Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме: «Образование слов с помощью суффиксов»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Александрова Ольга Владимировна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_slov.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»                              

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме: «Образование слов с помощью суффиксов»

                                                                          Составил: учитель начальных

                                                                          классов Александрова Ольга      

                                                                           Владимировна.      

                                                               

                                                                                 

2012 г. Октябрь

г. Сергиев Посад


Урок русского языка      

Тема урока: «Образование слов с помощью суффиксов»

Цели урока:

- углубить представление учащихся о словообразовательной роли суффиксов в русском языке;

- развивать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов и разбирать слова по составу;

- обогащать и расширять словарный запас учащихся;

- активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развивать внимание, зрительную память, логическое мышление на основе упражнений; учиться обобщать и делать выводы;

- развивать коммуникативные качества учащихся, учить сотрудничать между собой и с учителем, учиться помогать друг другу.

- воспитывать аккуратность и эстетику оформления письменных работ.


Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Минутка чистописания ( на доске записаны слова: река, кора, кит)

- Определите букву, которую сегодня будем писать. Она находится в корне одного из данных слов и обозначает глухой, парный, мягкий согласный звук.

- Какая эта буква? Обоснуйте свой ответ.

- Правильно. Сегодня мы пишем строчную букву «к» в узелочке и 3 наклонных.

- Назовите слова с непроверяемой гласной в корне на букву «к», запишите их, поставьте знак ударения и подчеркните непроверяемую гласную. (корова, капуста, карандаш)

- Составьте предложение с одним из этих слов (устно)

3. Определение темы и цели урока. Активизация опорных знаний. (на доске карточки со словами: корень, окончание, глагол, суффикс, приставка)

- Прочитайте слова и назовите лишнее слово, обоснуйте свой ответ.

- А какие из этих частей можно объединить в одну группу и почему? (приставка и суффикс – служат для образования новых слов)

- Прочитайте цепочку слов: лисичка, лисица, лисонька, лиса.

- Что общего у этих слов? Чем отличаются?

- А какая часть слова служит для образования новых однокоренных слов?

- Как вы думаете над чем мы сегодня будем работать на уроке и чему будем учиться?

4. Работа над новым материалом.

- Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы, ведь суффиксы – великие труженики. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами, и суффиксы могут придать словам самые разные смысловые оттенки. А какие именно, мы с вами попробуем разобраться вместе.

- Сегодня на уроке мы будем исследователями.

- А кто такие исследователи? Как их можно назвать по-другому?

1) Послушайте стихотворение:

                         Ирочка, Сереженька,

                         Мамочка, Алешенька,

                         Замок, замочек,

                         Свисток, свисточек,

                         Белочка, собачка,

                         Трудная задачка.

- Что интересного заметили в этом стихотворении?

- С помощью какой части слова передается в речи это ласковое отношение?

- Запишем эти слова и выделим суффиксы.

           Ирочка, Сереженька, замочек, задачка.

- Какой можно сделать вывод?

- В каких произведениях часто встречаются ласковые слова?

2) А сейчас я надела увеличительные очки и увидела:

          - не кота-----а котище, не дом----а домище, не большого кота-----а большущего, не длинную змею-----а длиннющую.

- Какие суффиксы встретились в этих словах и какую роль сыграли?

3) Я взяла лимон и попробовала его. Какой он на вкус? (кислый)

      А когда откусила яблоко, то оно было не очень сладкое. А какое? (кисловатое).

                    Горький-……, синий-……, широкий-…..

- Запишите слова и выделите суффикс.

- Какую роль играют суффиксы в этих словах? (оттенок неполноты качества)

Физминутка.

Если я назову слово, которому суффикс придает увеличительное значение, то вы поднимите руки вверх и подтянитесь, если оттенок неполноты качества – вы присядите.

Злющий, мелковатый, большущий, сладковатый, ручища, красноватый, кругловатый, ножища, голубоватый.

- А сейчас вы сами образуете новые слова при помощи суффикса – тель – от слов:

                               Учить - …., читать - …., строить - …., водить - ….

- Какие слова у вас получились? Какую роль здесь выполняет суффикс-тель-?

5. Закрепление материала.

Работа по учебнику.

1.С. 70 упр. 154 (устно)

2.С. 69 упр. 153 (по вариантам)

1в.- выписать слова, которые обозначают маленькие предметы;

2в.- выписать слова, которые обозначают большие предметы и выделить суффиксы.

Взаимопроверка.

3.С.70 упр. 155 (устно)

- Для чего же служат суффиксы?

Вывод:

- Такой способ образования новых слов называется суффиксальным.

6. Включение новых знаний в систему знаний.

а) Подбор однокоренных слов.

- за 1 минуту вы должны подобрать однокоренные слова с разными суффиксами

Отгадайте загадки:

                        1в.  Он слетает белой стаей

                                И сверкает на лету.

                                Он звездой прохладной тает

                                На ладони и во рту.        (снег)

                        2в.   Клейкие почки,

                                 Зеленые листочки.

                                С белой корой

                                Стоит под горой.         (береза)

Самопроверка

б) Работа по развитию речи (работа в парах).

Описать положительного или отрицательного героя (по выбору) в роли которого выступает кот. У детей на партах листочки с началом текста и опорными словами, в которых они делают нужные им пометки.

Зачитываются несколько работ каждого варианта.

7. Рефлексия.

- Что сегодня мы с вами исследовали на уроке?

- Что нового вы открыли для себя?

- Как вы думаете, мы все узнали об этой части слова?

- Какую задачу мы поставим перед собой?

- А сейчас «зажгите» солнышко, если вы хорошо поработали на уроке, и вам понравилось быть исследователями, а если есть сомнения в чем-то, то покажите тучку.

Текст по теме: «Суффикс»

  1. Суффикс – это

О – часть речи,

М – часть слова.

  1. Суффикс служит

М – для связи слов в предложении,

О – для образования новых слов.

  1. Суффикс стоит

О – перед корнем,

Л – после корня.

  1. Суффикс – это

О – изменяемая часть слова,

М – неизменяемая часть слова.

  1. Чтобы найти суффикс в слове надо:

О – изменить форму слова,

Д – подобрать однокоренные слова.

  1. В каких из этих слов есть суффикс:

О – книга,

Е – книжный,

Ц – книжечка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме: "НЕ С ГЛАГОЛАМИ" с элементами ФГОС

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме: "НЕ С ГЛАГОЛАМИ" с элементами ФГОС....

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме" Имя существительное"

Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Полтавская Ирина Юрьевна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном» }  Цель урока: 1. Проверять знания ...

Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме" Имя существительное"

Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Полтавская Ирина Юрьевна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном» }  Цель урока: 1. Проверять знания ...

Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме "Обобщение по теме "Местоимение""

Конспект урока русского языка в 4 классе с применением технологии сотрудничества.Урок по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России" к учебнику Канакиной. Урок разработан в соответстви...