урок русского языка в 1 классе "Сочетание жи- ши ".
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1 классе.
Тема: Слова с сочетаниями ЖИ - ШИ.
Цель: Уточнение представлений учащихся о звуках Ж, Ш, как твердых и развитие умения правильно писать сочетания ЖИ – ШИ.
Развитие каллиграфических навыков и навыков правописания, памяти, мыслительной деятельности.
Формирование умения правильно выражать свои мысли.
Ход урока.
- Введение в тему.
В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек.
Он дружок зверям и детям,
Он – живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка
Он зовется… (Чебурашка).
Вернее, его сначала никак не звали, пока он жил в своем тропическом лесу. А назвали его Чебурашкой потом, когда он уехал из леса и встретился с людьми. Однажды он проснулся утром рано и отправился немного погулять. Гулял он себе, гулял… и оказался в деревне. Деревня красивая. Кругом лес, поля и озеро недалеко. Ветер дует такой теплый , и комаров нет. (Рисунок деревни). Зато есть почтальон Печкин. (Рисунок).
Кто догадался, какая это деревня? (Ответы детей).
Сегодня у нас не обычный урок письма, а урок – путешествие.
Путешествие Чебурашки по Простоквшино.
Откройте тетради. Что вы там увидели? (На полях рисунок Чебурашки).
Представьте себе, что ручка, которой вы пишите – это Чебурашка, который идет по деревне Простоквашино (по вашей тетради) и все, что видит, записывает. А там, где запись будет чистой, правильной и красивой, Чебурашка может остаться навсегда.
- Ч истописание.
В той деревне, где оказался Чебурашка, жили – были петушки. И вот, когда Чебурашка подошел к ним, то вдруг…
(Запись на доске).
Петушки распетуШИлись,
Но подраться не реШИлись.
Если очень петуШИться,
Можно перышек лиШИться.
Если перышек лиШИться,
Нечем будет петуШИться.
Мы запишем стихотворение про петушков так: напишем слог ШИ столько раз, сколько он встретился в этом стихотворении. (6 раз).
Что нужно помнить, чтобы правильно записать эти слоги?
(Запись на доске).
Твердо знаем мы, что ШИ
Пишем через букву И.
А вы ничего интересного не заметили?
Гласная буква И командует «читайся мягко», а здесь надо читать твердо. Почему? (Звук Ш всегда твердый).
Как вы думаете, что сказал Чебурашка петушкам? ( Надо играть спокойно , всегда выслушивать друг друга, и тогда спор не перерастет в ссору, а ссора в драку. Кто не умеет слушать , тот не умеет думать).
После какой буквы также никогда не пишется буква Ы? (Ж).
(Запись на доске).
ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ
С буквой И всегда пиши!
- Запись слов с печатного шрифта.
Идет Чебурашка дальше и видит: Внимательно послушайте и назовите слова с сочетаниями ЖИ – ШИ.
Внимательно послушайте и назовите слова с сочетаниями ЖИ – ШИ.
Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нем живут:
Тучи в озере плывут,
Бор сосновый, как живой,
Дремлет к низу головой.
Какие слова с сочетаниями ЖИ – ШИ вы услышали?
В тиши – как сказать по другому?
(Слова напечатаны на доске, отдельно карточки с сочетаниями).
Камы…
Ти…на
…вут
…вой
(ЖИ,ШИ,ЖЫ,ШИ,ЖИ,ШЫ).
Запишите слова, вставьте пропущенные слоги.
Проверка (1 ученик у доски).
А почему вы не взяли слоги ЖИ и ШИ с буквой Ы? ведь звуки Ж,Ш твердые и их нужно читать твердо? (Поссорились с буквой Ы).
- Запись предложения.
А вот в песочнице дружно играют маленькие дети.
Как назвать одним словом «маленькие дети»? (Малыши).
Прочитайте, что подумал о малышах Чебурашка?
Малыши живут дружно.
(разбор предложения).
Запись по памяти.
Проверка.
- Физминутка.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем – и на бочок.
Левую – вверх!
Правую – вверх!
Руки в стороны, накрест.
В стороны, вниз.
Две ладошки хлопают,
Ножки быстро топают.
В локтях руки сгибаются,
А в плечах вращаются.
- Зрительный диктант.
Сейчас вы должны прочитать слова и запомнить, что еще увидел Чебурашка, гуляя по деревне.
Кто больше запомнит слов?
(На доске напечатаны слова).
мыШИ еЖИк
Шипы лыЖИ
шалаШИ ЖИраф
Шишки уЖИ
кувШИнка пруЖИна
Проверка: - Вашей задачей было запомнить как можно больше слов с сочетаниями ЖИ – ШИ.
Поднимите руки, кто запомнил 2? 3? 4? 5? и т. д. слова.
Назовите их.
Где в слове может быть сочетание ЖИ – ШИ?
Вывод: - Сочетания ЖИ и ШИ могут быть и в начале, и в середине, и в конце слова. Но писать везде надо И.
- Запись слов.
Но вот начался дождик, и малыши разбежались, а на песочке осталось несколько игрушек.
Назовите, какие игрушки увидел Чебурашка? (На доске картинки с изображением игрушек. Среди них есть игрушки в названии которых нет сочетаний ЖИ – ШИ).
Чебурашке больше всего понравились игрушки, в названиях которых встречаются сочетания ЖИ – ШИ.
Назовите их.
Напишите эти слова в тетрадь самостоятельно. (1 ученик на переносной доске).
Проверка.
- Обобщение.
Кто из вас догадался, почему Чебурашка попал в деревню Простоквашино именно на уроке письма? (Мы учимся писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ).
Чебурашка помог нам запомнить важное правило письма.
Повторим его хором и запомним.
ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ
С буквой И всегда пиши!
- Итог.
Ребята, Чебурашка всегда искал друзей.
А вы хотите быть его друзьями?
Кто старался сегодня? Поднимите руку.
А кто думает, что Чебурашка останется у него навсегда? Поднимите руку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....
Комментарии
Молодец!