Конспект урока русского языка во 2 классе "Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные"
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме
УМК "Школа России". Авторы учебников: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Урок построен в свете требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus._yaz_2_kl._bezudarnye_glasnye.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Учебный предмет: русский язык
Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Тема урока: Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые гласные.
Цели урока:
создать условия для формирования навыков грамотного безошибочного письма, развития устной и письменной речи через решение орфографических задач, использование проблемных ситуаций, занимательного материала.
Личностные УУД: (Л.)
- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-осознание практической значимости изучаемого материала;
-освоение роли ученика (прилежание, самостоятельность, терпение, аккуратность).
Познавательные УУД: (П.)
-освоение способов решения проблем поискового характера;
-овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений;
-поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, моделирование;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД: (Р.)
-организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно и того, что неизвестно, постановка учебной задачи, планирование и контроль, коррекция и оценка, саморегуляция;
-понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;
-использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и задач;
-ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности
Коммуникативные УУД: (К.)
-участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями,
-организация деятельности в парах, группах, готовность слушать собеседника и вести диалог;
-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карточки для кластера, карточки для групповой работы и работы в парах, цветные сигналы для обратной связи, презентация
Ход урока:
I Организационный момент.
Цель: создать атмосферу психологической комфортности.
УУД:
Л.: освоение роли ученика (внимательность, прилежание, самостоятельность, терпение).
Р.: ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.
Дети отвечаю хором
Вы умные? (умные)
Вы дружные? (дружные)
Вы внимательные? (внимательные)
Вы старательные? (старательные)
Вы учиться любите? (любим)
- Пожелайте себе успехов, скажите: «Я буду внимательным! Я буду старательным! Я буду думать, размышлять и у меня все получится!»
II Актуализация изученного.
Цель: подготовить к активной учебно-познавательной деятельности.
УУД:
Л.: освоение роли ученика (прилежание, самостоятельность, терпение, аккуратность.
П.: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.
Р.: ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности;
овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений.
К.: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями.
1. Чистописание (Упражнение для осанки – мешочек на голове)
На доске буквы я м и а ы
-Предложите задание для минутки чистописания.
Возможные задания:
-Какой общий элемент? (прямая наклонная линия с закруглением вправо)
-Напишите буквы, выделяя этот элемент зеленым цветом.
-Запишите буквы в алфавитном порядке. (а и м ы я)
-Какая буква лишняя и почему?
-Составьте слово (яма, имя)
-Подчеркните те, которые получилось написать правильно, красиво.
III Мотивирующее введение в тему урока.
Формулирование темы урока. Постановка целей.
Цель: вовлечь обучающихся в процесс активного взаимодействия по реконструкции ранее изученного материала, содействовать определению детьми темы и задач урока.
Л.: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
П.: рефлексия способов и условий действия;
освоение способов решения проблем поискового характера;
овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений;
Р.: организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно и того, что неизвестно, постановка учебной задачи, планирование и контроль, коррекция и оценка;
понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале.
К.: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями;
организация деятельности в парах, группах, готовность слушать собеседника и вести диалог;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
1. Схема на доске (часть кластера)
Гласные бывают …
□
□ □
Дети выбирают ударные и безударные.
-Как вы думаете, мы будем работать с ударными гласными или с безударными? Почему?
(С безударными, т.к. ударные не вызывают сомнений) (слайд)
-Для чего работать с безударными гласными? (писать без ошибок)
2. Сведения о языке.
-Как мы называем опасное место в слове, когда сомневаемся в написании?
Прочтите сообщение мудрой совы (с.109)
3. Работа в парах. (карточки)
-Разделить слова на две группы. Подчеркните красным карандашом слова первой группы, синим – слова второй группы.
Петух, лисица, слоны, заяц, корова, стрижи, медведь, зверьки
петух лисица
заяц слоны
корова стрижи
медведь зверьки
Возникнет затруднение, т.к. дети будут пытаться разделить на диких и домашних животных, на зверей и птиц. Выход из затруднения в слове «зверьки»
Один из вариантов на слайде 1 (проверяемые и непроверяемые безударные гласные)
- По какому признаку разделены слова? Дополните тему урока.
- Проверяемые и непроверяемые безударные гласные (Слайд 2)
IV Работа по теме урока. Развитие орфографических умений
Цель: определить уровень усвоения материала, приступить к устранению типичных ошибок. Создать условия для самостоятельного применения знаний и способов действий.
Л.: осознание практической значимости изучаемого материала.
П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Р.: организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно и того, что неизвестно, постановка учебной задачи, планирование и контроль, коррекция и оценка, саморегуляция;
понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;
использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и задач;
К.: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями.
1. Словарная работа по вариантам. (Слайд 3)
-Выпишите слова с непроверяемой безударной гласной по вариантам:
С.рока, пч.ла, с.нтябрь, ябл. ня, в.тер, с.хар, б.реза, с. бака, л.гушка, сл.ниха, н.ябрь, р.бята.
1.в - о
2.в – е
Взаимопроверка по словарю.
-Что нужно знать для работы со словарем? (алфавит)
Обратная связь – цветные сигналы.
Зеленого цвета – работа выполнена без ошибок,
желтого – 1 ошибка,
красного – 2 и более ошибок.
2. Знакомство с новым словом (Слайд 4)
Эта ягодка лесная
Нам лекарство заменяет –
Если вы больны ангиной
Пейте на ночь чай с …
(малиной)
-Вы ученые. Подумайте, почему малину назвали малиной?
Чтение рубрики «Странички для любознательных» с. 106
-Составьте и запишите предложение с этим словом. Напоминание: вызывает сомнение буква на конце слова или не можешь проверить поставь точку. Например, лета.т.
VI Физминутка для глаз (слайд 5)
3. Работа с опорными словами к правилу. На слайде 6 слова:
Безударная
Сомнение
Слабая
- Подберите антонимы. Что такое антонимы?
Дети подбирают слова
Ударная
Уверенность
Сильная
-Сформулируйте правила по опорным словам.
(Вариант: Безударная гласная вызывает сомнение, т.к. стоит в слабой позиции.
Нужно сделать безударную ударной, чтобы писать уверенно, т.к. она будет в сильной позиции.)
- Проверь, работает ли составленное тобой правило? Приведи пример.
Если буква гласная вызвала сомненье,
Ты немедленно ее ставь под ударенье.
-Какими способами?
(уменьшительно-ласкательное значение, один-много, много-один, слово «нет», подобрать однокоренное слово)
- Что поможет подобрать однокоренные слова? (корень)
4. Игра «Третий лишний» (слайд 7)
-Какие слова называют однокоренными?
Три ученика получают индивидуализированные задания: подобрать однокоренные слова с корнем –лес-, с корнем -лет- и с корнем -смел-.
-Какое слово лишнее и почему?
Лесник летит храбрец
Леска летчик смельчак
Лесной летний смелость
Три ученика читают составленные ряды однокоренных слов.
5. Комментированное письмо
- Вспомним алгоритм
Безударная гласная …
Проверочное слово …
Пишу …
Кр.кун, сл. варь, м.ха, к.рмить, л.ства, хв.стун, д.ньки, р.док.
-В парах подберите 3 слова с этой орфограммой, запишите.
VII Обобщение и систематизация изученного
Цель: создать условия для решения орфографических задач по формированию навыка грамотного безошибочного письма.
Л.: осознание практической значимости изучаемого материала.
П.: овладение логическими действиями анализа, классификации, установления аналогий, построение рассуждений;
поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, моделирование;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Р.: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;
использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и задач;
ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.
К.: организация деятельности в парах, группах, готовность слушать собеседника и вести диалог;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Работа в группах (карточки и слайд 8)
-Кто написал предложения, Знайка или Незнайка? Почему?
-Предложите задание. Выстройте алгоритм исправления ошибок.
?
Способ проверки
проверяемая непроверяемая
словарь
- опасное место с безударной гласной,
- изменение слова или подбор однокоренных слов
- выбор орфограммы (проверяемая или непроверяемая)
- применение способов проверки или словарь
Знайка премой дарожкой бижит, а Незнайка на пичи лижит.
