Гласные звуки и буквы
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Тема: Гласные звуки [а], [и] [о], [у], [э], [ы] и буквы А, И, О, У, Э, Ы
Цель: Формирование умения в различении гласных звуков на слух и букв.
Задачи: - Развитие умения наблюдать за произношением слов, проводить их звуковой анализ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_zvuki_i_bukvy.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте. УМК «Перспективная начальная школа»
Шумайлова Ольга Алексеевна
Учитель начальных классов МБОУ «Основная общеобразовательная школа№24»
Тема: Гласные звуки [а], [и] [о], [у], [э], [ы] и буквы А, И, О, У, Э, Ы
Цель: Формирование умения в различении гласных звуков на слух и букв.
Задачи: - Развитие умения наблюдать за произношением слов, проводить их звуковой анализ.
- Развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения.
- Воспитание культуры учебного труда.
Планируемые результаты: личностные УУД: стремление к успешности в учебной деятельности; метапредметные УУД: регулятивные – освоение способов определения гласного звука; познавательные – установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его; коммуникативные - уважают мнение собеседника; предметные УУД: научатся выделять гласные звуки, различать гласные звуки и буквы, составлять предложения по схеме.
Средства обучения: карточки с буквами и звуками, со схемами; предметные картинки, компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте!
- Улыбнитесь друг другу, чтобы на уроке было хорошее настроение.
II. Объявление темы урока.
Регулятивные УУД: формирование учебной задачи вместе с учителем. Познавательные УУД: использование знаково-символических средств.
Мудрая птица Сова спешила к нам на урок, несла карточки-задания. Но по дороге карточки рассыпались. Помогите ей правильно их расставить. (Слайд 1)
А [у] [о]
[ы] Ы [ и]
О [э]
Э И [а]
[а] [и] [о] [у] [ы] [э]
А И О Ы Э
- Что-то Сова по дороге потеряла? (Букву У).
- Поищите её. И поставьте на своё место.
- Почему эти значки в разных рядах? (В верхнем ряду звуки, а в нижнем буквы)
- А какие это звуки и буквы? (Гласные)
- Как вы догадались? (Они ртораскрыватели)
- Давайте попрощаемся с Совой.
- А теперь подумайте, что мы будем делать на уроке? (Различать (повторять) гласные звуки и буквы). (Слайд 2)
Попрошу соблюдать правило: «Внимательно слушай, другим не мешай, когда тебя спросят, тогда отвечай».
- Назовите гласные буквы. (А, О, У, Э, Ы, И )
III. Работа по новой теме. (Слайд 3)
1. Выставляются и называются картинки: улитка, аист, индюк, ослик, экскаватор.
Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: анализ данных слов с целью выявления первого звука.
- Соотнесите буквы с услышанным первым звуком и подставьте буквы к картинкам.
- Проверяем (согласен, не согласен).
- Слов, которые начинаются с буквы Ы нет. В основном она встречается в середине и на конце слов.
- Из чего состоит каждое написанное слово? (Из букв).
- Их чего состоит слово, которое мы произносим или слышим? (Из звуков).
2. Предметные УУД: умение выделять звуки из слов.
- Сейчас мы будем выделять в словах звук [и].
Я читаю слово, вы хлопают, если в слове есть звук [и]. Будьте внимательны.
лимон
утёнок
линейка
игра
паук
сильный
дети
белка
слива
3. Физминутка.
Работа над загадкой.
Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень). (Слайд 4)
- Как догадались? (Листья осенью разного цвета).
- Значит какое сейчас время года? (Осень).
- Назовите первый звук. ( [о] )
- Какой он? (Гласный).
(Цель: произношение отдельных звуков). Выполняется стоя.
- Сейчас вы изобразите деревья и листочки, которые качает ветерок. Дует лёгкий ветерок, листочки едва шевелятся. (Дети имитируют лёгкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами).
Сильный ветер – качает деревья, наклоны туловища.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый: «А-а-а».
Рябиновый: «И-и-и».
Берёзовый: «О-о-о».
Дубовый: «У-у-у».
(Руки вверх, потянуться).
- Попращаемся с листочками до будущей весны и вместе с ними скажем: «А- о- у- и »
4. Работа в парах. (Слайд 5)
(На каждой парте набор картинок). Регулятивные УУД: овладение способом выделения звуков. Коммуникативные УУД: учёт позиции собеседника, обоснование выбранных карточек.
- Разделите картинки на 2 группы: в первой группе будут слова, где слышится звук [ы], во второй группе – звук [у]. (Лыжи, мыло, пушка, жук, радуга, бусы).
Проверка: поставьте на доске картинки, которые соответствуют каждой группе.
(Картинки: 1 группа: лыжи, мыло; 2 группа – пушка, жук, радуга)
3 группа: бусы.
- Почему бусы вы сомневаетесь куда поставить. Правильно в этом слове два гласных звука, есть звук [у] и есть звук [ы].
5. Соотнесение картинок и схем. (Слайд 6). Познавательные УУД: определение способа вычленения гласного звука в слове; осуществление поиска и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД: контроль процесса и результатов учебной деятельности.
лиса рак акула
[а] [и]
- Соедините стрелкой слово и его звуковую схему.
- Докажите.
- Самостоятельно составьте недостающую схему. К какому слову будем составлять схему? (Рак). Проговорите про себя, посчитайте количество звуков, выделите гласный, отметьте его на схеме красным карандашом.
(Проверка)
IV. ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
V. Составление предложений.
Предметные УУД: научиться составлять предложение по схеме и изображать предложение схематически. Регулятивные УУД: высказывание своих предположений на основе работы со схемой.
- Составьте предложение со словами рак, лиса, акула по схеме:
Кк красный | синий |
- Что можно сказать о предложении? (В нём 2 слова, слова пишутся раздельно, первое слово-предмет, второе слово-действие предмета).
Акула плавает.
Лиса бежит.
Рак ползёт.
- Верно ли составлена схема? (Нет) Почему? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка).
(Импровизация) Можно усложнить схему или если дети проговорят другое предложение, то можно попросить детей самостоятельно составить к нему схему. Проверить.
VI. А сейчас сочиним сказку.
Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации. Предметные УУД: научатся сочинять сказку; получат возможность научиться осваивать на практике малые фольклорные жанры.
- Чем отличается сказка от рассказа?
-Все слова должны начинаться на те буквы, которые мы с вами выучили. Давайте ещё раз повторим их. ( А. О, У, Э, Ы, И )
- На лесной опушке жил зверёк …. (ослик, ….). У него был сад, в котором он выращивал фрукты (апельсины, арбузы, абрикосы …). Осенью он собрал урожай и позвал своих соседей (аиста, улитку, утку …). Каждый принёс ослику подарок. (Какие подарки принесли?) (Индейца, игрушечный автобус, азбуку, удочку, эскимо…).
Все были рады!
- Молодцы, мы составили интересную сказку!
VII. Повторение изученных букв по одной. (Карточки (А, И,О,У, Ы,Э)
VIII. Итого урока.
- О чём говорили на уроке, что усвоили?
- Что особенно понравилось?
- Какими красками вы бы раскрасили урок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. УМК «Школа России» Целевая установка: Понимать и сохранять учебную зад...
Гласные звуки и буквы гласных звуков
Презентация к урокам обучения грамоте в 1 классе...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
Технологическая карта урока русского языка , проведенного во 2 классе по программе "Школа России"...
1 класс Тема: Гласные звуки и буквы. Обобщение. 3 класс: Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.
Совмещённый урок русского языка в 1 и 3 классах...
презентация к уроку русского языка Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Конспект урока русского языка ««Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков»» (УМК "Школа России"1 класс)
Цели: формирование умений отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове....