Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Красулина Надежда Ивановна

Разработка урока русского языка в 3 классе "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка       3 класс

Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.

Задачи: 1) обобщить знания о написании безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корне слова;

               2) закреплять орфографические умения:

                   а) обнаруживать орфограммы в корне слова;

                   б) определять, каким правилом регулируется написание;

                   в) применять это правило;

                   г) осуществлять орфографический самоконтроль;

               3) развивать наблюдательность, внимание;

               4) прививать любовь к родному языку;

Оборудование: интерактивная доска;

                           таблицы – памятки: «Как искать проверочные слова для корня?»,

                                                              «Как писать без ошибок?»;

                           набор карточек для самостоятельной работы;

                           сигнальные карточки ( +, - ).

                           

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Начинается урок.

  1. Чистописание.

Урок русского языка начнем с минутки чистописания.

Слайд 1.

о     я     у     а     ы

Какая буква лишняя? Почему? ( лишняя буква я, потому что только она из записанных букв обозначает мягкость согласного и обозначает два звука, когда стоит в начале слова, после гласной и после ь и ъ. )

Слайд 2.

Яябп     Яявф     Яягк     Яядт     Яяжш     Яязс

Что интересного в каждом сочетании букв? ( после заглавной и строчной букв Яя парные согласные записаны парами ).

Запишите эти сочетания букв в тетради.

  1. Актуализация знаний.

Слайд 3.

Яблоко, летал, резкий, деревянный, топор, ложка.

Прочитайте слова. Что в них общего? ( орфограмма в корне слова ).

На сколько групп можно разделить слова? ( на три группы ).

Какие слова отнесете к каждой группе?

( 1 группа – слова с непроверяемым безударным гласным в корне,

  2 группа – слова с безударным гласным в корне, проверяемым ударением,

  3 группа – слова с парным глухим и звонким согласным в корне ).

Запишите слова в 3 столбика и подчеркните орфограмму в корне.

Сайд 4.

яблоко                   летал                    резкий

топор                     деревянный         ложка 

Проверьте работу и просигнальте, как вы с ней справились. ( Сигналы +, - ).

  1. Постановка учебной задачи.

Предположите, какие правила мы будем повторять и закреплять на уроке? (ответы детей).

  1. Повторение пройденного.

  1. Как проверить безударный гласный в корне слова? ( правило ).

Слайд 5.

Тр…щать, п…л…са, з…л…неет, з…л…той, кр…чать, в…селый.

 

Прочитайте слова. Запишите их в тетради. За помощью обращайтесь к памятке.

Как искать

проверочные слова для корня?

  1. Объясни значение слова с помощью

однокоренного или подбери другое 

однокоренное слово.

  1. Измени проверяемое слово:

предмет                  действие                  признак

- ед.ч. - мн.ч.           - что  (с)делает?       - каков?

- кто? что?              - что  (с)делал?

 (ед.ч. или мн.ч.)   - что  (с)делаю?

- много    кого?

               чего?

Если надо, выполняй два действия.

Проверка самостоятельной работы.

Слайд 6.

Трещать, полоса, зеленеет, золотой, кричать, веселый.

Проанализируйте свою работу и просигнальте. ( Сигналы +, - ).

При написании каких слов вы испытывали затруднения?

Учитель. Безударный хитрый гласный

                Слышим мы его прекрасно.

                А в письме какая буква?

Дети.       Здесь поможет нам наука:

                Гласный ставь под ударенье,

                Чтоб развеять все сомненья!

2. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

  1. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Как проверить парный согласный в корне слова? ( Правило ).

Прочитайте слова.

Слайд 7.

1 вариант                                                     2 вариант

игру…ка                                                      мы…ка

ска…ка                                                        бере…ка

око…ко                                                        кру…ка

сапо…ки                                                      тетра…ка

у…кий                                                          ни…кий

Запишите их по вариантам. Памятка – ваш помощник.

Поменяйтесь тетрадями. Возьмите карандаш и проверьте работу соседа.

Слайд 8.

1 вариант                                                     2 вариант

игрушка                                                       мышка

сказка                                                          березка

окошко                                                        кружка

сапожки                                                     тетрадка

узкий                                                           низкий

Оцените работу соседа. ( Сигналы +, - ).

