Урок русского языка. Правописание приставок и предлогов.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
1) учить различать приставки и предлоги на письме; систематизировать знания о составе слова; развивать умение разбирать слова по составу;
2) развивать орфографическую зоркость; фонематический слух; умение анализировать и выделять главное; развивать речь, мышление;
3) воспитывать интерес к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 3-м классе по теме:
«Правописание приставок и предлогов».
Цели:
1) учить различать приставки и предлоги на письме; систематизировать знания о составе слова; развивать умение разбирать слова по составу;
2) развивать орфографическую зоркость; фонематический слух; умение анализировать и выделять главное; развивать речь, мышление;
3) воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: изографы, алгоритм сравнения предлогов и приставок, карточки со словами, иллюстрация петуха, толковый словарь Ожегова, словарь В.И.Даля.
Ход урока
- Организационное начало урока.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
2. Минутка чистописания.
п / г / п / г / пе пу пы по оп ып еп
3. Словарная работа.
а) Работа с изографами.
- Расшифруйте изографы. Произнесите орфографически. (Воробей, ворона, петух.)
- Какое слово лишнее? Почему? (Петух, т.к. домашняя птица, два слога, начинается с буквы “П”)
- Что знаете об этой птице?
б) Работа со словарями.
Из словаря В.И.Даля: “петух” - кочет, кочеток.
Первые петухи - полночь, вторые - до зари, третьи – заря.
- Когда так говорят: петушонок, петушина, петушища? (Плохой петух; большой, видный, красивый петух.)
- Какая морфема внесла оттенки словам?
(Суффикс.)
- Запишите слова, выделите корень и суффиксы.
- Когда так говорят: “Ну и петух!”?
(О человеке-забияке, драчуне, задорном.)
- Что означает слово “петушить”?
(Дразнить, сердить, задорить.)
- А “петушиться”? (Горячиться, храбриться, лезть в спор, драку.)
в) Работа с пословицей.
Чем петушиться, лучше помириться.
- Как понимаете данную пословицу?
- Запишите слово “петух” вертикально. Подберите словарные слова, начинающиеся
с этих букв.
портфель
ещё
тетрадь
ученик
хорошо
Запишите, поставьте ударение, подчеркните опасные места.
4. Актуализация знаний.
(На доске 2 столбика слов)
(до)бежал | (до)леса, |
(за)шёл | (за)другом |
(от)кусил | (от)пирога |
- Прочтите слова. Что заметили? (Есть одинаковые приставки и предлоги)
- Запишите, раскрывая скобки.
(1 вариант - слова с приставками, 2 вариант - с предлогами.)
5. Постановка проблемы.
ПРОБЛЕМА! Как отличать приставки от предлогов? Этому мы будем учиться сегодня на уроке. (На доске план сравнения.)
6. Сравнение приставок и предлогов. Наблюдение.
- Что знаете о приставках?
Перед корнем есть приставка.
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова.
- Что знаете о предлогах?
Нет ниточки связать слова?
Предлог поможет нам всегда!
С глаголом рядом не стоит,
Писать с пробелом нам велит!
- Составление таблицы по алгоритму
Предлог | Приставка |
1 отдельное слово | 1 часть слова |
2 морфология | 2 словообразование |
3 пишу раздельно | 3 пишу слитно |
4 не употребляется с глаголами | 4 с разными частями речи |
5 для связи слов | 5 образует новые слова |
7. Работа с правилом.
- Попробуйте самостоятельно сформулировать правило: чем приставки отличаются от предлогов.
- Прочитайте правило на с.87. Чему оно учит?
(Правописание приставок и предлогов со словом.)
- Сравните это правило с вашим вариантом.
- Что такое приставка? предлог? Отсюда и определяется их правописание.
- Как отличать приставки и предлоги?
- Вот и на рисунке вы видите петухов и кур.
Они похожи, но в то же время разные. Сидят в разных клетках. Так и приставки с предлогами: похожи, но разные и пишутся по-разному.
8. Упражнения в разграничении приставок и предлогов.
1) с.87 ,упр.139.Алгоритм выполнения:
а) читаю предложение.
(С) крыши (с)бросили снег.
- Чтобы правильно раскрыть скобки, надо определить, где приставка, а где предлог.
Б) (С)крыши – попробуйте поставить между “с” и словом дополнительное слово :
с (высокой) крыши. Значит “с” - предлог, пишу раздельно.
в) (С)бросили – то сделали? Это слово-действие (глагол). Значит, это приставка. У глаголов нет предлогов. Пишу слитно. Приставку выделяю.
г) Подчёркиваю опасные места в словах и между словами.
2) Диктант с подготовкой. Выполняется по алгоритму.
3) Игра “Угадай сказочного героя”.
- Как называют Кощея в русских сказках? (Бессмертный.)
- Этот мальчик был так мал, что умещался в кармане. (Мальчик с пальчик.)
- Главный герой сказки-повести Носова. (Незнайка.)
9. Итог урока.
Что нового узнали о приставках и предлогах?
Как отличить приставки от предлогов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку "Правописание приставок и предлогов"
Формировать умение отличать предлог от приставки; формировать навыки их правильного написания....
Урок русского языка "Правописание приставок, суффиксов и предлогов"
Урок русского языка в 3 классе...
Урок русского языка "Правописание приставок и предлогов"
Представлена технологическая карта урока русского языка...
Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов"
Цель:Создание условий для изучения новой темы и первичного закрепления....
Разработка урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов". 3 класс. Школа России.
Данный урок был разработан и проведен в рамках методического дня "школа -центр патриотического воспитания учащихся школ района"....
Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов", 2 класс
Рекомендуется учителям начальных классов....
Конспект урока русского языка "Правописание приставок и предлогов"
Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами....