Урок обучения грамоте (конспект)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
познакомить учащихся с новой буквой и звуками,
формировать с ними навыки сознательного, правильного,
слогового чтения;
закреплять знания о правильном написании имен собственных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_bukva_moy.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сорская СОШ №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
1 класс
Постоногова Галина Васильевна
2011 – 2012 учебный год
Цели урока: познакомить учащихся с новой буквой и звуками,
формировать с ними навыки сознательного, правильного,
слогового чтения;
закреплять знания о правильном написании имен собственных.
Оборудование: учебник «Азбука» Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева. Москва
«Просвещение» 2011 г., мультимедиапроектор, экран.
Ход урока.
- Организационный момент.
Рифмовка: (все дети рассказывают наизусть).
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи старание.
Помоги нам потрудиться,
В школу мы пришли учиться.
- Ребята, у нас сегодня гости. Я вижу у вас хорошее настроение, значит, наш
урок будет удачным. Мы много узнаем нового на уроке, для этого надо быть
внимательными, серьёзными, помочь друг другу справиться с заданиями.
Давайте вспомним буквы, которые мы с вами уже выучили.
(Дети называют выученные буквы: а, о, у, ы, и, –гласные;
Актуализация знаний.
Поиграем в игру «Убери слог»
Слайд 2
а) Учащиеся составляют слова: вол, бочка, точка, ласка, коза.
б) Назовите самое длинное слово. Из скольких слогов оно состоит?
(Бочка, точка, ласка.
В слове 2 слога.)
в) Назовите односложное.
(односложное – вол)
г) Назовите слово с ударением на первом слоге, на втором.
Слайд 4
а) Чтение текста учащимися. Загадка.
По завалам, по оврагам
Ходит он хозяйским шагом.
Любит мишка сладкий мёд,
Да малину с веток рвёт.
3. Постановка темы и цели урока.
Слайд 5
а) Просмотр отрывка из мультфильма.
б) Как называется мультфильм? На какую букву название?
(Мультфильм называется «Машенька и медведь». Оба слова в названии начинаются на букву эм.)
в) Расскажите, чем закончилась сказка?
(Учащиеся рассказывают конец сказки.
Машенька очень скучала по дедушке и бабушке. Вот однажды она попросила медведя отпустить ее к дедушке и бабушке, чтобы отнести им пирожков. Медведь Машеньку не отпустил, а сказал, что гостинцы отнесет сам. Девочка попросила его, чтобы пироги дорогой он не ел. Медведь пообещал. Маша напекла пирогов, залезла в короб, а на голову поставила тарелку с пирогами. Медведь пришел из леса, увидел короб, взвалил его на спину и пошел в деревню. Дорогой он несколько раз хотел взять пирожок, но Маша из короба ему говорила, что все видит. Так он и донес гостинцы до дома бабушки и дедушки. А тут собаки учуяли медведя, залаяли на него. Медведь поставил короб и убежал. Вышли из дома дедушка с бабушкой, открыли короб и увидели свою внучку. Они обрадовались и стали ее целовать.)
в) Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
(О букве М))
4. Работа над новым материалом.
а) Выделение первых звуков из слов Маша, медведь
(В слове Маша первый звук (м) твердый, в слове медведь мягкий звук (м))
б) Артикуляция (положение губ, прохождение воздуха, голос)
Вывод: согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.
Слайд 7
г) Игра «Расставь правильно предметы».
Учитель. Вы должны расставить предметы на свои полки.
На верхней полке находятся предметы, в названиях которых звук (м) в начале слова;
на средней, если этот звук середине слова;
на нижней – на конце слова.
(Предполагаемые ответы: на верхнюю полку положим малину и микрофон, потому что новые звуки находятся в начале слова;
на вторую полку – сумку и самолет, т.к. звук (м) находится в середине слова;
на третью полку – дом и аквариум, т.к. звук (м) находится на конце слова)
Слайд 8
д) Игра «Распредели правильно слова»
Учитель. Назовите предметы, которые вы видите вверху экрана.
(Дети называют морковь, дом, молоток, машина, медведь, мимоза)
Учитель. С какого звука начинаются названия этих предметов?
(Со звука (м))
Учитель. Чебурашка собирает предметы, в названиях которых буква эм обозначает твердый звук,
а Пчеленок – мягкий звук.
(Предполагаемые ответы : Чебурашка возьмет машину, молоток, дом, морковь, потому что эти слова начинаются с твердого звука.
Пчеленок – медведя и мимозу, т.к. первые звуки в этих словах мягкие.)
Учитель.. Скажите, а в слове мимоза сколько вы слышите звуков (м)?
(Дети. Два звука)
Учитель. Скажите, а второй звук (м) в этом слове твердый или мягкий?
(Он мягкий)
е) Обучение навыкам чтения с новой буквой:
ФИЗМИНУТКА
Слайд 9(СКОРОГОВОРКА)
Маше каша надоела,
Маша кашу не доела.
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай.
3. почему слова в третьем столбике написаны с большой буквы? (Дети. Эти слова обозначают имя девочки)
4. Чтение слов со слайда.
-Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?
5. Слайд-вывод:
-Зачем нужна буква М?
4. ИГРА.
«У медведя во бору»
В игре участвуют дети от 3 до 40 человек.
Описание
Выбирается один водящий — «медведь», который становится в углу площадки (или помещения). Остальные играющие — дети. Они располагаются на другой стороне площадки в своем «доме». Пространство между «берлогой» «медведя» и детьми — «бор» («лес»).
Дети идут в «бор» за «грибами» и «ягодами», постепенно приближаясь к «медведю». Во время сбора «грибов» и «ягод» дети припевают:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
Медведь простыл,
На печи застыл!
Последние две строки теперь часто заменяют на:
А медведь сидит
И на нас рычит!
После последних слов «медведь», который до этого притворялся спящим, потягивается и бежит к детям, а они быстро поворачиваются и бегут к себе «домой» или разбегаются в разные стороны, стараясь не попасться «медведю», который стремится поймать их (дотронуться рукой — осалить).
Кого «медведь» поймает, тот меняется с ним ролью. Если «медведю» не удастся поймать кого-либо (все ребята спрячутся к себе в «дом»), он идет к себе в «берлогу» и продолжает водить.
Правила
- «Медведь» не имеет права выбегать и ловить ребят, пока они не скажут последние слова речитатива.
- Ловить можно только в установленных пределах площадки.
Вариант:
Рисуют два круга, один круг — «лес» (на середину его кладут ягоды и грибы), другой — «деревня». Один из участников игры, изображающий медведя, садится в «лесу». Остальные идут из «деревни» в «лес» по ягоды и грибы, у ребят в руках корзинка. Все поют:
У медведя во бору
Грибы, ягоды я рву.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит,
А потом как зарычит
И за нами побежит.
Ребята ходят вокруг «леса» и дразнят Медведя:
Уж мы ягоды берём,
А медведю не даём.
Идём в лес с дубинкой —
Бить медведя в спинку! Передавая друг другу корзинку, они пытаются забежать в «лес» и бросить в корзинку ягоды и грибы. Кого Медведь в «лесу» поймает, тот выбывает из игры. Когда всё же кому-то удастся забежать в «лес» и бросить в корзинку ягоды и грибы, тут все бегут в «деревню», а Медведь догоняет. Если Медведь догонит ребят и отберёт корзинку, то забирает ягоды и грибы себе. А если ребята сумеют убежать от Медведя в «деревню», то выбирается новый Медведь, и игра продолжается.
5.Подведение итогов.
Что нового узнали на уроке?
( Мы познакомились с буквой М, узнали, что она обозначает согласный, звонкий звук, который может быть мягким или твердым)
Чем больше всего понравилось заниматься на уроке?
Используемые источники.
Текст на слайде 4 взят из книги Букварь: Учебное пособие / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2009г.
Два слайда (5и6) с мультфильмом и аудиофайл с роликом, взяты из урока Бойковой Оксаны Владимировны, учителя начальных классов МОУ СОШ №1 г. Конаково Тверской обл.
Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо.1 класс.- 4-е изд., испр.и доп. - М: ВАКО,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)
Конспект урока обучения грамоте с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР, CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...
Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...
Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"
Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Комментарии
Приветствую соседей! Вы из Хакасии, я из Тувы.
Спасибо, Наталья Ивановна.