Урок по теме "Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neopredelennaya_forma_glagola.docx | 60.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра начального образования
Квалификационные курсы «Психодидактические основы начального образования в условиях реализации ФГОС»
(сроки проведения курсов: 31.10.2016 – 11.11.2016)
Зачётная работа
Проект урока по теме «Неопределенная форма глагола»
Русский язык
Выполнила учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « СШ №10»
г. Дзержинск
Каляманова Нина Васильевна
Квалификационная категория высшая
Стаж работы учителем начальных классов 39 лет
Контактный телефон 89200279939
Нижний Новгород
2016
Учебный предмет | Русский язык |
УМК | Школа России |
Тема урока | Неопределенная форма глагола |
Тип урока | Урок введения новых знаний |
Задачи |
|
Ожидаемые результаты: предметные: метапредметные: (регулятивные, познавательные, коммуникативные) личностные |
Регулятивные УУД:
поиска средств ее осуществления
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Материально-техническое обеспечение урока | Учебник Русский язык В.П.Канакина, В.Г. Горецкий М. «Просвещение», 3 класс 2 часть, компьютер, интерактивная доска, карточки с заданиями, сигнальные карточки для обратной связи, памятки для самостоятельной работы, орфографический словарь П.А. Грушникова |
Описание исходного уровня знаний и умений | Умеют распознавать глагол среди других частей речи, знают грамматические признаки глагола (время, число, роль в предложении) Могут работать с таблицами, карточками, работать в паре, составлять «синквейн» |
План урока с хронометражём
1. | Организационный момент. Мотивация учебной деятельности | 1мин |
2. | Актуализация знаний. | 7мин |
3. | Целеполагание. Определение темы и цели урока. | 3мин |
4. | Выявление места и причины затруднения. Проблемная ситуация (метод наблюдения). | 7 мин |
5. | Построение проекта | 6 мин |
6. | Реализация построенного проекта Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (фронтальная работа). | 4мин |
7. | Физминутка | 2 мин |
8. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 7мин |
9. | Включение в систему знаний и повторение | 5 мин |
10. | Рефлексия (фронтальная работа) | 4 мин |
11. | Домашнее задание (дифференциация) | 1 мин |
Игра «Кто самый Внимательный».
Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи и разные формы глаголов.
Записать глаголы в неопределенной форме.
Ходить, ходит, кость, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, везти, грусть, стеречь.
Глаголы в неопределённой форме используются для выражения мысли, о каком – то действии, не указывая число и время, используется для указания на обобщённое значе
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование: Формируемые УУД | ||||||
1.Организационный. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Прозвенел звонок Нам пора начать урок. - Вспомним наш любимый девиз урока. -Пожелаем друг другу успеха и обменяемся удачей. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Дети хором: « Что знаем - повторим, что не знаем- узнаем» Хлопки в ладони друг с другом с соседом по парте | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Коммуникативные: - готовность к сотрудничеству и дружбе | ||||||
2.Актуализация знаний 3.Целеполагание Определение цели и темы урока. 4.Выявление места и причины затруднения. Проблемная ситуация. 6.Построение проекта выхода из затруднения. 6.Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Физминутка | - Посмотрите на доску (на интерактивной доске буквы: Т Г С Ф Ш Л А К Т Г К О Л) , попробуйте расшифровать слово. Для этого исключите все буквы, обозначающие глухие согласные звуки, а по оставшимся буквам прочитайте, о чем пойдет речь на уроке. -Конечно же - это знакомый незнакомец ГЛАГОЛ - Почему я так сказала? - Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Проверьте свои знания о глаголе. -Пропустите одну рабочую строчку (для написания темы урока) - Начертите таблицу ЗХУ (З - это мы знаем, Х - что мы хотим узнать. У - Что мы узнали) и заполните первый столбик таблицы. - Теперь работаем в паре, сверим свои записи с соседом - Кто доволен своими знаниями о глаголе? - Знакомый Незнакомец Глагол. Что же мы о нем еще не знаем? -Как вы думайте, если у глагола начальная форма? Хотите узнать? (если этого не сказали дети) - Сформулируйте тему нашего урока -Какую же цель можно поставить на уроке? - Заполните второй столбик таблицы ЗХУ - А где мы можем узнать о новой форме глагола? -А я предлагаю самим постараться найти ответ. -Прочитайте слова: Выкопал, выдержал, угрожают, шагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти - Почему их записали в одну группу? (глаголы, все слова имеют безударную гласную) - Какие можете назвать различия? (число, с приставками и без приставок, время) - Распределите данные глаголы по временам. В каком порядке вы будете выполнять это задание? -Проверяем -Прочитаем глаголы настоящего времени, прошедшего, будущего - Кто согласен с ответом? -Почему эти глаголы оказались лишними, не попали ни в одну из трех групп.
