Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Как образуются слова? Откуда пришли к нам в язык те или иные слова и выражения, какое имеют лексическое значение?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parnye_soglasnye_i_bezudarnye_glasnye..docx | 32.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Класс: 2 (второй)
УМК: Школа России
Цель: совершенствование навыков правописания слов с безударными гласными и парными согласными в корне слова
Задачи:
- формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову;
- на основе повторения ранее изученного материала развивать умение видеть орфограммы «Безударная гласная в корне слова» и «Парный согласный в корне слова» в словах, графически обозначать их;
- создать условия для применения знаний и умений по данной теме в знакомой и новых учебных ситуациях;
- развивать речь, обогащать словарный запас учащихся через работу с несколькими источниками информации – словарь, интернет, электронная версия энциклопедии «Кирилла и Мефодия»;
- способствовать формированию навыков сотрудничества.
Тип учебного занятия: Комплексное применение знаний и умений.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, листы с заданиями, словари (толковый словарь Д. Ушакова, толковый словарь В. Даля, толковый словарь С. Ожегова, словарь редких и забытых слов В.П. Сомова.), электронная версия энциклопедии «Кирилла и Мефодия».
Ход урока
I. Орг. момент
II. Вступительное слово
Учитель. Сегодня мы вновь будем доискиваться до ответов на вопросы, которые часто возникают на наших уроках. Как образуются слова? Откуда пришли к нам в язык те или иные слова и выражения, какое имеют лексическое значение?
Познакомившись со словом поближе, узнав его, по словам К.Паустовского, «на ощупь, на вкус и на запах», мы уже никогда не употребим его некстати.
А чем еще мы будем заниматься на уроке, я думаю, чуть позже, вы скажете сами.
III. Постановка учебной задачи
Разминка (Слайды 2-5)
- Предмет со стеклянной или металлической отполированной поверхностью, предназначенный для отображения того, что находится перед ним. (зеркало)
- Материал для письма, печатания, а также для других целей, изготовляемый из растительных волокон, тряпичной массы. (бумага)
- Материал для письма, печатания, а также для других целей, изготовляемый из растительных волокон, тряпичной массы. (шёлк) Гусеницы шелкопряда завивают коконы, оболочки которых состоят из непрерывной шёлковой нити длиной 300—900 м.
- Взрывчатое соединение или смесь. (порох) В те времена, когда был изобретен порох, его использовали изначально для фейерверков — чтобы отпугивать злых духов. Лишь намного позже стали делать и огнестрельное оружие.
Учитель. Назовите слова-отгадки (зеркало, бумага, порох, шёлк). (Слайд 6)
Учитель. Что их объединяет? (эти предметы изобрели в Китае)
Учитель. А что еще появилось в Китае? (золотые рыбки). (Слайд 7)
Учитель. Сегодня на уроке, мы познакомимся еще с одним предметом, Родиной которого является Китай. А помогут нам в этом слова, которые прозвучали в начале урока:
(Учитель дает характеристику звукам, а ученики должны определить о какой букве идет речь. Например: В слове «зеркало» этой буквой мы обозначаем звонкий парный, мягкий парный согласный звук. Это буква «з» и т.д.)
ЗЕРКАЛО
- В слове «зеркало» этой буквой мы обозначаем звонкий парный, мягкий парный согласный звук
ПОРОХ
- В слове «порох» этой буквой мы обозначаем гласный ударный звук
НИТИ
- В слове «нити» этой буквой мы обозначаем непарный звонкий, мягкий согласный звук
- В слове «нити» этой буквой мы обозначаем парный глухой, мягкий согласный звук
(После того, как ребята правильно назвали все буквы, а их четыре, у них получилось слово «ЗОНТ»)
2. Назовите орфограмму, которая встретилась в этом слове. (парный согласный)
-Как проверить?
-Подберите однокоренное имя прилагательное. (зонтичный)
-Измените форму слова. (зонты)
-Назовите орфограмму, которая встретилась в этом слове. (безударная гласная в корне)
-Как проверить?
-Подберите однокоренное проверочное слово (зонтик)
-Как было образовано слово зонтик?(суффикс –ик)
-Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока. Что мы сегодня будем делать?
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
IV. Применение знаний
1. Какое лексическое значение имеет слово зонтик?
-Где, в каком источнике вашу версию, предположение можно проверить? В толковом словаре (книга или электронная версия).
(Слайды 8-9)
-Русское название этого предмета было позаимствовано. Зондек (голл.)- покрывало от солнца.
