Урок русского языка. Правописание приставок и предлогов.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Умерова Виктория Султанбековна

1) учить различать приставки и предлоги на письме; систематизировать знания о составе слова; развивать умение разбирать слова по составу;
2) развивать орфографическую зоркость; фонематический слух; умение анализировать и выделять главное; развивать речь, мышление;
3) воспитывать интерес к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 3-м классе по теме:

«Правописание приставок и предлогов».

Цели:

1) учить различать приставки и предлоги на письме; систематизировать знания о составе слова; развивать умение разбирать слова по составу;

2) развивать орфографическую зоркость; фонематический слух; умение анализировать и выделять главное; развивать речь, мышление;

3) воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: изографы, алгоритм сравнения предлогов и приставок, карточки со словами, иллюстрация петуха, толковый словарь Ожегова, словарь В.И.Даля.

Ход урока

  1. Организационное начало урока.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

2. Минутка чистописания.

п / г / п / г / пе пу пы по оп ып еп

3. Словарная работа.

а) Работа с изографами.

- Расшифруйте изографы. Произнесите орфографически. (Воробей, ворона, петух.)

- Какое слово лишнее? Почему? (Петух, т.к. домашняя птица, два слога, начинается с буквы “П”)

- Что знаете об этой птице?

б) Работа со словарями.

Из словаря В.И.Даля: “петух” - кочет, кочеток.

Первые петухи - полночь, вторые - до зари, третьи – заря.

- Когда так говорят: петушонок, петушина, петушища? (Плохой петух; большой, видный, красивый петух.)

- Какая морфема внесла оттенки словам?

(Суффикс.)

- Запишите слова, выделите корень и суффиксы.

- Когда так говорят: “Ну и петух!”?

(О человеке-забияке, драчуне, задорном.)

- Что означает слово “петушить”?

(Дразнить, сердить, задорить.)

- А “петушиться”? (Горячиться, храбриться, лезть в спор, драку.)

в) Работа с пословицей.

Чем петушиться, лучше помириться.

- Как понимаете данную пословицу?

- Запишите слово “петух” вертикально. Подберите словарные слова, начинающиеся

с этих букв.

портфель

ещё

тетрадь

ученик

хорошо

Запишите, поставьте ударение, подчеркните опасные места.

4. Актуализация знаний.

(На доске 2 столбика слов)

(до)бежал

(до)леса,

(за)шёл

(за)другом

(от)кусил

(от)пирога

- Прочтите слова. Что заметили? (Есть одинаковые приставки и предлоги)

- Запишите, раскрывая скобки.

(1 вариант - слова с приставками, 2 вариант - с предлогами.)

5. Постановка проблемы.

ПРОБЛЕМА! Как отличать приставки от предлогов? Этому мы будем учиться сегодня на уроке. (На доске план сравнения.)

6. Сравнение приставок и предлогов. Наблюдение.

- Что знаете о приставках?

Перед корнем есть приставка.
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова.

- Что знаете о предлогах?

Нет ниточки связать слова?
Предлог поможет нам всегда!
С глаголом рядом не стоит,
Писать с пробелом нам велит!

- Составление таблицы по алгоритму

Предлог

Приставка

1 отдельное слово

1 часть слова

2 морфология

2 словообразование

3 пишу раздельно

3 пишу слитно

4 не употребляется с глаголами

4 с разными частями речи

5 для связи слов

5 образует новые слова

7. Работа с правилом.

- Попробуйте самостоятельно сформулировать правило: чем приставки отличаются от предлогов.

- Прочитайте правило на с.87. Чему оно учит?

(Правописание приставок и предлогов со словом.)

- Сравните это правило с вашим вариантом.

- Что такое приставка? предлог? Отсюда и определяется их правописание.

- Как отличать приставки и предлоги?

- Вот и на рисунке вы видите петухов и кур.

Они похожи, но в то же время разные. Сидят в разных клетках. Так и приставки с предлогами: похожи, но разные и пишутся по-разному.

8. Упражнения в разграничении приставок и предлогов.

1) с.87 ,упр.139.Алгоритм выполнения:

а) читаю предложение.

(С) крыши (с)бросили снег.

- Чтобы правильно раскрыть скобки, надо определить, где приставка, а где предлог.

Б) (С)крыши – попробуйте поставить между “с” и словом дополнительное слово :

с (высокой) крыши. Значит “с” - предлог, пишу раздельно.

в) (С)бросили – то сделали? Это слово-действие (глагол). Значит, это приставка. У глаголов нет предлогов. Пишу слитно. Приставку выделяю.

г) Подчёркиваю опасные места в словах и между словами.

2) Диктант с подготовкой. Выполняется по алгоритму.

3) Игра “Угадай сказочного героя”.

- Как называют Кощея в русских сказках? (Бессмертный.)

- Этот мальчик был так мал, что умещался в кармане. (Мальчик с пальчик.)

- Главный герой сказки-повести Носова. (Незнайка.)

9. Итог урока.

Что нового узнали о приставках и предлогах?

Как отличить приставки от предлогов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Правописание приставок и предлогов"

Формировать умение отличать предлог от приставки; формировать навыки их правильного написания....

Урок русского языка "Правописание приставок и предлогов"

Представлена технологическая карта урока русского языка...

Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов"

Цель:Создание условий для изучения новой темы и первичного закрепления....

Разработка урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов". 3 класс. Школа России.

Данный урок был разработан и проведен в рамках методического дня "школа -центр патриотического воспитания учащихся школ района"....

Конспект урока русского языка "Правописание приставок и предлогов"

Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами....