конспект урока по русскому языку. 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Гилмиева Энзиля Иншаровна

Конспект урока по  русскому языку.  4 класс. Тема: "Имя существительное"(урок-обобщение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                       

 

                                Семинар для заместителей директоров по УР

                          «Новые подходы к повышению качества образования»

                               Урок - конспект  по русскому зыку в 4А  классе

                                 «Имя существительное» (урок – обобщение)

                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                Гилмиева Энзиля Иншаровна

                                                                                                учитель начальных классов

                                                                                                I квалификационная категория

                                                              МОУ «Средняя общеобразовательная  школа №19

                                                              с углублённым изучением отдельных предметов»    

                                                           

                                                                    24.10. 2008 г.

Тема: «Имя существительное» (урок – обобщение)

Цели: 1. Повторить и закрепить знания по данной теме.

           2. Расширить знания детей, определить уровень овладения ЗУН по данной

               теме; систематизировать умения по теме.

           3. Воспитывать внимательность, аккуратность, дружелюбие.  

                                                    Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

- 4 октября 1957 года в  нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли, весть об этом облетела все страны. Спустя 41 год мы отправляемся в путешествие к звёздам в созвездие Имени существительного. Сегодня урок – зачёт. За нашим полётом будут следить гости, так что постарайтесь, не подведите. Перед вами карта нашего путешествия.

                                                          Слайд №1.

1

2

                                                                                                                                 

3

6

                                                                                 

4

                                               5

                                                                                                                                                                             

- Прежде чем отправиться в полёт, нам нужен космический корабль. Сейчас мы попробуем его сконструировать, для этого необходимо назвать все признаки имени существительного. Мы уже с вами разделились на группы и будем сегодня на уроке работать по группам. Прежде чем ответить на вопросы,  вы можете друг с другом посоветоваться, а потом только один из вас ответит. Каждый ответ  будет оцениваться по пяти бальной системе и  в конце урока будем считать баллы каждой группы.  Весь урок мы с вами будем работать под таким девизом: «Один за всех и все за одного» Слайд №2

Кто первый поднимет руку, та группа будет отвечать.

  1. Что обозначает имя существительное? (1-я часть ракеты)
  2. На какие вопросы оно отвечает? (2-я часть)
  3. Как изменяется им. сущ-ое? (3-я часть)
  4. Сколько у него склонений и падежей? (4-я часть)
  5. Что вы ещё знаете об им. сущ-ом?( 5-я,6-я часть)  

                                                                                 

                                                                               

- Итак, наш корабль готов, скорость полёта  28000 км/час.

а)  Прежде чем подняться на борт корабля нам нужно построить лестницу из букв.

                           а я     ььь    ео

- узнали сочетание в узоре? (  да, это окончания им.сущ –ных)  

- красиво, аккуратно прописываем в космических тетрадях.    

       

б) Теперь предстартовая подготовка. Прочитайте стихотворение «Космос», (Слайд №3) и выпишите словарные слова в им.падеже, обозначьте трудные орфограммы. (3 ученика у доски).

                                                         Летом небо голубое

Солнце в небе золотое

Хочет маленький Олег

Сверху  посмотреть на всех.

Он вокруг стола все ходит

В стульях свой  мотор заводит

Хочет с рыженьким котом

Он покинуть этот дом.

Мама просит съесть котлету:

- В космосе  столовой нету

Космонавт без лишних слов

Прыг в корабль – и был таков.

                                                                                                              (Проверка)

- Если возникнет затруднения при правописании этих слов, чем нужно пользоваться? (Словарём или запомнить правописание слов)

II. Работа по теме.

а) Хорошо ребята, сели прямо и мы отправляемся с вами в полёт. Перед нами первая звезда.  И первая звезда нам приготовила первое задание. У каждой группы на столе лежат слова. С этими словами нужно составить словосочетания употребляя им. сущ-ые

 --- спокойный (ученик, двор, конь, дядя…)

 --- голубое (небо, платье, озеро, море…)

 --- красивая ( девочка, тётя, лента, земля…)

(Проверка, вывод, ставятся баллы)

б) Молодцы. Отправляемся к 2 звезде. Слайд №4.

