Интегрированный урок русского языка и чтения. Тема: С.Есенин «Берёза». Упражнение в проверке безударных гласных.
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

На примере стихотворения С.Есенина "Берёза" проводятся упражнения в правописании безударных гласных в корне слова и способах их проверки, в умении подбирать проверочные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka_i_chteniya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Алчинская СОШ»

Интегрированный урок

русского языка и чтения.

Тема: С.Есенин «Берёза».

Упражнение в проверке

безударных гласных.

                                                                                  Выполнила: учитель 2 класса

                                                                                       МБОУ «Алчинская СОШ»

                                                                                              Красноярского района

                                                                                              Астраханской области

                                                                   Ахмеджанова Салихат Кадиржановна.

                                                     

2011г.

  Тема: С.Есенин «Берёза».

             Упражнение в проверке безударных гласных.

  Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки,

  формирование умений обосновывать написание слов,

  распознавать орфограммы,

  развитие творческого воображения учащихся,

  воспитание любви к родной природе.

Ход урока.

  1. Постановка цели урока.

  1. Вступительная беседа.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925) – Русский поэт, перу которого принадлежат замечательные стихотворения. Очень многие свои стихи он посвящал изображению родной природы.

 «Берёза» - это первое стихотворение, которое он посвятил детям. Оно было написано в 1914году. В этом стихотворении поэт, восхищаясь берёзой в зимнем наряде, хотел показать красоту природы. Образ берёзы становится у поэта символом Родины. Вот почему так названо стихотворение.

(Ученица читает наизусть художественное стихотворение)

3.Словарная работа.

 На доске записано предложение:

Берёза снегом (укрылась, накрылась, принакрылась)

  1. Выберите наиболее точное слово для того, чтобы закончить предложение.

Укрыться – закрыться со всех сторон,

накрыться – закрыться сверху снегом,

принакрыться – слегка накрыться.

 - Почему вы так считаете?

  -Вспомните, как красива берёза «под снегом».

Попробуйте описать её (с опорой на картину).

  -Какие краски вы будете использовать? Почему?

4.Выразительное чтение стихотворения учителем.

  а) – В какое время года поэт изобразил берёзу? (Зимой.)

- Какой увидел зимнюю берёзу автор?

- Почему она привлекла его внимание, вызвала у него удивление и восхищение?

  б) Повторное чтение стихотворения.

5. Работа над содержанием.

 -Какое время суток рисует С. Есенин? (Утро)

 -Почему? Какие слова и выражения указывают на это? Найдите их в тексте. (Белая, принакрылась снегом, серебром, снежинки, в сонной тишине, заря)

 -Солнечное утро или пасмурное?

( Солнечное. «Горят снежинки в золотом огне».)

 -Как занимается заря?

(«Лениво»)

 -Почему автор так говорит?

( Потому что зимой  ночи  длинные, а  дни  короткие. Трудно новому дню  победить ночь, поэтому солнце  восходит осторожно, не «торопясь».)

 -С чем сравниваются снежинки?

( С серебром, снегом)

 -А ветви берёзы?

 ( С каймой, кистями, бахромой)

 -Почему?

 -Как вы думаете, почему С.Есенин  говорит о берёзе принакрылась снегом, распустились кисти? 

( Поэт одушевляет берёзу, саму природу – чудесную мастерицу, создательницу красоты.)

 -Что является  главным предметом повествования?

 ( Берёза)

 -Найдите строчки,  в которой говорится о ней, её зимнем наряде, цвете.

(Белая берёза, принакрылась снегом, точно серебром, горят снежинки в золотом огне.)

-Какое слово употреблено автором три раза?

 ( Слово «белый»)

- Как вы думаете,  почему он это сделал?

 (Чтобы показать именно зимнюю берёзу, в её белом наряде.)

6. Чтение стихотворения учащимися.

 -Перечитаем ещё раз стихотворение и подумаем, какие звуки чаще  всего встречаются в тексте.

 ( Звуки а, о, э.)

 Они звучат долго, придавая певучесть, плавность произведению.

 При самостоятельном чтении выделяйте слова: берёза, кисти, снежинки, ветки, заря, так как они создают общий план стихотворения.

 Не забывайте в конце предложения делать паузы.

 Читайте неторопливо, мелодично.

7. Упражнение в проверке безударных гласных.

 Запишем основные темы и выражения для их раскрытия.

 - Слова снегом, снежинки. Какое из данных слов является проверочным? (Снегом.)

 - Подберите однокоренные слова к слову берёза. Запишите их.

 ( Берёзовый, березняк, подберёзовик.)

 - К слову снежинки.

 ( снежный,  снеговик, подснежник, снежок, снег.)

 - К слову белый.

 ( Белеет, побелка, белизна).

 -К слову окном.

 ( Оконный, подоконник.)

  Выделите корень и гласную в корне.

  На основе подбора однокоренных слов и выделения общей части сделаем вывод: безударную гласную нужно проверять. Следует подобрать проверочное слово, чтобы гласная в корне стояла под ударением.

 8. Итоги урока.

  1. Как следует проверять безударную гласную в корне слова?
  2. Чем стал для С.Есенина образ берёзы?

 9. Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Берёза», упр.№223.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».

Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...

Конспект урока русского языка во 2 классе "Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные"

УМК "Школа России". Авторы учебников: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Урок построен в свете требований ФГОС....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов"

Цели урока: учить проверять безударные гласные в корне слова; совершенствовать умение подбирать и записывать однокоренные проверочные слова; учить обозначать орфограмму графическиПланируемые результат...

Открытый урок по русскому языку во 2 «В» классе. Тема: Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов.

Цель: учить проверять безударные гласные в корне слова; совершенствовать умение подбирать и записывать однокоренные прилагательные; пользоваться толковым и этимологическим словарями.Планируемые резуль...

Разработка урока по русскому языку в коррекционном 4 классе по теме «Упражнения в написании безударной гласной в корне».

Разработка урока по русскому языку в коррекционном классе по теме "Упражнения в написании безударной гласной в корне" Цели урока1. Образовательные:Ø  формирование навыков проверки безударной...

Конспект урока русского языка во втором классе по теме: "Ознакомление со способами проверки безударных гласных в корне слова"

Данная тема является одной из "сквозных" тем в русском языке начальной школы, поэтому ей уделяется особо пристальное внимание. Необходимо у учащихся расширить представления о способах подбор...

Урок русского языка в 4 классе. Объяснение значения слова, как способ проверки безударных гласных

Умение проверять безударную гласную в корне слова, зная его значение....