группа

Стучат, стучат -

Не велят скучать.

Идут, идут,

А все тут как тут.

Ответ: Часы

3 группа

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

Ответ: Время

4 группа

Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра, наоборот, -

Спать немедленно зовет.

Ответ: День и ночь

 5 группа

Двенадцать братьев

Разно называются

И разными делами

Занимаются

 6 группа

Семь братьев:

Годами равные,

Именами разные.

Ответ: Дни недели

-Ребята, о чем еще мы будем говорить на уроке? ( о веремени, о часах)

Отгадывают загадки по группам,

определяют тему и цель урока.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Построение проекта выхода из затруднения.

- Что я уже знаю?

- Итак, чего я не знаю?

- Какой способ можно найти?

Ответы на вопросы. Варианты ответов. Знают, что буквы Ч и Щ всегда мягкие. Не знают (знают, но не всегда применяют)как писать слова с сочетаниями Ча-ща, чу-щу.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные: постановка вопросов;

Логические: формулирование проблемы.

4 Реализация построенного проекта.

  1. Звукобуквенный анализ слова ЧАСЫ. Работа в парах.
  2. Работа по учебнику. Работа со справочной литературой.

С.100  День да ночь – сутки  прочь. – Прочитайте эту пословицу. Как вы ее понимаете?

-  А теперь, ребята, на с. 100 проставьте номера по порядку дни недели. 1- понедельник, 2 вторник, 3 среда, 4 четверг, 5 пятница,6 суббота,7 воскресенье.

- Прочитайте два слова, которые говорят молодая женщина и бабушка. Девочки читаю слова женщины, а девочки слова бабушки.

- Какое слово вам непонятно?(возникла коллизия) Ребята высказывают свои мнения. Обращаемся к словарю и узнаем смысл слова.( в словаре Ожегова не находим, ищем дальше в других словарях)

3. Инсценирование  с.99

- Ты гуляешь на улице.  У тебя нет часов. Ты не знаешь, пора ли тебе идти домой.  Какой ты найдешь выход?

4. Работа над многозначностью слов.

С.101 Чтение текста. Работа над словами.

5. Работа по тетрадям .

Рабочая тетрадь № 4.С.22

-Ребята, найдите второе задание на этой странице.

-Подумайте, над каким правилом мы будем работать?

-Прочитайте текст, записанный в тетради. О чем идет речь?

- Какие виды чая вы знаете? Полезен ли чай?

Проводят звукобуквенный анализ слова часы, соотносят со схемами. Знакомство с пословицей, раскрывают смысл. Работа со словарями.

Личностные: самоопределение;

Логические - выдвижение гипотез и их обоснование;

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Прочитайте внимательно задание к тексту. Подчеркни родственные слова. Выдели корень. Запиши последнее предложение. Вспомните, как мы должны писать в тетради?(Красиво, выделяя все элементы, очень внимательно списывать).

Читают слова, определяют родственные слова,выделяют корень. Вспоминают правила при письме.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

Личностные: самоопределение.

6.Включение в систему знаний и повторения

 Работа по интерактивной доске. Тренажер «Собери урожай» для закрепления правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ с проговариванием правила..

Чтение слов сочетаниями ча-ща, чу-щу, закрепление правила. Проговаривание правила хором, в группах

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1.Сегодня я узнал…

2.Было интересно…

3.Было трудно…

4 Я выполнял задания…

5.Я понял, что…

6.Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8.Я приобрел…

9.Я научился…

10.У меня получилось …

11.Я смог…

12.Я попробую

13. Меня удивило…

14. Урок дал мне для жизни…

15. Мне захотелось…

У: Спасибо за урок

Делают вывод.

Самооценка результатов деятельности с помощью смайликов.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные:  смыслообразование.

Личностные УУД:
Нравственно-этического оценивания (оценивание социальных и личностных ценностей).

 

Приложение

1.Понятие неделя в Древнюю Русь пришло из Византии, в католические страны – из Рима. Во многих древних календарях дни недели именовались по планетам, посвящённым языческим богам, – Луне (которую, как и Солнце, прежде считали именно планетой), Марсу, Меркурию, Юпитеру, Венере, Сатурну и Солнцу.

Романские народы заимствовали латинскую традицию, назвав понедельник днём Луны, вторник – Марса, среду – Меркурия, четверг – Юпитера, а пятницу – Венеры. Германцы «перевели» соответствующие наименования дней недели на имена собственных языческих божеств. Славяне же, в соответствии с византийской традицией, довольствовались цифровым обозначением дней «седьмицы».

Единственный день – воскресенье – прямо назван в связи с воскресением Господа Бога Иисуса Христа. Остальным даны имена современно деловые: понедельник – «день после нерабочего»; вторник – «второй на неделе»; среда – «средний», четверг (в старину четверток) – «день четвертый по порядку»; пятница – «пятый день».

Все названия русские или славянские.

В стороне стоит суббота: её имя заимствовано из древнееврейского: шаббат, значило «отдых», «праздник». (Евреи праздновали именно субботу.)

Кстати, по церковному календарю не понедельник, а именно воскресенье было первым днём недели.

День да ночь — (и) сутки прочь  http://slovarick.ru/323/ Словарь русских пословиц и поговорок.

2.ДЕНЬ ДА НОЧЬ — <И> СУТКИ ПРОЧЬ. Об однообразно прожитых днях, о бесцельном существовании. [Ахов:] И сердиться-то на тебя нельзя и взыскать-то с тебя нечего; потому ты никаких настоящих порядков не знаешь. Как ты живешь! День да ночь — и сутки прочь.

3. Помни!

 *Время идет только вперед. Потерянного времени не вернешь. Надо уметь ценить свое время и время других людей, взрослых и своих товарищей.

  * Выполняй режим дня: вовремя ложись спать и вставай, в одни и те же часы садись за уроки, знай время для прогулок, для развлечений, для занятий спортом.

  * Никуда и никогда не опаздывай, всегда приходи в назначенный час, береги время других.

  * Из дома надо выходить так, чтобы прийти в школу за 10-15 минут до начала урока.

  * Нельзя опаздывать к началу театрального спектакля или киносеанса, на внеклассное мероприятие. Рассчитывай, чтобы прийти вовремя.

  * Приходи в гости к назначенному времени. Не заставляй себя ждать. Если ты почему- либо не можешь быть, сообщи заранее хозяевам.

  * Если обещал кому-нибудь прийти к определенному часу, возвратить книгу, тетрадь, игру в определенный срок, обязательно выполняй обещанное. Если что-то случилось и ты не можешь выполнить обещанное, сообщи об этом.

   * Если к тебе кто-то обещал прийти к определенному времени, жди его. так организуй свое время, чтобы у тебя в этот момент не было других дел.

Пословицы

Время – как воробей: упустишь -  не поймаешь.

Время не деньги, потеряешь – не найдешь.

Упустишь минуту - потеряешь час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте.Тема: ЗВУКИ [Ч’], [Щ\'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ. БУКВЫ Чч, Щщ

Данная работа посвящена комплексному интеллектуальному развитию младших школьников на уроке обучения грамоте.Актуальность разработки  обусловлена потребностями современного общества в социа...

Карточки для звукобуквенного анализа слов в 1 классе

Карточки для проверки умения выполнять звукобуквенный разбор....

ТИКО ГРАММАТИКА на уроках обучения грамоте и русского языка. Звукобуквенный анализ слова.

Цель: - создавать условия для формирования умения производить звукобуквенный анализ слов....

Разработка к уроку по русскому языку на тему: "Звукобуквенный анализ слов. Деление слов на слоги. Ударение".

Звукобуквенный анализ слов. Деление слов на слоги. Ударение. для казахской школы...

Конспект логопедического занятия. Тема «Звукобуквенный анализ слов. Звуки Б – П»

В конспекте представленны коррекционные упражнения на различесние звуков и букв Б - П....