Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

 

Как образуются слова? Откуда пришли к нам в язык те или иные слова и выражения, какое имеют лексическое значение?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnye_soglasnye_i_bezudarnye_glasnye..docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок русского языка

Класс: 2 (второй)

УМК: Школа России

Цель: совершенствование навыков правописания слов с безударными гласными и парными согласными в корне слова 

Задачи:

  1. формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову;
  2. на основе повторения ранее изученного материала развивать умение видеть орфограммы «Безударная гласная в корне слова» и «Парный согласный в корне слова» в словах, графически обозначать их;
  3. создать условия для применения знаний и умений по данной теме в знакомой и новых учебных ситуациях;
  4. развивать речь, обогащать словарный запас учащихся через работу с несколькими источниками информации – словарь, интернет, электронная версия энциклопедии «Кирилла и Мефодия»;
  5. способствовать формированию навыков сотрудничества.

Тип учебного занятия: Комплексное применение знаний и умений.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, листы с заданиями, словари (толковый словарь Д. Ушакова, толковый словарь В. Даля, толковый словарь С. Ожегова, словарь редких и забытых слов  В.П. Сомова.), электронная версия энциклопедии «Кирилла и Мефодия».

Ход урока

I. Орг. момент

II. Вступительное слово

Учитель. Сегодня мы вновь будем доискиваться до ответов на вопросы, которые часто возникают на наших уроках. Как образуются слова? Откуда пришли к нам в язык те или иные слова и выражения, какое имеют лексическое значение?

Познакомившись со словом поближе, узнав его, по словам К.Паустовского, «на ощупь, на вкус и на запах», мы уже никогда не употребим его некстати.

А чем еще мы будем заниматься на уроке, я думаю, чуть позже, вы скажете сами.

III. Постановка учебной задачи 

Разминка  (Слайды 2-5)

  1. Предмет со стеклянной или металлической отполированной поверхностью, предназначенный для отображения того, что находится перед ним. (зеркало)
  2. Материал для письма, печатания, а также для других целей, изготовляемый из растительных волокон, тряпичной массы. (бумага) 
  3. Материал для письма, печатания, а также для других целей, изготовляемый из растительных волокон, тряпичной массы. (шёлк) Гусеницы шелкопряда завивают коконы, оболочки которых состоят из непрерывной шёлковой нити длиной 300—900 м.
  4. Взрывчатое соединение или смесь. (порох) В те времена, когда был изобретен порох, его использовали изначально для фейерверков — чтобы отпугивать злых духов. Лишь намного позже стали делать и огнестрельное оружие.

Учитель.  Назовите слова-отгадки (зеркало, бумага, порох, шёлк). (Слайд 6) 

Учитель.  Что их объединяет? (эти предметы изобрели в Китае)

Учитель.  А что еще появилось в Китае? (золотые рыбки). (Слайд 7)

Учитель.  Сегодня на уроке, мы познакомимся еще с одним предметом, Родиной которого является Китай. А помогут нам в этом слова, которые прозвучали в начале урока:

(Учитель дает характеристику звукам, а ученики должны определить о какой букве идет речь. Например: В слове «зеркало» этой буквой мы обозначаем звонкий парный, мягкий парный согласный звук. Это буква «з» и т.д.)

ЗЕРКАЛО

- В слове «зеркало» этой буквой мы обозначаем звонкий парный, мягкий парный согласный звук

ПОРОХ

- В слове «порох» этой буквой мы обозначаем гласный ударный звук

НИТИ

- В слове «нити» этой буквой мы обозначаем непарный звонкий, мягкий согласный звук

- В слове «нити» этой буквой мы обозначаем парный глухой, мягкий согласный звук

(После того, как ребята правильно назвали все буквы, а их четыре, у них получилось слово «ЗОНТ»)

2. Назовите орфограмму, которая встретилась в этом слове. (парный согласный)

-Как проверить?

-Подберите однокоренное имя прилагательное. (зонтичный)

-Измените форму слова. (зонты)

-Назовите орфограмму, которая встретилась в этом слове. (безударная гласная в корне)

-Как проверить?

-Подберите однокоренное проверочное слово (зонтик)

-Как было образовано слово зонтик?(суффикс –ик)

-Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока. Что мы сегодня будем делать?

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

IV. Применение знаний

1. Какое лексическое значение имеет слово зонтик?

-Где, в каком источнике вашу версию, предположение можно проверить? В толковом словаре (книга или электронная версия).

(Слайды 8-9)

-Русское название этого предмета было позаимствовано. Зондек (голл.)- покрывало от солнца.

