Урок русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в подборе слов-признаков" по программе "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Тема урока "Упражнение в подборе слов-признаков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klass1.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе. Образовательная программа «Школа 2100».
Упражнение в подборе слов-признаков.
Цели: продолжить наблюдение над словами-признаками,
упражняться в подборе слов-признаков,
развивать умение ставить вопросы к словам-признакам,
устанавливать связь между словами-предметами и словами-признаками,
развивать речь учащихся (подбирать антонимы, синонимы к словам-признакам,
образовывать от слов-предметов слова-признаки),
развивать интерес к русскому языку, как предмету,
воспитывать чувство гордости за наш родной язык, его богатство и красоту,
воспитывать любовь и уважение к своей маме, ко всем людям.
Ход урока:
- Орг.момент. Приветствие гостей.
- Замечательный денек!
Ну а мы начнем урок!
- Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Настроимся с вами на
позитивную волну.
- Постановка темы и цели урока.
- Урок русского языка. Прочитаем хором тему нашего урока: « Упражнение в подборе слов- признаков». Сегодня мы продолжим наблюдение над словами- признаками и будем тренироваться в их подборе.
а) Минутка чистописания.
- Посмотрите на доску, что я сейчас изображаю? ( Волнистую линию) Подумайте, как связана волна со словами- признаками?
-Число и классная работа у нас записаны.
- Изобразите такую линию в своих тетрадях.
б) Постановка проблемы урока.
- Пока вы изображали волнистую линию в своих тетрадях, наша волна пригнала кораблики. Посчитаем их. Почему их 4? ( Слова- признаки имеют 4 основных вопроса). Вспомним эти вопросы.( Проговариваем и вытягиваем кораблики).
- В конце урока вы постараетесь ответить на вопрос: « Для чего нам нужны слова- признаки»?
- Работа по теме урока.
а) Угадывание слова, с которым будем работать на уроке.
- А перед тем, как приступить к работе, отгадайте, что это за слово, обозначающее одушевленный предмет, которое каждый из вас произносит в день сотни раз, но обращается этим словом только к одному, самому близкому человеку? (Мама.)
- А кто из вас помнит, какой праздник отмечается в конце ноября? (День матери.)
- А этой традиции уже 14 лет.
Как видите, мне не случайно захотелось поближе посмотреть на это слово вместе с вами. Мы сегодня еще раз увидим и убедимся, какое оно красивое и важное.
б) Разыгрывание сценки.
- Но, утром я шла в школу и я встретила хорошо нам знакомого Вову Колесникова.
Посмотрите на его выражение лица, подберем его признаки ( лицо какое? хмурое, сердитое, недовольное).
-А знаете, чем он недоволен? Оказывается утром он поссорился с мамой и считает, что он прав. Посмотрите, как это произошло и оцените ситуацию.
Сценка « Мама и Вовочка».
- Сценка « Мама и Вовочка».
Мама: Вовочка, сегодня первое ноября, наступил последний осенний месяц. На улице похоладало, а ты все еще ходишь в легкой курточке и без шапки. Оденься, пожалуйста, потеплее.
Вова: Вот еще! Мне совсем даже не холодно. Не буду я одеваться!
Мама: Но ведь ты можешь заболеть, а я очень переживаю, когда ты болеешь.
Вова: Вон все взрослые ребята так ходят, и ничего. А я что, хуже их что ли? Отстань, мама! Я тоже уже большой! Сам буду решать, как мне ходить!
Мама: Эх, сыночек мой, какой же ты у меня еще маленький и несмышленый. Наверное, только время нас рассудит.
Хорошо поступил Вова? Наша задача убедить его, что он не прав.
-Итак, начинаем.
в) Работа в группах. Составление пословиц о маме. Индивидуальная работа по карточкам.
- О маме написано немало пословиц и поговорок. Сейчас каждая из групп должна собрать пословицу, прочитать ее нам и объяснить смысл. А заодно посмотрите, есть ли в вашей пословице слова- признаки.
Проверка пословиц.
ПРИ СОЛНЫШКЕ СВЕТЛО – ПРИ МАТЕРИ ДОБРО.
У РЕБЕНКА ЗАБОЛИТ ПАЛЬЧИК, А У МАМЫ - СЕРДЦЕ.
НЕТ ЛУЧШЕ ДРУЖКА, ЧЕМ РОДНАЯ МАТУШКА.
- Давайте найдем пословицу, в которой есть слово-признак и запишем ее в тетрадь.
Запись пословицы с орфографической подготовкой.(Выделение опасных мест).
г) Словарная работа.
- Сделаем паузу, немного отдохнем и отгадаем загадки. Постарайтесь запомнить встретившиеся слова-признаки.