-На какие вопросы отвечают эти глаголы? - Запишем их в тетрадь в столбик по вопросам - Что нельзя определить у этих глаголов? Почему? -Давайте определим число этих глаголов -Посмотрите, на что оканчиваются эти глаголы? - Как же можно назвать форму глагола, у которой нельзя определить время и число? - Неопределенная форма глагола – это и есть начальная форма глагола. Как же можно было сформулировать тему урока? -Начальную форму глагола ученые называют инфинитивом. - Инфинитив – лат. слово «неопределённый». ( на интерактивной доске появляется запись) Начальная форма глагола Неопределённая форма глагола Инфинитив.
- Откройте орфографический словарь на стр.42-43, найдите глаголы и посмотрите в какой форме они записаны сначала? Именно в такой форме глаголы стоят в словаре, причем в любом словаре: толковом, орфографическом, фразеологическом и др. - Поэтому, для того, чтобы узнать, как пишется, как произносится или какое значение имеет глагол, обязательно поставьте его в начальную форму. - Проверим, верно ли мы сделали открытие на уроке? - Откройте учебники на стр. 106 и прочитайте сведение о языке. Совпадают выводы? -Мы узнали начальную форму глагола -Как она называется? -Какой наш следующий наг? Упр.№181 стр.106 Продолжаем записывать слова в столбик по вопросам (писали на этапе построения проекта: Что делать? Что сделать? беречь решить привезти - Кто заметил, к каким глаголам ставим вопрос «Что делать?», а к каким «Что сделать?» - Я называю глаголы. Если это глагол неопределенной формы - вы приседаете, если это любой другой глагол - встаете. Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьет, петь, поет, нести, блестит, блистать, иметь, научить, пляшет | Анализируют, читают слово - Глагол Значит, мы еще не все знаем о глаголе. Чертят таблицу
Самостоятельно заполняют первый столбик таблицы «Знаю». Дети работают в паре, сверяют свои записи, обсуждают. Подают сигнал (средствами обратной связи) Дают разные предположения. Формулируют тему урока: «Начальная форма глагола» (записывают в тетрадь) -Познакомиться с начальной (неизвестной ) формой глагола, ее грамматическими признаками Заполняют 2 столбик таблицы ЗХУ (узнать о начальной форме глагола) -В учебнике русского языка Отвечают устно на вопросы - Поставлю к глаголу вопрос, вспомню глаголы какого времени отвечают на этот вопрос, запишу в нужный столбик (слабые получают памятки) Зачитывают ответы -Не могли задать вопрос, новая форма глагола Не получается. -Что делать? Что сделать? беречь решить привезти -Время (доказывают почему) - Нельзя (доказывают) - ть ти чь - Неопределенной формой - Неопределенная форма глагола. Открывают словарь, делают вывод - Неопределенная форма глагола -Потренироваться в распознавании глаголов неопределенной формы, правильно ставить вопросы - Дети хором ставят вопрос, записывают в нужный столбик (3-4 пары) - У глаголов, которые отвечают на вопрос «Что сделать?» есть приставки Выполняют упражнение | Познавательные: Логические: «анализ», «синтез» на основе частично-поискового метода Регулятивные: Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров. Личностные: - оценка определение уровня собственных знаний Регулятивные: -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; способность принимать, сохранять учебную задачу Коммуникативные: -формирование умений работать в паре (слушать собеседника, договариваться, приходить к общему решению) Познавательные: общеучебные -высказывать гипотезы Познавательные: целеполагание -выделение и формулирование учебной цели под руководством учителя Познавательные: общеучебные -умение работать с таблицами Познавательные: Логические: «анализ», «сравнение» на основе частично-поискового метода; умение ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, удерживать цель деятельности до получения её результата Коммуникативные: слушать и понимать речь других умение объяснять свои действия Познавательные: -нахождение выхода из проблемных ситуаций; построение логической цепи рассуждений; доказательство Предметные: -введение термина «неопределенная форма глагола» . Познавательные: -умение осуществлять информационный поиск Регулятивные: -контроль (сличение своего результата с заданным эталоном) Регулятивные: -умение планировать свое действие с поставленной задачей; удерживать цель до получения ее результата Предметные: введение в активный словарь учащихся термина «неопределенная форма глагола»; умение ставить вопрос к глаголу н.ф. Познавательные: логические: «анализ», «сравнение» Регулятивные: -действие с учетом выделенных учителем ориентиров, самоконтроль | ||||||
