Урок обучения грамоте (конспект)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Постоногова Галина Васильевна

познакомить учащихся с новой буквой и звуками,
                      формировать с ними навыки сознательного, правильного,
                      слогового чтения;
                      закреплять знания о правильном написании имен собственных.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_bukva_moy.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сорская СОШ №3

с углубленным изучением отдельных предметов»

        1 класс

                                       

        Постоногова Галина              Васильевна

                   

                             

2011 – 2012 учебный год

Цели урока: познакомить учащихся с новой буквой и звуками,

                      формировать с ними навыки сознательного, правильного,

                      слогового чтения;

                      закреплять знания о правильном написании имен собственных.

Оборудование: учебник «Азбука» Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева. Москва  

                             «Просвещение» 2011 г., мультимедиапроектор, экран.

                                               

                                       

                                     Ход урока.

  1. Организационный момент.

Рифмовка: (все дети рассказывают наизусть).

Прозвенел для нас звонок.

 Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

В школу мы пришли учиться.

-        Ребята, у нас сегодня гости. Я вижу у вас хорошее настроение, значит, наш
урок будет удачным. Мы много узнаем нового на уроке, для этого надо быть
внимательными, серьёзными, помочь друг другу справиться с заданиями.

Давайте вспомним буквы, которые мы с вами уже выучили.

                       (Дети называют выученные буквы: а, о, у, ы, и, –гласные;

                                                           

Актуализация знаний.

Поиграем в игру «Убери слог»

        Слайд 2

а) Учащиеся составляют слова: вол, бочка, точка, ласка, коза.

б) Назовите самое длинное слово. Из скольких слогов оно состоит?

                                                                                       (Бочка, точка, ласка.

В слове  2 слога.)

в) Назовите односложное.

                                                          (односложное – вол)

        г) Назовите слово с ударением на первом слоге, на втором.

        Слайд 4

а) Чтение текста учащимися. Загадка.

                        По завалам, по оврагам

Ходит он хозяйским шагом.

Любит мишка сладкий мёд,

Да малину с веток рвёт.

3. Постановка темы и цели урока.        

                                           Слайд 5

а) Просмотр отрывка из мультфильма.

б) Как называется мультфильм? На какую букву название?

            (Мультфильм называется «Машенька и медведь». Оба слова в     названии начинаются на букву эм.)

в) Расскажите, чем закончилась сказка?

                          (Учащиеся рассказывают конец сказки.

                  Машенька очень скучала по дедушке и бабушке. Вот однажды она попросила медведя отпустить ее к дедушке и бабушке, чтобы отнести им пирожков. Медведь Машеньку не отпустил, а сказал, что гостинцы отнесет сам. Девочка попросила его, чтобы пироги дорогой он не ел. Медведь пообещал. Маша напекла пирогов, залезла в короб, а на голову поставила тарелку с пирогами. Медведь пришел из леса, увидел короб, взвалил его на спину и пошел в деревню. Дорогой он несколько раз хотел взять пирожок, но Маша из короба ему говорила, что все видит. Так он и донес гостинцы до дома бабушки и дедушки. А тут собаки учуяли медведя, залаяли на него. Медведь поставил короб и убежал. Вышли из дома дедушка с бабушкой, открыли короб и увидели свою внучку. Они обрадовались и стали ее целовать.)

в) Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

                                                                  (О букве М))

4. Работа над новым материалом.

а) Выделение первых звуков  из  слов Маша, медведь 

              (В слове Маша первый звук (м) твердый, в слове медведь мягкий звук (м))

б) Артикуляция (положение губ, прохождение воздуха, голос)

Вывод: согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.

        

                                              Слайд 7

г) Игра «Расставь правильно предметы».

Учитель. Вы должны расставить предметы на свои полки.

На верхней полке находятся  предметы, в названиях которых звук (м) в начале слова;

на средней, если этот звук середине слова;

 на нижней – на конце слова.

                          (Предполагаемые ответы: на верхнюю полку положим малину и микрофон, потому что новые звуки находятся в начале слова;

на вторую полку – сумку и самолет, т.к. звук (м) находится в середине слова;

на третью полку – дом и аквариум, т.к. звук (м) находится на конце слова)

        Слайд 8

д) Игра «Распредели правильно слова»

Учитель. Назовите предметы, которые вы видите вверху экрана.

                                      (Дети называют морковь, дом, молоток, машина, медведь, мимоза)

 Учитель. С какого звука начинаются названия этих предметов?

                                                                                          (Со звука (м))

Учитель. Чебурашка собирает предметы, в названиях которых буква эм обозначает твердый звук,

 а Пчеленок – мягкий звук.

        (Предполагаемые ответы : Чебурашка возьмет машину, молоток, дом, морковь, потому что эти слова начинаются с твердого звука.

Пчеленок – медведя и мимозу, т.к. первые звуки в этих словах мягкие.)

Учитель.. Скажите, а в слове мимоза сколько вы слышите звуков (м)?

                                                                                     (Дети. Два звука)

Учитель. Скажите, а второй звук (м) в этом слове твердый или мягкий?

                                                                       (Он мягкий)

е) Обучение навыкам чтения с новой буквой:

        ФИЗМИНУТКА

                                       

                                          Слайд 9(СКОРОГОВОРКА)

 Маше каша надоела,

Маша кашу не доела.

Маша, кашу доедай,

Маме не надоедай.

  3.  почему слова в третьем столбике написаны с большой буквы?                                                                               (Дети. Эти слова обозначают имя девочки)

4. Чтение слов со слайда.

-Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?

5. Слайд-вывод:

-Зачем нужна буква М?

4. ИГРА.

«У медведя во бору»

В игре участвуют дети от 3 до 40 человек.

Описание 

Выбирается один водящий — «медведь», который становится в углу площадки (или помещения). Остальные играющие — дети. Они располагаются на другой стороне площадки в своем «доме». Пространство между «берлогой» «медведя» и детьми — «бор» («лес»).

Дети идут в «бор» за «грибами» и «ягодами», постепенно приближаясь к «медведю». Во время сбора «грибов» и «ягод» дети припевают:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
Медведь простыл,
На печи застыл!

Последние две строки теперь часто заменяют на:

А медведь сидит
И на нас рычит!

После последних слов «медведь», который до этого притворялся спящим, потягивается и бежит к детям, а они быстро поворачиваются и бегут к себе «домой» или разбегаются в разные стороны, стараясь не попасться «медведю», который стремится поймать их (дотронуться рукой — осалить).

Кого «медведь» поймает, тот меняется с ним ролью. Если «медведю» не удастся поймать кого-либо (все ребята спрячутся к себе в «дом»), он идет к себе в «берлогу» и продолжает водить.

Правила 

  1. «Медведь» не имеет права выбегать и ловить ребят, пока они не скажут последние слова речитатива.
  2. Ловить можно только в установленных пределах площадки.

Вариант: 

Рисуют два круга, один круг — «лес» (на середину его кладут ягоды и грибы), другой — «деревня». Один из участников игры, изображающий медведя, садится в «лесу». Остальные идут из «деревни» в «лес» по ягоды и грибы, у ребят в руках корзинка. Все поют:

У медведя во бору
Грибы, ягоды я рву.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит,
А потом как зарычит
И за нами побежит.

Ребята ходят вокруг «леса» и дразнят Медведя:

Уж мы ягоды берём,
А медведю не даём.
Идём в лес с дубинкой —
Бить медведя в спинку!
Передавая друг другу корзинку, они пытаются забежать в «лес» и бросить в корзинку ягоды и грибы. Кого Медведь в «лесу» поймает, тот выбывает из игры. Когда всё же кому-то удастся забежать в «лес» и бросить в корзинку ягоды и грибы, тут все бегут в «деревню», а Медведь догоняет. Если Медведь догонит ребят и отберёт корзинку, то забирает ягоды и грибы себе. А если ребята сумеют убежать от Медведя в «деревню», то выбирается новый Медведь, и игра продолжается.

5.Подведение итогов.

              Что нового узнали на уроке?

             ( Мы познакомились с буквой М, узнали, что  она обозначает согласный, звонкий звук, который может быть мягким или твердым)              

   

                Чем больше всего понравилось заниматься на уроке?

        

                                    Используемые источники.

Текст на слайде 4 взят из книги Букварь: Учебное пособие / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2009г.

Два слайда (5и6) с мультфильмом и аудиофайл с роликом, взяты из урока Бойковой Оксаны Владимировны, учителя начальных классов МОУ СОШ №1 г. Конаково Тверской обл.

Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо.1 класс.- 4-е изд., испр.и доп. -  М: ВАКО,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)

Конспект урока обучения грамоте  с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР,  CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...


 

Комментарии

Замечательный урок! Жаль мы уже прошли букву М. Быстренько заполняйте свой сайт и я к вам еще наведаюсь. Наталья Ивановна
Постоногова Галина Васильевна

Спасибо, Наталья Ивановна.