- Назовите одним словом, укажите род и склонение следующих словосочетаний.

  1. Плод яблони (яблоко, с.р., 2-е скл.)
  2. Крупный населённый пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы (город, м.р., 2-е скл)
  3. Инструмент для копания земли (лопата, ж.р., 1-е скл)
  4. Вечнозелёное хвойное дерево (сосна, пихта, ёлка, ж.р., 1-е скл, кедр, м.р., 2-е скл, ель, ж.р. 3-е скл)

        Вывод .

      Зарядка для глаз.

г)  Подлетаем к 3 звезде. 3-я звезда приготовила нам интересное задание. Перед вами лежат космические листочки. Посмотрите внимательно, что там видите? (Падежи и числа) Сейчас мы с вами будем склонять по падежам слово кот, я буду читать стихотворение, вам нужно закончить строчку и определить падеж, точкой указать на листочках.

У норы добычи ждёт,

Притаившись, старый ( кот, И.п.)

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от (кота, Р.п.),

А теперь и за версту

Не приблизиться к (коту, Д.п.),

Крыса старая – и та,

Видя грозного (кота, В.п),

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с (котом.Т.п.).

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о (коте, П.п.)

 - Хорошо. Теперь вы соедините точки, и полученная дорога будет вести нас к 4 звезде.

- Молодцы. Проверка. Оценивание.

- Что помогло вам определить падеж? ( Вопросы и предлоги)

- Зачем нам нужно учить падежи? (чтобы правильно написать окончания)

д) Наша игра – путешествие продолжается. 4–я звезда. Здесь живёт Мягкий знак. Вспомните стихотворение про  него.                    

Мягкий знак - хитрый знак!

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но часто в слово просится!

- Вспомните правило: правописание ь в конце им. сущ-х после шипящих в единственном числе.

 

(Дети записывают слова на доске и в тетрадях)

  1. Вот иголки и булавки

      Выползают из-под лавки,

      На меня они глядят,

      Молоко они хотят. ( ёж)

  1. Стоит над водой, трясёт головой. ( камыш)

  1. Чёрная корова, весь мир поборола. ( ночь)

  1. Маленький рост, длинный хвост.

Серая шубка, острые зубки. ( мышь)

  1. Шевельнул бородкой гном,

И вошёл хозяин в дом. ( ключ)

  1. Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча. ( печь)

  (Проверка, вывод, оценивание)

  Физминутка

  е)  - Мы подлетаем к 5 звезде. Здесь нужно поработать со словами. Слайд №5.Из данных слов нужно составить предложения.

   Корабль,  полёт, космический, совершил, шара, вокруг, земного, на , и, землю, вернулся.

Проверка. Слайд №6.

(Космический корабль совершил полёт вокруг земного шара и вернулся на землю)

- Запишите предложение в своих тетрадях. Разберите предложение по членам. ( Проверка).

 

- Найдите в предложении им. сущ-х.

- 1 экипаж делает морфологический разбор к слову корабль, 2 экипаж – шара, 3 экипаж – землю.

( 3 ученика у доски). Проверка. Молодцы, ребята!

ё) – Ребята, космические тетради закрываем и подлетаем к 6 звезде, мы с вами вспомнили все  

    правила.   6 звезда нам приготовила тест.  (Выполнение  теста. Взаимопроверка,  оценка)

     

III. Итог урока.

а) - Пришла пора возвращаться на землю.

    - Где же мы с вами побывали? ( В гостях у созвездия Имени существительного)  

    - Давай те ещё раз вспомним все правила об  именем существительном.                

б)  Подведение итога по набранным баллам, вставление оценок.                                                                                                                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....