Незнайка многому удевляется.
Обсудите, как понимаете смысл пословиц.
-Как понимаете смысл пословиц?
-Найдите ошибки. Подберите проверочные слова. Если слово нельзя проверить, вспомните какую непроверяемую гласную напишите. В случае затруднения обратитесь к словарю.
-Обсудите, как понимаете смысл пословицы?
-Подберите свою пословицу.
(Ученье - свет, а неученье – тьма.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Делу – время, потехе – час.)
Проверка по эталону. (Слайд 9) Доказательство – проверочное слово. Обратная связь – цветные сигналы.
VIII Итог урока. Рефлексия
Цель: создать условия для самооценки обучающимися своих учебных действий.
Л.: осознание практической значимости изучаемого материала
Р.: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;
ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.
-Чему учились?
-Выберите знак. (слайд 10)
Если:
! Хорошо знаю тему, могу объяснить другому.
. Знаю, но объяснить не могу.
? Не уверен в своих знаниях. Нужна помощь.
IX Д.з
Те кто поставил ! с.109 упр. 173, . и ? с .108 упр. 172
Самоанализ урока:
Содержание урока обеспечивает достижение планируемых результатов изучаемой темы, создает основу для успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Используемые методы обучения (проблемный, метод кластерного подхода, рефлексии, обратной связи) позволяют реализовать поставленные цели урока. Форма познавательной деятельности обеспечивает сотрудничество учителя с обучающимися, сотоварищество, включение каждого ученика в деятельность. Формирование УУД достигается посредством решения учебных задач, создания проблемных и поисковых ситуации на каждом этапе урока.
На уроке используются элементы здоровьесберегающего, личностноориентированного, дифференцированного обучения. Идет опора на жизненный опыт учащихся. Материал урока нацелен на практическое овладение умением различать в речи и писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными; на развитие умения сравнивать, анализировать, выделять главное, аргументировать, делать выводы; на воспитание интереса и любви к русскому языку.
Создаются условия для самостоятельной постановки темы урока, целеполагания, планирования, контроля и самоконтроля, рефлексии.
В ходе урока использованы фронтальная, парная, групповая, самостоятельная формы работы.
Спланирована обратная связь.
Данный урок рок вооружил обучающихся знаниями и умениями, вызвал искренний интерес, обеспечил достаточную полноту и качество формирования УУД.
Приложения к уроку:
1. Презентация.
2. Карточка для работы в парах:
Разделить слова на две группы.
Подчеркните красным карандашом слова первой группы, синим – слова второй группы.
Петух, лисица, слоны, заяц, корова, стрижи, медведь, зверьки.
3. Карточки для индивидуализированного задания:
Поддери однокоренные слова с корнем –лес-.
Поддери однокоренные слова с корнем -лет-.
Поддери однокоренные слова с корнем -смел-.
4. Карточка для работы в группах.
Знайка премой дарожкой бижыт, а Незнайка на пичи лижит.
Незнайка многому удевляется.
Обсудите, как понимаете смысл пословиц.
Подберите свою пословицу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»
Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...
УМК «Планета знаний» Конспект урока русского языка в 1-м классе. Тема: "Повторение. Правило безударной гласной в корне слова"
УМК «Планета знаний»Конспект урока русского языка в 1-м классе.Тема: "Повторение. Правило безударной гласной в корне слова" Цель: формирование орфографической зоркости обучающихся с опорой на пра...
Урок русского языка во 2 классе "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова".
Данный материал представляет собой конспект урока русского языка во 2 классе (УМК "Школа России"), который был представлен и апробирован как открытый урок в рамках школьного методического оюъедин...
Урок русского языка во 2 классе «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова»
Тема урока: «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова»Цель урока: видеть и проверять безударные гласные в корне слова; видеть орфограмму «непроверяемые безударные гласные ...
Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне".
Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне" разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке второклассники учатся ф...
Конспект урока русского языка 2 класс "Слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными"
Урок русского языка во 2 классе соответствует ФГОС. Система "Перспектива"...
Урок русского языка во 2 классе."Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова."
Формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Развивать письменную речь, умение отвечать на вопросы....