конспект урока по русскому языку 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 Ирина Ивановна Иванова

Урок повторения и закрепления знаний об имени существительном как части речи. Цель урока - развитие орфографической зоркости, логического мышления, умения сравнивать, делать выводы. Воспитывать самостоятельность, активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_3_klass.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Саныяхтахская СОШ»

Олекминского района

Республика Саха (Якутия)

Урок русского языка

3 класс

                            Учитель начальных классов

Иванова Ирина Ивановна

МОУ «Саныяхтахская СОШ»

Олекминского района

Республика Саха (Якутия)

2009-2010 уч.г.        

 

                                                                       

Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Цель: Повторить и закрепить знания об имени существительном как части речи. Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы. Воспитывать самостоятельность, активность.

Ход урока

  1.  Орг. момент: Здравствуйте, дети. К нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь, посмотрите. А сейчас начинаем работу.  Мы с вами прошли большую тему. Вспомним, про что мы говорили на прошлых уроках?

Дети: Про имя существительное.

Уч.: Правильно. Сегодня мы повторим все, что знаем об имени существительном. Открыли тетради, пропустили 2 строчки. Записываем число. Четвертое февраля. Классная работа. Как всегда, начало урока мы уделим чистописанию. Сегодня я предлагаю вам отгадать загадку.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Наконец-то ты пришла

К нам волшебница ...

Дети: Зима

Уч.: Молодцы. Ребята, а  февраль какой по счету месяц зимы?

Дети: Последний

Уч.: Запишите соединение заглавной З и строчной з – Зз,Зз, зима.

Подберем имена существительные  относящиеся к зиме. (холод, стужа, метель, снег, вьюга и т.д.)  Определим их род (спрашивать детей по очереди). Как определили?

 В каком они числе?

Дети: В единственном.

Уч.: Как сделать, чтобы они стали во множественном числе?

Ответ детей

2.) Самостоятельная работа детей.

Уч.: Сейчас будем работать по карточкам.

1.

Вставь  пропущенные буквы и подчеркни существительные мужского рода, отвечающие на вопрос что?

       а                  о                        и                е                            п                     а          

Рад - сть         к - стер          вет - р           н - бо                 ду  -         цыплен - к

       о                  а                       е                 и                            б                      о                                                                      

2.

   Вставь пропущенные буквы и подчеркни существительные мужского рода, отвечающие на вопрос кто?

       а                  о                        и                е                         п                         а          

Рад - сть         к - стер          вет - р           н - бо               ду  -           цыплен - к

       о                  а                       е                 и                          б                        о

3.

Вставь  пропущенные буквы и подчеркни существительные женского рода, отвечающие на вопрос кто?

                д                а                       и                  и                   а                   о

муравье  -         ласт - чка       библ - отека      с - стра         с - сна      баб - чка

                 т               о                       е                  е                    о                   а

4.

Вставь  пропущенные буквы и подчеркни существительные женского рода, отвечающие на вопрос что?

               д               а                       и                  и                    а                   о

муравье -        ласт - чка       библ - отека       с - стра         с - сна      баб - чка

          т               о                       е                   е                   о                    а

                                           

А теперь проверим работу соседа. Возьмите свои карточки, посмотрите все ли правильно. Не ошиблись?  В чем ошиблись?

3.) Работа у доски.

Я прочитаю вам слова, внимательно послушайте. Песок, кошка, дом, мальчик, небо, дочь, школа, ученик. Что вы можете сказать про эти слова.

Дети:  Это имена существительные мужского рода, женского рода, среднего рода.

Уч.: Что еще можно про них сказать?

Дети: Это одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Уч.: На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные?

Дети: На вопрос - Кто?

На  какой вопрос отвечают неодушевленные имена существительные?

Дети: На вопрос - Что?

Уч.: Сейчас поработаем у доски. Будем записывать слова  в 2 столбика. Какие вопросы нужно записать? К доске выйдут Андрей и Таня. Андрей записывает одушевленные, а Таня неодушевленные имена существительные. Я диктую, а вы пишите. Остальные работаем в тетради.

А теперь придумайте сами по 2 слова  к каждому столбику и запишите. Проверяем ваши слова. Есть ошибки, нет? Садитесь, молодцы.

Физминутка

Имя существительное

Очень удивительное

На вопрос кто? и что?

Отвечать оно должно!

Если слово будет отвечать на вопрос кто?-  поднимаем руки, если на вопрос что? - руки вперед, если встретятся  другие слова – приседаем.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый, брат, обед, играть.

4.) Самостоятельная работа детей

 Работа с карточками. Устная проверка. Дети зачитывают свои ответы.

1.

Вставь  пропущенные буквы и подчеркни существительные среднего рода, отвечающие на вопрос что?

 д_кабрь         утро            д_тя            ч_довище             п_ченье            _кно

2.

Вставь  пропущенные буквы и подчеркни существительные среднего рода, отвечающие на вопрос кто?

д_кабрь         утро            д_тя            ч_довище             п_ченье            _кно

3.                                                                          

Подчеркни существительные во множественном числе

 мастера        буквы             город             театр              парта             окна  

      Работа по учебнику с.52 упр.2.

5.)  Работа с доской.

Уч.: Смотрим на доску. Что вы можете сказать про эти слова. 

1. Писатель, сапожник, водитель.

2. Ягненок, котенок, мышонок.

3. Ванечка, Машенька, Славик.

4. Ежиха, лосиха, ослица.  

5. Ельник, коровник, телятник.

6. Скалолаз, водовоз, пылесос.

Дети: Здесь записаны слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;  названия людей по их профессиям, занятиям; названия животных и их детенышей; сложные слова.

Уч.: Нужно добавить по одному слову в каждую группу. Молодцы.

Значит, к какому выводу мы пришли?

Дети: Имена существительные могут образоваться от основ существительных и глаголов с помощью суффикса.

Уч.: Молодцы.

6.) Самостоятельная работа детей 

А теперь работаем на карточках.

Распредели данные  слова по колонкам таблицы

 Торт,  кот, сестра, сын,  утро,  сон,  чудо,  мама, буквы,  город,                     театры, море,  окна, мастера,  парта, радуга,  костер, дитя, бабочка,  папа, декабрь, чудовище,  окно, собака, пчелы, конь, дерево

                                                                                                 

Одушевленные

Неодушевленные

Мужской  род

Женский  род

Средний  род

Множественное число

                                         

Физминутка

Мы вьюги, метели, бураны (качаем руками)

Кружиться мы с вами не прочь (покружиться на месте)

Завоем, завьюжим, заснежим (взмахи руками)

Мы кружимся день и ночь.(покружиться на месте)

 

Работа с учебником с.53  упр.4

7.) Итог урока.

Уч.: -  Чему учились на уроке? Было ли интересно? Что было труднее всего? Легче всего? Какие имена существительные нас окружают? Приведите примеры. Молодцы. Хорошо работали сегодня……

(выставление оценок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....