Технологическая карта к уроку на тему "Неопределённая форма глагола" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Великанова Елена Юрьевна

Технологическая карта к уроку на тему "Неопределённая форма глагола" в 4 классе по программе " Школа России" кпо учебнику Канакиной В.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikanova_e._yu._-_tekh._karta_doc.docx39.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
         по русскому языку в 4 классе УМК «Школа России»

1.ФИО (полностью)                        Великанова Елена Юрьевна

2.Место работы                             ГБОУ СОШ д. Екатериновка Красноярского района Самарской области

3.Должность                                  Учитель

4.Предмет                                       Русский язык

5.Класс                                            Класс 4

6.Тема и номер урока в теме      Неопределенная форма глагола. Урок 125

7.Базовый учебник                     «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тип урока

изучение нового материала

Цель

Совершенствование умения распознавать глаголы в неопределенной форме, правильно ставить к ним вопросы, образовывать временные формы от глаголов в неопределенной форме

Педагогические задачи

  • Создать условия для ознакомления с признаками неопределённой формы глагола;
  • совершенствовать умение находить в тексте глаголы в неопределённой форме;
  • способствовать развитию навыка выделять суффиксы –ть, -ти глаголов в неопределённой форме;
  • содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты

  • Познакомятся с признаками неопределённой формы глагола:
  • научаться находить глаголы в тексте;
  • определять время глаголов;
  • указывать глаголы в неопределённой форме;
  • выделять суффиксы –ть, -ти глаголов в неопределённой форме;
  • выполнять разбор по составу.

Метапредметные УУД

Познавательные:

  • самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;
  • составлять сложный план текста;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать задание;
  • определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать;
  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи.

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге;
  • слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
  • аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 

Личностные результаты

  • Осознавать и принимать базовые ценности: «благородство». «дружба», «понимание», «сочувствие;
  • оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России;
  • осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников;
  • пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

8.Формы работы учащихся: коллективная, групповая  и индивидуальная.

9.Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, учебник, рабочая  тетрадь, рабочий справочник, приложение к учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г.Горецкий 4 класс по программе «Школа России»

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Формируемые способы деятельности учащегося

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Актуализация знаний. Орг. Момент.

1. Проверка домашнего задания

2.Минутка чистописания

3.Работа над словами с непроверяемыми написанием

Презентация

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Проводит минутку чистописанию.

- Запишите буквосочетания.

- Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

ИНФИНИТИВ в переводе с латинского языка означает неопределенный.

Разберите предложения по частям.

Организуют работу над словом с непроверяемым написанием.

-Запишите слова в тетрадь, вставьте пропущенную букву. По учебнику проверьте правильное написание с. 70,74

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Тт  ть, - ти, -чь

инфинитив

Записывают словарные слова гореть, сверкать, сеять, таять, клеить, жарить, увидеть, обидеть.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачи. Дополнять, уточнять высказанное мнение, по существу полученного задания.  

2

3

4

2.

Сообщение темы урока. Определение цели урока.

1.Языковая разминка

2.Проблемный вопрос  

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Сегодня мы продолжаем знакомство с самой живой частью речи.

- Как вы думаете, с какой? (читает эпиграф)

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

- Конечно, это глагол.

- Найдите ключевую фразу, что речь идет о глаголе.

-На какие вопросы отвечает глагол?

-Что они обозначают?

- Сегодня вы познакомитесь с необычными глаголами.

- Послушайте стихотворение о том, как один мальчик учил глаголы и ответьте на вопрос:

Какие глаголы учил мальчик?

- Какие глаголы учил мальчик?

- К данным глаголам поставьте вопросы:

( на доске слова)

-Определите время, лицо и число у этих глаголов

-Можно определить хоть одну из форм?

-Как вы, думаете в какой форме эти глаголы?

-Назовите тему урока.

-Как вы думаете, чему мы будем учится?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока: ответить на поставленные вопросы и научиться определять глагол в устной и письменной речи.

       

- Все в действие придет.

 Читает ученик стихотворение « Я учу глаголы»

Я пришел из школы,

Я учу глаголы.

Мне их выучить - пустяк!

У меня свой метод!

Применяется он так

Новый этот метод:

«Кричать» - кричу,

«Вертеть» - верчу,

«Двигать» - двигаю.

«Прыгать» - прыгаю.

Я и прыгал! Я и двигал!

Я и топал! Я и пел!

Пел, пока у нас в прихожей

Вдруг звонок не зазвенел!

Открываю: наш сосед

(Он живет под нами).

Не причесан, не одет –

В тапках и пижаме.

Он кричит:

 - Прошу прощенья!

