Конспект урока русского языка во 2 классе "Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные"
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

 УМК "Школа России". Авторы учебников: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Урок построен в свете требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus._yaz_2_kl._bezudarnye_glasnye.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: русский язык

Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тема урока: Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые гласные.

Цели урока:

создать условия для формирования навыков грамотного безошибочного письма, развития устной и письменной речи через решение орфографических задач, использование проблемных ситуаций, занимательного материала.

Личностные УУД: (Л.)

- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-осознание практической значимости изучаемого материала;

-освоение роли ученика (прилежание, самостоятельность, терпение, аккуратность).

Познавательные УУД: (П.)

-освоение способов решения проблем поискового характера;

-овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений;

-поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, моделирование;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД: (Р.)

-организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно  и того, что неизвестно, постановка учебной задачи, планирование и контроль, коррекция и оценка, саморегуляция;

-понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

-использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и задач;

-ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности

Коммуникативные УУД: (К.)

-участие  в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями,

-организация деятельности в парах, группах, готовность слушать собеседника и вести диалог;

-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: карточки для кластера, карточки для групповой работы  и работы в парах, цветные сигналы для обратной связи, презентация

Ход урока:

I  Организационный момент.

Цель: создать атмосферу психологической комфортности.

УУД:

Л.: освоение роли ученика (внимательность, прилежание, самостоятельность, терпение).

Р.: ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.

Дети отвечаю хором

        Вы умные? (умные)

        Вы дружные? (дружные)

        Вы внимательные? (внимательные)

        Вы старательные? (старательные)

        Вы учиться любите? (любим)

- Пожелайте себе успехов, скажите: «Я буду внимательным! Я буду старательным! Я буду думать, размышлять и у меня все получится!»

II Актуализация изученного.

Цель: подготовить к активной учебно-познавательной деятельности.

УУД:

Л.: освоение роли ученика (прилежание, самостоятельность, терпение,   аккуратность.

П.: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Р.: ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности;

овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений.

К.: участие  в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями.

1. Чистописание (Упражнение  для осанки – мешочек на голове)

На доске буквы я м и а  ы

-Предложите задание для минутки чистописания.

Возможные задания:

-Какой общий элемент? (прямая наклонная линия с закруглением вправо)

-Напишите буквы, выделяя этот элемент зеленым цветом.

-Запишите буквы в алфавитном порядке. (а и м ы я)

-Какая буква лишняя и почему?

-Составьте слово (яма, имя)

-Подчеркните те, которые получилось написать правильно, красиво.

III Мотивирующее введение в тему урока.

      Формулирование темы урока. Постановка целей.

Цель: вовлечь обучающихся в процесс активного взаимодействия по реконструкции ранее изученного материала, содействовать определению детьми темы и задач урока.

Л.: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

П.: рефлексия способов и условий действия;

освоение способов решения проблем поискового характера;

овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации,    установления аналогий, построение рассуждений;

Р.: организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно  и того, что неизвестно, постановка учебной задачи, планирование и контроль, коррекция и оценка;

понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале.

К.: участие  в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями;

организация деятельности в парах, группах, готовность слушать собеседника и вести диалог;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

1. Схема на доске (часть кластера)

Гласные  бывают …

                   

             □            □          

Дети выбирают ударные и безударные.

-Как вы думаете, мы будем работать с ударными гласными или с безударными? Почему?

(С безударными, т.к. ударные не вызывают сомнений) (слайд)

-Для чего  работать с безударными гласными? (писать без ошибок)

2. Сведения о языке.

-Как мы называем опасное место в слове, когда сомневаемся в написании?

Прочтите сообщение мудрой совы (с.109)

3. Работа в парах. (карточки)

-Разделить слова на две группы. Подчеркните красным карандашом слова первой группы, синим – слова второй группы.

Петух, лисица, слоны, заяц, корова, стрижи, медведь, зверьки

 петух       лисица

 заяц          слоны

корова       стрижи

медведь     зверьки

Возникнет затруднение, т.к. дети будут пытаться разделить на диких и домашних животных, на зверей и птиц. Выход из затруднения в слове «зверьки»

Один из вариантов на слайде 1 (проверяемые и непроверяемые безударные гласные)

- По какому признаку разделены слова? Дополните тему урока.  