2. История зонтика

Зонтик — тоже китайское изобретение. Несмотря на внешнюю простоту, это довольно сложная конструкция. Китайские зонтики делались из шелка и должны защищать от солнца, а не от дождя.

3. Работа по вариантам.

В русском языке много слов, которые имеют иноязычное происхождение. Выполнив следующее задание, вы узнаете еще два, на мой взгляд, новых для вас, слова (работа с индивидуальными карточками).

1 вариант                                                2 вариант

 

 

парные согласные

д

т

1

дож…ь

 

 

2

зон…

 

 

3

ло…ка

 

 

4

пого…ка

 

 

5

тетра…ка

 

 

6

крова…ка

 

 

7

тру…

 

 

8

ре…кий

 

 

9

го…

 

 

 

 

безударные гласные

о

а

1

д..жди

 

 

2

х…лодный

 

 

3

ж…ра

 

 

4

п…ход

 

 

5

в…да

 

 

6

гр…за

 

 

7

тр…ва

 

 

8

м…ря

 

 

Ключ 1 

 Ключ 2

о

и

л

м

б

п

р

с

е

и

к

л

ь

ы

к

г

а

я

п

б

а

о

л

р

а

и

с

з

о

у

м

л

ь

ю

Проверка (Слайд 10)В процессе проверки у ребят получаются два слова: парасоль и омбрелька.

-Употребляете в речи эти слова?

-Где-нибудь слышали?

-Встречали в произведениях, которые читали?

-Ваши предположения, где мы можем узнать лексическое значение этих слов? (словарь редких и забытых слов)

Что общего у этих двух слов? (зонтик от солнца)

Во Франции зонт появился в 17 веке, а в России лишь в конце 18 века.

4. (Слайд 11) Работа с высказываниями.

Как рыбке зонтик нужен кто, что (разг. шутл.)

— Когда мы так говорим о ком-то или о чем-то?

-Когда нам кто-то или что-то совершенно не нужен.

«Я на бале то же, что шуба летом или парасоль зимою: вещь самая бесполезная». Николай Карамзин

-Когда еще парасоль и омбрелька вещи бесполезные? (ночью)

5. Работа в группах

Цель: развитие умения работать в группе, закрепление учебного материала невербальными средствами.

-Для выполнения следующего задания я предлагаю объединиться в группы. Образуйте слова из предложенных вам букв, но будьте внимательны, в каждом наборе одна буква лишняя.

(Тот, кому досталась в процессе работы «лишняя» буква, объясняет, почему она в слове «лишняя»)

— Из первых букв каждого слова составьте новое слово

1 группа

ТРПКГОИ

ТРОПИК

(лишняя Г)

2 группа

РКИЕА

РЕКА

(лишняя И)

3 группа

СТРВФОО

ОСТРОВ

(лишняя Ф)

4 группа

СТРНАОА

СТРАНА

(лишняя О)

5 группа

ТРФВО

ТОРФ

(лишняя В)

Составляют слово из первых букв составленных слов ТРОСТ

-Какой буквы не хватает, для образования нового слова? (Ь)

-Какую роль в слове выполняет?

-Какое отношение к зонтику имеет слово ТРОСТЬ (Слайд 12) 

-Самым надежным зонтом является зонт-трость. Он устойчив при порывах ветра, ткань не протирается на сгибах до дыр, т.к. зонт не складывается вообще. Быстро раскрывается, но его не положишь просто так в сумочку.

6. Работа в парах.

- Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова

Есть к…решок (_____________),
Есть и шля…ка (_____________),
А не гри… (____________).

Без г…ловы (_____________),
А в шляпе,
Одно н…га (___________) –
И та без сап…га (____________).
Что это? (
загадки)

- О чем? Омбрелька? Парасоль? Зонтик? Какие это слова? (синонимы)

VI. Итог

Рефлексия

Слайд 13

Я не знал (а)… Теперь я знаю…

Мне было трудно

Теперь я могу…

Мне было легко, потому что…

Мне захотелось…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова

Презентация по теме: "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"...

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова

Представленный урок поможет в игровой форме вспомнить и закрепить правила проверки безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова....

Русский язык 3 класс. "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"

Цель: выработать умения  самостоятельного применения знаний о правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова....

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова 3 класс

Разработка урока русского языка в 3 классе "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"....

Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"

Технологическая карта конспекта по русскому языку во 2 классе по теме: « Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова» Программа «Перспективная начальная школа»...

Урок русского языка. 2 класс Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)

Урок русского языка. 2 класс. программа Гармония.Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)....

Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...