Это что – землетрясенье?

Или, может быть, слоны

Надо мной поселены?!

-Уважаемый сосед,

Никого в квартире нет.

Я пришел из школы

И учу глаголы…

кричать, вертеть, двигать, прыгать

кричать – что делать?

вертеть – что делать?

двигать – что делать?

прыгать – что делать?

Неопределённой форме

Дети определяют цель и задачи урока по опорным словам:

Мы будем:

Уточнять представления  о неопределённой форме    глагола, как начальной.

  *Правильно ставить вопросы Что делать? Что сделать?

 * Узнаем особенности неопределенной формы глагола

*Будем учиться  правильно писать и  употреблять в речи глаголы неопределённой формы.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

5

3.

Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.

Работа по учебнику ( упр. 148 )

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

- Прочитайте словосочетания на экране. Сравните глаголы в словосочетаниях первой и второй группы. У каких глаголов можно определить время. Укажите их время.

-Назовите и подчеркните глаголы, у которых вы не смогли определить время. Задайте вопрос к каждому из этих глаголов.

Какой вывод можно сделать?

Предлагает прослушать грамм запись по приложению к учебнику.

Записывают тему урока.

Выполняют задание.

Один ученик у доски

( Что делаю?) читаю (наст. вр.) сказку, (что делал?) играл (прош. вр.) в шахматы ( что сделаем?) повторим (буд. вр.) правило (что сделали?) слушали (прош. вр.) радио.

( Что делать?) читать сказку (Что делать?) играть в шахматы, (Что сделать?) повторить правила (Что делать?) слушать радио

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать?

Они не указывают ни на время, ни на число.

Читают правило мудрой Совы в учебнике с. 72

Осуществлять анализ объектов.

5

4

Физминутка

«Богатыри»

Выполняют соответствующие движения  к словам

Дружно встали Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И на право , и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в брюки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!

5

Первичное закрепление знаний.

Слайд №8-9

Задает вопросы. Комментирует и комментирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

- Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

-Спишите. Подчеркните глаголы. Можно ли определить их время и число? Задайте вопрос к каждому глаголу.

-Вспомните, как называется форма глагола, который отвечает на вопрос «что сделать?» или «что делать?».

- Неопределенная форма глагола – это начальная, неизменяемая форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глаголов. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос «что делать?» или «что сделать?». Чаще всего они имеют суффикс –ть или –ти или заканчиваются на чь

На доску выводит таблицу глаголов в неопределённой форме.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом звуковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Списывают пословицы. Подчеркивают глаголы, задают к ним вопросы.

Жизнь ( что сделать? ) прожить – не поле ( что сделать? ) перейти. Лучше один раз (что сделать?) увидеть, чем сто раз (что сделать?) услышать. Легко друзей (что сделать?) найти, да трудно (что сделать?) сохранить.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре.

4

6.

Дальнейшая работа по обобщению приобретенных знаний и умений.

1.Работа с фразеологизмами

2.Работа в парах

3.Работа со средством выразительности речи

4.Работа в группах.

5. Закрепление изученного материала. Работа с приложением к учебнику

 В.П. Канакиной «Русский язык» 4 класс

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

Организует работу с интерактивной доской.

-Прочитайте. Вставьте пропущенные глаголы.

-Прочитайте фразеологизмы. Объясните их смысл.

-Составьте предложения, употребив в нем любой из данных фразеологизмов.

Прочитайте отрывок:

Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить

Мужички такой печали

Отродяся не видали:

Стали думать да годать –

Как бы вора соглядать.

Наконец себе смекнули,

Чтоб стоять на карауле,

Хлеб ночами поберечь,

Злого вора подстеречь.

- Из какой сказки отрывок?

- Найдите и выпишите  глаголы в неопределенной форме

- Давайте проверим :

ходить, шевелить, гадать, соглядать, поберечь, подстеречь.

- Как вы определили, что это глаголы в неопределенной форме

- Какой из глаголов в современном русском языке не употребляется?

- Как вы понимаете значение данного слова

Выделите суффикс глаголов в неопределённой форме.

Прочитайте в учебнике рубрику Обрати внимание.

В русском языке есть глаголы, обозначающие действие, процесс речи и мысли, со значением чувств, с которыми мы уже знакомы. А есть глаголы со значением звучания и цвета.

- нас всюду окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звонка будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжий грузовик, на кухне гремят посудой. В дождливый день крупные капли дождя барабанят по стеклам. Снег в морозный день скрипит под ногами.

Звучит фонограмма «Звуки леса»

-А сколько новых звуков мы слышим в лесу! Разноголосо поют птицы, журчит ручей, шумят столетние сосны, шелестит листва, жужжат пчелы, добывая нектар из цветов, а у нас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.