- Проверяемые и непроверяемые безударные гласные (Слайд 2)

IV Работа по теме урока. Развитие орфографических умений

Цель: определить уровень усвоения материала, приступить к устранению типичных ошибок. Создать условия для самостоятельного применения знаний и способов действий.

     Л.: осознание практической значимости изучаемого материала.

П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Р.: организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно  и того, что неизвестно, постановка учебной задачи, планирование и контроль, коррекция и оценка, саморегуляция;

понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и задач;

К.: участие  в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями.

1. Словарная работа по вариантам. (Слайд 3)

-Выпишите слова с непроверяемой безударной гласной по вариантам:

С.рока, пч.ла, с.нтябрь, ябл. ня, в.тер, с.хар, б.реза, с. бака, л.гушка, сл.ниха, н.ябрь, р.бята.

1.в - о

2.в – е

Взаимопроверка по словарю.

-Что нужно знать для работы со словарем?  (алфавит)

Обратная связь – цветные сигналы.

         Зеленого цвета – работа выполнена без ошибок,

         желтого – 1 ошибка,

             красного – 2 и более ошибок.

2. Знакомство с новым словом (Слайд 4)

                        Эта ягодка лесная

                        Нам лекарство заменяет –

                        Если вы больны ангиной

                        Пейте на ночь чай с …

                                        (малиной)

-Вы ученые. Подумайте, почему малину назвали малиной?

Чтение рубрики «Странички для любознательных» с. 106

-Составьте и запишите предложение с этим словом. Напоминание: вызывает сомнение буква на конце слова или не можешь проверить поставь точку. Например, лета.т.

VI Физминутка для глаз (слайд 5)

     3. Работа с опорными словами к правилу. На слайде 6 слова:

    Безударная

    Сомнение

    Слабая

- Подберите антонимы. Что такое антонимы?

Дети подбирают слова

     Ударная

     Уверенность

     Сильная

-Сформулируйте правила по опорным словам.

(Вариант: Безударная гласная вызывает сомнение, т.к. стоит в слабой позиции.

Нужно сделать безударную ударной, чтобы писать уверенно, т.к. она будет в сильной позиции.)

- Проверь, работает ли составленное тобой правило? Приведи пример.

          Если буква гласная вызвала сомненье,

          Ты немедленно ее ставь под ударенье.

-Какими способами?

(уменьшительно-ласкательное значение, один-много, много-один, слово «нет», подобрать однокоренное слово)

- Что поможет подобрать однокоренные слова? (корень)

4. Игра «Третий лишний» (слайд 7)

-Какие слова называют однокоренными?

Три ученика получают индивидуализированные задания: подобрать однокоренные слова с корнем –лес-, с корнем -лет- и с корнем -смел-.

-Какое слово лишнее и почему?

     Лесник            летит             храбрец    

     Леска              летчик           смельчак    

     Лесной           летний           смелость

Три ученика читают составленные ряды однокоренных слов.

5. Комментированное письмо

- Вспомним алгоритм

      Безударная гласная …

      Проверочное слово …

      Пишу …

Кр.кун, сл. варь, м.ха, к.рмить,  л.ства, хв.стун, д.ньки, р.док.

-В парах подберите 3 слова с этой орфограммой, запишите.

VII Обобщение и систематизация изученного

Цель: создать условия для решения орфографических задач по формированию навыка грамотного безошибочного письма.  

Л.: осознание практической значимости изучаемого материала.

П.: овладение логическими действиями анализа, классификации, установления аналогий, построение рассуждений;

поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, моделирование;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Р.: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и задач;

ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.

К.: организация деятельности в парах, группах, готовность слушать собеседника и вести диалог;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

    Работа в группах (карточки и слайд 8)

-Кто написал предложения, Знайка или Незнайка? Почему?

-Предложите задание. Выстройте алгоритм исправления ошибок.

                        ?

        

                Способ проверки

        

     проверяемая    непроверяемая

        

                                  словарь

  • опасное место с безударной гласной,
  • изменение слова или подбор однокоренных слов
  • выбор орфограммы (проверяемая или непроверяемая)
  • применение способов проверки или словарь

Знайка премой дарожкой бижит, а Незнайка на пичи лижит.