2. История зонтика
Зонтик — тоже китайское изобретение. Несмотря на внешнюю простоту, это довольно сложная конструкция. Китайские зонтики делались из шелка и должны защищать от солнца, а не от дождя.
3. Работа по вариантам.
В русском языке много слов, которые имеют иноязычное происхождение. Выполнив следующее задание, вы узнаете еще два, на мой взгляд, новых для вас, слова (работа с индивидуальными карточками).
1 вариант 2 вариант
|
| парные согласные | |
д | т | ||
1 | дож…ь |
|
|
2 | зон… |
|
|
3 | ло…ка |
|
|
4 | пого…ка |
|
|
5 | тетра…ка |
|
|
6 | крова…ка |
|
|
7 | тру… |
|
|
8 | ре…кий |
|
|
9 | го… |
|
|
|
| безударные гласные | |
о | а | ||
1 | д..жди |
|
|
2 | х…лодный |
|
|
3 | ж…ра |
|
|
4 | п…ход |
|
|
5 | в…да |
|
|
6 | гр…за |
|
|
7 | тр…ва |
|
|
8 | м…ря |
|
|
Ключ 1 | Ключ 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Проверка (Слайд 10)В процессе проверки у ребят получаются два слова: парасоль и омбрелька.
-Употребляете в речи эти слова?
-Где-нибудь слышали?
-Встречали в произведениях, которые читали?
-Ваши предположения, где мы можем узнать лексическое значение этих слов? (словарь редких и забытых слов)
Что общего у этих двух слов? (зонтик от солнца)
Во Франции зонт появился в 17 веке, а в России лишь в конце 18 века.
4. (Слайд 11) Работа с высказываниями.
Как рыбке зонтик нужен кто, что (разг. шутл.)
— Когда мы так говорим о ком-то или о чем-то?
-Когда нам кто-то или что-то совершенно не нужен.
«Я на бале то же, что шуба летом или парасоль зимою: вещь самая бесполезная». Николай Карамзин
-Когда еще парасоль и омбрелька вещи бесполезные? (ночью)
5. Работа в группах
Цель: развитие умения работать в группе, закрепление учебного материала невербальными средствами.
-Для выполнения следующего задания я предлагаю объединиться в группы. Образуйте слова из предложенных вам букв, но будьте внимательны, в каждом наборе одна буква лишняя.
(Тот, кому досталась в процессе работы «лишняя» буква, объясняет, почему она в слове «лишняя»)
— Из первых букв каждого слова составьте новое слово
1 группа | ТРПКГОИ | ТРОПИК | (лишняя Г) |
2 группа | РКИЕА | РЕКА | (лишняя И) |
3 группа | СТРВФОО | ОСТРОВ | (лишняя Ф) |
4 группа | СТРНАОА | СТРАНА | (лишняя О) |
5 группа | ТРФВО | ТОРФ | (лишняя В) |
Составляют слово из первых букв составленных слов ТРОСТ
-Какой буквы не хватает, для образования нового слова? (Ь)
-Какую роль в слове выполняет?
-Какое отношение к зонтику имеет слово ТРОСТЬ (Слайд 12)
-Самым надежным зонтом является зонт-трость. Он устойчив при порывах ветра, ткань не протирается на сгибах до дыр, т.к. зонт не складывается вообще. Быстро раскрывается, но его не положишь просто так в сумочку.
6. Работа в парах.
- Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова
Есть к…решок (_____________),
Есть и шля…ка (_____________),
А не гри… (____________).
Без г…ловы (_____________),
А в шляпе,
Одно н…га (___________) –
И та без сап…га (____________).
Что это? (загадки)
- О чем? Омбрелька? Парасоль? Зонтик? Какие это слова? (синонимы)
VI. Итог
Рефлексия
Слайд 13
Я не знал (а)… Теперь я знаю…
Мне было трудно
Теперь я могу…
Мне было легко, потому что…
Мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова
Презентация по теме: "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"...
Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова
Представленный урок поможет в игровой форме вспомнить и закрепить правила проверки безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова....
Русский язык 3 класс. "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"
Цель: выработать умения самостоятельного применения знаний о правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова....
Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова 3 класс
Разработка урока русского языка в 3 классе "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"....
Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"
Технологическая карта конспекта по русскому языку во 2 классе по теме: « Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова» Программа «Перспективная начальная школа»...
Урок русского языка. 2 класс Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)
Урок русского языка. 2 класс. программа Гармония.Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)....
Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс
Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...