- русский писатель Мельников-Печерский, описывая лес, его красоту, создает яркую картину цветущих трав и по-разному звучащих звуков.

-Прочитайте текст.

- С помощью каких глаголов автор передает цвет и звуки леса. Назовите их.

Умеете ли вы различать лесные звуки, слушать лес?

Предлагает послушать запись «Звуки леса» .

Предлагает текст для редактирования.

Учитель читает оригинал

-А теперь послушайте оригинал, написанный В.Бианки

 - Обратите внимание, что глаголы становятся художественным центром в таких текстах.

- Поставьте данные глаголы в неопределенную форму.

Предлагает в группах на ноутбуках выполнить задание: «Помоги кошке поймать мышку»

Объясняют значение фразеологических оборотов.

Сидеть сложа руки – ничего не делать.

Работать спустя рукава – плохо работать.

Бить баклуши – бездельничать.

Держать язык за зубами – молчать.

Бежать во все лопатки – очень быстро бежать.

Из сказки П.Ершова «Конек-Горбунок»

уч-ся выписывают  глаголы

-По вопросу

-Соглядать

-? Соглядать – смотреть, глядеть

Дети читают текст.

Все деревья в полном соку, все травы цветут, благоухают.  Куда ни оглянись, все цветы, цветы, цветы…

   Там желтеет зверобой, синеют темно-голубые бубенчики и средь яркой изумрудной зелени белеет благовонная купена и алеют зрелые ягоды костяники.

Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в высокой сочной траве кузнечики, вьются серо-сизые дикие голуби, стучат по деревья дятлы, пищат рябчики, уныло взвизгивают желтенькие иволги, трещат сойки, жалобно кукует кукушка и на разные голоса весело щебечут свиристели, малиновки, лесные жаворонки.

         И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни.

Называют глаголы: желтеет, синеют, белеет, алеют, трещат, воркуют, стучат,  пищат, взвизгивают, кукует, щебечут.

Слушают музыку леса

Редактируют  текст, вставляя глаголы со значением звучания.

               Лесной оркестр

На утренних и вечерних зорях не только птицы, все лесные жители …(поют) и…(играют), кто на чем и как умеют.

Звонкими, чистыми голосами…(поют) зяблики, соловьи, певчие дрозды. …(Скрипят) жуки и кузнечики, …(барабанят) дятлы. …(Свистят) флейтой иволги и маленькие дрозды-белобровики.

…(Лают) лисицы и белая куропатка. (Воет) волк. …(Ухает) филин. …(Жужжат) шмели и пчелы. … и …(урчат и квакают) лягушки.

Никто не смущается, если у него нет голоса. Каждый выбирает себе музыкальный инструмент по своему вкусу.

Дети читают свои работы

Работают на компьютерах

Понимать на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятное для собеседника высказывания, аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

4

3

5

3

6

Итог урока.

Рефлексия.

Слайд №13

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке. Подведение итогов урока учащимися.

-Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Назовите признаки неопределенной формы глагола.

-На что не указывает инфинитив? Что он обозначает?

-Какие суффиксы имеет инфинитив?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените свою работу на уроке.

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы, определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию – инфинитив не указывает ни на время, ни на лицо, ни на число; только называет действие предмета.

- Инфинитив имеет суффиксы –ть или –ти.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

2

Приложение к плану-конспекту урока

                                                           по русскому языку в 4 классе УМК «Школа России»  

                                                                      «Неопределённая форма глагола»                  

                

Таблица 2.

                                                                     ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Картинки

электронный носитель

иллюстрация

http://yandex.ru/images/search?text

2.

Звукозапись

электронный носитель

музыкальное сопровождение

http://download-sounds.ru/les/

Приложение к учебнику

учебное пособие

практическое задание

http://school-russia.prosv.ru/

3.

Физминутка

презентация

текст физминутки

http://ped-kopilka.ru/blogs/ermilova-irina/fizminutki.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) Тип урока: закрепление новых знаний

Технологическая карта урока русского языка во 2 классеТема урокаСлова с безударными гласными в корне словаТип уроказакрепление новых знаний;      ЦельНаучить школьников ...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого урока по изобразительному искусству. 1 класс. Тема урока: «В гостях у сказки»

Провести обобщение по теме изобразительного искусства «В мире сказок"; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительног...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Имена собственные". Урок закрепления знаний.

Цель урока закрепить правила написания заглавной буквы в именах собственных; научить различать, употреблять в речи, правильно писать имена собственные и нарицательные....

Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока  доведены до обучающихся.  Поставленные задачи старалась реализоват...