Уроки обучения грамоте.
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме

Тюрикова Марина Евгеньевна

Технологические карты уроков с применением технологии системно-деятельностного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 1 класс

Тип урока: Изучение нового

Тема

Наблюдение за чтением и написанием сочетания «ши»

Цели

Образовательные:

Актуализация знаний учащихся о сочетании «ши»

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

.

Планируемый результат

Предметные:

Формировать у учащихся умения читать и писать  сочетание «ши» на основе имеющегося у них опыта

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом (Коммуникативные УУД).

Способствовать развитиюу учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий (Познавательные УУД).

Основные понятия

«ши» пиши с И

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение

 

Технология проведе

ния

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;

-

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Организует проговаривание девиза урока.

Организует уточнение типа урока.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

 Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай»

- Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).

.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация опорных знаний.

Цели:

- повторение изученного материала , необходимого для «открытия нового знания»;

- выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

Дают характеристику изученным буквам и звукам, их обозначающим.

Высказывают предположения, почему «звуковичок» Ш не идет к другим согласным «звуковичкам»

Предлагает совершить путешествие в город букв.

--Почему эти «звуковички» взялись за руки?

-Как показано их сходство?

- В сторонке стоит еще наш знакомый..

-Почему он отказывается идти к другим согласным?

Уметь характеризовать звуки, находить сходство и отличие.

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

III. Постановка проблемы.

Цели: обсуждение затруднения

Читают сочетание «ши» и приходят к выводу, что не получается произнести мягко

Организует чтение и наблюдение над сочетанием «ши»

Предлагает выяснить. Можно ли человечку надеть зеленый башмачок.

-Что непривычного у этого человечка?

-Почему же произносится только твердо, не верно написали сочетание?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

IV. Совместное открытие нового знания

Цель:

- устранение возникшего затруднения;

-Дети высказывают свою готовность(или неготовность) к проведению исследования

- Дети соотносят написание и произношение.

В таблице слогов не находят сочетаний с Ы

- Дети делают вывод о написании сочетания ШИ

-предлагает разобраться в этой ситуации

Дает слова, просит прочитать только те в которых есть сочетание ШИ

-Рассказывает сказку о том , почему звуковичок Ш не дружит с Ы

«Звук Ш был сильным и смелым рыцарем. Он мечтал встретить прекрасную принцессу. Поэтому Ы- твердая и строгая, ему не понравилась. А привлекла его мягкая и ласковая И. Они поженились и живут дружно по сей день.»

-Что же мы должны запомнить о сочетании ШИ?

-Может ли у нашего человечка быть зеленый сапожок?

Уметь читать слова и предложения с изученными буквами, х,актеризовать звуки

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

V. Первичное закрепление

Цель:

- Проговаривание нового знания.

VI. Самостоятельная работа.

Цель:

-каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет

-Услышав в слове сочетание ШИ, показывают при помощи букв разрезной  азбуки ,как обозначат на письме.

- Собирают из букв слово-ответ, объясняют правописание.

- Зачеркивают  лишнюю букву.

Называет слова

«Кот живет у нас на крыше,

А в чулане жили ….

Задание на выбор правильной буквы

Игра «Услышь сочетание ШИ»

Игра «Доскажи словечко»

- Ш (и,ы)ла,…………

Уметь читать слова и предложения с изученным сочетанием, работать с информацией.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регул.УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регул. УУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что удивило, что узнали нового

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

Слайд 10. Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулят.УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

Предмет: Русский язык

Класс: 1 класс

Тип урока: Изучение нового

Образовательные: познакомить с новыми буквами и звуком, сформировать представление о том, что буква Е в начале слова и после гласных обозначает два звука.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Тема: Гласные буквы  Е,е, обозначающие звуки[ЙЭ]

ЦЕЛИ:

Этапы урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведетк достижению запланированных результатов

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Создает эмоциональный настрой.

-Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ,

Я хочу, чтобы ты не грустил и о чем то новом поговорил!

Организовать рабочее место под рук. Учителя (Регулят УУД)

2. Актуализация знаний.

Характеризуют изученные звуки, используя таблицу «Город букв»

Использует прием «Яркое пятно»

- Учитель показывает букву, дети дают ей характеристику.

-Но вот просится в наш город еще» Звуковичок»

-Но он не знает, где его домик. Он не похож ни на одного жителя города

Построение речевых высказываний(Познават УУД)

3. Постановка учебной задачи.

Отмечают, что новый житель имеет сапожки зеленого и красного цвета.

  Высказывают свои  предположения.

Формулирует задание, в результате которого возникнет проблема.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

-Чем же отличается этот «Звуковичок», что у него необычного?

-Какова будет задача нашего урока?

Соотнесение того, что известно и что предстоит узнать(Регул. УУД)

Постановка и формулирование проблемы(Познават. УУД)

4. Открытие нового знания.

Делят слово на слоги, характеризуют их, составляют схему.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит к выводу о том, что оба звука принято обозначать на письме одной буквой(вначале слова и после гласных)

Звукобуквенный анализ слова ЕЛИ

Знакомство с новой буквой.

- Как теперь объясним цвет сапожков у «Звуковичка»?

- В какой район города он пойдет жить?(район гласных)

Знаково-символическое моделирование (Познават.УУД)

5. Первичное закрепление.

Работа с кассой букв, составление слов с новой буквой.

Контролирует выполнение задания.

-Составьте слова, определите место буквы в слове. (начало, после гласных)

6.Самостоятельная работа.

Читают друг другу слова в Азбуке.

Проводит индивидуальную работу.

Чтение слов и предложений с буквой Е вначале и после гласных.

Контроль, коррекция, оценка действий партнера (Коммуник. УУД)

7. Рефлексия .

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности.

- Чем был необычен урок?

-Смогли ли мы помочь нашему другу?

-Что было самым легким(трудным) на уроке?

Где сможем применить полученные знания?

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

Предмет: Математика

Класс: 1 класс

Тип урока:  Повторение, закрепление

Образовательные: закрепить название, последовательность и обозначение чисел от1 до 10

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: адекватно воспринимать оценку учителя.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе4 корректно сообщать товарищу об ошибках, вступать в диалог..

Тема: Закрепление  изученного

Этапы урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведетк достижению запланированных результатов

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Создает эмоциональный настрой.


Долгожданный дан звонок-
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
-Тихо сели.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Организовать свое рабочее место под руководством учителя(Регулятивные УУД)

2. Актуализация знаний.

Применяет прием «яркое пятно»

Урок у нас сегодня необычный. Вы любите сказки? А какие сказки вы любите? А хотите отправиться в сказку?
- Сегодня утром почтовый голубь принес письмо от Королевы Математики
 
«Дорогие ребята, злой Кощей похитил меня и заточил в башне. А без меня в королевстве Математики может случиться беспорядок. Помогите мне пожалуйста. А поможет вам найти дорогу волшебный клубочек.»
- Чтобы достичь и выполнить все задания, какие качества нам понадобятся?
 

Участвовать в коллективном обсуждении уч. проблемы(Коммуникативные УУД)

3. Постановка учебной задачи.

- Будем применять полученные знания при выполнении заданий

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

-Как сможем помочь королеве? - Чтобы достичь и выполнить все задания, какие качества нам понадобятся?

Участвовать в коллективном обсуждении уч. проблемы(Коммуникативные УУД)

4.Закрепление изученного материала.

Ведут счет, показывают ответы при помощи цифр.

Организует индивидуальную работу.

1) Работа с рядом чисел от 0 до 9.
- Устный счет от 0 до 9 и обратно.
- Счет отрезками числового ряда (от 2 до 8; от 9 до 0 и т.д)
- Называем предыдущее числу 9, 1, последующее числу 5, 3, , число между числами 8 и 6; 4 и 6.

Ребята, мы встретили сказочных героев. Из какой они сказки? Как их зовут? Они приготовили для нас веселые задачи.

Семь рассерженных гусей,
Семь отчаянных друзей
Ходят-бродят: «Га-га-га!»
Тут хозяйка позвала их:
- Есть хотите? – Да-да-да!
И пошли ватагой всей
Семь рассерженных гусей.
Семь гусей ушли кормиться.
Сколько же осталось птицы?

Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для чижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура!
Сколько долек?

- Молодцы, вы справились с заданием. Мы вошли в лес и попали на цветочную полянку.

- Ветер подул сильнее и оторвал лепестки у цветов на волшебном лугу. Прикрепите лепестки к соответствующему цветку.
Проверка.

Работают по заданию в учебнике.

Контролирует выполнение работ.

- Мы прошли лес. Нам предстоит перейти через горы. В горах живут Тролли, они пропустят нас, если мы выполним задание в учебнике

Ориентироваться в учебнике, понимать информацию в виде рисунков.(Познавательные УУД)

Пока мы плывём на корабле, можно отдохнуть

Работают в тетради

. Составьте рассказ по рисункам. Запишите выражения.

-Чтобы перебраться через море, надо сесть на корабль, наши друзья приготовили для нас задание, которое надо выполнить в группах

Самостоятельно работают в тетради.

Контролирует выполнение работы.

- А вот и наша пленница. Королева Математики приготовила для вас подарки. Какой скоро праздник? Она приготовила для вас открытки, но раскрасить их не успела, помогите ей, решите примеры и раскрасьте рисунки в соответствии с заданным цветом

5. Рефлексия.

Дают  характеристику своей деятельности на уроке.

Отмечает степень вовлеченности учащихся

- Ну вот наше путешествие и подошло к концу. Расскажите Королеве, какие вы преодолели препятствия. Кому было трудно? Кому не очень? Оцените свою работу на уроке. Как вы думаете, где могут пригодиться полученные знания на сегодняшнем уроке

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....