Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
презентация к уроку (русский язык, 3 класс) по теме
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. При освоении предметной области «Русский язык» обучающиеся должны получить возможность овладеть начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета. Проблема формирования грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Исследования психологов и педагогов показали, что оптимальным путем обучения орфографии является такой, при котором орфографический навык формируется первоначально как система осознанных действий. В результате специальных упражнений происходит их сокращение и автоматизация. Сознательное владение орфографией включает в себя умение выделять орфограммы, относить каждую к определенному правилу и, наконец, писать в соответствии с правилом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ek_ik_3_klass_urok.doc | 57 КБ |
prezentatsiyak_otkrytomu_uroku_ekik.pptx | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Жигалова Оксана Леонидовна,
учитель начальных классов ГБОУСОШ № 644 г. Санкт - Петербурга
Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание суффиксов имён существительных –ик, –ек. Цель урока:
Тип урока: открытие нового знания Форма урока: Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, карточки
Ход урока:
Приём «Найди верное выражение». (Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала) Найди верное утверждение: Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня. Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.
– О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке? – О суффиксе.
- К сегодняшнему уроку я просматривала задания в дидактическом материале и прочитала предложение, которое заставило меня задуматься. Синий колокол качается в поле. 3.1. -Какую фактическую ошибку вы заметили в тексте данного предложения? ( Колокол не может быть синим. Не встречали колокол в поле.) - Какие слова нужно изменить, чтобы исправить эту ошибку? (Колокол, синий) -Как, по- вашему, надо изменить эти слова? (синенький колокольчик) Если учащиеся не ответят на этот вопрос правильно, то следует предложить им такое задание: - Подберите к данным словам однокоренные, чтобы они имели уменьшительно-ласкательное значение. Какое предложение теперь получилось? Синенький колокольчик качается в поле. (Записывают в тетради) - Какая часть слова участвовала в образовании новых слов? (Суффикс) – Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». (Просмотр кадра из мультфильма) -. На воротах висит замок, который можно открыть, только лишь уменьшив его размеры. -Как это сделать? (Образовать однокоренное слово с уменьшительным значением - замочек). - Чем можно открыть такой маленький замочек?( Замочек можно открыть маленьким ключиком). 3.2. Постановка проблемного вопроса У. – Какая проблема встала перед Витей Перестукиным? Д. – Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК. Д. – Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–. У. – Определите тему нашего урока. Д. – Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–. У. – Чем же мы будем заниматься? Д. – Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–. У. – Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? Д. – Научиться писать слова с суффиксами –ек -, - ик -. Д. – Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –ек -, - ик У. – Знаем ли мы, как они пишутся? Как мы можем узнать об этом? Д. – Можно прочитать правило в учебнике. Д. – Можно самим вывести это правило. У. – Какой путь вы выбираете? Д. – Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме. Прием «Мозговой штурм». Групповая работа (Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски). Карточка № 2 1 уровень Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. арбузик – арбузики бантик – бантики барашек – барашки горошек – горошки. Карточка № 3 2 уровень Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. билетик кармашки садик пенёчки кармашек садики пенёчек билетики Карточка № 4 3 уровень Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. ключик – кораблик – замочек – сыночек– Выводы, которые ученики сделали на уроке: 1 группа: Мы сравнили пару слов: есть арбузик – много- арбузики. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс –ик–. Сравнили эту пару слов с другой: барашек – барашки. Здесь в первом случае пишется суффикс – ек–, а во втором слове мы его не увидели. В разговор вмешалась вторая группа. А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик – билетики, суффикс –ик– во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек – пенёчки, в первом слове суффикс – ек–, а во втором слове его нет, он исчез, пропал. 1 группа: Получилось, что со второй группой мы получили одинаковые результаты. Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс –ик– сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса –ик– в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е. 3 группа: Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например: ключик – ключики, кораблик – кораблики, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс –ик–. Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек – замочки, сыночек – сыночки, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс –ек–. 2 группа: Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод. У. – Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин. У. – Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити? Д. – Надо прочитать правило в учебнике. У. – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 112. Прочитайте правило. Какое открытие вы для себя сделали? Д. – Работая с текстом, мне было не понятно последнее высказывание. Теперь я понял его. Я узнал когда пишется суффикс –ик –, а когда суффикс –ек –. Д. – Я понял, что вместе, дружно работать веселее. Можно узнать много нового. Сегодня для меня было открытием новое правило о суффиксах –ик –,–ек –. У. -Как определить, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–. -Как Витя Перестукин справился с заданием? При помощи картинки-подсказки попробуйте сформулировать правило правописания суффиксов -ек-, -ик-. Проверим правильность нашего вывода. (Нет ключика, много ключиков. Нет замочка, много замочков. Если при изменении формы слова гласная в суффиксе «убегает», пишется гласная е, а если остаётся, пишется гласная и). - Сравните свой вывод с правилом в учебнике. 3.3. Физминутка. Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развёл – Видно ключик не нашёл. А чтобы ключик нам достать, На носочки надо встать. (Разминка для рук) На дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? Постучали, покрутили, Повертели и открыли. 3.4. Закрепление во внешней речи 3.5. Самостоятельная работа. Упражнение №488 Проверка 3.6. Итог урока. Какие новые суффиксы узнали на сегодняшнем уроке? Как проверить написание суффиксов -ек-, -ик-? 4. Рефлексия. Какова была тема урока? А проблема? Что нового вы сегодня узнали? Для чего мы учимся правильно писать суффиксы –ик –,–ек –? Прием «Написание синквейна» У. – А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн. Напоминаю: На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Написание синквейна детьми. 1.Суффиксы –ик –,–ек –. 2.Гласный, уменьшительно-ласкательный. 3.Изменяем, не выпадает, выпадает. 4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать. 5.Внимание. 1.Суффиксы –ик –,–ек –. 2.Исчезающий, остающийся. 3.Пишется, убегает, остается. 4.Гласный звук исчез – пиши суффикс –ек –. 5.Ласкательный. 1.Суффиксы –ик –,–ек –. 2.Маленький, ласковый. 3.Подставлю, слышим, пишем. 4.Гласный звук не убежал – пиши суффикс –ик –, а убежал, значит, суффикс –ек –. 5.Добрый.
5. Домашнее задание. Закрепить знания о правописании суффиксов вы сможете при выполнении домашнего задания. Учебник «Русский язык», страница 106, упражнение 489 . А Город Суффиксов не прощается с вами, а говорит до свидания, ведь нас ждут встречи с новыми суффиксами. | |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
слов с суффиксами – ик -, - ек - "Правописание
Выбери верное выражение СУФФИКС – ЭТО МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО ЧАСТЬ СЛОВА
СУФФИКС СЛУЖИТ для образования новых слов для связи слов в предложении Выбери верное выражение
СУФФИКС СТОИТ после корня перед корнем Выбери верное выражение
СУФФИКС НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ Выбери верное выражение
КЛЮЧ___ ЗАМОЧ___
Проблемный вопрос Когда в слове пишется суффикс –ИК, а когда суффикс –ЕК? Выскажите свои гипотезы.
Гласный звук сохранился? пишется суффикс -ЕК пишется суффикс -ИК ДА НЕТ Изменю форму слова нет, много
Учимся применять правило : Выделим корень слова. Если слышится после корня [ ик ] , сразу слово не пишем, ведь суффикс –ик- и –ек- без ударения звучат одинаково [ ик ] . Изменим форму слова , подставляя к нему слова нет, много , проверяем, остался гласный звук или нет. Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Если гласный звук остался , пишется суффикс –ик- ; если гласный звук исчез , пишется суффикс –ек-.
платоч__ ек листоч__ билет__ песоч__ ек зуб__ ик стол__ ик ик ик ек ек
ик ек кружоч… винт… пароход… сыноч… звоноч… корабл… годоч… билет… голубоч… дождич… пакет… комоч… ек ик Вставь суффикс -ик- или -ек- ик ек ек ик ек ик ек ек ик ек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектное исследование. Формирование интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л. В. Занкова.
Проектное исследование, в котором предложена модель формирования интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л.В. Занкова, позволяющая воспитыв...
Приемы повышения познавательной активности на уроках
Часть приемов, используемых на уроке по повышению активности....
Русский язык. Сообщение.Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Приёмы и методы работы для правильного и безошибочного письма....
Повышение познавательной активности на уроке через использование ИКТ
В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения, которая должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно ме...
Проект "Игровые технологии как средство повышения познавательной активности на уроке литературного чтения"
Модернизация современного образования и происходящие инновационные процессы в школе требуют от учителя наиболее эффективных форм и методов обучения для создания комфортных условий, необходимых д...
Повышение познавательной активности на уроках математики посредством дифференцированного подхода в обучении
Повышение познавательной активности на уроках математики посредством дифференцированного подхода в обучении...