Конспект урока по русскому языку 3 кл
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Честнейшая Наталья Петровна

 

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Имя прилагательное (обобщающий урок).

Цели: Повторить существенные признаки имени прилагательного; уточнить знания детей о синонимах и антонимах; формировать умение выделять словосочетания в предложении; закреплять умения подбирать однокоренные слова и разбирать прилагательные по составу. Развивать логическое мышление; способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса. Воспитывать положительную мотивацию к учению, любовь к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.p.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Имя прилагательное (обобщающий урок).

Цели: Повторить существенные признаки имени прилагательного; уточнить знания детей о синонимах и антонимах; формировать умение выделять словосочетания в предложении; закреплять умения подбирать однокоренные слова и разбирать прилагательные по составу. Развивать логическое мышление; способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса. Воспитывать положительную мотивацию к учению, любовь к русскому языку.

Оборудование

На доске силуэты островов из цветной бумаги разного цвета  и подводные скалы для физминутки; у детей листы с заданиями, помеченные таким же цветом, как и цвет острова.

Ход урока

  1. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Какую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков? Что  обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Как изменяются имена прилагательные? С какой частью речи связаны?

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по морю под названием «Имя прилагательное», а точнее по островам, которые находятся в этом море. Прочитайте названия островов: «Дружный», «Наоборот», «Орфографии», «Семейный», «ктест». Путешествуя по островам, мы будем закреплять знания об имени прилагательном и учиться правильно употреблять имена прилагательные в речи. Сначала нам нужно наметить маршрут нашего путешествия. Определите сами, в каком порядке мы посетим острова.

  1. Минутка чистописания.

    Острова находятся в море. Нам нужно построить плавательное средство, на котором будем путешествовать. Например,  плот.

         1) Готовим бревна для плота – письмо букв Л л;

          2) Скрепляем бревна крепко между собой с помощью веревки -            ;  

  1. Плот готов. Надо на него погрузить вещи - работа над слогами и соединениями: ла, ло, ли, лы, лу, ле, ля, лл. Распределите слоги в две группы по разным признакам.
  1. Остров «Дружный».
  1. зеленый                        синеглазая                многоводное

роща                        мальчик                река

луг                        дитя                        озеро

поле                        девочка                пруд

Подходит ли прилагательное ко всем существительным по смыслу? К какому из них прилагательное подходит и по смыслу и по форме?

Запишите это словосочетание.

  1. По какому признаку (по форме или по смыслу) прилагательные подходят к  существительным? Запишите словосочетания.

длинноухий                белоствольное                белобокая

медведь                        болото                        галка

заяц                        солнце                        сорока

еж                                дерево                        ворона

  1. Прочитайте прилагательные: маленький, малюсенький, небольшой, микроскопический.

Что можете сказать об этих словах, по какому принципу они представлены? (синонимы) Запишите прилагательные в порядке убывания их признака. Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу существительное. (устно)

  1. Остров «Семейный».

От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные, разберите их по составу.

Жар, вечер, море, береза, снег.

  1. Остров «Орфографии».

Орфографическая разминка с помощью компьютерной игры.

  1.  Физминутка. Внимание! На нашем пути препятствие: подводные рифы. Чтобы благополучно их пройти, нужно быть очень внимательными. Я буду называть признаки, обозначающие качества человека. Если хорошее качество – хлопнуть, плохое – присесть. Аккуратный, добрый, грубый, жадный, вежливый, лицемерный, любознательный, терпеливый, глупый, смелый, ленивый, искренний, рассеянный, хвастливый, трудолюбивый.

Опасное место пройдено, и мы можем продолжать путешествие.

  1. Остров «ктест».

Сначала нужно расшифровать название острова (анаграмма). Для этого переставьте буквы так, чтобы получилось слово –« Текст». Это значит, что мы будем работать с текстом. Но части в тексте тоже перепутаны. Переставьте части текста так, чтобы получился связный рассказ.

Лакомка.

        Перед ульем лакомка встала на задние лапки. Сунула сластена мордочку в улей.

        Мурка была странная кошка. Любила она сладкий мед.

        И вдруг раздался кошачий визг. Мурка бросилась в кусты.

        Раз Мурка грелась на солнце. Тут она почуяла знакомый запах. Мурка открыла зеленые глаза и двинулась к заветной цели.

Задания: 1. Это текст описание, повествование или рассуждение? Докажите свое мнение. Почему рассказ называется «Лакомка»? О ком говорится в рассказе? 2. Выпишите из текста словосочетания прилагательных с существительным 1 ряд – ж.рода, 2 ряд – м.рода, 3 ряд – мн.ч.

  1. Остров «Наоборот».

Игра

И вот теперь настал черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь – низко,

Скажу я слово далеко,

 А ты ответишь близко.

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь пол.

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты нашел.

Скажу я слово трус.

Ответишь ты храбрец.

Теперь начало я скажу.

Ну, отвечай – конец.

Подберите  противоположные по смыслу прилагательные (антонимы):

Добрый, твердый, широкий, грустный, здоровый.

  1. Итог урока.

Наше путешествие подошло к концу. Над чем мы работали на уроке?

Какие задания показались вам самыми интересными? А какие трудными?  Какую оценку ты бы поставил себе за урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....