урок на тему: «Путешествие по океану Глаголов»
план-конспект по русскому языку на тему
Ознакомление детей с изменениями глаголов по временам и с особенностью каждой временной формы глагола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ostrov_glagolov.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК
(С ПРИМЕНЕНИЕМ ТСО)
На тему: «Путешествие по океану Глаголов»
Цель урока: ознакомить детей с изменением глаголов по временам и с особенностью каждой временной формы глагола
Лаборатория: ТСО- презентация урока на диске (применение мультимедиа компьютера)
Ход урока:
I. Повторение изученных знаний.
- Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие по океану Глаголов.
Океан
глаголов
Остров глаголов настоящего времени
Остров глаголов прошедшего времени
Остров глаголов будущего времени
- Чтобы сесть на корабль и отправиться в плавание, нужно ответить на следующие вопросы:
- Что такое глагол?
- На какие вопросы он отвечает?
- Что обозначает?
- На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе?
- Во множественном числе?
II. Наблюдение за глаголами настоящего времени
-Ребята, вы справились с испытанием. В путь!
Наш корабль причалил к первому острову, где живую глаголы сидит, слушает, думают, отвечают и т.д. Эти глаголы настоящего времени.
Они называются действия,к оторые происходят в момент речи.
На какие вопросы отвечают глагола настоящего времени?
(Что делает? Что делают?)
- Маленькая черепашка, живущая на этом острове, спела нам песенку о настоящем времени, послушайте ее. Когда услышите глагол в настоящем времени, хлопните в ладоши, и мы запишем этот глагол.
Настоящее время
Песенка черепахи
Сейчас я живу
В небольшом зоопарке
И каждый мой день
Пребываю в запарке:
Я в школу бужу
По утрам малышей,
Кормлю их, купаю
От ног до ушей.
Я штопаю, глажу, стираю,
Игрушки за них убираю,
Мету, отмываю,
Кричу, кипячу, хвалю и ругаю, шучу и ворчу.
Там мчится мое НАСТОЯЩЕЕ,
Нисколько меня не щадящее.
Т. Рик
III. Наблюдение за глаголами прошедшего времени
-Поблагодарим черепашку и отправимся к следующему острову. Здесь живут глаголы прошедшего времени.
Это глаголы, называющие действия, которые происходили или произошли до момента речи.
Например: отдохнул, шумели, рассказал и т.д.
- На какие вопросы отвечают эти глаголы:
- Здесь другая черепашка спела нам песенку. Давайте выпишем все глаголы из ее песенки и определим время.
Прошедшее время
Песенка черепахи
Была я малышкой,
играла пустышкой,
гуляла с братишкой
И с няней – мартышкой.
Я пела, плясала,
Над книжкой зевала,
Цветы собирала,
О чуде мечтала!
На время бежало,
И я подрастала,
Я скоро узнала,
Что взрослая стала
И детство мое
Навсегда потеряла
Т. Рик
-Слова собирала, зевала разберите по составу.
Запомните! Суффикс-л указывает на прошедшее время глаголов.
- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
III. Наблюдение за глаголами будущего времени
-И наконец, последний остров. И здесь черепашка спела нам песенку. Выпишите из нее все глаголы. В каком времени они употреблены?
Будущее время
Песенка черепахи
В понедельник или среду
Все я брошу и уеду,
И оставлю их одних,
Безобразников моих.
Сяду в поезд и тогда
Посмотрю на города.
Я отправлюсь в южный порт,
На какой-нибудь курорт.
Как начну я там форсить.
Платья модные носить,
Буду плавать, буду прыгать,
Буду всех с ума сводить.
Когда море надоест, запланирую отъезд.
И вернусь обратно к ним,
Безобразникам моим.
Т. Рик.
- Подумайте, какие глаголы называются глаголами будущего времени?
Глаголы, называющие действия, которые произойдут или будут происходить после момента речи- это глаголы будущего времени.
IV. Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встанье на носок, на пятку,
Подскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
-В каком времени употреблены глаголы?
V. Упражнения в определенном времени глаголов
- Мы посетили все острова, пора возвращаться назад. Но в океане разыгрался сильный шторм. Это сам царь морской поднялся из глубин, чтобы проверить, чему мы научились на островах.
Задание 1.
- Запишите стихотворение по памяти. Укажите время глаголов.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
А. Плещеев
Задание 2.
Поставьте глаголы в форму прошедшего времени.
- Когда зубов не станет, тогда орехов принесут.
- Что с возу упадет, то пропадет.
Задание 3.
- Поставьте глаголы в форму будущего времени.
- Близок локоть, да не укусить
- Много знать - скоро состариться.
VI. Работа над загадками
- Шторм утих. Чтоб не скучен был путь домой, отгадайте загадки, назовите все глаголы, определите время глаголов.
- Не дом, а крыша есть,
На крышу можно сесть.
И есть четыре ножки-
Им не нужны сапожки
(Стул)
2. Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова-
Целый час, а может, два.
Ты его рукой не тронь-
Искусает всю ладонь
(Огонь)
3. Шел – шел без дорог.
Где шел, там лег.
До весны пролежал,
А весной побежал
(Снег)
VII. Итог урока
- Вот и закончилось наше плавание по океану Глаголов. Чему вы учились на уроке? В каком времени могут быть глаголы? Как узнать время глагола?
VIII. Домашнее задание:
Выписать из словарика слова на букву «я»: яблоко, ягода, язык, январь. Подобрать к словам подходящий глагол и написать его в разных временах.
Например:
Яблоко краснеет, покраснело, будет краснеть.
Язык болит, болел, будет болеть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Не с глаголами", 4 класс
Урок по русскому языку в 4 классе "Не с глаголами" по программе начальной школы...
Конспект урока по теме"Настоящее время глагола"
Конспект урока по теме "Настоящее время глагола"...
Технологическая карта к уроку на тему "Неопределённая форма глагола" 4 класс
Технологическая карта к уроку на тему "Неопределённая форма глагола" в 4 классе по программе " Школа России" кпо учебнику Канакиной В.П....
Открытый урок на тему - Животные, модальный глагол Can.
Урок обобщения и систематизации знаний, а также подачи нового материала....
Урок по теме "Неопределенная форма глагола"
Урок разработан в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта урока на тему "Будущее время глагола" 3 класс
Технологическая карта урока на тему "Будущее время глагола" 3 класс...
Конспект и презентация к уроку по теме "Неопределённая форма глагола"
Урок открытия нового знания....