При написании каких слов вы испытывали затруднения?

Учитель. Парные согласные – самые опасные!

Дети.       В корне ты их проверяй –

                 Рядом гласный подставляй!

  1. Какографическое упражнение.

Перед вами на карточках сочинение, написанное мальчиком-иностранцем. Не удивляйтесь его ошибкам – ему еще трудно писать по-русски. Проверьте его сочинение и исправьте ошибки зеленой пастой.

Наступила морозная зема. На землю выпал мяхкий  снежок. Речка скована  толстым лидяным панцирем. Диревья нарядились в белые пушистые шабки.  

Ваш помощник – памятка «Как писать без ошибок?» .

 

Как писать без ошибок?

1-2. Находи в слове орфограммы и

о п р е д е л я й,

знаешь ли буквы.

               Знаешь                                     Не знаешь

3. Пиши без «окошек»,              Пиши с «окошками».

отмечай орфограммы.

                                                        Попробуй

                                                        узнать буквы.

                                            Узнал(а)          Не узнал(а)

Вставь и подчеркни.                     Оставь «окошки»;

                                                        где надо, покажи

                                                        выбор букв.

4. Проверь (поработай корректором):

   - читай по слогам – нет ли описок, снова находи все орфограммы;

   - где можешь, объясняй выбор букв и решай, нет ли ошибок;

   - есть – исправляй; сомневаешься – над буквой ставь «?».

Проверьте работу и просигнальте. ( Сигналы +, - ).

Слайд 9.

                                       и                                       г                              

Наступила морозная зема. На землю выпал мяхкий  снежок. Речка скована  

                    е                                 е                                                                    п

толстым лидяным панцирем. Диревья нарядились в белые пушистые шабки.  

Запишите текст правильно и проверьте написанное.

  1. Включение знания в систему знаний.

Самостоятельная работа.

 Перед вами карточки трех цветов. Внимательно прочитайте задания и выполните те, которые, на ваш взгляд, вам посильны.

Карточка зеленого цвета.

  1. Найди и обведи проверочные слова к слову золотой.

Золотистый, позолота, золото, золотились.

  1. Поставь, где надо, букву а.

Тр…ва, к…тенок, м…ряк, з…йчонок.

  1. Обведи слова с сомнительной гласной.

Слон, морковка, суп, тетради, сугроб.

  1. Поставь, где надо, букву ж.

Шала…, стри…, кни…ка, ко…ка.

Карточка желтого цвета.

  1. Вставьте пропущенные буквы, в скобках пишите проверочные слова.

Ночью ударил сильный моро… (               ). Он сковал ле…ком (             ) лужи на л…сных (             ) доро…ках (                 ). Ре…кий (            ) ветер гулял по лесу. Хол…дно (             ) стало ду…кам (                 ) и бере…кам (                 ).

Карточка красного цвета.

Из отрывка выпишите слова на изученные правила и напишите к ним проверочные.

Заметает пурга белый путь.

Хочет в мягких снегах потонуть,

Ветер резвый уснул на пути;

Ни проехать в лесу, ни пройти.

                                               ( С. Есенин )

  1. Домашнее задание.

№91  стр. 126  ( Л.М. Зеленина «Русский язык» 3класс 1часть ).

  1. Рефлексия.

Какие правила повторяли на уроке?

Какие задания были вам интересны?

При выполнении каких заданий вы испытывали затруднения?

Выразите свое отношение к уроку с помощью смайлика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 3 класс. "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"

Цель: выработать умения  самостоятельного применения знаний о правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова....

Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"

Технологическая карта конспекта по русскому языку во 2 классе по теме: « Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова» Программа «Перспективная начальная школа»...

Урок русского языка. 2 класс Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)

Урок русского языка. 2 класс. программа Гармония.Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)....

Открытый урок русского языка во 2 классе по программе: «Гармония» Тема: «Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов.»

Открытый урок русского языка во 2 классепо программе: «Гармония»Тема: «Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов.»...

Урок русского языка 2 класс умк "Гармония" по теме "Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок закрепления материала в нетрадиционной форме...

Презентация к уроку русского языка 2 класс УМК "Гармония" по теме "Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов"

Презентация разработана к уроку русского языка по теме "Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов"...

Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...