Открытый урок "Образование слов при помощи суффиксов"
материал по русскому языку (2 класс) по теме
Открытый урок по русскому языку во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_uroka.doc | 21 КБ |
zadanie_na_urok.doc | 340 КБ |
proekt_uroka.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ урока
Считаю, что цели урока достигнуты. Урок получился результативным, все дети справились с предложенными заданиями и упражнениями, так как при подборе учебного материала учитывала психологические особенности детей и применяла дифференцированный подход.
Положительные результаты урока обеспечили:
- смена одного вида деятельности другим (фронтальные беседы, работа в парах, индивидуальная работа, коллективная работа, самостоятельная работа);
- разнообразные приемы, поддерживающие у детей интерес к учебе;
- доброжелательная обстановка на уроке, постоянная готовность детей помочь другу, способствующие активизации их мыслительной деятельности;
- рациональное распределение времени на уроке.
Оборудование урока и наглядность были подобраны удачно.
Предварительный просмотр:
Происхождение. В глубочайшей древности существовало в праславянском языке слово «ага». От этого «ага» сначала было произведено при помощи суффикса – ода слово «агода», которое затем превратилось в «ягода». Изначально оно имело значение «то, что выросло».
Другой взгляд на происхождение слова: «ягода» образовалось от «яг-« - «щечки» - с помощью суффикса – од. Ягоды названы так потому, что похожи на щечки: по цвету (яркие, румяные, красные), по форме (круглые).
Задание 1. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Красна яг…[т]ка – да на вку[с] г…рька.
Не с каждого цв…[т]ка яг…[т]ка, не всякое дер…во даёт пл…ды.
С одной яг…[т]ки сыт не будешь.
Собирай по яг…[т]ке – наберёшь кузовок.
Задание 2.
Одного поля ягода Это ещё ничего, дальше будет хуже
Это цветочки, а ягодки Поведение одного человека похоже на
будут впереди поведение и поступки другого
Запретный плод Находится под запретом, вызывает
повышенный интерес
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ УРОКА
Предмет, класс: Русский язык , 2 класс «А»
Тема урока: Образование слов при помощи
суффиксов
Программа: УМК под ред. Н.Ф. Виноградовой
«Начальная школа XXI века»
Выполнила учитель начальных классов МОУ СОШ №27 Сормовского района г. Н.Новгорода
Битель Ирина Владимировна
Педагогический стаж 17 лет
Стаж работы учителем начальных классов 16 лет
Дата выполнения: ноябрь 2011 г.
Тема урока: Образование слов при помощи суффиксов
Цель урока:
1. Образовательная – познакомить с новыми суффиксами, ввести термин «суффиксальный способ» образования слов; способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма.
2. Воспитательная – привитие детям любви к родному языку, умение владеть им, совершенствовать свои знания.
3. Развивающая – расширение словаря учащегося, знакомство с новыми словами; развитие речи, мышления, познавательных интересов, интеллекта и эмоций.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование:
- Русский язык (учебник для 2 класса нач. школы в 2-х частях ч.1 С.В.Иванов)
- записи на доске;
- магнитофон;
- кроссворд;
- карточки со словарным словом;
- рисунки «ягоды», «куст ягоды»;
- карточка с упражнением по чистописанию.
Структура урока:
- Организационный момент
- Повторение изученного
- Чистописание
- Словарно-орфографическая работа
- Изучение нового материала
- Закрепление нового материала
- Домашнее задание
- Рефлексия
Организационный момент
-Давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу. Посмотрите на меня. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (веселым, интересным, узнать что-то новое)
Повторение изученного
- Откройте тетради, спишите с доски число, месяц, «Классная работа» (я говорю и показываю на доске)
- Прочитайте написанные на доске слова: (один ученик читает вслух)
дорога
ворона
собака
работа
- Напишите их по системе СУО (слог, ударение, орфограмма)
- Найдите в данных словах общее (Данные слова – имя существительное, словарные слова, ударение на 2 слоге, по 3 слога, во всех словах имеются только твердые согласные)
Минутка чистописания
- Если вы найдете среди данных слов лишнее и назовете признак, с помощью которого вы его нашли, то узнаете тему минутки чистописания.