1. Я капелька лета Кто любит меня,
На тоненькой ножке. Тот и рад поклониться.
Плетут для меня А имя дала мне
Кузовки и лукошки. Родная землица.
(Земляника.)
2. Круглое, румяное, На тарелку положу,
С дерева достану я «Кушай, мамочка,»- скажу.
( Яблоко.)
3. Красненькая матрешка- беленькое сердечко.
( Малина.)
- Как можно назвать эти слова? (словарные)
Какие орфограммы мы должны вспомнить в этих словах?
Запись слов на доске и в тетрадях в столбик.
- А с каким словом мы еще не знакомы? (Малина.)
- А слышали вы выражение:«Не жизнь, а малина»? (Так говорят о хорошей, привольной жизни).
- А можно ли про вашу жизнь так сказать?
- Можно ли к этим словам подобрать однокоренные слова- признаки? Давайте запишем, при этом устно произнося фразу: «Моя мама»
варит ЗЕМЛЯНИЧНОЕ ВАРЕНЬЕ
готовит МАЛИНОВЫЙ КОМПОТ
печет ЯБЛОЧНЫЙ ПИРОГ
- А сколько еще вкусного готовят наши мамы.
Физминутка.
- А теперь поиграем.
- Я называю слова, если это слово- предмет – поднимаете руки вверх и хлопаете,
Если слово-признак – изображаем волну. Мамочка, нежная, солнышко, дети, ласковая, добрая, лучик, милая, хороший.
д) Развитие речи.
- Пора нашему Вове менять настроение. Давайте еще раз посмотрим на выражение его лица. Какой сейчас Вова?
Злой - добрый
Грубый – нежный, ласковый.
Грустный – веселый, радостный.
- Как мы можем исправить ситуацию? Каким бы хотела его видеть мама?
-А как называются слова с противоположным значением? ( Антонимы)
- А можно ли к словам «Нежный и радостный» подобрать слова, близкие по значению? Как они называются? (Синонимы.)
- Итак, Вова изменил свое настроение, понял что не прав. Как же он может помириться с мамой?
е) Работа с учебником.
- Давайте откроем «Дидактический материал» на с. 28, упражнение 57.
- Что же сделает сейчас Вова? ( Подарит маме цветы.)
- Прочитаем задание.
- Работу вы выполняете самостоятельно. Условие: слова- признаки не должны повторяться.
Мама добрая.
Букет огромный.
Цветы красивые.
Солнце яркое.
Погода чудесная.
Самостоятельная запись в тетради.
-А что нужно сделать, чтобы наш рисунок стал еще веселее? Дома вы разукрасите картинку яркими карандашами.
- А можно ли маму сравнить с солнцем? Какое оно? ( Ясное, светлое, горячее)
- А еще у наших мам самое большое сердце. А в нем лежат маленькие сердечки- это сокровища маминого сердца. Давайте их прочитаем и превратим из слов- предметов в слова- признаки. И еще раз выясним: « Какое же сердце у мамы?»
ЩЕДРОСТЬ
МУДРОСТЬ
НЕЖНОСТЬ
БЕСКОРЫСТИЕ ( не требующее награды)
ВСЕПРОЩЕНИЕ
- У вас на партах лежат маленькие сердечки. Я думаю, что и у вас тоже любящие сердца. Напишите на них самые добрые слова о маме. А в день матери подарите их своим мамам. И нет лучшей награды для мамы- признание в любви ее ребенка.
5. Итог урока. Рефлексия.
- Как мы поработали на уроке? Какие задания вам понравились больше всего? А какое задание вам показалось самым трудным?
- А сейчас ответьте на вопрос, поставленный в начале урока: «Для чего же нам нужны слова- признаки?» Где же мы можем применить эти знания?
Выставление отметок.
- Дорогие ребята, уважаемые гости! Я желаю вам: « Пусть вокруг вас будет удивительным и разным. Чтобы вы сами и окружающие вас употребляли только добрые, красивые и приятные слова- признаки». Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Гостям - за внимание. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование уроков русского языка (2 класс,программа "Школа 2100")
Тематическое планирование...
Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи; -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...
Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100
Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....
Урок русского языка 2 класс Упражнение в подборе слов-признаков.
Урок русского языка 2 класс Упражнение в подборе слов-признаков.Цели: Упражнять в постановке вопросов к словам, обозначающим признак предмета и в подборе слов-признаков. Совершенствовать умение употре...
Конспект урока по русскому языку 2 класс VIII вид тема "Подбор названий действий к названиям предметов. Кто как голос подает?"
конспект урока по русскому языку 2 класс VIII вид....
Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.
На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют алгоритм написания буквы безуд...
Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31
Тема: Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...