урок русского языка в 1 классе "Сочетание жи- ши ".
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме

Покатова Наталья Аркадьевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе.

Тема: Слова с сочетаниями ЖИ -   ШИ.

Цель: Уточнение представлений учащихся о звуках Ж, Ш, как твердых и развитие умения              правильно писать сочетания ЖИ – ШИ.

Развитие каллиграфических навыков и навыков правописания, памяти, мыслительной деятельности.

Формирование умения правильно выражать свои мысли.

Ход урока.

  1. Введение в тему.

В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек.

Он дружок зверям и детям,

Он – живое существо.

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка

Он зовется…        (Чебурашка).

Вернее, его сначала никак не звали, пока он жил в своем тропическом лесу. А назвали его Чебурашкой потом, когда он уехал из леса и встретился с людьми. Однажды он проснулся утром рано и отправился немного погулять. Гулял он себе, гулял… и оказался в деревне. Деревня красивая. Кругом лес, поля и озеро недалеко. Ветер дует такой теплый , и комаров нет. (Рисунок деревни). Зато есть почтальон Печкин. (Рисунок).

Кто  догадался, какая это деревня? (Ответы детей).

Сегодня у нас не обычный урок письма, а урок – путешествие.

Путешествие Чебурашки по Простоквшино.

Откройте тетради. Что вы там увидели? (На полях рисунок Чебурашки).

Представьте себе, что ручка, которой вы пишите – это Чебурашка, который идет по деревне Простоквашино (по вашей тетради) и все, что видит, записывает. А там, где запись будет чистой, правильной и красивой, Чебурашка может остаться навсегда.

  1. Ч истописание.

В той деревне, где оказался Чебурашка, жили – были петушки. И вот, когда Чебурашка подошел к ним, то вдруг…

(Запись на доске).

Петушки распетуШИлись,

Но подраться не реШИлись.

Если очень петуШИться,

Можно перышек лиШИться.

Если перышек лиШИться,

Нечем будет петуШИться.

Мы запишем стихотворение про петушков так: напишем слог ШИ столько раз, сколько он встретился в этом стихотворении. (6 раз).

Что нужно помнить, чтобы правильно записать эти слоги?

(Запись на доске).

Твердо знаем мы, что ШИ

Пишем через букву И.

А вы ничего интересного не заметили?

Гласная буква И командует «читайся мягко», а здесь надо читать твердо. Почему? (Звук Ш всегда твердый).

Как вы думаете, что сказал Чебурашка петушкам? ( Надо играть спокойно , всегда выслушивать друг друга, и тогда спор не перерастет в ссору, а ссора в драку.  Кто не умеет слушать , тот не умеет думать).

После какой буквы также никогда не пишется буква Ы? (Ж).

(Запись на доске).

ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ

С буквой И всегда пиши!

  1. Запись слов с печатного шрифта.

Идет Чебурашка дальше и видит: Внимательно послушайте и назовите слова с сочетаниями ЖИ – ШИ.

Внимательно послушайте и назовите слова с сочетаниями ЖИ – ШИ.

Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нем живут:

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, как живой,

Дремлет к низу головой.

Какие слова с сочетаниями ЖИ – ШИ вы услышали?

В тиши – как сказать по другому?

(Слова напечатаны на доске, отдельно карточки с сочетаниями).

Камы…

Ти…на

…вут

…вой

(ЖИ,ШИ,ЖЫ,ШИ,ЖИ,ШЫ).

Запишите слова, вставьте пропущенные слоги.

Проверка (1 ученик у доски).

А почему вы не взяли слоги ЖИ и ШИ с буквой Ы? ведь звуки Ж,Ш твердые и их нужно читать твердо? (Поссорились с буквой Ы).

  1. Запись предложения.

А вот в песочнице дружно играют маленькие дети.

Как назвать одним словом «маленькие дети»? (Малыши).

Прочитайте, что подумал о малышах Чебурашка?

Малыши живут дружно.

(разбор предложения).

Запись по памяти.

Проверка.

  1. Физминутка.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем – и на бочок.

Левую – вверх!

Правую – вверх!

Руки в стороны, накрест.

В стороны, вниз.

Две ладошки хлопают,

Ножки быстро топают.

В локтях руки сгибаются,

А в плечах вращаются.

  1. Зрительный диктант.

Сейчас вы должны прочитать слова и запомнить, что еще увидел Чебурашка, гуляя по деревне.

Кто больше запомнит слов?

(На доске напечатаны слова).

мыШИ                                    еЖИк

Шипы        лыЖИ

шалаШИ        ЖИраф

Шишки        уЖИ

кувШИнка        пруЖИна

Проверка: - Вашей задачей было запомнить как можно больше слов с сочетаниями ЖИ – ШИ.

Поднимите руки, кто запомнил 2? 3? 4? 5? и т. д. слова.

Назовите их.

Где в слове может быть сочетание ЖИ – ШИ?

Вывод: - Сочетания ЖИ и ШИ могут быть  и в начале, и в середине, и в конце слова. Но писать везде надо И.

  1. Запись слов.

Но вот начался дождик, и малыши разбежались, а на песочке осталось несколько игрушек.

Назовите, какие игрушки увидел Чебурашка? (На доске картинки с изображением игрушек. Среди них  есть игрушки в названии которых нет сочетаний ЖИ – ШИ).

Чебурашке больше всего понравились игрушки, в названиях которых встречаются сочетания ЖИ – ШИ.

Назовите их.

Напишите эти слова в тетрадь самостоятельно. (1 ученик на переносной доске).

Проверка.

  1. Обобщение.

Кто из вас догадался, почему Чебурашка попал в деревню Простоквашино именно на уроке письма? (Мы учимся писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ).

Чебурашка помог нам запомнить важное правило письма.

Повторим его хором и запомним.

ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ

С буквой И всегда пиши!

  1. Итог.

Ребята, Чебурашка всегда искал друзей.

А вы хотите быть его друзьями?

Кто старался сегодня? Поднимите руку.

А кто думает, что Чебурашка останется у него навсегда? Поднимите руку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....


 

Комментарии

Молодец!