(работа – безударный гласный «а». Значит, мы будем писать на минутке чистописания букву «а»)
- Определите порядок следования букв в данном ряду:
абп авф агк а….
(строчная «а» чередуется с буквами, обозначающие парные согласные звуки)
- Назовите все парные согласные. Напишите этот ряд букв до конца строки, ориентируясь на алфавит или ленту памяти.
(Дети пишут. Карточку с упражнением по чистописанию даю Хореву, Шишканову, Новикову. Напоминаю о правильной посадке)
Словарно-орфографическая работа
- Приготовила задание, это кроссворд. Вы должны вписать в квадратики 5 слов по горизонтали и легко прочитаете зашифрованное слово по вертикали. Это новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. ( На парте у каждого ученика кроссворд)(Приложение №1).
- Какое получилось слово? (ягода, вывешиваю карточку со словом ягода)
- Какие ягоды вы знаете? (малины, черники, ежевики, клюквы, брусники, голубики, смородины, клубники, земляники, винограда, вишни, черешни, крыжовника, рябины, калины, облепихи, барбариса, кизила, боярышника, морошки, жимолости, арбуза …) Самая крупная ягода – арбуз. Вывешиваю на доску рисунок «ягоды».
- Как вы понимаете слово «ягода»? (Это плод).
- Какой это плод? (сочный, небольшой …)
- Где растут ягоды? (кустарники, полукустарники, трава)
- Скажите полностью, что такое ягода? (ягода это небольшой сочный плод, который растет на кустарниках, травах)
- Если мы обратимся к этимологическому словарю, то узнаем очень интересную информацию об этом слове (показ словаря)
- У каждого из вас на парте находится выписка из этого словаря. Давайте прочитаем.
Происхождение. В глубочайшей древности существовало в праславянском языке слово «ага». От этого «ага» сначала было произведено при помощи суффикса – ода слово «агода», которое затем превратилось в «ягода». Изначально оно имело значение «то, что выросло».
Другой взгляд на происхождение слова: «ягода» образовалось от «яг-« - «щечки» - с помощью суффикса – од. Ягоды названы так потому, что похожи на щечки: по цвету (яркие, румяные, красные), по форме (круглые).
- Прочитаем слово «ягода» орфографически. Как это? (читаю, четко проговаривая каждый звук)
- Прочитайте это слово орфоэпически. Как это? (читаю так, как говорю)
- Различается ли произношение и написание? (да)
- К какой части речи относится словарное слово? (это имя существительное)
- Запишите слово «ягода» в тетрадь и в словарик. (пишу на доске слово)
- Поставьте ударение.
- Определите трудность его написания. (непроверяемый безударный гласный «о»)
- Запомнить написание этого слова нам поможет карточка. (показ, Приложение №2)
- Что изображено на рисунке? (год)
- Повторяем несколько раз: год, год, год … (картинка приподнимается вверх и прочитывается слово год). Затем открывается слово ягода (читаем хором по слогам)
- Какое слово поможет запомнить написание слова «ягода». (год)
- Составим словосочетания со словом «ягода». (ягодный месяц, недозрелая, ароматная, душистая, красная, сушеная, ранняя, последняя … )
-Придумайте предложения с этим словом. (Арбуз - это самая большая ягода. Дети отправились в лес за ягодами).
Физкультминутка «Ягода».
Вот так ягода!
Она соку сладкого полна.
Руку протяните,
Ягоду сорвите.
Стал ветер веточку качать.
И трудно ягодку достать
Присяду, руку протяну
И быстро ягоду сорву.
Ах, какая ягода!
- Со словом ягода имеется довольно много пословиц.
Выполним задание 1 на карточке. Прочитаем пословицы.
Красна яг…[т]ка – да на вку[с] г…рька.
Не с каждого цв…[т]ка яг…[т]ка, не всякое дер…во даёт пл…ды.
С одной яг…[т]ки сыт не будешь.
Собирай по яг…[т]ке – наберёшь кузовок.
Вставьте пропущенные буквы. Спишите одну понравившуюся из пословиц (кто сможет – две).
Проверка выполненной работы. Объяснение написания орфограмм и смысла пословиц.
Со словом ягода есть и фразеологизмы. Задание 2. В левой стороне написаны фразеологические обороты, в правой – значения данных оборотов, но не по порядку. Объясните значение – соединив стрелками.
Одного поля ягода Это ещё ничего, дальше будет хуже
Это цветочки, а ягодки Поведение одного человека похоже на
будут впереди поведение и поступки другого
Запретный плод Находится под запретом, вызывает
повышенный интерес
Проверка.
Изучение нового материала
Найдите однокоренные слова в задании 2. Запишем в тетрадь (ученик у доски).
Ягода, ягодка, ягодина, ягодный, ягодник, ягодница. (Приложение №3)
- Так мы называем маленькую ягоду. Как же это слово образовалось? (-к-)
- Я надела увеличительные очки и вижу не ягоду, а …. (ягодина)
- Как мы назовем куст ягоды? (ягодный)
- Место где растут, выращиваются ягоды (ягодник)
- Как мы назовем сборщика ягод или продавца (разг.) (ягодница)
(В словах выделяем только суффиксы).
- Для чего же служат суффиксы? Прочитайте вслух написанные на доске слова. Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Обоснуйте свою мысль. (Образование слов при помощи суффиксов)
- Все слова образовали при помощи суффиксов. А как можно назвать такой способ образования слов? Кто догадался?
- Сегодня мы продолжим разговор о суффиксах и будем образовывать слова суффиксальным способом.
Физкультминутка
- подготовим пальчики к работе
1,2,3,4,5
Вышли пальцы погулять
- этот пальчик самый сильный
Самый толстый и большой;
- этот пальчик для того ….
Чтоб показывать его;
- этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине;
- этот пальчик безымянный
Он избалованный самый;
- а мизинчик хоть и мал
Очень ловок и удал.
Работа по учебнику
- Учебник страничка 120. Прочитаем правило.
Закрепление материала
- Страничка 120, упр. 2. (по вариантам)
1 вариант 2 вариант
Голос + ист = голосистый Серебро + ист = серебристый
Дети + ск = детский Февраль + ск = февральский
Сад + ов = садовый Береза + ов = березовый
Коллективная проверка
- Страничка 121, упр. 5 (работа в паре)
Дружить + б = дружба
Ходить + б = ходьба
Косить + б = косьба
Стрелять + б = стрельба
(Приложение №4, №5)
Домашнее задание
- Страница 121, упр. 6, правило
Рефлексия
Раздаю листочки «Оцени себя». Включаю музыку.
Оцени себя
И понял, и помог
Понял
Старался понять
Напрасно
Кого из одноклассников тебе было интереснее всего слушать?____________________________________________________________________________________________________________________________
Как ты потрудился на уроке?____
Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Суффикс. Образование новых слов с помощью суффиксов
Цели: 1. показать способ образования новых слов с помощью суффикса; 2. развивать навык выделять суффикс графически...
Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме: «Образование слов с помощью суффиксов»
Конспект урока...
Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».
Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....
Урок русского языка во 2 классе. Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.
Урок русского языка в начальной школе....
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.» учитель начальных классов Тотикова И.Х.
Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова,формировать умения выделять суффиксы в словах,образовывать с помощью суффиксов новые слова.Тип урока: открытие новых знаний.Задачи:...
Урок русского языка в 3 классе. УМК «Школа России». Тема: Суффикс как значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса...
Тип урока: Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыковЦель урока: знакомство с понятием «Суффикс» как частью словаЗадачи: познакомить учащихся с новой зн...
Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."
Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о...