Незнайка многому удевляется.

Обсудите, как понимаете смысл пословиц.

-Как понимаете смысл пословиц?

-Найдите ошибки. Подберите проверочные слова. Если слово нельзя проверить, вспомните какую непроверяемую гласную напишите. В случае затруднения обратитесь к словарю.

-Обсудите, как понимаете смысл пословицы?

-Подберите свою пословицу.

(Ученье - свет, а неученье – тьма.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Делу – время, потехе – час.)

    Проверка по эталону. (Слайд 9)  Доказательство – проверочное слово. Обратная связь – цветные сигналы.

VIII Итог урока. Рефлексия

Цель: создать условия для самооценки обучающимися своих учебных действий.

Л.: осознание практической значимости изучаемого материала

Р.: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.

-Чему учились?

-Выберите знак. (слайд 10)

 Если:

      ! Хорошо знаю тему, могу объяснить другому.

      . Знаю, но объяснить не могу.

      ? Не уверен в своих знаниях. Нужна помощь.

IX Д.з

Те кто поставил !  с.109 упр. 173,  . и ? с .108 упр. 172

Самоанализ урока:

Содержание урока    обеспечивает     достижение  планируемых результатов изучаемой темы, создает основу для  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности.

Используемые методы обучения (проблемный, метод кластерного подхода, рефлексии, обратной связи) позволяют реализовать поставленные цели урока. Форма познавательной деятельности обеспечивает сотрудничество учителя с обучающимися, сотоварищество, включение каждого ученика в деятельность. Формирование УУД достигается посредством решения учебных задач, создания проблемных и поисковых ситуации на каждом этапе урока.

На уроке используются элементы здоровьесберегающего, личностноориентированного, дифференцированного обучения. Идет опора на жизненный опыт учащихся. Материал урока нацелен на практическое овладение умением различать в речи и писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными; на развитие умения сравнивать, анализировать, выделять главное, аргументировать, делать выводы; на воспитание интереса и любви к русскому языку.

Создаются условия для самостоятельной постановки темы урока, целеполагания, планирования, контроля и самоконтроля, рефлексии.

 В ходе урока использованы фронтальная, парная, групповая, самостоятельная формы работы.

Спланирована обратная связь.

Данный урок рок вооружил обучающихся знаниями и умениями, вызвал  искренний интерес, обеспечил достаточную полноту и качество формирования УУД.

Приложения к уроку:

1. Презентация.

2. Карточка для работы в парах:

Разделить слова на две группы.

Подчеркните красным карандашом слова первой группы, синим – слова второй группы.

Петух, лисица, слоны, заяц, корова, стрижи, медведь, зверьки.

3. Карточки для индивидуализированного задания:

    Поддери однокоренные слова с корнем –лес-.

    Поддери однокоренные слова с корнем -лет-.

    Поддери однокоренные слова с корнем -смел-.

4. Карточка для работы в группах.

Знайка премой дарожкой бижыт, а Незнайка на пичи лижит.

Незнайка многому удевляется.

Обсудите, как понимаете смысл пословиц.

Подберите свою пословицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»

Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...

УМК «Планета знаний» Конспект урока русского языка в 1-м классе. Тема: "Повторение. Правило безударной гласной в корне слова"

УМК «Планета знаний»Конспект урока русского языка в 1-м классе.Тема: "Повторение. Правило безударной гласной в корне слова" Цель: формирование орфографической зоркости обучающихся с опорой на пра...

Урок русского языка во 2 классе "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова".

Данный материал представляет собой конспект урока русского языка во 2 классе (УМК "Школа России"), который был представлен и апробирован как открытый урок в рамках школьного методического оюъедин...

Урок русского языка во 2 классе «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова»

Тема урока: «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова»Цель урока: видеть и проверять безударные гласные в корне слова; видеть орфограмму «непроверяемые безударные гласные ...

Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне".

Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне" разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке второклассники учатся ф...

Конспект урока русского языка 2 класс "Слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными"

Урок русского языка во 2 классе соответствует ФГОС. Система "Перспектива"...

Урок русского языка во 2 классе."Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова."

Формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Развивать письменную речь, умение отвечать на вопросы....