8.Самостоятельная работа с самопроверкой | - Поработаем самостоятельно. (Одни работают по карточкам, другие выполняют упр. № 182стр. 106 Карточка (Записать глаголы в неопределенной форме) Полезные советы. Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке. -Прочитайте полученный текст. -Кто сделал так же? -Кто использует эти советы? Те, кто не использует, постарайтесь их запомнить, ведь недаром они называются полезными. Они помогают нам укреплять и сохранять здоровье. -Слушаем ребят, которые выполняли упражнение по учебнику. Какие советы дали бы вы? | Самостоятельно выполняют задание (в зависимости от времени устно или письменно) Читают текст Называют глаголы неопределенной формы | Регулятивные: самоконтроль Предметные: - умение ставить глагол в неопределенную форму Коммуникативные: -умение слушать, слышать; Коммуникативные: -умение слушать, слышать; оформлять свои мысли в устной речи | ||||||
9.Рефлексия учебной деятельности. | -Какие цели ставили в начале урока? Удалось ли нам их достичь? - С какой формой глагола познакомились? – Почему её так называют? -На какие вопросы отвечают, на что оканчиваются? - Вернитесь к таблице ЗХУ и заполните третий столбик -Что понравилось на уроке? - Попробуем составить «синквейн» к нашему уроку. Для этого объединитесь в группы. Темы: « Урок», «Неопределенная форма глагола» | Проводят анализ собственной деятельности. Дети заполняют столбик «Узнал» Урок Интересный, нужный Узнали, поняли, слушали Все были очень активны Польза! Неопределенная форма Нужная, обязательная Узнали, определяли, писали Все мы поняли Инфинитив! | Личностные -оценивать собственную учебную деятельность; свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: -умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; проявлять активность | ||||||
10. Домашнее задание. | Для того чтобы закрепить изученные знания, предлагаю следующее домашнее задание на выбор: -Работа с учебником. Выполнить упр.183 стр. 107 - Выписать из сказки А. С. Пушкина « Сказка о царе Салтане» 10 глаголов неопределенной формы - Придумать «запоминалку» о глаголах н.ф. (схема, рисунок, стихотворение). | Записывают домашнее задание в дневник | Познавательные: -интерес к предмету Дифференциация по уровню творчества, трудности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок английского языка "Формы глагола to be в настоящем времени" и презентация по уроку
Урок английского языка "Формы глагола to be в настоящем времени", который проходит в форме урока-игры, урока-сказки с использованием презентации...
Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»
Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...
Технологическая карта урока. Тема: «Неопределенная форма глагола» Второй урок
конспект урока по русскому языку...
Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».
Цели деятельности учителя: познакомить детей с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...
Конспект урока "Начальная (неопределённая) форма глагола" (3 класс, УМК "Школа России")
Цель деятельности учителя: формирование представления о неопределенной форме глаголаПланируемые результаты: Предметные:- знать, что такое неопределённая форма глагола;- уметь находить глаголы неопр. ф...
Урок-повторение "Начальная форма глагола"
Данный урок содержит все этапы в соответствии с ФГОС, на котором учащиеся знакомятся с другим названием начальной формы глагола, как инфинитив....